Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (570) → Православный лагерь – один из путей воцерковления молодежи

Православный лагерь – один из путей воцерковления молодежи

№9 (570) / 1 марта ‘10

Лидия ЕжковаОбразование и воспитание

Настоятель прихода в честь Святой Троицы города Полевского протоиерей Илия Кожевников — духовник Екатеринбургской православной Духовной cеминарии. Работу с молодежью он ведет не только во время учебного года, но на каникулах. 

Батюшка считает, что детские православные лагеря — важное звено в воцерковлении детей. Его семилетний опыт работы в организации и проведении детского православного лагеря «Покров» в деревне Большая Лавровка Полевского района заслуживает обобщения и осмысления и может стать добрым подспорьем для тех приходов, которые только собираются организовывать на своей территории православные лагеря.

На календаре — начало марта; кажется, до летних каникул еще очень далеко. Но чтобы правильно и интересно организовать отдых детей, об организации детского православного лагеря в приходе нужно задуматься уже сейчас.

Сегодня отец Илия — гость нашей редакции.

— Батюшка, скажите, кто больше нуждается в любви — мальчишки или девчонки? Взрослые или дети? Педагоги или собственно воспитанники? И что важнее — получать любовь или отдавать ее?

— Эти вопросы можно задать каждому человеку и получить на них совершенно разные ответы. Но самый правильный ответ — в любви нуждаются все: как мы знаем, Бог есть любовь, поэтому отсюда можно сделать такой вывод — все люди нуждаются в Боге. Но нельзя научить людей жить по-христиански только по книгам. Трудно в реальной жизни жить по заповедям Божиим, не увидев людей, уже живущих по ним. А православный лагерь дает возможность невоцерковленным детям общаться с воцерковленными детьми, поэтому самая главная цель православных лагерей — воцерковление взрослых и детей с погружением в православную среду.

— Если воцерковление — это сознательное вхождение и активная жизнь в Церкви Христовой, то процесс воспитания человека в вере предполагает знание веры, дела веры и послушание Промыслу Божию...

— Несомненно. Именно потому мы учим детей наблюдать события жизни верой. Основной вопрос православной педагогики — это усвоение нас и наших детей Христу. Воспитание цельной личности состоит в восстановлении трех разорванных педагогических звеньев: православной духовности, народности, содержащей все богатство русского народного фольклора, и военно-патриотического воспитания.

— Какие задачи ставятся перед детским православным лагерем?

— Уже при самом планировании организации лагеря прямо заявлены следующие задачи: психическое и физическое оздоровление детей, воспитание у них любви к ближнему, к Родине. Воспитание мальчиков — как будущих отцов и защитников Отечества, воспитание девочек — как будущих матерей и воспитательниц своих детей, хранительниц домашнего очага. Таким образом осуществляется воспитание высоконравственной личности, осознающей смысл своего жизненного назначения.

— Как проходит жизнь в православном лагере, чем занимаются дети?

— В православном лагере проводятся служение Божественных литургий, спортивные, военно-прикладные и теоретические занятия, культурная деятельность — вечерние костры, походы и экскурсии, традиционные русские народные игры и пляски. Лагерь дает детям и взрослым возможность выйти из привычного хода жизни, отойти от мирских соблазнов. В море соблазнов тяжело войти во внутреннюю жизнь в отношении с Богом, потому что нет необходимости себя преодолевать. В глазах родных ты хороший, все тебя любят, все у тебя замечательно. Однако все это не то — в этом нет полноты.

Реальная же проблема современного молодого человека заключена в том, что он не видит причин что-то кардинально и серьезно менять в своем привычном образе жизни. Поэтому в молодежной среде процветает безответственность за свою жизнь, за свое призвание. Если от этого всего удалиться и начать тесно и активно общаться с духовником, братьями и сестрами, то встречаешься с собой таким, каким ты себя не знал. В православном лагере по-новому открывают себя и взрослые, и дети. Это всегда испытание и риск. Тогда возникает вопрос: что теперь делать, ведь так, как раньше жил, поступал, говорил, думал — так больше нельзя: нет в этом правды Божией, самому противно. А те отношения, которые сложились между детьми и взрослыми в лагере, не могут после окончания смены завершиться. Возникает потребность дальнейшего общения и вхождения в Церковь. В это время начинается поиск себя, определение своего места в жизни.

— Где расположен ваш приходской лагерь?

— Православный лагерь находится в глубинке, далеко от города, где даже телефон не всегда работает. Хотя мы при соглашении с родителями сразу оговариваем, чтобы они звонили ребятам как можно реже — только в каких-то крайних случаях. Дети ведь очень разные, кто-то очень привязан к родителям, к дому и тяжело переносит даже незначительную разлуку. Поэтому прошедшим летом у нас в лагере даже работал психолог, который оказывал детям моральную поддержку во время адаптации, привыкания к новому режиму жизни, к новым условиям.

— Кстати, об условиях жизни. Какие они в лагере?

— В лагере ребята живут в помещении бывшего клуба, часть которого оборудована под спальни, а в большом зале мы совершаем богослужения и какие-то общие массовые мероприятия: братание, вечорки, на которые ребята приходят в народных костюмах, водят традиционные хороводы, поют народные песни, проводят народные игры. И если в первые годы надо было кого-то из ребят убеждать нарядиться в народный костюм, то сейчас такая форма одежды для всех стала обычной, девушки очень естественно чувствуют себя в сарафанах и кокошниках.

— Понятно, что на каждую новую лагерную смену составляется новая программа. А существуют ли какие-то незыблемые традиции?

— Традиционно в лагере совершается длительный поход на 18 километров, во время которого совершается водосвятие у лесного родника, а после дети с удовольствием купаются в ледяной воде.

Главная задача православного лагеря — преподать детям образ благочестивой православной жизни, где старшие заботятся о младших, младшие находятся в послушании старшим, и все друг другу помогают, поддерживают. Этому способствуют и совместная молитва, и совместное участие в других делах, начиная от хозяйственных дел и кончая богослужением. Таким образом создается своеобразная подростково-молодежная среда общения, и в этой среде дети из разных приходов и воскресных школ радуются встрече друг с другом, а после смены ездят друг к другу в гости. И они понимают, что не одиноки в этом мире: у них есть единомышленники в других городах и других приходах.

— Отец Илия, Вы сказали: «ребята из других приходов». Что, есть и такие?

— Да, наш лагерь давно уже вышел за пределы только нашего прихода. Из года в год наш лагерь набирает силу, достаточно цельно выстроены его концепция и правила жизни. Сначала — дни занятий, потом совместные игры, поход, Божественная литургия. На лагерную смену всегда приходятся дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев, и они становятся в лагере особыми днями.

А в прошлом году в день памяти благоверных супругов Петра и Февронии Муромских нам удалось поставить спектакль. Достаточно большой, с привлечением множества юных актеров, с участием «змия» в два с половиной метра длиной, которого, как известно из истории, сшили с участием князей Петра и Павла, с бегством по реке Оке и возвращением обратно, с принятием иночества и так далее. Дети с большим восторгом приняли спектакль, по достоинству оценили работу артистов.

После спектакля были проведены беседы — с мальчиками о задачах отцовства, с девочками о счастье материнства, чадородии, важности приготовления к этому, осмысления материнского счастья как исполнения своего предназначения.

В день Петра и Февронии, День любви и семьи, девочки собственными руками приготовили праздничный обед — насколько в походных условиях возможно приготовление праздничных пирогов, бутербродов, салатов, разнотравных чаев.

— А сколько детей вы можете принять в свой православный лагерь?

— В первый год работы лагеря в нем было два десятка детей, сейчас их численность доходит до 120—150 человек. Некоторые дети именно в лагере первый раз принимают участие в богослужении, исповедуются, причащаются. И относятся к таким событиям очень серьезно. У нас, например, был один мальчик, который два года готовился к Крещению. Традиционно все эти годы мы совершаем Крещение детей в лагере прямо в пруду. Дети во времмя таинства молятся, некоторые из старших детей становятся крестными для малышей, атмосфера лагеря способствует духовному единению детей.

 

В других номерах:

Первосвятитель

«Образовательная система не должна готовить киберсуществ!»

Патриархия.Ру

24 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Российскую академию образования (РАО), где принял участие в заседании президиума академии.

 
Великий пост

Питание в Великий пост. Взгляд официальной медицины

Н. Кульминская, врач-реаниматолог, член редколлегии газеты «Монастырское слово» мужского монастыря на Ганиной яме

Удивительно, до чего люди не доверяют опыту собственных предков! Немногим менее тысячи лет русский народ в большинство своем постился. 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс