Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (594) → Горе – не от ума, горе – от зазнайства…

Горе – не от ума, горе – от зазнайства…

№33 (594) / 1 сентября ‘10

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых

7 cентября – память апостола Тита

7 сентября именины отмечают христиане, нареченные в честь святых  Моисея, Владимира. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, радости вам и мира о Духе Святом, помощи Божией во всех ваших добрых делах и начинаниях.

Сегодня также Святая  Церковь совершает память  святого апостола Тита. Происходил святой из Крита, нынешней Кондеи, от родителей-язычников. Смолоду полюбил произведения греческих философов, поэтов, думая найти в них истину. С молодости вел жизнь добродетельную, целомудренную. Будучи двадцатилетним юношей, Тит два раза слышал во сне голос, говоривший ему: «Тит, тебе нужно идти отсюда и спасать свою душу – греческое же образование и языческая мудрость не спасут тебя; читай еврейские книги».

Тогда Тит выучился еврейскому языку и начал читать пророческие книги, особенно пророка Исаии. Из них он уразумел ничтожность язычества и уверовал в истинного Бога. В это время до острова Крита дошли слухи об Иисусе Христе, Его чудесах и Учении. Правитель острова, дядя Тита, послал его в Иерусалим, чтобы удостовериться в истинности слуха.

Тит, увидев Господа, тотчас сделался Его учеником. Обращенный ко Христу, апостол Павел очень полюбил Тита, и он сопутствовал апостолу языков для проповеди в разных странах. Апостол Павел посетил Крит, поставил Тита епископом в этом городе. Из Никополя в Македонию написал ему Послание об обязанностях пастыря. Святой апостол Тит скончался на 95-м году жизни. В предсмертные минуты он был утешен видением ангелов и, просветлев ликом, с неизреченной радостью отошел ко Господу.

Есть такое произведение Грибоедова – «Горе от ума», в названии которого обозначена великая проблема. Проблема, о которой в Священном Писании апостол Павел говорит, что знания надмевают, а благодать назидает. Горе не от ума, потому что ум дан человеку для познания Бога, и благодаря разуму человек способен узнавать Творца, стремится к Нему и старается всю свою жизнь направлять на богослужение. А горе от зазнайства, от высокоумия, когда человек считает себя высокообразованным.

Может быть, действительно, так и бывает, но зачастую довольство собственным образованием, начитанностью, эрудированностью, интеллектом ставит человека вне Бога. Почему? Да потому что Сам Бог гордым противится. Потому что когда человек сам себя делает Богом, Бога Человеком-Богом, то смиренный Господь никогда не навязывается ему – Он очень дорожит нашей свободой. Почему? Потому что Он любит, а любовь всегда уважает другую личность и свободу этой личности.

И вот апостол Тит, будучи очень образованным человеком своего времени, хорошо окончившим лучшую языческую школу, на этом не успокоился. Он понимал, что кроме знаний прикладных и естественнонаучных необходимо большее – высшие знания, что такое человек, для чего человек, почему человек иногда грустит, иногда радуется и ликует, тоскует, унывает, задыхается без определенной составляющей жизни – без духа.

И вот Господь просто ему подсказал: читай Священное Писание. И когда он открыл для себя Библию, его душа ощутила здесь родное: живую воду, чистый воздух. И в конце концов Тит пришел к апостольскому служению, ко Христу. Вот так и всякий человек, который ищет Истину, рано или поздно придет ко Христу.

Как сказал выдающийся математик Паскаль, большое знание приводит человека к Богу. А малое знание делает человека гордым. И величайшие ученые с мировым именем – вернее сказать, все выдающиеся ученые – были глубоко верующими людьми, христианами: Ньютон, Паскаль, Ампер, Менделеев, Попов, Ковалевская, и этот список сколько угодно можно продолжать.

Конечно, в конце ХIХ века был создан миф, что, во-первых, религия это опиум для народа, а во-вторых, что знания и вера вещи несовместимые: наука – это путь прогрессивного человечества, а религия – дело мракобесов, старушек, недалеких людей. Но, как в свое время сказал Михаил Васильевич Ломоносов, а до него один из святых, Библия не говорит, как устроено небо – Библия говорит, как взойти на небо. У науки и религии разные места приложения и разные функции, так скажем: наука пытается помочь человеку познать этот мир, Священное Писание открывает человеку познание Бога.

Точно так же, например, как ученый-биолог в физике может быть абсолютным невеждой, ну, может быть, какие-то общие познания на уровне школьной программы у него и есть, но биолог не может судить физика или химика, что они занимаются чем-то ненаучным. В своей сфере любой ученый – узкий специалист, познанающий очень малый отрезок истории мира. И чем больше познаешь, тем больше понимаешь, что «я знаю, что я ничего не знаю». В основном это касается вещей материальных – мира животного, мира природы.

А богословие познает мир духовный. Причем эскпериментально доказано: если ты хочешь достигнуть состояния святости, повтори то, что делали до тебя сотни тысяч людей – встань на этот путь и проведи над собой этот эксперимент. На пути церковной православной жизни огромное количество людей, пройдя этим путем, достигли жизни с Богом, причем совершенно очевидно. Люди совершали чудеса сверхъестественные, вопреки всем законам природы. Если наука отступала, то вера говорила: это возможно преодолеть – например, смерть или неисцелимые болезни, или, например, силы природы: когда стоит засуха и праведный молится, Господь изменяет климат в этом регионе.

Знания надмевают, если они себя ставят в центр, если являются целью. Это же только средства, инструмент к познанию мира и через это – познанию Бога. Назидает благодать. Дай Бог, чтобы миф, который так крепко засел в сознании, так скажем, людей интеллигентных, образованных, потихонечку уходил. Уходил от встреч с высокообразованными верующими религиозными людьми, уходил от чтения Священного Писания, в котором настолько просто и ясно открывается цель жизни человека, что любое непредвзятое сердце принимает это Откровение. Действительно, Господь Иисус Христос есть Путь истинной жизни. Дай Бог, чтобы мы с вами двигались по этому пути.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Наша телезрительница спрашивает, что такое алкоголизм: это грех или заболевание? И каково отношение Церкви к этому недугу? – Алкоголизм – это греховная страсть, большой  тяжкий грех, в который попал человек, может быть, по невниманию к себе. Кажется иногда, что выпьешь одну рюмочку  и ничего не случится.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

6 сентябряСедмица 16-я по Пятидесятнице. Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Московского Петра, всея России чудотворца (1479). Прмч. Серафима (1946).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс