Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (587) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№26 (587) / 7 июля ‘10

Архипастырь

– Меня зовут Ирина. Я из Подмосковья. Во всех православных энциклопедиях указано, при какой болезни каким святым надо молиться. Вот Иоанну Крестителю, например, при головных болях, великомученице Екатерине – о хорошем женихе. Мой вопрос: кто и по каким критериям составлял эти указания? И вторая часть вопроса: многие святые сами страдали страшными недугами; правильно ли просить у них здоровья в молитвах? Может быть, лучше просить у них смирения и терпения? Спасибо.

– Все святые имеют дар чудотворения от Бога, дар особый, который они проявляли сначала в своей земной жизни. И после их отшествия из этого мира Господь наделил каждого каким-то дарованием. Как правило, смотрят по житиям: какие болезни чаще исцелялись тем или иным святым, о тех им и молятся; один святой исцеляет от головных недугов, другой – от каких-то других; по такому критерию определяют. Из жития святого мы узнаем, какие чудеса им совершены, от каких недугов он исцелял в своей земной жизни – по этому всегда и определяли, кто может больше помочь от той или иной болезни. Хотя Господь может услышать любого святого, чтобы исцелить недуги человека.

Святые угодники Божии действительно страдали от разных болезней, но в то же время других исцеляли. Сами себя не исцеляли – терпели и смирялись, а вот другим помогали избавиться от многих болезней. Это, конечно, великий дар Божий, когда человек наделен такой добродетелью терпения, что может претерпеть все свои страдания, смиренно перенося все трудности жизни.

Действительно, очень важно, чтобы человек был терпеливым, имел дар терпения – к этому нужно стремиться, в этом надо просить у Бога помощи, чтобы Господь дал дар терпения. У нас бывают трудности, испытания, горечи, всякие неприятности, обиды. И если у человека нет терпения, то, конечно, ему очень тяжело; а терпеливому человеку легко во всех обстоятельствах жизни – он легче может перенести все скорби, трудности, в том числе и болезни.

К сожалению, есть случаи, когда люди, подверженные болезни, не могут ее терпеть и ищут возможности уйти из жизни преждевременно, не понимая смысл болезней – пытаются покончить жизнь самоубийством, считая, что таким образом они избавятся от страданий. На самом деле через этот страшный грех они приобретают еще более тяжкие страдания, которые испытывают после отшествия из этого мира. Поэтому при тяжелых болезнях нужно молиться, чтобы Господь даровал крепость сил, терпение, чтобы можно было претерпеть недуг. Потому что претерпевая его с осознанием своей греховности и недостоинства, мы очищаем и исцеляем свою душу от грехов, о которых мы, может быть, даже забыли. А если помним, то должны принести за эти грехи плоды покаяния. Плод покаяния состоит в том, что человек признает себя виноватым перед Богом и достойным тяжелого наказания за грехи. Поэтому он терпит, и терпит достойно; за это терпение Господь награждает его чистотой сердца, чистотой души, не вменяет ему те грехи, которые он совершал, и принимает его в Свои обители.

– Меня зовут Наиль, я из Казахстана. Являются ли магия и колдовство грехом, и почему?

– Да, магия и колдовство – это страшный, тяжелый, смертный грех. Потому что магия и колдовство – это служение бесам, диаволу: человек старается творить нечто силой бесовской, которая причиняет людям только зло, неприятности, болезни, смерть и так далее. Поэтому после отшествия из этого мира колдуна ждут адские мучения – он получит от Бога тяжелое наказание в потустороннем мире. Смысл человеческой жизни на Земле – после отшествия из этого мира наследовать Царство Божие, жить в радости, в блаженстве, в утешениях Божественных. Вот главный смысл; а если мы не понимаем этого и не хотим жить так, чтобы достигнуть Царства Божия, живем в грехах и пороках, то готовим для себя страшные мучения, которые будут вечными. Что, конечно, нежелательно. Надо, чтобы человек своим разумом понимал, как ему нужно жить, чтобы получить радость и здесь, на Земле, и в будущей жизни.

А человек, который занимается колдовством, силой бесовской причиняет очень много зла и страданий, мучений и горестей людям. Конечно, вопль мучений, который исходит от этих людей, доходит до Бога, и если не здесь, на Земле, то в будущем колдунов и магов Господь накажет очень строго.

– Встречаюсь с молодым человеком, который старше меня на тринадцать лет. Я не была замужем, он был два раза женат, второй брак у него был венчаный. Владыка его развенчал, потому что жена прелюбодействовала и ушла от мужа. Мы очень любим друг друга, но он узнавал волю старцев про нас, которые сказали, что у нас разные пути. Как нам быть?

– Во-первых, если расторгнут церковный брак, этот человек свободен снова жениться. Хотя, конечно, брак должен быть один и навсегда, и к этому нам нужно стремиться. Но бывают разные случаи в жизни, по Священному Писанию, Господь допускает человеку развестись и еще раз вступить в брак. Но, конечно, нужно прислушиваться к голосу своего духовника – и если есть на то благословение, можно вступить в брак, но только не через грех блуда.

К сожалению, сейчас такая мода, что мужчина и женщина живут вместе без благословения Церкви, без регистрации. Они живут плотской жизнью, а потом начинают думать, что они очень любят друг друга. Это большой обман – такая совместная жизнь это разжигание страстей и влечения друг к другу. А потом, когда пыл огня и страстей спадает, человек уже по-другому думает о своей второй половине. Если у вас страстная любовь, основанная именно на плотской жизни, нужно прекратить эту жизнь, дождаться, чтобы погас огонь блудных страстей, а потом трезво посмотреть друг на друга и прислушаться к голосу старца, духовника.

Я не знаю точно, почему он так сказал. Видимо, он поисповедовал, поговорил с молодым человеком – он знает больше, чем я. Поэтому не могу сказать конкретно, но общее правило при встрече, при знакомстве, при желании вступить в брак таково: вступление в брак не должно предваряться блудом. Это должно быть исключено.

Почему у нас сейчас так много неудачных браков? Потому что многие люди ставят в основу своей семейной жизни грех, смертный грех, и на основе этого блудного страшного греха пытаются строить семью. Это неправильно, это невозможно делать – надо создавать семью на основе добродетели воздержания и целомудрия. Когда это будет с благословения Церкви и с целомудрием, то шансы создать удачную, счастливую семью, вместе жить до конца дней своих – резко возрастут. Потому что в основе такой семьи добродетели воздержания, терпения, смирения, послушания воле Божией и целомудрия. Вот что нужно ставить в основу нашей семейной жизни с самого начала; а когда ставится грех блуда, невоздержания, несмирения, непослушания, нетерпения, блудная страсть и помрачение ума от этой страсти, и в этом пылу человек вступает в брак, в семейные отношения – потом, начиная разбираться, понимает, что поступил неправильно, неопытно: не послушался Бога, воли Божией не исполнил, и поэтому получилась такая беда.

– Валентина, Липецк: «Владыка, по воле Божией я прочитала церковный богослужебный устав. Скажите, он для всех одинаково пишется? Я в другие храмы прихожу и вижу, что там сокращают – например, не читают тропари, библейские песни не читают. Это грешно или нет? Можно отступать от устава?»

– Есть у нас приходы, городские и сельские, в которых сокращаются стихиры, на вечерней или на утренней службе поменьше уделяется внимания канонам. Это совершается по немощи человеческой – длинную службу не каждый может выстоять. Поэтому мы идем навстречу этой немощи человеческой и чуть-чуть сокращаем службу.

Но есть приходы и монастыри, где чин богослужения совершается полностью – и утреннего, и вечернего, – без каких-либо сокращений. Сейчас у нас, слава Богу, есть много храмов, монастырей, и если есть желание помолиться именно в том храме, где богослужение совершается полным чином, то никому это не возбраняется – можно туда идти и молиться. А тем, кому тяжело выстоять долгие службы, возможно помолиться в других храмах.

Таким образом создаются особые условия для каждого человека, чтобы он приходил на службу и не роптал, что ему тяжело быть в храме. Конечно, сокращения допускаются в разумных пределах, и делается это с целью не удалять людей от богослужений, от Церкви длинными богослужениями. Есть и батюшки, которые любят длинные службы, и в эти приходы идут те, кто желает помолиться без сокращения богослужения.

– Владыка, вопрос из города Ревды: «В храме Святой Троицы служит отец Михаил; на него поступало несколько жалоб в епархию, они были рассмотрены без Вашего присутствия. Многие были против его пребывания в должности, но до сих пор он служит в нашем храме. Считается ли это покровительством с Вашей стороны?»

– Да, действительно, наш церковный совет принял решение его отстранить от этого прихода. Были предложены и священнослужители, которые должны были занять должность отца Михаила. Но я посчитал, что священник, который должен быть назначен на должность настоятеля, к этому не готов – он уже был настоятелем в другом приходе и, к сожалению, оттуда ушел, прямо попросив меня: «Дайте мне другой приход, только не настоятелем, потому что я не могу им быть. Буду вторым или третьим священником, только не настоятелем». А тут вдруг предложили ему быть настоятелем, заведомо зная, что он не справится.

Поэтому я написал в своей резолюции, что пока не найдем достойного настоятеля, отец Михаил будет служить там. Когда найдем достойного священника, окончательно решим вопрос с этим приходом.

– Вопрос из Московской области: «Когда подхожу к иконе Царя Николая, начинают шататься лампадки, и сразу возникают черные мысли: неужели со мной что-то не так?»

– Действительно, наверное, что-то не так, если есть такие ощущения – ведь не с каждым же бывает, что лампадки двигаются. Поэтому нужно пойти к священнослужителю, к настоятелю, к духовнику и посоветоваться. Может быть, исповедаться глубже, основательней. Поискав в своей душе причину такого явления и покаявшись, просить Господа дать утешение душевное и избавление от этого явления.

– Владыка, вопрос из города Гродно, Беларусь: «Я католичка, но с интересом смотрю телеканал «Союз». И все же считаю, что Православие идет по неправильному пути и люди не могут с ним прийти к Богу. Могу доказать свою мысль: Библия полна описаниями идолопоклонников, которых уничтожал Бог и все же до конца не мог уничтожить; православные поражены идолопоклонством и ищут поклонения в храмах иконам и мощам. Ведь есть прямые цитаты, которые указывают на это. Почему вы, православные, идете по неправильному пути?»

– Уже тысячу раз мы об этом говорим: почитание святых икон идет с первых веков христианства. Благословение на почитание святых икон мы получили от Самой Божией Матери – когда апостол Лука написал первую икону и показал ее Богородице, Она сказала: «Благодать Сына Моего и Моя да будет над сей иконой». И в течение двух тысяч лет иконы, которые написаны апостолом и евангелистом Лукой, сохранились до настоящего времени. Мы их почитаем, потому что они были в руках Самой Божией Матери, Которая это одобрила, в руках святых апостолов, которые непосредственно были учениками Спасителя.

А то, что в Священном Писании не написано о почитании икон, так это беда некоторых христианских конфессий, которые не хотят принимать Священное Предание. Ведь сначала было Священное Предание, и лишь потом Священное Писание. В Священном Писании указано, что в нем написано не все – если бы написать все, что сделал и сказал Христос, это не вместилось бы ни в одну книгу во всем мире.

И крестное знамение, и почитание икон можно не увидеть в прямых указаниях, но что иконопочитание не является идолослужением, было принято на VII Вселенском Соборе (больше ста лет шла очень тяжелая борьба с иконами и иконопочитанием. Потому что и некоторые императоры, иногда и священнослужители считали, что тот, кто кланяется иконам, проявляет идолопоклонство). Святые отцы VII Вселенского Собора приняли решение, что иконопочитание не является идолопоклонством, потому что мы, воздавая почтение образу Христа Спасителя, Божией Матери, угодникам Божиим, воздаем почтение Первообразу. Святой, который изображен на иконе, уже находится в Царствии Божием, и икона служит средством возвыситься в мир иной, в Царство Божие, молиться святому, который изображен на ней. Мы не кланяемся доске или краске, мы кланяемся живому первообразу и непосредственно к нему обращаемся мысленно за помощью, благословением, за молитвой и содействием в нашей жизни. Человек немощен, слаб и подвергнут различным искушениям и соблазнам. Мы потому и обращаемся за помощью к угодникам Божиим, чтобы Господь через них даровал нам силы устоять перед соблазнами этого мира.

Православная Церковь не ошибается, почитая святые иконы, она следует практике и обычаю, которые идут с первого века христианства, еще со времен Божией Матери и святых апостолов, которые это делали. А ведь они понимали значительно больше, чем мы, поэтому мы полностью доверяемся святым угодникам Божиим, видевшим Христа Спасителя, Который учил идти ко спасению в Царство Божие.

– «Муж некрещеный, не ходит в церковь, против того, чтобы я ходила в церковь. Ругается матом. У нас дети. Стоит ли мне продолжать с ним жить или развестись?» – спрашивает Надежда из Томска.

– Конечно, сложная ситуация, когда такая атмосфера в семье. Но нужно постараться повлиять как-то нравственно, духовно на супруга, чтобы он, видя добрые дела, смог бы полюбить христианскую веру и сам стать христианином.

Вот сегодня мы празднуем память святого праведного Иоанна Русского, который был взят в плен во время русско-турецкой войны. Он был продан в рабство одному хозяину в Турцию и там находился до конца своей жизни. Конечно, хозяин был мусульманином, он старался привлечь святого в мусульманство – очень жестоко, через пытки, многие страдания. Но святой Иоанн очень твердо говорил, что родился христианином и умрет христианином: «Делайте со мной что хотите». Он был очень трудолюбив, смирен, терпелив, послушлив – конечно, такой работник был нужен хозяину. И он, видя добродетельную жизнь Иоанна, стал его очень уважать, любить, и даже дал ему свободу – жизнь настоящего христианина меняет людей вокруг.

Если муж не терпит, то необходимо, наверное, второй половине показать пример настоящей христианской жизни: терпения, смирения, послушания и глубокой веры. И когда это ярко проявится, я думаю, рано или поздно, он по-другому будет смотреть на свою жену и будет жить со своей супругой в вере и благочестии и в церковной жизни.

Беседовал Илья Юков
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова

 
Царские дни

«С любовью к России»

Лидия Ежкова

Приближаются Царские дни; уже разрабатывается программа проведения фестиваля православной культуры в нынешнем году

 
Церковный календарь

Преподобный Сампсон Странноприимец: Сколько времени мы уделяем отображению в душе ребенка ангельских черт?

Протоиерей Евгений Попиченко

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс