Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (576) → Священник Игорь Бачинин: «Трезвость – это естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание и бдительность»

Священник Игорь Бачинин: «Трезвость – это естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание и бдительность»

№15 (576) / 15 апреля ‘10

Лидия ЕжковаТрезвение

Председатель Всероссийского православного Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение", член Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе, кандидат педагогических наук священник Игорь Бачинин много времени уделяет организации системы трезвеннического просвещения в Екатеринбургской епархии.Сегодня он представляет читателям газеты некоторые свои размышления по данной теме - очень важной и актуальной.

– Предваряя наш разговор, я приведу слова протоиерея Василия Зенковского, который часто в своих трудах говорил, что в процессе воспитания мы должны не только воспитывать и направлять волю человеческую к добру, но и учитывать предрасположенность человека ко злу, поврежденность человеческой природы.

Мир, в котором мы с вами живем, к сожалению, не способствует раскрытию добрых качеств в человеке, а способствует прямо противоположному. И, конечно, тот титанический труд, который проводится в наших церковно-приходских школах и вообще в возрождаемой системе церковного образования, очень важен и необходим. Без него мы вряд ли сможем научить наших детей чистоте и целомудрию. При этом мы не должны забывать, что если мы не будем прилагать каких-то усилий, чтобы противодействовать внутреннему злу, которое есть в каждом человеке, вряд ли мы сумеем достичь желаемого результата.

Я с прискорбием могу сообщить, что, к сожалению, и наша церковная среда, и наша система церковного образования, и наши православные образовательные учреждения еще не достигли того желаемого результата, когда мы можем сказать, что мы воспитываем хороших учеников и что они все без исключения способны жить в духовной чистоте и противостоять внешнему натиску, который так массированно осуществляется не только на отдельную человеческую личность, но и на все наше общество. В связи с этим мне вспоминаются слова главного санитарного врача Геннадия Григорьевича Онищенко, который, когда проводилось одно из мероприятий Церковно-общественного совета, высказал мысль, что, к сожалению, в нашем Отечестве сегодня гибнет очень много людей трудоспособного возраста. У нас очень высокая смертность, причем сложилась даже такая парадоксальная ситуация, что смертность на воле выше, чем смертность людей, находящихся в местах лишения свободы.

И причина этого единственная – алкоголизация нашего общества. Ссылаясь опять же на Г.Онищенко, могу сказать, что в последние семь лет Российская Федерация прочно удерживает первенство по детскому алкоголизму: 80% подростков у нас употребляют алкоголь постоянно, 32% юношей и 26% девушек делают это ежедневно. И, к сожалению, наша православная среда в этом деле не исключение. Подобно тому, как можно научить в школе ребенка правилам поведения, таблице умножения и другим достижениям человеческой мысли, я глубоко убежден, что в нынешних условиях мы должны обязательно прикладывать усилия, чтобы воспитать у него трезвенное убеждение, трезвенное, реальное отношение к жизни, которой живет человек, к условиям, в которых он находится.

– В этом контексте Ваши мысли, касающиеся трезвенного просвещения, очень актуальны и важны...

– Я бы хотел особо подчеркнуть, что такую обеспокоенность разделяет в настоящее время все верховное руководство нашей страны. Отрадно сказать, что Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл на самом первом заседании Священного Синода, приступив к управлению Русской Православной Церковью, выступил с инициативой создания Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе.

– Собственно говоря, само словосочетание «алкогольная угроза» говорит об остроте проблемы, в которой мы находимся...

– Мысли, которые мне бы хотелось предложить вниманию читателей, основаны, в первую очередь, на традициях, которые существовали в Русской Православной Церкви, и на современном опыте деятельности современных приходских обществ трезвости.

Наверное, главным мотивом трезвенного просвещения, как и всего духовно-нравственного формирования человеческой личности мы можем назвать слова Священного Писания: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это Господь оставил ученикам перед Своим Вознесением. И это Его наставление остается во все века незыблемым и самым главным мотивом духовного и нравственного просвещения в деятельности нашей Православной Церкви.

Хотелось бы предложить некоторые свои соображения, касающиеся терминологии. К сожалению, мы часто не замечаем, как говорим, а мне в свое время помог обратить на это внимание один очень хороший знакомый, бывший оппонент на защите диссертации. Это Виктор Иванович Слободчиков. Он сказал, что очень часто происходит не существенное решение какой-либо проблемы, а война слов и мнений. Поэтому первоначально договориться о терминологии, которую люди используют в той или иной деятельности, очень важно – это во многом помогает в консолидации усилий и достижении лучших результатов.

 – Разное понимание тех или иных мотивов поведения человека, разная квалификация и оценка деятельности со стороны разных людей – нередко предмет обсуждения на конференциях и «круглых столах». И копья во время обсуждений ломаются нешуточные...

– Мне хотелось бы предложить свою терминологию в определение понятия трезвости. Что такое трезвость? Это не только ограничение человека от какого-то рода одурманивающих или отравляющих его веществ, а естественное состояние его личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкогольных напитков и прочих одурманивающих веществ и действий, через умеренность употребления пищи и питья, непрестанную бдительность над собой во хранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел.

К сожалению, трезвость как нравственная категория уходит из сознания и общественной жизни современного нам с вами общества. И мы гораздо охотнее поверим человеку, который отказывается в компании от употребления алкоголя, мотивируя невозможность поддержать присутствующих тем, что он находится за рулем, что ему доктор не велел, или иными обстоятельствами. Но не всегда поверим человеку, который считает трезвость своим естественным состоянием. Почему-то мы это естественное состояние, как нравственную категорию, забыли, утратили.

Причем здесь важно не только понимание отношения человека к различного рода одурманивающим веществам. Иоанн Златоуст говорил, что человек может пьянеть не только от вина, он может пьянеть от похоти, от гнева. И трезвенность именно как нравственное состояние человеческой личности – возможна, необходима и естественна.

 – Точно так же, как мы современному молодому человеку, школьнику и подростку говорим о чистоте и целомудрии, о воздержании, об иных добродетелях нашей Церкви, мы должны ему говорить о трезвости как естественном состоянии каждого человека?

– Обязательно. Еще хотелось бы обратить особое внимание на такой аспект: императив трезвости как некая нравственная категория существовал в нашем народе и основывался на словах Священного Писания о том, что ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые Царствия Небесного не наследуют. Был очень важный, на мой взгляд, воспитательный момент, когда в поминальной культуре нашего народа существовала традиция: если человек не наследовал Царствия Небесного под действием алкогольного опьянения, то его хоронили за церковной оградой. И когда в очередной похоронной процессии или в родительский день люди шли на кладбище, они видели могилы тех, кто не наследовал Царствия Небесного. И все знали и понимали, почему: потому что он эту евангельскую заповедь просто-напросто в своей жизни не соблюдал.

Ответственность в этом отношении во многом ложится и на нас, на духовенство, приходских людей, за то, что мы не воспитали и не сформировали у людей правильного отношения к трезвости. Давайте обратимся к практике, которая существовала в духовно-нравственном просвещении в нашей стране до революции. Одно из самых многочисленных братств трезвости – Всероссийское Александро-Невское братство трезвости – не существовало само по себе, а было одним из направлений обществ религиозно-нравственного просвещения в духе Православия, возглавлял которое ныне прославленный в лике святых священномученик Философ Орнатский. И эта деятельность, направленная на нравственное и духовное просвещение, являлась основополагающей в деятельности Братства трезвости.

Хотелось бы предложить вниманию читателей следующие термины. «Трезвение» предлагается понимать как предмет духовного совершенствования, проявляющегося через устойчивость личности к социальным порокам, которая складывается на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства или духовного опыта, который приобретает человек в своей жизни. Как видите, эта категория не только принадлежит к Православной Церкви, а в принципе сочетается как добродетель с жизнью каждого человека, каждого христианина. Поэтому мне хотелось бы предложить понимание «трезвенного просвещения» как организованного процесса, имеющего целью формирование системы трезвенных убеждений.

 – Что такое трезвенные убеждения?

– Трезвенные убеждения – это мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующих у человека осознанную потребность в духовной жизни. Эта потребность в духовной жизни заложена в природу каждого человека. И уже от нас с вами, учителей, мирян, прихожан и духовенства, в большей степени, конечно же, зависит, насколько, в какой сфере и в какой степени эта потребность будет реализована.

Я полагаю, что трезвенное просвещение – одно из важных условий духовно-нравственного формирования личности. Возвращаюсь к Геннадию Онищенко, который однозначно охарактеризовал состояние современного общества, сделав вывод: когда в стране гибнет большая часть трудоспособного мужского населения, иначе как войной против этого государства назвать такое состояние нельзя. И здесь хотелось бы обратиться к истории советского времени. Вы, наверное, помните термин «холодная война», или, как сейчас ее называют специалисты, информационно-психологическая война. С прискорбием мы можем констатировать сейчас, что эту информационно-психологическую войну мы с вами проиграли, и в настоящее время живем на информационно-оккупированной территории.

– Мы все ясно и четко понимаем, что, по крайней мере, то, что показывается на экранах наших телевизоров, что творится в современном обществе – это все плохо, это нам не нужно, все неправильно, от этого только одни беды и зло…

– Но, к сожалению, мы противостоять всему этому не можем. На такое смелое утверждение меня еще подвигло в свое время выступление бывшего министра культуры и массовых коммуникаций А.Соколова. На одном из Рождественских чтений он выступал с докладом, и ему задали вопрос, почему он, как представитель государственной власти, допускает, что на экранах телевизоров в информационном пространстве нашей страны творится такое. И его ответ меня поразил до глубины души – он сказал: «А знаете, я не могу на это повлиять; существует определенное законодательство, большинство телекомпаний являются частными, заключены договоры о сотрудничестве с ними, и я просто вынужден контролировать исполнение этих договоров. Я понимаю всю вашу озабоченность и боль, но ничего изменить не могу».

В условиях, в которых мы с вами находимся, традиции трезвенного просвещения, которые формировали бы в первую очередь у личности реальное отношение к той действительности, в которой живет человек, – крайне актуальны. Нам необходима такая программа, и концепция трезвенного просвещения может включать в себя следующие положения: создание приходских обществ трезвости, целенаправленная образовательная деятельность по формированию трезвенных убеждений.

Сами по себе жизненно важные качества человеческой личности не появляются, поэтому необходимо целенаправленно прилагать усилия, чтобы эти качества сформировались. Полагаю, необходимо построение системы информационного взаимодействия с объектами духовно-нравственного просвещения. Мы не какие-то противники в этом отношении, мы пытаемся решить одну и ту же задачу – реализовать призыв о просвещении нашего народа. И если мы сумеем сделать это слаженно, не будут применимы к нам с вами слова из известной басни Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...».

Сегодня он представляет читателям газеты некоторые свои размышления по данной теме - очень важной и актуальной.

 

– Предваряя наш разговор, я приведу слова протоиерея Василия Зенковского, который часто в своих трудах говорил, что в процессе воспитания мы должны не только воспитывать и направлять волю человеческую к добру, но и учитывать предрасположенность человека ко злу, поврежденность человеческой природы.

Мир, в котором мы с вами живем, к сожалению, не способствует раскрытию добрых качеств в человеке, а способствует прямо противоположному. И, конечно, тот титанический труд, который проводится в наших церковно-приходских школах и вообще в возрождаемой системе церковного образования, очень важен и необходим. Без него мы вряд ли сможем научить наших детей чистоте и целомудрию. При этом мы не должны забывать, что если мы не будем прилагать каких-то усилий, чтобы противодействовать внутреннему злу, которое есть в каждом человеке, вряд ли мы сумеем достичь желаемого результата.

Я с прискорбием могу сообщить, что, к сожалению, и наша церковная среда, и наша система церковного образования, и наши православные образовательные учреждения еще не достигли того желаемого результата, когда мы можем сказать, что мы воспитываем хороших учеников и что они все без исключения способны жить в духовной чистоте и противостоять внешнему натиску, который так массированно осуществляется не только на отдельную человеческую личность, но и на все наше общество. В связи с этим мне вспоминаются слова главного санитарного врача Геннадия Григорьевича Онищенко, который, когда проводилось одно из мероприятий Церковно-общественного совета, высказал мысль, что, к сожалению, в нашем Отечестве сегодня гибнет очень много людей трудоспособного возраста. У нас очень высокая смертность, причем сложилась даже такая парадоксальная ситуация, что смертность на воле выше, чем смертность людей, находящихся в местах лишения свободы.

И причина этого единственная – алкоголизация нашего общества. Ссылаясь опять же на Г.Онищенко, могу сказать, что в последние семь лет Российская Федерация прочно удерживает первенство по детскому алкоголизму: 80% подростков у нас употребляют алкоголь постоянно, 32% юношей и 26% девушек делают это ежедневно. И, к сожалению, наша православная среда в этом деле не исключение. Подобно тому, как можно научить в школе ребенка правилам поведения, таблице умножения и другим достижениям человеческой мысли, я глубоко убежден, что в нынешних условиях мы должны обязательно прикладывать усилия, чтобы воспитать у него трезвенное убеждение, трезвенное, реальное отношение к жизни, которой живет человек, к условиям, в которых он находится.

– В этом контексте Ваши мысли, касающиеся трезвенного просвещения, очень актуальны и важны...

– Я бы хотел особо подчеркнуть, что такую обеспокоенность разделяет в настоящее время все верховное руководство нашей страны. Отрадно сказать, что Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл на самом первом заседании Священного Синода, приступив к управлению Русской Православной Церковью, выступил с инициативой создания Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе.

– Собственно говоря, само словосочетание «алкогольная угроза» говорит об остроте проблемы, в которой мы находимся...

– Мысли, которые мне бы хотелось предложить вниманию читателей, основаны, в первую очередь, на традициях, которые существовали в Русской Православной Церкви, и на современном опыте деятельности современных приходских обществ трезвости.

Наверное, главным мотивом трезвенного просвещения, как и всего духовно-нравственного формирования человеческой личности мы можем назвать слова Священного Писания: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это Господь оставил ученикам перед Своим Вознесением. И это Его наставление остается во все века незыблемым и самым главным мотивом духовного и нравственного просвещения в деятельности нашей Православной Церкви.

Хотелось бы предложить некоторые свои соображения, касающиеся терминологии. К сожалению, мы часто не замечаем, как говорим, а мне в свое время помог обратить на это внимание один очень хороший знакомый, бывший оппонент на защите диссертации. Это Виктор Иванович Слободчиков. Он сказал, что очень часто происходит не существенное решение какой-либо проблемы, а война слов и мнений. Поэтому первоначально договориться о терминологии, которую люди используют в той или иной деятельности, очень важно – это во многом помогает в консолидации усилий и достижении лучших результатов.

 – Разное понимание тех или иных мотивов поведения человека, разная квалификация и оценка деятельности со стороны разных людей – нередко предмет обсуждения на конференциях и «круглых столах». И копья во время обсуждений ломаются нешуточные...

– Мне хотелось бы предложить свою терминологию в определение понятия трезвости. Что такое трезвость? Это не только ограничение человека от какого-то рода одурманивающих или отравляющих его веществ, а естественное состояние его личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкогольных напитков и прочих одурманивающих веществ и действий, через умеренность употребления пищи и питья, непрестанную бдительность над собой во хранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел.

К сожалению, трезвость как нравственная категория уходит из сознания и общественной жизни современного нам с вами общества. И мы гораздо охотнее поверим человеку, который отказывается в компании от употребления алкоголя, мотивируя невозможность поддержать присутствующих тем, что он находится за рулем, что ему доктор не велел, или иными обстоятельствами. Но не всегда поверим человеку, который считает трезвость своим естественным состоянием. Почему-то мы это естественное состояние, как нравственную категорию, забыли, утратили.

Причем здесь важно не только понимание отношения человека к различного рода одурманивающим веществам. Иоанн Златоуст говорил, что человек может пьянеть не только от вина, он может пьянеть от похоти, от гнева. И трезвенность именно как нравственное состояние человеческой личности – возможна, необходима и естественна.

 – Точно так же, как мы современному молодому человеку, школьнику и подростку говорим о чистоте и целомудрии, о воздержании, об иных добродетелях нашей Церкви, мы должны ему говорить о трезвости как естественном состоянии каждого человека?

– Обязательно. Еще хотелось бы обратить особое внимание на такой аспект: императив трезвости как некая нравственная категория существовал в нашем народе и основывался на словах Священного Писания о том, что ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые Царствия Небесного не наследуют. Был очень важный, на мой взгляд, воспитательный момент, когда в поминальной культуре нашего народа существовала традиция: если человек не наследовал Царствия Небесного под действием алкогольного опьянения, то его хоронили за церковной оградой. И когда в очередной похоронной процессии или в родительский день люди шли на кладбище, они видели могилы тех, кто не наследовал Царствия Небесного. И все знали и понимали, почему: потому что он эту евангельскую заповедь просто-напросто в своей жизни не соблюдал.

Ответственность в этом отношении во многом ложится и на нас, на духовенство, приходских людей, за то, что мы не воспитали и не сформировали у людей правильного отношения к трезвости. Давайте обратимся к практике, которая существовала в духовно-нравственном просвещении в нашей стране до революции. Одно из самых многочисленных братств трезвости – Всероссийское Александро-Невское братство трезвости – не существовало само по себе, а было одним из направлений обществ религиозно-нравственного просвещения в духе Православия, возглавлял которое ныне прославленный в лике святых священномученик Философ Орнатский. И эта деятельность, направленная на нравственное и духовное просвещение, являлась основополагающей в деятельности Братства трезвости.

Хотелось бы предложить вниманию читателей следующие термины. «Трезвение» предлагается понимать как предмет духовного совершенствования, проявляющегося через устойчивость личности к социальным порокам, которая складывается на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства или духовного опыта, который приобретает человек в своей жизни. Как видите, эта категория не только принадлежит к Православной Церкви, а в принципе сочетается как добродетель с жизнью каждого человека, каждого христианина. Поэтому мне хотелось бы предложить понимание «трезвенного просвещения» как организованного процесса, имеющего целью формирование системы трезвенных убеждений.

 – Что такое трезвенные убеждения?

– Трезвенные убеждения – это мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующих у человека осознанную потребность в духовной жизни. Эта потребность в духовной жизни заложена в природу каждого человека. И уже от нас с вами, учителей, мирян, прихожан и духовенства, в большей степени, конечно же, зависит, насколько, в какой сфере и в какой степени эта потребность будет реализована.

Я полагаю, что трезвенное просвещение – одно из важных условий духовно-нравственного формирования личности. Возвращаюсь к Геннадию Онищенко, который однозначно охарактеризовал состояние современного общества, сделав вывод: когда в стране гибнет большая часть трудоспособного мужского населения, иначе как войной против этого государства назвать такое состояние нельзя. И здесь хотелось бы обратиться к истории советского времени. Вы, наверное, помните термин «холодная война», или, как сейчас ее называют специалисты, информационно-психологическая война. С прискорбием мы можем констатировать сейчас, что эту информационно-психологическую войну мы с вами проиграли, и в настоящее время живем на информационно-оккупированной территории.

– Мы все ясно и четко понимаем, что, по крайней мере, то, что показывается на экранах наших телевизоров, что творится в современном обществе – это все плохо, это нам не нужно, все неправильно, от этого только одни беды и зло…

– Но, к сожалению, мы противостоять всему этому не можем. На такое смелое утверждение меня еще подвигло в свое время выступление бывшего министра культуры и массовых коммуникаций А.Соколова. На одном из Рождественских чтений он выступал с докладом, и ему задали вопрос, почему он, как представитель государственной власти, допускает, что на экранах телевизоров в информационном пространстве нашей страны творится такое. И его ответ меня поразил до глубины души – он сказал: «А знаете, я не могу на это повлиять; существует определенное законодательство, большинство телекомпаний являются частными, заключены договоры о сотрудничестве с ними, и я просто вынужден контролировать исполнение этих договоров. Я понимаю всю вашу озабоченность и боль, но ничего изменить не могу».

В условиях, в которых мы с вами находимся, традиции трезвенного просвещения, которые формировали бы в первую очередь у личности реальное отношение к той действительности, в которой живет человек, – крайне актуальны. Нам необходима такая программа, и концепция трезвенного просвещения может включать в себя следующие положения: создание приходских обществ трезвости, целенаправленная образовательная деятельность по формированию трезвенных убеждений.

Сами по себе жизненно важные качества человеческой личности не появляются, поэтому необходимо целенаправленно прилагать усилия, чтобы эти качества сформировались. Полагаю, необходимо построение системы информационного взаимодействия с объектами духовно-нравственного просвещения. Мы не какие-то противники в этом отношении, мы пытаемся решить одну и ту же задачу – реализовать призыв о просвещении нашего народа. И если мы сумеем сделать это слаженно, не будут применимы к нам с вами слова из известной басни Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...».

Сегодня он представляет читателям газеты некоторые свои размышления по данной теме - очень важной и актуальной.

 

– Предваряя наш разговор, я приведу слова протоиерея Василия Зенковского, который часто в своих трудах говорил, что в процессе воспитания мы должны не только воспитывать и направлять волю человеческую к добру, но и учитывать предрасположенность человека ко злу, поврежденность человеческой природы.

Мир, в котором мы с вами живем, к сожалению, не способствует раскрытию добрых качеств в человеке, а способствует прямо противоположному. И, конечно, тот титанический труд, который проводится в наших церковно-приходских школах и вообще в возрождаемой системе церковного образования, очень важен и необходим. Без него мы вряд ли сможем научить наших детей чистоте и целомудрию. При этом мы не должны забывать, что если мы не будем прилагать каких-то усилий, чтобы противодействовать внутреннему злу, которое есть в каждом человеке, вряд ли мы сумеем достичь желаемого результата.

Я с прискорбием могу сообщить, что, к сожалению, и наша церковная среда, и наша система церковного образования, и наши православные образовательные учреждения еще не достигли того желаемого результата, когда мы можем сказать, что мы воспитываем хороших учеников и что они все без исключения способны жить в духовной чистоте и противостоять внешнему натиску, который так массированно осуществляется не только на отдельную человеческую личность, но и на все наше общество. В связи с этим мне вспоминаются слова главного санитарного врача Геннадия Григорьевича Онищенко, который, когда проводилось одно из мероприятий Церковно-общественного совета, высказал мысль, что, к сожалению, в нашем Отечестве сегодня гибнет очень много людей трудоспособного возраста. У нас очень высокая смертность, причем сложилась даже такая парадоксальная ситуация, что смертность на воле выше, чем смертность людей, находящихся в местах лишения свободы.

И причина этого единственная – алкоголизация нашего общества. Ссылаясь опять же на Г.Онищенко, могу сказать, что в последние семь лет Российская Федерация прочно удерживает первенство по детскому алкоголизму: 80% подростков у нас употребляют алкоголь постоянно, 32% юношей и 26% девушек делают это ежедневно. И, к сожалению, наша православная среда в этом деле не исключение. Подобно тому, как можно научить в школе ребенка правилам поведения, таблице умножения и другим достижениям человеческой мысли, я глубоко убежден, что в нынешних условиях мы должны обязательно прикладывать усилия, чтобы воспитать у него трезвенное убеждение, трезвенное, реальное отношение к жизни, которой живет человек, к условиям, в которых он находится.

– В этом контексте Ваши мысли, касающиеся трезвенного просвещения, очень актуальны и важны...

– Я бы хотел особо подчеркнуть, что такую обеспокоенность разделяет в настоящее время все верховное руководство нашей страны. Отрадно сказать, что Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл на самом первом заседании Священного Синода, приступив к управлению Русской Православной Церковью, выступил с инициативой создания Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе.

– Собственно говоря, само словосочетание «алкогольная угроза» говорит об остроте проблемы, в которой мы находимся...

– Мысли, которые мне бы хотелось предложить вниманию читателей, основаны, в первую очередь, на традициях, которые существовали в Русской Православной Церкви, и на современном опыте деятельности современных приходских обществ трезвости.

Наверное, главным мотивом трезвенного просвещения, как и всего духовно-нравственного формирования человеческой личности мы можем назвать слова Священного Писания: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это Господь оставил ученикам перед Своим Вознесением. И это Его наставление остается во все века незыблемым и самым главным мотивом духовного и нравственного просвещения в деятельности нашей Православной Церкви.

Хотелось бы предложить некоторые свои соображения, касающиеся терминологии. К сожалению, мы часто не замечаем, как говорим, а мне в свое время помог обратить на это внимание один очень хороший знакомый, бывший оппонент на защите диссертации. Это Виктор Иванович Слободчиков. Он сказал, что очень часто происходит не существенное решение какой-либо проблемы, а война слов и мнений. Поэтому первоначально договориться о терминологии, которую люди используют в той или иной деятельности, очень важно – это во многом помогает в консолидации усилий и достижении лучших результатов.

 – Разное понимание тех или иных мотивов поведения человека, разная квалификация и оценка деятельности со стороны разных людей – нередко предмет обсуждения на конференциях и «круглых столах». И копья во время обсуждений ломаются нешуточные...

– Мне хотелось бы предложить свою терминологию в определение понятия трезвости. Что такое трезвость? Это не только ограничение человека от какого-то рода одурманивающих или отравляющих его веществ, а естественное состояние его личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкогольных напитков и прочих одурманивающих веществ и действий, через умеренность употребления пищи и питья, непрестанную бдительность над собой во хранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел.

К сожалению, трезвость как нравственная категория уходит из сознания и общественной жизни современного нам с вами общества. И мы гораздо охотнее поверим человеку, который отказывается в компании от употребления алкоголя, мотивируя невозможность поддержать присутствующих тем, что он находится за рулем, что ему доктор не велел, или иными обстоятельствами. Но не всегда поверим человеку, который считает трезвость своим естественным состоянием. Почему-то мы это естественное состояние, как нравственную категорию, забыли, утратили.

Причем здесь важно не только понимание отношения человека к различного рода одурманивающим веществам. Иоанн Златоуст говорил, что человек может пьянеть не только от вина, он может пьянеть от похоти, от гнева. И трезвенность именно как нравственное состояние человеческой личности – возможна, необходима и естественна.

 – Точно так же, как мы современному молодому человеку, школьнику и подростку говорим о чистоте и целомудрии, о воздержании, об иных добродетелях нашей Церкви, мы должны ему говорить о трезвости как естественном состоянии каждого человека?

– Обязательно. Еще хотелось бы обратить особое внимание на такой аспект: императив трезвости как некая нравственная категория существовал в нашем народе и основывался на словах Священного Писания о том, что ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые Царствия Небесного не наследуют. Был очень важный, на мой взгляд, воспитательный момент, когда в поминальной культуре нашего народа существовала традиция: если человек не наследовал Царствия Небесного под действием алкогольного опьянения, то его хоронили за церковной оградой. И когда в очередной похоронной процессии или в родительский день люди шли на кладбище, они видели могилы тех, кто не наследовал Царствия Небесного. И все знали и понимали, почему: потому что он эту евангельскую заповедь просто-напросто в своей жизни не соблюдал.

Ответственность в этом отношении во многом ложится и на нас, на духовенство, приходских людей, за то, что мы не воспитали и не сформировали у людей правильного отношения к трезвости. Давайте обратимся к практике, которая существовала в духовно-нравственном просвещении в нашей стране до революции. Одно из самых многочисленных братств трезвости – Всероссийское Александро-Невское братство трезвости – не существовало само по себе, а было одним из направлений обществ религиозно-нравственного просвещения в духе Православия, возглавлял которое ныне прославленный в лике святых священномученик Философ Орнатский. И эта деятельность, направленная на нравственное и духовное просвещение, являлась основополагающей в деятельности Братства трезвости.

Хотелось бы предложить вниманию читателей следующие термины. «Трезвение» предлагается понимать как предмет духовного совершенствования, проявляющегося через устойчивость личности к социальным порокам, которая складывается на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства или духовного опыта, который приобретает человек в своей жизни. Как видите, эта категория не только принадлежит к Православной Церкви, а в принципе сочетается как добродетель с жизнью каждого человека, каждого христианина. Поэтому мне хотелось бы предложить понимание «трезвенного просвещения» как организованного процесса, имеющего целью формирование системы трезвенных убеждений.

 – Что такое трезвенные убеждения?

– Трезвенные убеждения – это мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующих у человека осознанную потребность в духовной жизни. Эта потребность в духовной жизни заложена в природу каждого человека. И уже от нас с вами, учителей, мирян, прихожан и духовенства, в большей степени, конечно же, зависит, насколько, в какой сфере и в какой степени эта потребность будет реализована.

Я полагаю, что трезвенное просвещение – одно из важных условий духовно-нравственного формирования личности. Возвращаюсь к Геннадию Онищенко, который однозначно охарактеризовал состояние современного общества, сделав вывод: когда в стране гибнет большая часть трудоспособного мужского населения, иначе как войной против этого государства назвать такое состояние нельзя. И здесь хотелось бы обратиться к истории советского времени. Вы, наверное, помните термин «холодная война», или, как сейчас ее называют специалисты, информационно-психологическая война. С прискорбием мы можем констатировать сейчас, что эту информационно-психологическую войну мы с вами проиграли, и в настоящее время живем на информационно-оккупированной территории.

– Мы все ясно и четко понимаем, что, по крайней мере, то, что показывается на экранах наших телевизоров, что творится в современном обществе – это все плохо, это нам не нужно, все неправильно, от этого только одни беды и зло…

– Но, к сожалению, мы противостоять всему этому не можем. На такое смелое утверждение меня еще подвигло в свое время выступление бывшего министра культуры и массовых коммуникаций А.Соколова. На одном из Рождественских чтений он выступал с докладом, и ему задали вопрос, почему он, как представитель государственной власти, допускает, что на экранах телевизоров в информационном пространстве нашей страны творится такое. И его ответ меня поразил до глубины души – он сказал: «А знаете, я не могу на это повлиять; существует определенное законодательство, большинство телекомпаний являются частными, заключены договоры о сотрудничестве с ними, и я просто вынужден контролировать исполнение этих договоров. Я понимаю всю вашу озабоченность и боль, но ничего изменить не могу».

В условиях, в которых мы с вами находимся, традиции трезвенного просвещения, которые формировали бы в первую очередь у личности реальное отношение к той действительности, в которой живет человек, – крайне актуальны. Нам необходима такая программа, и концепция трезвенного просвещения может включать в себя следующие положения: создание приходских обществ трезвости, целенаправленная образовательная деятельность по формированию трезвенных убеждений.

Сами по себе жизненно важные качества человеческой личности не появляются, поэтому необходимо целенаправленно прилагать усилия, чтобы эти качества сформировались. Полагаю, необходимо построение системы информационного взаимодействия с объектами духовно-нравственного просвещения. Мы не какие-то противники в этом отношении, мы пытаемся решить одну и ту же задачу – реализовать призыв о просвещении нашего народа. И если мы сумеем сделать это слаженно, не будут применимы к нам с вами слова из известной басни Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...».

 
Церковь и общество

Патриаршее поздравление Полномочному представителю Президента РФ в Уральском федеральном округе Н.А. Винниченко с 45-летием со дня рождения

Патриархия. Ру

Уважаемый Николай Александрович! Сердечно поздравляю Вас с 45-летием.Ваши многообразные и плодоносные труды по благоустроению жизни людей в Уральском федеральном округе, несомненно, достойны высокой оценки.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Как Вы, Владыка, думаете, сколько времени душа живет земной жизнью? Говорят, что несколько жизней живет. И второй вопрос: говорят, нет такого греха, чтобы Бог не простил. А как же самоубийцы? Грех этот не прощается Богом?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс