Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
20 августа 2010 года исполнилось ровно 10 лет с тех пор как Архиерейский Собор Русской Православной Церкви под председательством почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославил новомучеников и исповедников Российских во главе со Святыми Царственными Страстотерпцами.
Сейчас мало кто помнит, что почти за 10 лет до всецерковного прославления Царственные Страстотерпцы были прославлены как местночтимые святые Екатеринбургской епархии. Решающую роль в этом сыграл тогда архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек (Лебедев). Владыка всегда с особым почтением, очень душевно, относился к Царственным Мученикам, особенно к Государю Императору Николаю Александровичу. Когда заходил разговор о Царской Семье, на его глаза часто наворачивались слёзы.
Особой принципиальностью отличалась позиция Владыки по вопросу так называемых «екатеринбургских останков». Владыка Мелхисидек отказался признавать их за останки убиенной Царской Семьи. Свою позицию по этому вопросу он не изменил, несмотря на всё оказываемое на него давление.
Сегодня, в годовщину прославления Царской Семьи, мы с низким поклоном вспоминаем Владыку Мелхиседека, и молим Бога о здравии старца, который уже ряд лет проживает на покое в подмосковном Климовске.
Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 года в подмосковной деревне Ново-Черкасово в семье крестьянина. Деревня эта находится в 100 км к востоку от Москвы в Шатурском районе, в подмосковной Мещере, о которой писал еще К. Г. Паустовский: «Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы...»
Родители будущего архиепископа были глубоко верующими людьми. Маленький Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски, читал и пел на клиросе. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Своё благотворное действие оказала на него и природа. Повлияли на формирование склада души отрока Василия жизнь и воспитание в простой крестьянской семье. И вот Господь сподобил Василия прислуживать священнику в алтаре. Владыка вспоминает, что было страшно перед величием Бога, но в то же время что-то внутренне влекло к этому.
После школы будущий архиерей стал рабочим на заводе в г. Кашире Московской области.
Сельская церковь, в которой прислуживал Василий, простояла до 1937 года, пока её не закрыли коммунисты. Стало невозможно исповедаться, причащаться. Через несколько лет над страной нависли свинцовые тучи. Радио объявило о начале войны с Германией. Василию, работавшему тогда на заводе, исполнилось 14 лет. Работать приходилось много, тяжело, подросток очень уставал, но Господь не оставлял Василия и здесь. С работой он всё же справлялся… И вот настал победный 1945-й – год всеобщей радости, наполненной слезами сирот, вдов, обездоленных, увечных, потерявших близких. Незадолго до окончания войны по распоряжению правительства были открыты монастыри, храмы, духовные семинарии – места духовного утешения, спасения людей.
В 1946 году Василий Лебедев узнал, что в Москве можно получить богословское образование. Чтобы быть уверенным, что на этот ответственный шаг есть благословение, воля Божия, Василий взял в руки канон Божией Матери. С того времени Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица была Покровительницей всей его жизни. А жизнь для верующих в то время была несладкой. Накануне поступления в семинарию пришла учительница местной школы, немолодая женщина, атеистка, говорит: «Что вы идёте на какое-то поповство?!» Василий ответил: «Почему вы меня стыдите? Я ведь не украл, не нахулиганил». И её ответ запомнился Василию на всю жизнь: «Нам легче иметь дело с вором, чем с классовым врагом».
Осенью 1946 года Василий Михайлович Лебедев поступил в Московскую Духовную семинарию в Сергиевом Посаде, а в 1950-м окончил её по первому разряду. Почти все выпускники стали священниками, среди них и Василий Лебедев. На нём теперь не только семейная жизнь, но и пастырское служение, особенно трудное в то тяжелое, атеистическое время.
Рукоположение в июле 1950 года совершил архиепископ Можайский Макарий. Первый храм, куда был направлен молодой священник настоятелем – Преображения Господня в одном из сёл Московской области. А в декабре того же года – в храм Великомученицы Параскевы Пятницы с. Туголес. Здесь будущий архиерей служил 5 лет. Село это – любимый приют святителя Киприана (†1406), где он устроил церковь Преображения Господня и предавался молитве и ученым занятиям. Не менее митрополита Киприана любил посещать погост Спаса святитель Фотий (†1431). Здесь трудами и заботами о. Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.
В феврале 1955 года последовало новое назначение – настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди, а в 1961 году отец Василий становится настоятелем городской Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево и благочинным церквей Орехово-Зуевского округа.
В семье отца Василия к этому времени уже было трое детей. Вначале семейная жизнь отца Василия шла хорошо, но затем более и более стали появляться на «пшеничном поле» сорняки плевел. Но попущение Божие в несложении семьи ведёт через боль к какой-то другой цели, Богу ведомой.
В 1962 году о. Василий поступает в Московскую Духовную академию. В 1963 году принимает монашество. Новое имя Мелхиседек («Царь правды») он получил от митрополита Никодима, относившегося к иеромонаху очень тепло. После 3 курса постановлением Священного Синода ему было определено быть епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня и взялся за подготовку кандидатской работы «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор». Через два года работа была завершена и получила одобрение Совета академии, а автору была присвоена степень кандидата богословия.
17 июля 1965 года в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры была совершена хиротония архимандрита Мелхиседека во епископа. Её совершили епископ Питирим Волоколамский (родственник святителя Питирима Тамбовского), митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий и епископ Дмитровский Филарет.
7 октября 1967 г. Священный Синод своим постановлением направил епископа Мелхиседека в Вену. Венская епархия по своему положению занимает видное место среди русских православных кафедр в Европе. И здесь Владыка проявил свою готовность помочь и дать ответ каждому вопрошающему. Его полюбили и здесь. Здесь, на австрийской земле, епископ Мелхиседек нёс свое послушание до 1970 г., когда Священный Синод отозвал его, назначив епископом Пензенским и Саранским. Осенью того же года Владыка стал архиепископом.
Тогда же Господь сподобил Своего архиерея побывать на Святой Горе Афон – в 1977 году Святейший Патриарх Пимен благословил группу паломников в составе 6 человек, во главе которой был архиепископ Мелхиседек. Утром в Великий Понедельник самолет отбыл в Афины.
С трепетом ожидали паломники встречи с местами, освященными подвигами, молитвою и трудом многих иноков. Однако первое впечатление было грустным, когда катер проплывал мимо опустевших строений, в которых когда-то подвизались русские иноки. Владыка и паломники обратились в молитве к Богу, чтобы вновь ожили оскудевшие русские келии… Вскоре показался хорошо знакомый по фотографиям Русский Пантелеимонов монастырь. У причала паломников встречала группа насельников: улыбки, радость, объятия. Все вместе запели тропарь: «Днесь спасения нашего главизна…» Затем поклонились святым мощам (честной главе) великомученика Пантелеимона, Небесного покровителя монастыря. Паломники остались здесь и на всю Пасхальную седмицу.
С 1975 по 1984 Владыка Мелхиседек – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы – знакомит инославный мир с духовными сокровищами Православия, его внутренней жизнью и внешней церковной деятельностью. Владыка Мелхиседек вёл большую общественную и миротворческую деятельность. В составе делегаций он побывал во многих странах мира. В период его служения на этой кафедре произошел случай, в котором особенно проявился Промысел Божий.
В одну из поездок на родину Владыка вёз в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на Русскую Церковь. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к Царю Мученику Николаю II, которого давно почитал за святого. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и, так же не спеша, начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться Государю. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.
26 декабря 1984 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Пимена Владыка назначен на Свердловскую и Курганскую епархию и временно управляющим Челябинской епархией. На Урал архиепископ прибыл 14 января 1985 г. и занялся упорядочением церковной жизни вверенных ему епархий. Владыка часто ездил на приходы, узнавал о приходской жизни, способствовал возрождению храмов. Жил Владыка и принимал многочисленных посетителей в Епархиальном управлении на окраине города (Искровцев, 16).
При архиепископе Мелхиседеке произошло обретение честных мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 году. В год празднования 1000-летия Крещения Руси Владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении святыни. По освящении храма Всемилостивого Спаса 23 мая 1989 года, 25 мая состоялось перенесение мощей во вновь освящённый храм.
7 июля 1991 года, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека, на Ганиной яме, месте уничтожения останков Святых Царственных Страстотерпцев, почитатели Царской Семьи установили первый крест. 17 июля 1992 года на Ганину яму был совершён первый Архиерейский Крестный ход. С этого времени, по благословению Правящего Архиерея, в Екатеринбургской епархии впервые в России началось открытое почитание Святых Царственных Страстотерпцев, как местночтимых святых. 23 сентября 1992 года на месте дома Ипатьева, в котором в 1918 году большевики расстреляли Царскую Семью, был заложен первый камень будущего Храма-на-Крови, а 22 июля 1993 года на Ганиной яме, по благословению архиепископа Мелхиседека, братством во имя Святых Царственных Мучеников был установлен новый деревянный крест с киотом.
В ходе общецерковной полемики о прославлении Царской Семьи противники прославления выдвинули в числе других такой аргумент: по их мнению, прославление Царской Семьи могло бы привести к расколу среди верующих. Самый факт отсутствия даже какого-либо намёка на напряжённость в отношениях верующих за без малого десятилетие почитания Царственных Страстотерпцев в Екатеринбургской епархии опровергал опасения сомневающихся. Вряд ли мы погрешим против истины, если будем считать, что открытое исповедание архиепископом Мельхиседеком Царской Семьи святыми мучениками сыграло немаловажную роль в положительном решении этого вопроса на Архиерейском Соборе 2000 года, прославившем Царственных Страстотерпцев.
Владыка Мелхиседек помогал Комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. По имеющимся данным, только в Свердловской области с 1935 по 1940 гг. было репрессировано 35 390 человек. 14 августа 1991 года на 12 километре Московского шоссе, где находится массовое захоронение, состоялась Великая панихида по невинно убиенным.
Большое внимание Владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. 25 июня 1991 г. в Доме мира и дружбы он был награждён золотой медалью «За укрепление мира». Ежегодно архиепископ переводил в Фонд мира 1000 рублей, Владыка перечислял средства в Детский фонд, в Фонд охраны памятников. Его епархия откликалась и на человеческую беду: взрыв на станции Свердловск-Сортировочный, землетрясение в Армении и т. п. Большое внимание архиепископ Мелхиседек уделял просвещению в Свердловской и Курганской епархии. Создавались воскресные школы, возобновилось издание «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», «Православного вестника». Многим запомнились проповеди о любви к ближнему, об уважении в семье, о послушании детей, о таинстве Брака и верности супружеской любви, о почитании престарелых. На примерах из житий святых, чтения Евангелия строились глубокие, входящие в сердца, возвышенные, но понятные проповеди архиерея.
Вспоминают люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека:
– Псалтирь он знал наизусть, а также некоторые акафисты Божией Матери. О себе рассказывал, что он никогда не ложится спать, пока не прочитает акафист. Засыпал он поздно, и никто его не будил. Ни к какому транспорту, будь это самолет или поезд раннего следования, он никогда не опаздывал. Мы удивлялись и спрашивали: «А кто же Вас будит?»
– Ангел-хранитель, – отвечал он…
– Владыка является основателем воскресной школы. Она была при Иоанно-Предтеченском соборе. В классе было до 105 человек. Уроки он вёл эмоционально, без книг, без подглядываний куда-то, вёл интересно и почти на каждом занятии плакал. Дети его очень любили. Следил, чтобы дети были напоены чаем, раздавал гостинцы.
С 25 сентября 1991 г. в связи с возвращением исторического названия кафедрального города архиепископ Мелхиседек стал титуловаться Екатеринбургский и Курганский. С 23 сентября 1993 г. в связи с образованием Курганской епархии Владыка стал носить титул – Екатеринбургский и Верхотурский.
26 февраля 1994 года по решению Священного Синода Владыка направлен на служение во вновь образованную Брянскую и Севскую епархию. В Екатеринбурге он прослужил 10 лет.
Сейчас Владыка Мелхиседек на покое; по некоторым сведениям, тяжко болеет. Мы просим всех православных христиан помолиться о здравии русского архиепископа, который всегда был верен Христу Спасителю, святой Церкви Христовой и своей совести.
Петр Мультатули
«Русская линия»
Страстотерпцы Царь Николай, Царица Александра, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (4/17 июля 1918) преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара (5/18 июля 1918)
– Наша телезрительница спрашивает, что такое алкоголизм: это грех или заболевание? И каково отношение Церкви к этому недугу?– Алкоголизм – это греховная страсть, большой тяжкий грех, в который попал человек, может быть, по невниманию к себе. Кажется иногда, что выпьешь одну рюмочку и ничего не случится.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.