Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Автор книги, которую мы сегодня представляем на нашей книжной полке, великим изобретением человечества называет… детскую игрушку. Детский психолог с 30-летним стажем Вера Васильевна Абраменкова к игре и игрушке относится серьезно и призывает к такому же отношению своих читателей: игрушка для ребенка – инструмент познания человеческой культуры и мироустройства. Решит ли маленький человечек, что мир враждебен, или будет иметь о жизни позитивное представление, во многом зависит от того, какой выбор сделают его родители в магазине игрушек.
Игрушка – это очень древнее изобретение человечества: уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки, и какой-нибудь глиняной свистульке или деревянному волчку как человеческим изобретениям на самом деле тысячи и тысячи лет. Однако игрушки бывают добрые и злые, полезные и вредные. И взрослым очень важно научиться различать добро и зло в таком, на первый взгляд, незначительном вопросе. Игре и игрушке посвящена книга Веры Абраменковой «Во что играют наши дети?».
В начале книги Вера Абраменкова рассказывает небольшой эпизод из своей жизни. Как-то раз трехлетней внук Веры Васильевны, сидя в кабинете у бабушки, вкладывал одну в другую чашки разной величины. При этом он глубокомысленно произнес: «Папа работает, мама работает, баба Вера тоже работает... а моя работа – играть!» «И действительно, – замечает автор книги, – на этом примере можно увидеть, что игра – нелегкая работа, и это нужно понимать, учитывая возможности малыша. Ведь, оказывается, очень сложно посадить мишку, чтобы он не падал, или ровно поставить четыре кубика друг на друга. Кубики падают, разлетаясь в разные стороны, пальчики не слушаются, но ребенок снова и снова строит башню, хотя никто не просит и не заставляет его это делать. Почему? Наверное, потому же, почему не может не писать стихи поэт или не рисовать картины живописец, даже если никто не вознаграждает их за труд. СВОЕ дело всегда в радость. Сколько терпения, упорства и настоящего творчества в детских играх! Знаменитый физик Нильс Бор сказал об одной детской игре: «Как интересно – и не менее сложно, чем строение атомного ядра!»
Зачем нужны игра и игрушка? Автор книги отвечает на этот вопрос следующим образом. Во-первых, игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять по стойке «смирно» – он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомним старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура, замри!» Ведь замирают же и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке!
Во-вторых, игра – это школа морали в действии. Сказка и игра через эмоциональное сопереживание, постановку себя на место другого способны ясно показать ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, когда они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. И наоборот – у друзей, оказавшихся игровыми соперниками, соревновательный азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
В-третьих, игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям – взрослым и сверстникам. По мнению отца Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца. С помощью игры обучение ребенка становится эффективнее, а его воспитание – приятнее.
Игра – современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, превосходный метод коррекции тех или иных недостатков; любое «проигранное» ребенком действие способно воспроизводиться уже в реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, заботливо – этим душевным багажом он затем воспользуется в реальности. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно будет воспроизведено им в той или иной жизненной ситуации. Это что касается игр.
А что же игрушки? Игрушка – это не только сопровождение игры, но и средство обучения и даже лечения. Игрушка всегда выполняла и выполняет, помимо прочих, и психотерапевтическую функцию – помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Любой предмет, используемый в качестве игрушки, ребенок наделяет определенным смысловым содержанием – и оно не всегда совпадает с назначением этого предмета в мире взрослых. Такие игрушки, как правило, не сохраняются, поскольку внешне они не похожи на изделия человеческих рук или не соответствуют представлениям об игрушке. Обычно они находятся, выбираются самим ребенком как предметы-функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям.
Какая-нибудь веточка, камушек, ракушка или гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем то, что называем мусором, когда пытаемся навести порядок в детском уголке или вывернуть карманы детской одежды перед стиркой, и всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать «это». «Может быть, – спрашивает автор книги – все же лучше камушек, чем агрессивный трансформер, или ракушка, чем монстр?» Учитывая, что игрушка некоторым образом программирует поведение ребенка, ответ ясен. И даже при большой любви к порядку лучше оставить ребенку его камушки и перышки, чем заменять их злобными страшилищами или очень красивыми, но разрушающими целомудрие куклами вроде Барби.
Это не значит, что ребенок должен играть исключительно природными материалами. Однако критерий при выборе игрушки один: она полезна, если с ее помощью ребенок соприкоснется с добром и красотой. Если же это вызывает сомнение, то лучше последовать врачебному принципу «не навреди» и не засорять мир ребенка.
Автор книги «Во что играют наши дети?» видит в общении с детьми, в детской субкультуре начальные пути отношения к другому человеку как к образу Божию и к окружающему миру как Его творению. «Такие отношения, – пишет Вера Абраменкова, – рождаются в добром взаимодействии, в сопереживании, в совместной деятельности маленького человека с другими – взрослыми и сверстниками. Но сегодня очень мало коллективных игр, несущих бодрость, взаимовыручку, совместную радость, которых так не хватает современным детям. Эти игры уходят в небытие, а наши дети чувствуют себя все более одинокими. И, может быть, бабушкам и дедушкам стоит вспомнить и собрать коллекцию старых игр и игрушек, а папам и мамам придумать новые игры, чтобы оторвать детей от экранов телевизоров и компьютеров и научить их играть».
Я ещё не родился,Я ещё на пути,Я ещё создаюсьпо велению Бога.Мне придти?Дорогие мои, мне придти?Или прогоните от порога
Вечером 27 июля во время Всенощного бдения на 78-м году жизни скоропостижно скончался протоиерей Павел Алабушев, настоятель прихода во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.