Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Я боюсь исповедать один свой грех: боюсь, что из-за него меня отлучат от Церкви. А грех в том, что я обращалась за помощью по снятию порчи к магии. Какое наказание за это мне грозит, и простит ли меня Церковь?
– На Исповеди Церковь и священнослужитель просто констатируют факт, что человек совершил тот или иной грех. Сам Господь за нарушение или неисполнение нами канонических правил христианской жизни наказывает или поощряет нас, дает нам какие-то вразумления. Поэтому нужно не священника, а Бога бояться и не совершать такие тяжелые грехи. Действительно, это тяжелый грех, когда человек православный пошел к носителю белой магии, чтобы избавиться от порчи – это предательство своей веры, предательство Бога, Который готов всегда нам прийти на помощь, услышать все наши просьбы. А мы, к сожалению, хотим, чтобы у нас все быстро получалось, поэтому пошли к экстрасенсу, чтобы снять порчу и облегчить свои страдания.
Но это не приносит пользы, потому что рано или поздно болезнь усугубляется, ибо она связана с бесовской силой. А сила бесовская негативно влияет на сознание человека и причиняет ему очень много вреда. И еще один важный момент: раз человек обратился к бесам, к диаволу, тот рано или поздно будет мстить, если человек сначала к нему обратился, а потом опять от него отошел. Враг будет мстить, подвергать разным опасностям, чтобы устрашить человека, отошедшего от него.
В данном случае имеет место нарушение канонических правил, нарушение Закона Божия, а враг рода человеческого диавол будет мстить и причинять много неприятностей. Поэтому нужно не бояться идти на Исповедь, чистосердечно покаяться и получить даже какие-то епитимии. Епитимия не наказание – она врачевание недуга духовного, чтобы Господь покрыл Своей милостью, Своей благодатью, Своей силою и защитил от бесовского наваждения, которое в любое время напустится на человека и причинит ему очень много вреда. Поэтому нужно очень скоро прийти в храм, не боясь никакого наказания: это не наказание, а врачевание, и если дадут какую-то епитимию, это не значит, что это великие духовные страдания, которые трудно перенести. Наоборот, это духовные молитвенные упражнения, что помогают человеку избавиться от греха, очистить его и уйти от бесовского влияния, которое может постигнуть человека, если он не будет посещен благодатью Божией через молитву, через труд свой, через осознание своей греховности.
– На протяжении нескольких лет мы ходили собороваться и после Соборования принимали вовнутрь маслице и вино. А теперь вдруг пошел такой разговор, что это масло принимать внутрь вредно. Я думаю, это совершенно неправильно, но наши прихожане считают, что маслице собирает все наши грехи…
– Я думаю, что маслице от Соборования мы можем взять домой, помазаться, освящать им свой дом. Но можно принимать его и внутрь: оно пригодно для потребления в пищу, потому что это освященное масло и оно не навредит ничем, так как является носителем благодати Божией.
Конечно, не нужно думать, что маслице принимает все наши грехи. Наши грехи Господь принимает на Себя, как принял грехи всего человечества. Мы не имеем такой власти и силы – носить грехи своих ближних и свои в том числе, приняв их через это маслице. Полагать, что мы берем на себя эти грехи, неправильно, потому что Сам Господь Своими искупительными подвигами нам даровал освобождение от грехов через Свои страдания, через Свою благодать.
И если бы было так, как Вы говорите, то не нужно было Пришествие Христово, потому что мы могли бы взять на себя все грехи человечества... А так как грехи человеческие может взять на Себя только один Бог, то это масло – благодатное: грехи, которые Господь берет на Себя, Он врачует Своей благодатью, своей Божественной силой. Поэтому можно принимать масло, можно им мазаться, употреблять его в пищу. Конечно, к нему нужно относиться с благоговейным чувством, чтобы эта святыня была во здравие душевное и телесное.
– Я молю Бога, чтобы мои дети воцерковились, но что-то мои молитвы не услышаны до сих пор. Как быть?
– Нужно вооружаться терпением, быть постоянным в молитве и не отчаиваться, не унывать от того, что не получаешь то, что просишь, а хотелось бы быстрее. Рано или поздно ваши молитвы принесут свои плоды; не нужно отчаиваться, потому что молитвы никогда не останутся безрезультатными. Это обязанность родителей – молиться за своих детей, внуков, чтобы Господь отвратил их от ложного пути и помог им встать на правильный путь.
Например, равноапостольная княгиня Ольга своему внуку, будущему князю Владимиру, говорила, что надо верить в Бога истинного и вразумляла его, но он ничего не слушал. И только через двадцать лет после смерти равноапостольной княгини Ольги он принял святое Крещение. Вот результат молитвы. Поэтому еще раз говорю: рано или поздно Господь сделает все, что необходимо для блага человека.
– В каких случаях отправляют священника в запрет? Отправляют ли по личной неприязни, насколько и куда?
– Запрещается священнослужитель, если он нарушил какие-то канонические правила. В них указывается, что священнослужитель должен быть наказан запретом на служение. И он запрещается на некоторое время – для его вразумления, чтобы пришел в себя, осознал свои ошибки. Каждый архиерей имеет свое видение, как лучше воздействовать на человека, чтобы он осознал свой грех и исправился. На такое исправление большинство отправляется в монастыри, где они могут чаще молиться, исповедоваться, каяться, быть наедине с самими собою, посмотреть на себя, увидеть себя.
И тогда через некоторое время священник может прийти к архиерею и попросить прощения, признать совершенные им нарушения канонических правил и попросить разрешения на восстановление его в священническом служении. Длительность вразумления и исправления зависит в первую очередь от самого человека, который несет это наказание: чем быстрее он приходит к покаянию и осознанию своей греховности, тем быстрее он чистосердечно кается и может быть прощен и восстановлен в священнослужении.
– Милостыню не подаю. То, что мы подаем своим детям, считается ли милостыней?
– Помогать своим детям – это наша обязанность. Мы должны помогать им, кормить их, одевать, воспитывать. Ведь пища должна быть не только телесная, но духовная. И это тоже долг родителей – дать духовную пищу: хорошие слова сказать ребенку, хорошее воспитание ему дать.
За свое отношение к детям родители будут отвечать перед Богом, потому что Господь дал ребенка, чтобы родители воспитывали его достойным гражданином Царствия Небесного; Господь дает людям детей, чтобы они воспитывали их для блаженства вечной жизни. Это наша обязанность.
Но дела милосердия мы должны совершать по отношению к совершенно незнакомым нам людям. И, как сказано в Священном Писании, важно суметь так подать милостыню, чтобы человек не смог тебя даже отблагодарить и воздать за то, что ты сделал ему – вот какой должна быть милостыня. И еще говорится, что левая рука не должна знать, что делает правая, то есть милость должна совершаться не пред людскими глазами, а пред глазами Божиими. Господь, видя тайное, воздаст нам явно, когда соблаговолит.
– Я военнослужащий; у нас в жизни бывают разные ситуации, может быть, не совсем законные, греховные – когда приказ вышестоящего начальства кажется несправедливым, а его нужно выполнять. Я хотел бы узнать – может быть, с учетом этих особенностей мне какую-то специальную литературу почитать? Как мне действовать и чем руководствоваться в той или иной ситуации, потому что, бывает, мне иногда приходится ругаться, осуждать подчиненных и так далее? Если можно, подскажите, пожалуйста. Спасибо.
– Мы должны стараться, и это одна из ступеней нашего духовного совершенствования, исправлять своих близких, подчиненных путем кротости, любви к ближнему, чтобы не причинить им никакого зла, никакой обиды. И как Господь говорит через апостола Павла, исправлять их «духом кротости», чтобы приобрести этого человека, но не соблазнить его нашими действиями.
Чтобы получить какие-то наставления в уроках нравственности, очень полезно читать жития святых угодников Божиих. Там мы найдем хорошие примеры из их жизни, хорошие советы и назидания, как мы должны поступать в тех или иных ситуациях. Поэтому очень важно читать, как поступали наши предки, стараясь исполнять в своей жизни заповеди Евангелия. Нужно, конечно, читать Евангелие, читать толкования, жития святых, а главное – стараться исполнять в своей жизни Евангельские заветы.
– Можно ли причаститься и в Великий Четверг, и в Пасху, или лучше выбрать один из этих дней? Спасибо.
– Конечно, очень важно нам, православным христианам, подготовиться серьезно к Причастию в Великий Четверг. Ведь это день, которым Господь наш Иисус Христос установил нам таинство Причастия Тела и Крови Христовых. И мы, конечно, должны в этот день прийти на службу, поблагодарить Господа за ту милость, великую благодать, которую Он всегда дает нам, когда мы причащаемся Тела и Крови Его, причаститься.
Причастие на Пасху тоже возможно, если все эти дни проводить достойно, подготовившись. Конечно, все это надо делать с благословения духовника, чтобы он благословил на Причастие и в день Святой Пасхи.
– «Батюшка прослужил 15 лет в нашем храме, его перевели в другой. Можно ли его вернуть обратно, в наш?», – спрашивает телезритель из Пензенской области.
– Нужно относиться к определению и благословению Правящего Архиерея с любовью и уважением, с подчинением и послушанием. Раз есть архиерейское определение перевести священника на другой приход, это нужно принять. Владыке виднее, как правильно поступить.
Да, может быть, люди уже привыкли к своему священнику и хотели бы, чтобы он к ним вернулся. Но только архиерей перемещает священника из одного прихода в другой, и он знает и понимает, почему он это делает. Поэтому не нужно вмешиваться в эти дела – они сугубая прерогатива Правящего Архиерея, и мы не должны мешать ему нести свое служение – он знает, как лучше для священника и паствы. Тем более решается это не только волей архиерейской, но и епархиальным советом или благочинническим собранием. Поэтому старания возвратить священника назад – это противление и непослушание чиноначалию нашей Церкви.
– Священники молятся всегда: в храме, дома, а беды их все равно не обходят. В чем тогда смысл молитвы?
– Не совсем правильно думать, что мы молимся только чтобы избавиться от скорбей, бед и неприятностей. Да, мы молимся, чтобы Господь избавил нас от неприятностей и напастей. Но неприятности и напасти все равно бывают, потому что Господь посылает нам их для испытания нашей веры, чтобы мы могли показать, как преданы Богу даже в самых тяжелых ситуациях.
Молитва, когда Господь посылает нам какие-то испытания, нацелена на то, чтобы мы могли перенести достойно эти испытания. В этом и есть ценность молитвы. Попал человек в какую-то беду, но чудесным образом выходит из нее и радуется, что была ситуация тяжелой, но прошла как-то незаметно.
Господь говорит, что путь в Царствие Божие – это тернистый, узкий путь. И мы через эти тернии проходим. Как? Молитвой, своим обращением к Богу, чтобы Господь помог нам нести этот крест, донести его до конца и сподобиться вечной жизни. В Евангелии написано, что только многими скорбями мы можем достигнуть Царствия Божиего. И молитвами нашими этот путь скорбей облегчается. Хотя со стороны некоторым людям кажется, что священник много терпит горестей и бед, сам он этого не чувствует; он проходит все скорби очень легко. Со стороны кажется, что он очень тяжело несет свой крест – а он несет его спокойно, легко, потому что молитва в этом ему помогает.
– У меня вопрос о засорении нашей речи матом. Когда я сделала замечание одной женщине, она ответила: «От мата еще никто не умирал»...
– Мат, без сомнения, очень вреден для человека. Он может его и убить – да, человек может умереть от сквернословия. Современные ученые проводят сейчас исследования о влиянии грязных слов на воду или растения – если перед ними говорить матерные, грязные слова, то структура воды и растения меняется к худшему. А если говорить хорошие и добрые слова, вода и растения «чувствуют» это и воспринимают новую структуру благоговения. Если даже на растение мат влияет негативно, то, конечно, он влияет негативно и на душу человека. Многие к этому уже привыкли и считают, что ничего страшного в мате нет, но на самом деле он умерщвляет, убивает нашу душу, заражая ее грязью от нецезурных слов, когда мы их произносим.
Поэтому мы должны стремиться, чтобы язык наш был чистым. Невозможно, как говорится в Священном Писании, чтобы из одного источника была и чистая вода, и грязная. Всегда должна быть только чистая вода – добрые, хорошие слова должны всегда произноситься человеком. Потому что это великий дар Божий – возможность разговаривать и выражать свои мысли с помощью речи. Надо чтить этот дар Божий и говорить не грязными словами, а добрыми и хорошими, которые радовали бы людей, приносили им утешение и доброту. Мы должны воспитывать себя, чтобы говорить, рассказывать только чистым языком и выражать в речи только добрые мысли, которые обогащают наши души и радуют нас.
17 апреля, после встречи с общественностью Уральского федерального округа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский кафедральный собор г. Екатеринбурга и Екатеринбургское епархиальное управление.
В субботу, 17 апреля, в Екатеринбурге во Дворце игровых видов спорта «Уралочка» состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью и общественностью Екатеринбурга, Свердловской области и Уральского федерального округа.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.