Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (570) → Великий пост – это время великого труда над собой

Великий пост – это время великого труда над собой

№9 (570) / 1 марта ‘10

Лидия ЕжковаВеликий пост

В этой теме:

Великий пост
«Самое доброе делание во время поста – воздержание и очистка сердца от обид»
Лидия ЕжковаВеликий пост
Питание в Великий пост. Взгляд официальной медицины
Н. Кульминская, врач-реаниматолог, член редколлегии газеты «Монастырское слово» мужского монастыря на Ганиной яме

Идет Великий пост. Каким должен быть для нас этот особенный период церковного календаря, говорят священнослужители Екатеринбургской епархии.

Игумен Феодосий (Гажу), наместник монастыря в честь Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме:

— Пост — это воздержание. Воздержание от чего? Воздержание от всякого зла. Господь наш Иисус Христос постился в пустыне, после чего выдержал искушения и стал победителем. Пост — это подвиг труда над собой. Пост — это одержание победы духа над нашими обычными плотскими желаниями. Пост — это время, когда человек может стяжать, то есть накопить в себе, очень много хорошего. Великий пост предваряет встречу светлого праздника Христова Воскресения. Любой праздник несет в себе радость, но радость Воскресения Христова совершенно отличается от других — эта радость полноценна для всех людей.

Вот сравните, например: человек мечтает о какой-то вещи; когда он ее приобретает, то испытывает радость. А кому-то эта вещь не нужна, и он ей не радуется. Воскресение Христово — это радость для всех и каждого, потому что любой человек хочет жизни вечной, благостной, радостной — никто же не жаждет вечных мучений и страданий. И вот для того, чтобы воспринять глубоко эту радость, понять ее, нужно очистить свою душу, иначе радость будет некуда вместить.

Если человек очищает свою душу, ему дается напрямую знание от Бога. У одного старца как-то спросили: «Батюшка, а как вы стяжали прозорливость?». «Да я не знаю, — отвечал старец, — просто однажды настал такой момент, когда я начал знать, кто ко мне придет, когда, с какими вопросами». Старец настолько очистил свою душу, что Господь начал открывать ему свои тайны для пользы людей. Очищение и освящение своей души не обходятся без труда и являются задачей всей нашей жизни.

Мы должны трудиться над собой, чтобы стать способными воспринять благодать Божию. А почему трудиться? Вот представим: весна, надо ведь сеять, чтобы осенью было что собирать. Надо рано вставать, вспахивать землю, сеять, поливать, полоть — и только тогда мы сможем собрать урожай. Так нужно работать и над душой. Для того чтобы получилось что-то хорошее, надо не ждать, когда кризис пройдет, а надо встать и поработать; только тогда будет результат. Надо так же вспахивать землю сердца, надо так же окучивать ее, чистить от вредителей, от ржавчины — от того, чтобы тщеславие и гордость не съели сердце, поливать слезами покаяния, спасать молитвой, трудами, подвигами и добрыми делами.

Когда человек что-то делает, созидает, тогда он приобретает. А если человек бездействует, то пребывает в мечтаниях и всё теряет. Есть люди, которые читают книгу, и им кажется, что они все поняли. Это самообман. Понимание приходит лишь тогда, когда начинаешь исполнять то, что в книге написано. Поэтому переживать христианство, сидя в кресле и читая книги — это мечтание. Во всем должен быть труд — духовный, душевный, телесный; в трудах человек созидает себя, а без труда — становится потребителем.

Митрофорный протоиерей Владимир Поммер, благочинный Центрального церковного округа:

— «Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? — ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов). — Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом, и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Протоиерей Геннадий Ведерников, благочинный Горнозаводского церковного округа:

— Великий пост верующие жители Нижнего Тагила встретили с великой радостью. Накануне Прощеного воскресенья у нас состоялся праздник масленицы, который организовали совместными усилиями служащие храма, воскресной приходской школы и представители казачества.

Множество народу собралось в храме на чтение покаянного канона Андрея Критского. Покаянное настроение, которое побуждает этот канон, конечно, нам особенно необходимо в дни поста.

Независимо от того, что наша вера основана на радости и на торжестве Воскресения, покаяние — необходимое качество, чувство для спасения каждого из нас. Об этом днями поста мы более популярно рассказываем людям. Говорим им, что Великий пост — это время особой бдительности, внимательности друг к другу и особенно к себе, своим словам, поступкам, мыслям и желаниям.

Чтобы мы стали чище, ближе к Богу, чтобы наша вера была более крепкая — нужно закалять себя, в чем-то воздерживаться. Мы не говорим о полном отказе от всего, мы призываем к умеренности. Эта добродетель была известна еще до христианства, в античном мире. Эта умеренность особенно важна для тех, кто не способен удерживать себя в определенном рационе. Желательно, чтобы они могли воздерживать себя в делах и поступках, в словах; особенно удалить из нашей жизни сквернословие. Сквернословие — это постыдное явление в нашем обществе.

И, конечно же, пост — это время духовной радости, торжества духовного. Не для всех, конечно, возможен пост в смысле ограничения питания, исключения из рациона определенных продуктов. Зато он возможен для всех в самом главном — в духовной жизни. Сейчас многие интересуются постом, особенно молодежь, и мы объясняем, что главное во время поста, конечно, не в еде, а в наших чувствах, отношениях, внимательности и любви друг к другу.

Протоиерей Игорь Балабанов, благочинный Восточного церковного округа:

— Я знаком со многими людьми, для которых пост — это праздник. Праздник особой молитвы и покаяния. В эти моменты молитва им приносит великую радость, а слезы покаяния очищают душу и зовут на исповедь. Что может быть радостнее того чувства, когда священник, положив епитрахиль на голову, читает разрешительную молитву? В этот момент понимаешь, что Сам Господь прощает и разрешает от всех грехов. А приступая к Святым Христовым Таинам осознаешь, что вот она — трапеза Господня, вкушающий которую человек не будет алкать во веки. Но чтобы эти радостные чувства посетили душу и сердце, необходимо достойно подготовить к этому тело.
Вспомним изречение древнегреческого философа Сократа: человек должен есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

В Великий пост нужно отказаться от удовлетворения всех своих потребностей, чтобы Господь нас вразумил, помог во время поста увидеть язвы греховные и обратиться за помощью к Богу. И Господь, видя наши посильные усердные стремления в воздержании питания и душевных чувств, обязательно придет к нам на помощь и сподобит нас прийти с очищенным сердцем к светлому празднику Христова Воскресения.

Протоиерей Евгений Таушканов, настоятель прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Каменска-Уральского:

— Великий пост — самое благоприятное время для духовной брани, для духовных трудов. Это время, которое более всего приближает нас к Богу. Почему? Потому что это время, когда мы осмысливаем свою жизнь, свои поступки, свое внутреннее состояние — в каком состоянии находится наша духовная жизнь.

Я хочу пожелать всем достойно пройти это поприще, пожелать решимости — решимости начать, в конце концов, жизнь христианскую: начать жить не так, как мы хотим по своему произволению, а как ждет от нас Господь. И это самое главное — проявить в пост больше любви, больше внимания к ближним, к тем людям, которые нас окружают. Ну и к самим себе тоже, потому что желающий спасения своей души, стяжания Царствия Божия не может не любить себя.

Протоиерей Димитрий Меньшиков, настоятель храма во имя Архистратига Михаила г. Кушвы:

— Великий пост для нас, христиан, имеет двоякий смысл. Первый — пост это путь к Пасхе. Это прохождение некой пустыней к земле обетованной, куда еще Моисей народ водил. Пасха — это особый день, день обещанной радости, обещанной благодати, и ради нее мы трудимся — идем по пустыне. Пустыня — в воздержании в своих страстях, эмоциях, в образе жизни.
Пост хорош тем, что он заканчивается радостью, праздником.

Вторая сторона поста — духовная. Образно говоря, он является отпуском для души. Мы ведь бываем в отпуске для того чтобы наше тело отдохнуло: бываем в теплых краях, напитываемся здоровьем, теплом, солнцем. А в Великий пост есть такая возможность духовно обогатиться и напитаться.

Мы, конечно, призываем христиан днями поста воздерживаться от употребления скоромной пищи. Но если к нам обращаются пожилые, немощные люди, которые в силу своей болезни уже не могут полностью соблюсти строгость поста, мы всегда даем такой совет: ешьте что можете, что вам рекомендуют врачи, что вам позволяет ваше здоровье, но при этом не забывайте ходить в храм, каяться и молиться.

Протоиерей Андрей Иванков, настоятель храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского г. Красноуфимска:

— Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум: человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, «пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу». Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

Протоиерей Игорь Панов, настоятель прихода в честь Преображения Господня г. Невьянска:

— Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?

Протоиерей Вячеслав Зайцев, настоятель прихода во имя Симеона Верхотурского, Екатеринбург:

— Великий пост не зря называют Великим, и наше отношение к нему тоже должно быть великим. Это время — время покаяния, время исправления, время скорбной молитвы. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей». Этому способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и и высокомудрия».

 
Первосвятитель

«В Церкви мы вступаем в общение с Богом»

Патриархия.Ру

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Высоко-Петровском монастыре в субботу первой седмицы Великого поста.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл: «Нет пред Богом никакого смысла в человеческой власти, есть только один смысл — это служение»

Патриархия.Ру

Обращение к президенту Украины В. Ф. Януковичу.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс