Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (571) → Крест – знамя любви Спасителя к людям

Крест – знамя любви Спасителя к людям

№10 (571) / 8 марта ‘10

Лидия ЕжковаВеликий пост

О значении креста для православного верующего христианина мы беседуем с настоятелем Вознесенского Архиерейского подворья г. Екатеринбурга протоиереем Николаем Малетой.

— Можно ответить словами апостола Павла, что такое крест — он говорит: «Ничем не похвалюсь, кроме креста Господа нашего Иисуса Христа, в котором мир распялся для меня, и я для мира». То есть с апостольских времен крест, который до Голгофской искупительной жертвы Спасителя был позорным орудием казни, с первых же веков христианства стал действительно символом праздника Воздвижения Креста. В духовных песнопениях поется, что крест является хранителем Вселенной, красотой Церкви, ангелов славой и демонов язвой.

В этом смысле Крест Христов для православного христианина прежде всего символ спасения — той Голгофской Жертвы, которая была принесена за весь человеческий род. Поэтому в жизни каждого православного христианина, от самого ее начала и до земного завершения, крест воспринимается как знамя победы, как символ той Жертвы, которая была принесена. Крестится православный христианин, и священник надевает на него крест.

Да и вся наша жизнь показывает: не случайно в христианской православной традиции крест занял такое важное место и приобрел огромное значение; об этом говорят святые отцы. Ко кресту даже обращаются святые отцы, подвижники как к одушевленному предмету. Те, кто был на великом повечерии хотя бы один раз в первые дни Великого поста, хорошо знают, что там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. И вообще в последовании великого повечерия есть такое обращение: «Непобедимая и непостижимая Божественная животворящая сила Животворящего Честного Креста, не остави нас, грешных». Обращение ко Кресту есть в вечерней молитве: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», которая завершается так: «О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай мне со Святой Пречистою Девой Богородицей и со всеми святыми» — идет обращение ко Кресту как к живому существу.

Мы должны об этом помнить и знать, чтобы не дать повода ищущим осквернить нашу святыню — крест. Многие протестантствующие, те, кто называют себя христианами, в своих сектах отвергают крест. Они остались в ветхозаветном мнении, что крест — это орудие позорной казни, которое было до Христа. Как отмечают святые отцы, это ухищрение бесовское. И чтобы так обесчестить крест, надо было иметь историю со знаком отрицательным, когда креста боялись и страх и ужас нападал на человека при воспоминании о кресте, потому что за крестом следовала эта страшная мука — пытка осужденного на смерть через распятие.

Изменение отношения ко кресту пошло уже с апостольских времен. Возьмем, к примеру, жизнеописание Андрея Первозванного, который является апостолом Руси: в нем есть описание, как он увидел издалека крест, который позднее стали называть Андреевским крестом. Когда он увидел его, то стал в очень теплых словах выражать чувства, которые его душа испытывала при виде креста. И он говорил: «Когда-то это действительно наводило ужас на людей, а сейчас моя душа стремится к тебе, к тому, на котором мой Учитель, Спаситель принес Себя в Жертву за всех нас». Поэтому для апостола Андрея Первозванного это было вожделенно. Апостол Петр тоже был распят, но по смирению своему попросил, чтобы его распяли вниз головой — он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос.

Не только протестанты, но и другие люди сегодня оспаривают, что крест почитался с первых веков христианства; потому что изначально люди изображали свою принадлежность к христианству в виде рисунков рыбы, пастуха или агнца и других символов. Но были уже и признаки почитания креста. Конечно, первые христиане не могли выражать его открыто, хотя многие стремились к этому. Об этом тоже в жизнеописании святителя Киприана Карфагенского, по-моему, Понтий говорит — что тогда многие уже носили крест. А как носили? По-моему, из III века на одном из сосудов сохранилось изображение головы человека, у которого на лбу был начертан крест. Начертан, нарисован.

Со временем кто-то начал изготавливать крест из дерева, из других твердых материалов. Первые христиане носили кресты под одеждой, как мы и сейчас носим нательные крестики, Не только потому, что это было небезопасно во времена гонений, а прежде всего выражая святость и благоговение ко кресту, чтобы не было поруганий и посмеяния креста язычниками.

— Отец Николай, а как будет вернее: носить нательный крест на цепочке или на специальном шнурочке?

— Это совершенно не имеет никакого значения. Не важно, будет ли это цепочка, тесемка, просто ниточка — лишь было бы более-менее надежно и прочно; кому как угодно.

— Батюшка, в православных церковных лавках можно увидеть и приобрести кресты разной формы. А имеет ли значение, сколько концов у креста?

— Как говорит святитель Димитрий Ростовский, мы почитаем не то, сколько есть концов у креста, а почитаем сам крест.
Потому что мы знаем, что есть вполне православные, приемлемые, канонические формы креста: и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные имеются кресты. И не концы почитаются у креста, а почитается именно Спаситель, который принес Себя в ужасную Жертву на Кресте. Святитель Димитрий очень хорошо отзывается об этом: как через первое древо райское прародители пали, так древом Креста восстали. Прародители умерли смертью духовной прежде всего, а силой Животворящего Креста мы воскресли. И если древо изгнало из рая и низвело в ад прародителей и всех потомков, то Голгофское Крестное древо служит той лестницей, лествицей, которая возводит на Небо.

Почему, собственно, я затронул тему, как в древности носили люди крест? Потому что и в наше время, например, копты — есть такая египетская Церковь, которая не входит в семью Православных Поместных Церквей — до сих пор сохраняют старинную традицию рисовать, делать татуировку креста на запястье, на руке. Известно, что в Греческой Церкви такой традиции нет, поэтому и говорят, что традиция ношения крестиков появилась у нас на Руси со времен Крещения Руси. Для того чтобы отличить, кто крещеный, а кто еще не окрещенный, те, кто уже принял христианскую веру — надевали крестики, а кто оставался еще язычниками, крестиков не носили...

Святитель Димитрий говорит, что крест имеет очень большое значение в жизни православного христианина. Первоначально самые простенькие деревянные крестики надевали и носили поверх одежды. Но вскоре эта практика прекращается, и право носить кресты поверх одежды, как сейчас носят священнослужители, было предоставлено только епископам, архиереям. Священникам другого сана стало позволительно носить кресты поверх одежды со времен императора Павла. А простой народ стал носить нательные крестики только под одеждой, почему они и получили такое название.

— Отец Николай, можно ли, скажем, свой нательный крестик кому-то подарить?

— Можно подарить. Вокруг креста немало суеверий, и это говорит об огромном значении для православного христианина креста, символа того Креста, на котором был распят Христос. Многие считают: если есть распятие на кресте — это правильный нательный крестик. Это не совсем верное утверждение, потому что собственно распятия не должно быть на нательном крестике. Потому что нательный крестик — это символ, а не образ. Канонически правильно (об этом говорят и современные богословы) у священника на его наперсном кресте, который носится уже поверх одежды, должно быть распятие, потому что в данном случае оно не только символ Креста, на котором распялся Христос, но и образ Креста. А на образ можно уже, что называется, молиться. Таким образом, утверждение, что на нательном крестике должно быть обязательно распятие, с литургической и богословской точки зрения — не совсем верное требование.

На сегодняшний день именно распятие служит отличительным признаком православного креста от католического. На православном распятии ступни Спасителя пригвождены двумя гвоздями, и правая нога находится рядом с левой. У католиков ступни Христа пригвождены одним гвоздем и находятся в скрещенном виде. И это отличительное свойство, этот признак необходимо знать тем, кто приобретает нательный крестик в магазинах, в которые они поступают не из церковных мастерских. Особенно это касается зарубежных стран.

Я неоднократно отмечал: когда мне приносили крестики, приобретенные в ювелирных магазинах, с просьбой освятить их, то на них висела бирочка, в которой это изделие именовалось «ритуальной подвеской». Вот это очень красноречиво говорит об отношении человека к кресту. Если для него это ритуальная подвеска, то таково и отношение к ней. Можно обвешаться хоть тысячами крестиков разных форм, но если не будет веры во Христа распятого и Воскресшего, не будет правильного, благоговейного отношения к кресту, он так и останется «ритуальной подвеской», амулетом или чем угодно. И он, конечно, не будет защищать и сохранять человека, не будет, как сказано выше, «для демонов язвой».

— Отец Николай, а как правильно поступить, найдя крест? Можно ли его поднимать и носить или нужно просто пройти мимо?

— Тоже одно из суеверий. Многие считают, что если ты нашел крест на дороге или в здании, его нельзя поднимать. Считают, что если ты поднял этот крест, то возьмешь на себя все проблемы (болезни, грехи и так далее) того человека, который носил этот крест. Это заблуждение. Есть понятие жизненного креста. И Господь говорит не о крестике как чем-то вещественном, а о кресте как целожизненном подвиге.

Он говорит: «Кто хочет за Мной следовать, возьми крест свой и следуй за Мной». Не какой-то нательный крестик, не деревянный или металлический большой взвалить на плечи... Крест — это именно то, что Господь посылает человеку: испытания, болезни, искушения. Это — вся наша жизнь, несение вот этого креста. И никогда наша жизнь, наши дела, мысли, чувства, болезни и несчастья не переходят в крестик нательный как вещество.

В этой связи не только можно, но и нужно поднимать крест, ведь в противном случае мы оставляем его практически на попрание. Надо поднять крест и, если у вас нет в нем надобности, его можно просто принести в храм. Есть много нуждающихся, есть бедные люди, которые крестятся, а приобрести крестик нет возможности. И к нам в храм крестики такие приносят, они находятся там, где заказывают требы. Обращаются с такой просьбой не совсем обеспеченные люди, или даже те, кого принято считать бомжами. Они хотят носить крестик, они крещеные, они пытаются выбраться из этой ямы, в том числе с надеждой и верой на помощь Христа через крест.

— А можно ли крест передавать по наследству?

— Конечно, можно. Все, что относится к найденному крестику, можно сказать о крестике, который передается из поколения в поколение по наследству. Почему бы и нет? И мы опять не берем на себя чужие немощи и проблемы, потому что если у нас есть отношение к кресту, что он как крест сам по себе нас защищает и охраняет — это одно. Если есть отношение, что через крестик передаются все беды, невзгоды, проблемы того человека, который его носил, — это другое: чисто языческое, магическое отношение.

— Батюшка, у одной моей знакомой серебряный крестик сильно и внезапно почернел. И она расценила это как весть о скорой болезни или даже смерти. Как Вы прокомментируете ситуацию?

— Ничего в этом страшного нет, это вполне естественная реакция металла. У одного человека крестик чернеет, у другого не чернеет — у каждого человека идет выделение пота собственного состава. В конце концов, можно обратить внимание на то, какого качества этот крестик. Может быть, это не совсем серебро — в нем имеются какие-то добавки, тот же мельхиор. И если рассуждать подобным образом, это все находится в области, грубо говоря, вещества, и никак не признак того, что происходит в духовном плане. Нельзя говорить, что если человек нагрешил, то черная душа очернила крест, и он заржавел. Ничего подобного. Это обычные, скажем так, химико-физические процессы, и ничего более.

Мы опять же склонны так, чисто по-магически, язычески, напрямую усматривать процессы, происходящие с вещами. С теми же свечами, например: трещит она или не трещит, почернела или нет, потухла или не потухла. В жизни все проще: открыли дверь, появился сквозняк — потухла свеча. А люди часто боятся.

— Давайте затронем такую сторону, связанную с нательными крестиками — как относиться к тому, что теряется крестик? Как реагировать?

— Я бы сказал — никак. Если потеря креста — наша халатность, небрежение и так далее, если мы его безответственно повесили на ненадежную ниточку и потеряли, то покаяться можно только в небрежении, в безответственности. Но суждение о том, что «если человек потерял крестик, то жди болезни или даже смерти» — это опять заблуждение из той области, о которой я говорил выше — языческого, магического отношения. Конечно, нужно за крестиком следить, но если он потерялся — купить новый и носить дальше с верой и надеждой.

— И надеяться на то, что твой крестик нашел добрый, порядочный человек?

— Я думаю, что здесь каких-то успокаивающих, отвлекающих маневров не нужно искать. Если мы будем входить в рассуждения, где мы потеряли, в каком месте, кто его нашел — достойный или недостойный, мы запутаемся во второстепенном. Это имеет, конечно, значение, но не является главенствующим. Лучше, чтобы ваш крестик нашелся в приличном, благопристойном месте, и люди нашли его и использовали по назначению, а не растоптали и выкинули.

Вот в том смысле, как мы упоминали историю первых веков христианства, когда христиане стали носить кресты на теле, под одеждой, во избежание кощунственного отношения к кресту со стороны язычников; и здесь хорошо перекреститься и сказать: «Господи, помоги, чтобы этот крестик был обретен человеком, которому он послужит во благо».

 
Искусство

Приглашаем принять участие в конкурсе детского творчества «Пасхальные перезвоны»

Организатор конкурса — Отдел церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии.

 
Первосвятитель

В Кронштадте будет восстановлен Николаевский морской собор

Патриархия. Ру

6 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с Первосвятительским визитом в Санкт-Петербургской епархии, посетил Кронштадт. Его Святейшество в поездке сопровождал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс