Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Какая религия была первой на Земле, и в чем смысл жизни православного человека?
– Первой религией на Земле была вера в Истинного Бога
. И она сохранилась, слава Богу, до настоящего времени – Богооткровенная религия, которую открыл нам Сам Господь о Себе, потому что человек не может проникнуть в тайны Божии. А то, что Господь нам открыл, и то, что поборники и служители Божии в лице Моисея и других пророков были удостоены получить эти Откровения – все было записано в книгах. Из них и составилась так называемая Библия. Слово «библия» в переводе на русский язык означает «книги». Из этих книг мы черпаем Откровение Божие, которое дано нам, чтобы мы знали пути Господни, истинную веру и истинную религию, могли правильно понимать смысл жизни, которая дана человеку на этой земле.
Мы черпаем из Библии Откровение Божие, необходимое для нашего спасения, для нашей земной жизни, чтобы, следуя ему, не заблуждаться в своих мыслях и желаниях. Это и есть наш путь, которого мы должны держаться в течение всей своей жизни. И слава Богу, что в течение уже многих тысячелетий есть люди, которые придерживаются этих откровений Божиих.
– Во времена, когда я родилась, было очень много верующих людей, но не было тогда храмов. Меня и одного из моих братьев погружали, как сказала мама потом. Сейчас я обратилась к батюшке, и он меня только помазал. Крещеная я или нет?
– Крещеная, конечно, если батюшка довершил то, что не могла сделать бабушка. Она погрузила только, совершила трехкратное погружение с формулой Крещения – совершила таинство Крещения. А священник совершил еще одно таинство – таинство Миропомазания, чего бабушка в свое время сделать не смогла. Поэтому сейчас совершилось полное Крещение, ваше полное воцерковление.
– Получается, что каждый христианин в экстренных случаях сам может крестить другого человека...
– Да, может, в виде исключения, но затем все же желательно такому человеку обратиться и к священнику.
– Хочу спросить Вас об императоре Маврикии. Императоров ведь и раньше убивали, так вот этот император был человеком святой жизни. И когда умер патриарх Константинопольский Иоанн IV, император взял его постель себе и какое-то время спал на ней, чтобы как можно больше стяжать себе благодати Божией. Я понимаю, что у Церкви есть семь таинств, но этот обычай, наверное, хороший и очень благодатный: пойти в ближайший монастырь, когда там умирает благочестивый монах, попросить у игумена постель этого монаха и какое-то время на ней спать, чтобы стяжать как можно больше благодати? Владыка, что Вы об этом думаете?
– Может быть, человеку греховному, грехолюбивому, ведущему греховную жизнь приобретенная таким образом, без личного подвига, благодать и поможет. Может быть, он и почувствует, что стяжал благодать. Но если он не будет работать над собой, то это ничего ему не даст. А когда он понимает, что умерший подвижник потрудился, стяжал для себя большую благодать, и она чувствуется на предметах, которые его окружали, он стремится, чтобы эта благодать помогла и ему исправить свою жизнь. Если это будет так, то благодать будет обильно изливаться на него, когда человек будет пользоваться тем или иным предметом.
Мы ведь то же самое делаем, когда едем в паломничества по местам, в которых подвизались преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, в другие места, даже в Грецию и Египет, где совершали свой молитвенный подвиг великие святые. Благодать, обретенная еще в первых веках христианства, и сейчас там чувствуется. Мы туда едем приобщиться к этой благодати, получить ее, чтобы с помощью Божией исправиться, измениться, стать лучше.
Нам необходима помощь, поддержка духовная. И мы её получаем, когда паломничаем по святым местам –для того мы и совершаем паломничество, преодолевая какие-то трудности во время путешествия: пешую ходьбу, не совсем комфортные условия проживания, скудную пищу. Но мы идем на это целенаправленно и намеренно, чтобы тоже потрудиться и стяжать благодать, которую мы хотим получить в том или ином месте, где подвизались святые угодники Божии.
– Как замолить грех аборта и как молиться за убиенного ребенка?
– Да, аборт – это очень тяжкий грех, и из-за него мучаются многие женщины и мужчины. Женщина, делающая аборт, поначалу думает, что все это просто и обыденно, но потом совесть так ее мучает, что она не может найти себе места. Конечно, человек в таком состоянии хочет сделать что-то, чтобы свою душу успокоить. Одно из средств – прийти на исповедь и покаяться, осознать этот тяжкий грех. А потом нужно принести плоды покаяния, то есть сделать что-то противоположное этому греху. Если человек совершил убийство невинного и раскаялся в этом, он должен так организовать свою дальнейшую жизнь, чтобы приводить других людей к Богу, к Церкви, к церковной жизни, отвратить других женщин от греха, который сама совершила в свое время.
Сейчас много, к сожалению, молодых женщин, которые легкомысленно относятся к этому делу, совершают аборты. Они, конечно, потом будут каяться, но будет уже поздно. Поэтому возможность помочь людям и предотвратить совершение ими этого греха – это одно из средств как-то очистить и омыть свой грех. Но в то же время очень важно отвратить людей от зла, от неверия, отвратить от греховной жизни и направить на путь спасения, на путь истины и добра, совершать дела милосердия. Это тоже одно из средств замолить совершенный грех. Если ты видишь, что человек погибает в грехах и пороках и стараешься вырвать его из рук диавола, то делаешь великое дело милосердия. И это тоже средство, чтобы Господь простил твой страшный грех.
Конечно, надо молиться за дитя, чтобы Господь миловал его, помогал ему и даровал ему Свою милость.
– Можно ли келейно читать Псалтирь по самоубийцам?
– Да, можно, если вы будете читать дома. Дома можно и даже нужно читать, потому что единственная помощь, которую мы можем оказать самоубийцам – это молиться дома келейно, читать Псалтирь и Евангелие, молиться Богу, чтобы Он посетил Своей милостью людей, которые ушли из жизни с таким страшным грехом.
– Очень много разговоров идет о строительстве храмов, в том числе и в Екатеринбурге. Считаю, что церквей и так хватает. Не накажет ли меня Бог за такое рассуждение?
– Церковному чиноначалию виднее, чем простому человеку, нужно или не нужно строить церкви и где их строить. Если говорить о Екатеринбурге, то Святейший Патриарх Кирилл, когда посещал нашу епархию, отметил, что в нашем городе очень мало церквей: у нас на полтора миллиона жителей двадцать храмов. Это очень мало. Он говорил, что на 10 тысяч населения нужно иметь хотя бы один храм. Поэтому, чтобы исполнить благословение Святейшего Патриарха, нужно еще потрудиться.
– Как окончилась жизнь апостола Иоанна на Земле?
– Апостол Иоанн – единственный апостол, скончавшийся своей смертью; все остальные апостолы скончались мученически – кто на кресте, кто головой вниз, как апостол Петр. А апостол Иоанн Богослов, будучи уже в преклонном возрасте, почти не мог говорить и только призывал людей любить друг друга. Он постоянно повторял: «Братья, любите друг друга!», потому что был апостолом любви, проповедником жертвенной истинной Божественной любви.
Когда он почувствовал, что пришло его время, собрал своих учеников и поднялся с ними на гору. И там он повелел вырыть могилу, лег в эту могилу и почил. На том месте, где он почил, после построили большой храм в городе Эфесе. На месте смерти апостола всегда совершалось много чудес; я думаю, они и сейчас совершаются.
– В одной из Ваших передач я узнала, что не все православные общины и приходы канонические, а спасутся только они. Как нам, мирянам, отличить, каноническая это община или нет? Спасибо Вам.
– В России в основном все приходы канонические. Есть только несколько когда-то отступивших от Русской Православной Церкви – как, например, «Истинная Православная Церковь», – которые не признают Русскую Православную Церковь и не поминают Святейшего Патриарха. Они сами удалились от всей Полноты церковной жизни. Мы знаем, что вне Церкви нет спасения, поэтому они, конечно, находятся в очень тяжелом положении, они не спасутся, к сожалению.
А в основном все приходы канонические, они вливаются в лоно нашей Церкви, поминают Патриарха. И не следует общаться с теми приходами, которые не принимают всей полноты нашей Церкви, потому что есть там какое-то заблуждение.
– Можно ли дома исповедаться, не ходя в церковь при этом? Прощаются ли такие грехи?
– Конечно, мы должны каяться везде и всюду, где бы мы ни были. Мы совершаем покаяние и в чувствах, и в мыслях, и в желаниях. Если мы внимательны к себе, мы всегда каемся: «Господи, прости, что я сделал что-то не так, что я соблазнился тем-то и тем-то…». Это хорошо, что мы каемся и просим прощения у Бога на каждом шагу. Но нам следует обязательно прийти в церковь, чтобы исповедаться перед духовником. Те грехи, которые исповедуются перед духовником, прощаются. Только участвуя в таинстве Покаяния, человек получает истинное очищение от греха. Читается разрешительная молитва, и только благодатью Христовой, благодатью Божией человек получает очищение от грехов, которые он исповедовал.
Обязательно надо идти в церковь; поэтому мы и призываем всех людей, чтобы они жили церковной жизнью, а не только домашней молитвой и какими-то своими трудами вне Церкви. Есть такие слова у святых отцов: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Нужно прислушаться к голосу наших святых отцов, потому что они знают хорошо, какой смысл и значение имеет Церковь для человека. Нужно как можно больше отречься от себя, от своих мысленных заблуждений и прийти в церковь, чтобы молиться церковной, общественной молитвой, участвовать в таинствах, приходить на Исповедь как можно чаще, исповедоваться, каяться, причащаться Святых Христовых Таин. Это все необходимо для спасения человека, а без церкви нет спасения.
– Люди на мое добро ответили злом. Я читала сороковой псалом, чтобы Бог наказал врагов моих по прошению моему. И на самом деле Бог их наказал, неужели я на них «наговорила»?
– Нельзя сказать, что «наговорила», но мы, конечно, не должны так поступать. Мы должны молиться за наших недоброжелателей, чтобы Господь простил их и помиловал, а не наказывал. А Господь Сам управит, как поступать в том или ином случае. В данном случае Богу было угодно вразумить какими-то лишениями этого человека, чтобы он исправил свою жизнь.
Нам, православным христианам, лучше молиться за наших обидчиков. Кстати, и в Священном Писании сказано, чтобы мы молились за своих обидчиков, терпели тех, которые нас укоряют и гонят, и таким образом уподоблялись нашему Творцу, Господу, который «дождит над праведными и неправедными и солнце льет на злые и на добрые».
– При каких обстоятельствах развенчивается брак? В частности, либо это измена супруга, либо утрата добродетели?
– Важной причиной развода церковного может стать измена супруга. К сожалению, в современной нашей жизни измена может быть как с одной, так и с другой стороны. Бывают случаи, когда люди сознают свои грехи, недостатки, но просят прощения и продолжают жить в церковном браке. Но совершив такой тяжкий грех, как измена, обоим супругам нужно трудиться, чтобы омыть и очистить свой тяжкий грех прелюбодеяния, грех очень тяжелый и влекущий великие наказания здесь, на Земле, а в будущем – еще более страшные наказания в адских мучениях. Нужно это понимать, знать и всячески избегать. Но если совершился такой грех, а вторая половина не может простить и не может дальше жить с этим, конечно, в таком случае разрешается расторжение церковного брака.
– Владыка, я работаю вахтенным методом и целый месяц не могу посещать храм. Особенно неприятно, если в месяце есть двунадесятый праздник. Вот сейчас приближается праздник Пятидесятницы, а я не сумею побывать в храме. Что делать? Меня очень волнует этот вопрос.
– Выход из положения в том, чтобы с кем-нибудь поменяться и сделать так, чтобы в этот праздник прийти в храм и помолиться вместе с Церковью. Но если это сделать невозможно, нужно постараться этот день посвятить Богу, помолиться, чтобы почтить этот праздник либо в домашних условиях, либо в каком-то другом месте. И совершить все те молитвы, которые мы должны совершать в день того или иного праздника.
– У меня ребенку чуть больше двух лет. И на протяжении всего этого времени врачи не могут поставить ему никакого диагноза и назначить какое-то лечение правильное. Тем не менее какие-то болезненные проявления от неизвестного нам заболевания каждый день дают о себе знать. У меня вопрос: как правильно по-христиански относиться к такой ситуации? И если можно, ответьте, как сердцем можно принять такое утверждение, что невинный ребенок страдает по нашим грехам, по моим грехам? Страдает ведь этот маленький, невинный ребенок.
– Действительно, в такой ситуации в первую очередь надо думать о себе, о своих грехах, потому что, может быть, ребенок ни в чем не виноват, но мы знаем, что грехи родителей, грехи наших предков могут передаваться из поколения в поколение. В данном случае нужно посмотреть на себя, посмотреть на свою душу, увидеть, может быть, какие-то свои недостатки, слабости и привязанности, покаяться в них и исправить. Это, возможно, будет одним из средств, чтобы младенец вылечился. Такие случаи были, и очень часто.
Я знаю пример, когда ребенок находился в очень тяжелом болезненном состоянии и врачи ничего не могли сделать. А когда его родители пришли в церковь, священник сказал: «Посмотрите, какой грех у вас тяжелый». Оказалось, что мать этого ребенка полюбила какого-то мужчину, не могла перед ним устоять и впала с ним в грех, а покаяться не покаялась. А когда женщина осознала, что это тяжелый грех, пришла исповедаться и покаялась, дала обещание больше к этому не возвращаться, то уже на следующий день ребенок никакой болезни не имел – кончились все болезни. И этот пример – показатель того, что грехи родительские очень влияют на детей.
Поэтому в данной ситуации нужно посмотреть, посоветоваться с духовниками, со священнослужителями, помолиться, чтобы Господь открыл душу, и суметь увидеть свои грехи. Ну и, конечно, помочь можно младенцу – почаще его причащать, везти его к нашим святыням православным, к иконам чудотворным, к благодатным святым мощам. Все это может помочь ему избавиться от болезни, которую врачи пока еще не увидели.
– Разъясните, кто такие язычники?
– О язычниках можно по-разному говорить. Во-первых, это люди, которые поклоняются ложным богам, которые являются тварью, творением: дереву, Солнцу, Луне, каким-то зверям и так далее. Это одна сторона.
Другая сторона язычества – это поклонение личным богам, то есть кумирам, которые у нас есть, своим привязанностям. Это тоже духовное язычество, когда мы зависимы от своих страстей, привязанностей и так далее. Вот что можно кратко сказать о язычестве.
– У меня муж и его родня староверы. Я же и мои родственники – православные. Сына окрестили в их веру, то есть в старообрядчество. И сейчас священнослужители нашей церкви, которую я посещаю постоянно, говорят мне, что мои требы и мои молитвы о сыне не доходят до Господа. А чтобы они доходили, его необходимо окрестить в Православную веру. Правда это или нет?
– Что касается старообрядчества, могу сказать, что у староверов само таинство Крещения совершается правильно. По поводу таинства Миропомазания, совершаемого старообрядцами, у нас есть сомнения, что оно является действительным: если взять историю возникновения старообрядчества еще с XVII века, то мы знаем, что староверы лишились возможности иметь святое миро, которое освящает только Патриарх. Нельзя забывать и о том, что у Патриарха есть святое миро, которое идет еще со времен апостолов, которое всегда добавляется чуть-чуть при освящении нового мира. Церковные традиции и обычаи были прерваны в силу трагических событий; у нас есть сомнение, что у староверов сохранилось святое миро, которое идет от апостолов, учеников Божиих. А так они правильно совершают таинство Крещения через троекратное погружение в купель, со словами, которые необходимы для совершения таинства, то есть формулой Крещения. Поэтому если есть возможность вашего сына привести в Православную веру, привести его в церковь, миропомазать – будет очень хорошо.
– В семье вспоминали ветеранов Великой Отечественной войны; они были крещеные, но дорогу к храму так и не обрели. Что делать, чтобы крещеные люди, не посещающие церковь, снова начали приходить в храм?
– Обязанность православного христианина – быть солью земли и светом мира. И если мы такими будем, то люди, которые сейчас еще далеки от Церкви, приблизятся к ней. Видя наши добрые дела, они прославят нашего Небесного Отца, прославят Святую Троицу. Поэтому нынешним православным христианам нужно быть более активными, ярче проявлять свои христианские ценности в личной жизни. И люди, увидев в нас такой пример добродетельной христианской жизни, больше будут приближаться к Церкви. Поэтому если мы сами живем христианской православной жизнью, мы должны постараться и других привести к такой жизни. А сделать это можно через свой личный пример.
Беседовал Илья Юков
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова
Ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на вопросы после встречи с общественностью Карелии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.