Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В конференц-зале Духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии начались организационные собрания для родителей, которые хотели бы, чтобы их дети начали новый учебный год в новом учебном заведении – негосударственной общеобразовательной православной школе.Пап и мам, которые хотят, чтобы их дети получали православное образование и воспитание с первого класса и даже дошкольного возраста, оказывается, немало. Немало возникает у них и вопросов относительно школьной программы, режима работы школы, условий поступления. Сегодня мы попросили ответить на них руководителя Учебного отдела Екатеринбургской епархии Ингу Владиленовну Королькову.
– Инга Владиленовна, расскажите, что будет представлять собой православная школа?
– При Свято-Троицком кафедральном соборе сейчас уже готовится к сдаче в сентябре текущего года негосударственная общеобразовательная православная школа. Сейчас на объекте заканчиваются строительные работы, но одновременно уже ведется подготовка к тому, чтобы принимать детей. Приобретается оборудование: парты, интерактивные доски, оборудуются компьютерные кабинеты. Школа примет учеников с 1 по 11 класс; она будет работать в две смены. На первом этаже будут размещаться две группы детского сада, то есть будет просматриваться такая преемственность – начиная с дошкольного образования и заканчивая 11 классом.
Можно отметить, что сегодня в общественном сознании происходит переоценка роли религии в культуре, в истории России, в духовно-нравственном воспитании человека и общества. Настоящее можно охарактеризовать как начало возвращения российского общества к традициям русской православной культуры. Следует заметить, что традиции русского православия и непосредственно воспитания заключают в себе понятия нормы, нравственного идеала, стремление к которому формирует духовный иммунитет, позволяющий противостоять порокам, поразившим часть современного общества, в том числе представителей молодого поколения.
– Инга Владиленовна, чем новое учебное заведение будет принципиально отличаться от существующих общеобразовательных школ?
– Сегодня у нас довольно сложное время именно для детей, многое им предлагается; им трудно сделать выбор; поэтому кроме основных педагогов и педагогов дополнительного образования в школе будет работать еще и служба православных психологов, для того чтобы индивидуально помогать каждому ребенку. Сами по себе классы будут небольшие – по 12-15 человек, и еще, тем не менее, мы будет уделять такое внимание каждому ребенку и родителям.
Планируется, что эта служба будет помогать и поддерживать педагогов: действительно, при тех проблемах, которые существуют сегодня, педагога оставлять одного тоже нельзя – ему нужно помогать, его нужно поддерживать, с ним нужно заниматься. Мы понимаем, что нынешние дети – сложные дети, но тем не менее педагогу нельзя ни на одном ребенке срываться, проявлять свои, может быть, какие-то негативные качества. «Все дети – хорошие», вот такой должен быть у нас девиз. И наша задача каждому ребенку дать знания, образование, воспитание. Но ни в коем случае не сломать этого ребенка, а дать ему возможность в такой школе именно раскрыться, все свои лучшие качества показать.
Конечно, понятно, что сделать это могут при сегодняшней информационной загруженности детей только учителя-профессионалы. Поэтому мы тоже будем подбирать педагогов, которые уже имеют высшую категорию, имеют опыт работы.
– И они все должны быть воцерковленными людьми?
– Да, наши будущие педагоги – это люди, которые уже окормляются в храмах, имеют духовных наставников. Это обязательное условие, равно как и то, что характеристику им должны давать священники. Мы будем так выстраивать учебный процесс, чтобы у наших педагогов не было необходимости вести уроки в других школах и дополнительно зарабатывать деньги, – чтобы педагог мог прийти в нашу школу, погрузиться в эту педагогическую среду, отдавать своему делу и детям всю свою любовь и не думать о хлебе насущном, чтобы педагог мог получать достойную заработную плату и работать. Потому что опыт работы показывает: когда педагоги «бегают» из одной школы в другую, это очень сложно и для них, и для детей, и для родителей. Поэтому будем стараться создавать такие условия, чтобы и педагогам, и детям, и родителям было комфортно и уютно в школе, чтобы там сложилась такая единая семья.
Школа эта является Архиерейской – Владыка Викентий будет сам окормлять и возглавлять эту школу. Учебный отдел, как помощник Владыки, сейчас как раз занимается набором детей в эту школу, организацией, подбором общеобразовательных программ. Чаще всего родители задают такой вопрос: а какая у нас будет официальная федеральная программа, как она будет строиться, какую программу мы выберем? – потому что у нас есть несколько федеральных программ. Если взять тот же первый класс – для него существует целых пять программ.
– А действительно, какой программе вы отдаете предпочтение?
– Мы можем составлять ее компилятивно, то есть один учебник брать из одной программы, другой – из другой. Задают вопросы, будем ли мы заниматься по программе Ушинского, которую благословил Святейший Патриарх Кирилл? Ответ у нас такой: в каждом классе родители будут принимать самостоятельное решение. Конечно, весь основной образовательный процесс мы должны выдать, обязательный федеральный пакет должен быть, а уже интегрировать в эти предметы элементы дополнительного образования мы будем по нашему выбору.
И вот тут очень важно, чтобы родители были включены в этот процесс, чтобы они были помощниками педагогам. Мы им сразу говорим, что на каждом этапе мы будем с ними советоваться, будем просить у них определенной помощи.
– И как они к этому относятся?
– Некоторые родители говорят: а мы не хотели бы сильно включаться в учебный процесс, мы вам доверяем и так. Ну, не хотите и не надо, но тем, кто выражают такое желание, а их очень много, надо такую возможность предоставить. Потому что родители, если уж они такие активные, никогда не принесут вреда, а принесут только пользу. И если в школе правильно этот процесс взаимодействия организовать, то опять же всем будет очень хорошо.
– Инга Владиленовна, вот Вы сказали, к учителям предъявляются определенные требования: они должны обязательно духовно окормляться в храме. А к детям какие требования будут предъявляться?
– Вы знаете, если все-таки родители и семья принимают решение, что ребенок идет в православную школу, хотя, может быть, этот ребенок еще не имеет опыта духовной жизни, но идет сюда, то никаких преград не может быть ни для ребенка, ни для его семьи. Если семья выбирает православную школу, это говорит о том, что на первой ступеньке они уже стоят. А все остальное обязательно будет дальше, со временем.
Поскольку каждый класс будет окормляться священниками, учебный процесс так или иначе окажется таким, в который ребенок и его семья будут погружены, поэтому мы никаких требований к учащимся предъявлять не будем.
Но у нас предусмотрены утренняя молитва, обязательно перед началом занятий, в столовой перед приемом пищи и после окончания трапезы, после окончания занятий. Конечно, с этими правилами будут знакомиться и родители и дети. Я думаю, что родители неправославные не будут своих детей отдавать в эту школу силой. А если человек крещен в Православной вере и не имеет никаких претензий к этому, даже если он еще и недостаточно воцерковлен, я думаю, ничего здесь страшного нет. Родители вместе со своим ребенком будут потихоньку приучаться к правилам духовной жизни.
– Инга Владиленовна, еще совсем недавно велись горячие споры о целесообразности введения в школьную программу «Основ православной культуры», а сейчас мы присутствуем при рождении целой православной школы.
– Сегодня очень многие родители начали понимать, что духовная дисциплина может только благоприятно отразиться на их детях. И многие, сами даже не имеющие опыта духовной жизни, хотят, чтобы их дети такой опыт получали.
– Значит, «Основы православной культуры» дети будут все-таки получать?
– Конечно, я уже сказала, что интегрированно во все предметы будут вводиться элементы основ православной культуры. У нас есть свои учебники «Основы православной культуры», которые мы разработали межрегиональной группой в Екатеринбурге, они выполнены в современных технологиях, есть мультимедийные приложения к этим книгам, рабочие тетради для детей. У нас есть очень хорошие учебники монахини Нины (Крыгиной) и отца Димитрия Моисеева по нравственным основам семейной жизни.
Сейчас мы по этим учебникам проводим занятия и в общеобразовательных школах по согласию родителей. Но, конечно же, в православной школе все это будет представлено в общем комплексе и, я думаю, это даст определенные положительные результаты.
– Не станет ли препятствием то, что школа эта – платная?
– Считаю, что если у родителей есть возможность оплачивать обучение своих детей и попасть в эту школу, то они могут быть спокойны за будущее своего ребенка.
– Вообще-то каждая школа должна заниматься не только образованием, но и воспитанием...
– Должна, конечно, но не всегда это делается. У нас сегодня к воспитанию могут отнести все, даже танцевальный кружок. Но мы должны стремиться, чтобы каждый ребенок прочувствовал и прожил какие-то определенные вещи, чтобы он безошибочно отличал добро от зла. Это очень важно.
– Инга Владиленовна, не получится ли так, что с началом работы православной школы, Вашего любимого детища, все ваши наработки за многие годы в общеобразовательных школах будут как-то немного ущемлены?
– Детище это не появилось в Учебном отделе, все наши «детища» как работали, так и работают на сегодняшний день. Просто наш Учебный отдел сейчас выполняет еще одно послушание по набору. Отдел наш будет работать, как и прежде, но эта школа, я думаю, будет тем основанием, той сердцевиной, которая должна определять, какой должна быть школа.
Я думаю, что и Владыке, и Учебному, и Катехизаторскому отделам, и всем отделам нашей епархии очень бы хотелось увидеть такой образец истинной православной школы, современной школы. Ребенок, который закончит эту школу, не будет человеком, который чем-то отличается от других, но это будет человек, который может легко войти в любую среду, не навредив себе и не навредив никому, независимо от того, какая это будет среда. Может быть, ему придется входить и в какую-то опасную среду. Но стойкий иммунитет, полученный в православной школе, и поможет другим, и даст возможность ему самому не упасть.
Вот так мы видим этих детей, вот так мы видим развитие этой школы.
– Сколько школьников вы можете набрать уже в нынешнем году?
– С учетом детсадовских групп – около 200 человек. Но данный комплекс будет развиваться, и со временем рядом с этой школой строительство будет продолжаться. В новом комплексе уже предусмотрены плавательный бассейн, большой спортивный зал. Понятно, что мы можем выполнить какие-то определенные задачи, когда мы заходим в уже готовое помещение или здание. А когда мы строим его уже конкретно под какие-то программы и проекты, то здесь возможностей для развития гораздо больше.
Конечно, одной православной школой мы не изменим в корне сложившуюся ситуацию, и это надо понимать. Сегодня надо говорить о введении целой системы духовно-нравственного воспитания школьников. И, наверное, не найдется людей, которые скажут, что «нам такая программа не нужна».
Опыт духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Русской Православной Церковью не прерывался на протяжении столетий. Обращение к этому опыту способно вдохнуть новые силы в систему светского образования.
Я как практик скажу, что сегодня большинство учителей нас поддерживают. Они прекрасно понимают, насколько важно духовно-нравственное воспитание, чтобы ребенок с самого детства нашел свой путь к духовным ценностям – открыл радость чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания. Такое духовное развитие детей возможно лишь при условии их приобщения к тому лучшему, что хранил русский народ на протяжении тысячелетий, чтобы не лишали нас и наших детей возможности знать свои корни, традиции и культуру. Не будет этого – не будет нашей цивилизации.
От того, сумеем ли мы в воспитании подрастающих поколений опереться на отечественные духовно-нравственные традиции, во многом зависит будущее нашего Отечества.
О клеветникахТы страдаешь от нападок злоречивых. Ты уже претерпел напраслину от сорока четырех клеветников! Они оскорбили твою честь. Оболгали тебя, твое дело, твою семью, принизили твои успехи.
Известный в мире искусства не только Екатеринбурга, но и многих городов и регионов нашей страны человек, Владимир Анатольевич Кравцев – главный художник академического Театра драмы, лауреат «Золотой маски».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.