Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7(568) → «Различные рассказы о Синайских отцах»

«Различные рассказы о Синайских отцах»

№7(568) / 15 февраля ‘10

Православие.руИскусство

Продолжение. Начало в № 6

9. В упомянутом прежде Арселау жил также авва Георгий, которого звали Арселаит. Он был весьма известен в нашей пустыне из-за многих и великих чудес, которые рассказывали о нем.

Когда случился варварский набег на дорогу к Палестине, масло стало большой редкостью на святой горе. Игумен спустился в Арселау и позвал человека Божия Георгия подняться на святую гору. Не смея перечить игумену, он пошел с ним. Войдя в маслохранилище, игумен попросил его сотворить молитву над каждым из пустых сосудов. Благословенный авва Георгий сказал игумену: «Отец, позволь нам сотворить молитву только над одним сосудом, потому что если мы благословим все сосуды, тогда здесь будет [целый] пруд масла». Затем сотворил молитву над одним сосудом, и тут же масло хлынуло из него, как из источника, и старец сказал служащим: «Возьмите его и отнесите к остальным сосудам». И все они были наполнены, как в древности кувшин вдовы [по молитве пророка] Елисея. Игумен хотел посвятить кувшин во имя аввы Георгия, но старец сказал ему: «Если ты сделаешь так, масло выльется». Тогда они посвятили его нашей Заступнице Пресвятой Богородице, и сосуд остался и хранится доныне в самом верхнем светильнике и висит негасимым во имя Пресвятой Богородицы.

10. Восемь голодных сарацинов однажды посетили праведного Георгия, а у него не было ничего, что он мог бы дать им, потому что он питался дикими плодами, которые даже верблюды не могли есть из-за их горечи. Видя, что они ужасно голодны, он сказал одному из них: «Возьми [свой] лук и иди к той горе, где ты найдешь стадо диких коз. Застрели одну, которую захочешь, но не пытайся застрелить другую». Сарацин пошел, как старец сказал ему, выстрелил и убил одну, [затем] попытался выстрелить в другую. Тут же лук его сломался. Вернувшись и принеся мясо, он рассказал своим спутникам, что с ним случилось.

11. Этот трижды благословенный муж [однажды] увидел, что его ученик укушен ядовитой змеей и умирает. Запечатлев [ученика] крестным знамением, он поднялся. Схватив змею руками, как кузнечика, он задушил ее. И он просил своего ученика никому не рассказывать об этом до его смерти.

12. Нужно рассказать о том, что [случилось], когда приблизилось время смерти этого великого отца или, скорее, его перехода от смерти к вечной жизни. Будучи болен, в своей пещере отдыхая на тростниковой подстилке, он послал некоего сарацина в Айлу, чтобы позвать некоего друга, которого он любил, говоря: «Прииди, чтобы я мог увидеть тебя, прежде чем я отойду ко Господу». Путь был протяженностью около 200 миль. Через 12 дней старец, лежа на своей подстилке, сказал ученику: «Поторопись и зажги свет, вот, братья прибыли». И как только брат подготовил кадильницу, вошли в пещеру сарацин и возлюбленный друг старца, которые прибыли из Айлы. Старец, вознеся молитву, приветствовав его и, приняв Святые Тайны, лег и отошел ко Господу.

13. Авва Кириак рассказал нам об авве Стефане, его наставнике, когда он жил в Малохе. Это обрывистое место в 40 милях от святой горы, труднопроходимое и в действительности почти недоступное, которое я сам однажды посетил. Старец сказал: «Посади некоторые растения, чтобы поддержать нас». Некий грызун пришел, и поел растения, и оставил сад разоренным. И вот, когда старец сидел и печалился, он увидел проходящего леопарда и позвал его. Зверь подошел и сел на лапы, [тогда старец] говорит ему: «Окажи мне услугу и не уходи отсюда, но охраняй сей малый сад, лови грызунов и ешь их». И леопард оставался там [многие] годы и охранял садик до того времени, как старец умер.

14. В местности Малоха обитал также божественный Иоанн Савваит вместе с великим Димитрием, царским врачом. Однажды они увидели в ложбине на песке следы большого дракона. Авва Димитрий сказал великому авве Иоанну: «Давай оставим [это место], чтобы не пострадать нам от зверя». Авва Иоанн сказал ему: «Лучше давай помолимся». И как только они встали на молитву, то увидели, что зверь, бывший на расстоянии около двух стадий от них, по Божественному повелению поднялся в высоту, как облако, и, став уязвимым, упал на землю и разбился на множество частей.

15. Авва Иоанн Римлянин, ученик дивного Иоанна Савваита, рассказал мне следующее: «Когда мы обитали в Арселау, однажды пришел некий дикий зверь, неся в зубах маленького [звереныша], который был слепым. И он положил его у ног старца. Преподобный, увидев, что [звереныш] слеп, плюнул на землю, и сделал брение, и помазал им его глаза, и тот сразу же прозрел. Подойдя, мать поцеловала следы старца и, взяв дитя, убежала. И вот, на следующий день мать принесла старцу целый кочан капусты, который она с большим трудом тащила в зубах. Рассмеявшись, старец сказал ей: „Где ты это взяла? Конечно, ты украла это из садов отцов. Я не ем краденого, так что откуда ты это украла, туда и верни“. И тогда обличенный зверь пошел и вернул это в сад, из которого взял».

16. В другой раз случилось большое бездождие в пустыне, все дикие козы собрались вместе в стадо и бродили вокруг Арселау в поисках воды, но ничего не находили, потому что был август. Поскольку все козы были близки к гибели от жажды, они поднялись на вершину высочайшей из всех гор в пустыне. И все звери смотрели на небо и блеяли, как будто издавая «осанна» Творцу. И, даже прежде чем они двинулись с места, пошла вода на это место, и только здесь. Это соделал Господь Славы согласно пророческому гласу, сказавшему о Боге: «Дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс. 146, 9).

17. Авва Иоанн Савваит сказал: «Однажды, когда я пребывал в дальней пустыне, я принял брата, который пришел из монастыря посетить меня. Я спросил его: „Как отцы?“ Он сказал: „По твоим молитвам со всеми все хорошо“. Я спросил его об одном брате, который имел дурную славу. Гость ответил: „Поверь мне, отец, он вовсе не удалился от [того, что вызывает] эту славу“. Слыша это, я произнес: „Увы!“ И как только я произнес это „увы!“, я был перенесен из себя, как будто во сне, и увидел себя помещенным перед святой Голгофой, и увидел Господа, распятого между двумя разбойниками. Я хотел почтить и приблизиться к Нему. Но как только Он увидел это, раздался великий глас, говорящий ангелам, стоящим вокруг: „Удалите его, ибо он антихрист. Прежде чем Я произвел Суд, он осудил своего брата“. Они увели меня прочь; и, когда мы оказались возле дверей, они сорвали мой плащ и заперли дверь передо мной.

И тотчас же я очнулся. Я сказал брату, который пришел ко мне, что это дурной день для меня. Он спросил: „Почему, отче?“ Тогда я рассказал ему видение и добавил: „Поверь мне, мой плащ — это защита Божия, которая была на мне, а я лишился ее“.

С этого дня я провел семь лет в этой пустыне, не наслаждаясь сном, не входя под крышу, не вкушая с людьми до тех пор, пока я снова не увидел Господа, и Он позволил вернуть мне мой плащ». Когда мы услышали это от преподобного Иоанна, то сказали: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4, 18). Так из этого стало явным великое зло [осуждения].

18. Дивным плодом нашей пустыни был преподобный Орентий, о котором оба игумена и другие рассказывали нам удивительные вещи. Они говорили, что он имел в себе огонь светильника Духа Святого и такой, что затмевало пламя вещественного огня. Он всегда возжигал угли своей рукой, когда воскурял ладан. Однажды, когда некие странники пришли посетить его, по действию лукавого старец начал возжигать ладан перед ними тем благодатным способом, каким всегда [это] делал. И как только он возжег огонь в своей руке, [пламя] обожгло его средний палец и повредило нерв, и с того случая [авва] подписывался как «Орентий с обожженной рукой». Но, конечно, милость Божия не покинула его из-за этого. После сего Бог совершил много знамений через него. Однажды пришла на святую гору знатная женщина вместе с [одержимой] дочерью. Когда она узнала про старца, то захотела почтить его. Сей преподобный отец не допустил тому случиться, но, взяв гроздь винограда, послал ей. Когда демон, который был в девушке, увидел это, он воскликнул: «Авва Орентий, чего тебе здесь надо?» — и, сотряся девушку, покинул ее.

19. Авва Авраамий Пресвитер поведал мне о кончине аввы Орентия: «Авва Сергий, епископ Айлы, и я сидели возле него вместе с некоторыми другими отцами. Видя явление ангелов, старец сказал епископу: „Вознеси молитву, отче“. Сотворив молитву, он сел, и немедленно снова старец говорит епископу: „Вознеси молитву“. И после молитвы [сказал]: „Видишь, Владыко, как прилетели вороны, и по милости Божией я нисколько не обеспокоился из-за них, и они не смогли приблизиться ко мне“. И сказав это, он отошел ко Господу в мире и радости».

20. Мы были при кончине аввы Стефана Византийского, я и авва Феодосий Африканский, который стал епископом Вавилона. Когда мы пели «Непорочен муж» (Пс. 118), как это принято на отход души, вдруг его лицо стало очень суровым, и строгим голосом он сказал кому-то, кто явился ему: «Почему вы пришли сюда? Идите во тьму внешнюю. Вы не имеете ничего во мне. Господь есть мой удел». Когда же мы дошли в нашем пении до стиха, говорящего: «Ты мой удел, Господи», авва Стефан предал свой дух Господу. Когда мы стали искать одежду, в которой [можно было бы] погрести его, мы не нашли [в келии отца] совершенно ничего богатого или славного.

21. Подобным по виду и поведению сему блаженному [отцу] был мой авва Епифаний, который два года назад отошел ко Господу. О его выносливости и терпении в подвигах и болезнях можно было бы написать много слов.

Он был так далек от вещественного, что [из этого] ничего не осталось в нем, только дыхание и кости. В начале его затворничества явившийся ангел Господень сказал: «Если будешь служить Христу с терпением, то удостоишься дара Духа Святого». По милости Божией это случилось, ибо он принял сокровища и блеск просвещения Святого Духа через Божественный свет. Он также видел демонские духи тьмы, часто бродящие вокруг его келии, иногда играющие, а иногда пытающиеся его ударить. У него был обычай, который он взял от нас, — без крайней необходимости не встречаться ни с кем до четвертого часа, даже с келейником.

Зная от Бога о приближении своей смерти, сей служитель Христов сказал вечером своему ученику: «Завтра ночью приди, открой дверь и войди ко мне, потому что я очень хочу показать тебе нечто». И служитель Христов не обманул, ибо открыв утром [дверь] и войдя, [ученик] обнаружил его обращенным к востоку и отошедшим ко Господу.

Продолжение в следующем номере

Анастасий Синайский
Перевел с древнегреческого Василий Львов

 
Наш приход

Булзинский хутор Екатеринбургского Ново-Тихвинского девичьего монастыря

Екатерина Богомолова

Если от села Новоипатова идти на юг около двух часов, то выходя из леса на открытое пространство, первым делом увидишь величественный храм. 

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс