Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7(568) → Булзинский хутор Екатеринбургского Ново-Тихвинского девичьего монастыря

Булзинский хутор Екатеринбургского Ново-Тихвинского девичьего монастыря

№7(568) / 15 февраля ‘10

Екатерина БогомоловаНаш приход

Если от села Новоипатова идти на юг около двух часов, то выходя из леса на открытое пространство, первым делом увидишь величественный храм. 

Он, как корабль, плывет над зарослями трав. Это храм во имя Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, принадлежавший до революции Екатеринбургскому Ново-Тихвинскому девичьему монастырю. В газете «Пермские епархиальные ведомости» за 1881 год имеется статья очевидца освящения этого храма. В этой же статье автор рассказывает историю возникновения Булзинского монастырского хутора за речкой Щербаковкой.

Булзинский хутор расположен в 90 верстах от Екатеринбурга, с левой стороны Челябинского тракта. Назвали его так по находящемуся неподалеку селу Булзи. Площадь его была 500 с лишком десятин. Эти земли были пожертвованы Ново-Тихвинскому монастырю чиновницей Горбуновой и братьями Карповыми. Здесь сестры сеяли хлеб и заготавливали сено. До сих пор жители села Новоипатова называют три просеки в лесу на границе с Челябинской областью «монастырскими покосами». Сена собиралось до 1000 копен, а под хлеб занималось около 100 десятин.

Сначала на хуторе был построен балаган, но он был не очень надежен, и во время дождя его обитательницы промокали насквозь. Пищу готовили на костре возле балагана. Ближайшая церковь находилась в 10 верстах от хутора, но добраться до нее было сложно. Сестры были вынуждены ездить в Екатеринбургский монастырь для Исповеди и Причастия, а монастырский священник приезжал на хутор для совершения молебнов в благословение полей. Болотистая местность и наличие маленьких, но глубоких речек затрудняло подобные путешествия. Зимой же все дороги переметались снегом, и выехать не было никакой возможности.

Принимая все это во внимание, настоятельница монастыря игумения Магдалина приступила к устройству на хуторе жилых помещений и церкви. Строительные материалы (камень, глина и известь) нашлись недалеко от места стройки. Местные жители помогли с рытьем рвов для фундаментов, под престол монахини вынули землю сами. После постройки жилых домов и хозяйственных помещений на хуторе постоянно проживало до 30 сестер и 10 работников, в летнее время количество проживающих удваивалось.

Закладка каменного храма совершилась 12 мая 1881 года Преосвященнейшим Вениамином, епископом Екатеринбургским. Владыка приехал на хутор по дороге из Далматовского села вместе с ключарем, протодиаконом и иеродиаконом вечером 11 мая. Его встречали монастырский священник с диаконом, настоятельница Ново-Тихвинского монастыря с сестрами и множество народа из окрестных сел и деревень. Настоятельница приехала 9 мая вместе с певчими. 10 мая приехал монастырский священник с диаконом, и сразу освятили 4 небольших колокола, привезенных в этот же день с завода. Колокола повесили на специально поставленные для этого столбы. Приехавшего Владыку встречали звоном этих колоколов.

11 мая в 6 часов вечера монастырскими священником, диаконом и певчими вместе с протодиаконом и иеродиаконом было совершено Всенощное бдение. На следующий день, 12 мая, к 8 часам утра из Булзинского села пришли местный священник Алексий Николаев Ивановский и диакон Иоанн Георгиев Разов с Крестным ходом и принесли иконы из своей церкви. Ночью шел дождь, и священники не рассчитывали, что на закладку храма придет много народа. Но верующих ненастье не остановило. К 9 часам из окрестных сел подошло к хутору множество народа. Погода неожиданно прояснилась, и ничто не помешало закладке храма. Епископу Вениамину сослужили шесть священников. Владыка уехал в Екатеринбург на следующий день. После его отъезда монастырский священник с диаконом и певчими в сопровождении настоятельницы Екатеринбургского монастыря, сестер и народа отправились для молебствия по полям. Молебствие продолжалось пять часов.

Священником к строящемуся храму определили Максима Гавриилова Катонова, бывшего диакона Щелкунского села Екатеринбургского уезда. Он был дьячком при Щелкунской церкви с 1842 по 1874 год, служил в 1857 году в храме села Никольского. Где-то между 1875 и 1881 годом был рукоположен во диакона. 12 июня 1881 года рукоположен во священника ко вновь строящемуся храму в Булзинском хуторе Екатеринбургского Ново-Тихвинского девичьего монастыря. Его отец — священник Щелкунского храма Гавриил Павлов. Его жена — Александра Иванова Катонова; при Крещениях детей восприемниками были Мамины. 2 июля 1847 года у Максима Гавриилова и его жены умер сын Константин 4-х месяцев; 1 мая 1848 года родилась дочь Глафира; 10 февраля 1851 года родилась дочь Анфия; 11 августа 1852 года родился сын Александр; 17 октября 1855 года родился сын Андрей.

Диакон в Симеоновской церкви появился в марте 1889 года — был рукоположен и переведен псаломщик Мурзинского села Стефан Старцев. В сентябре 1891 года он, уже в сане священника, был перемещен в село Гробовское Екатеринбугского уезда.

Вторым священником был Павел Павловский, переведенный с рукоположением диакон Преображенской церкви Уктусского села. С июня 1896 года при Симеоновской церкви Булзинского хутора образовалась вакансия. Из «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» за этот год известно, что священнику там платили жалование 180 рублей в год и предоставлялась готовая квартира с отоплением и столом. В этом же году отмечено перемещение священника Булзинского хутора Алексия Меморского к церкви села Ново-Туринского Верхотурского уезда, но когда он начал служить на хуторе, неизвестно. На его место перевели с рукоположением во священники диакона, состоящего на псаломщичьей вакансии при Входо-Иерусалимской церкви Нижнетагильского завода — Димитрия Бабина. Он обучался в Верхотурском приходском училище, с 1881 года служил псаломщиком, рукоположен в диаконы в 1887 году; священник с 15 декабря 1896 года. 1 сентября 1902 года награжден набедренником. В «Справочной книжке Екатеринбургской епархии» за 1902 год Димитрий Бабин указан как сверхштатный священник.

Сведения о тех, кто в дальнейшем служил в хуторской церкви, очень фрагментарны. Известно, что в 1909 году на хуторе был сверхштатный священник Алексий Чирков, из Духовного училища (служил псаломщиком с 1871 года, диакон с 1883 года, священник с 1888, имел скуфью с 1905 года). В 1914 году в метрической книге Новоипатовского села есть запись о том, что Крещение Нины, дочери священника Константина Павлова Кляритского совершал «Булзинского Симеоновского хутора священник Кляритский Павел». В 1918 году в метрической книге Щелкунского села один раз отмечен священник Булзинского хутора Василий Винокуров.

С приходом советской власти хутор и храм закрыли. В 1919 году на территории бывшего монастырского хутора была создана Никольская коммуна, которая к 1923 году развалилась сама. От названия этой коммуны место, где раньше был монастырь, стали называть «Свободой». В 20-30-е годы ХХ века, после выделения Челябинской области, подворье оказалось на ее территории. Сейчас хутор заброшен. Из всех построек сохранились только храм, несколько погребов и башенка. В высоких окнах храма нет стекол, разрушена колокольня, на паперти растут березки, стены внутри испещрены непристойными надписями и рисунками. Несколько лет назад во время лесного пожара сгорела крыша. С южной стороны комплекса еще можно увидеть остатки ограды. Самые частые посетители хутора — лесные звери. Но зайцы и косули не наносят такого ущерба, как люди. Толстая кладка храмовых стен разрушается из-за находящегося там железа. Весной 2009 года оказался разрушен фундамент под престол. Чудом сохранившиеся росписи в алтаре уничтожаются не только непогодой. «Кладоискатели» начали разрушение кладки сохранившихся погребов.

Священники окрестных сел пытаются остановить разрушение храма, но для молодежи их слова — пустой звук. Пока можно дойти или доехать до заброшенного храма, плывущего в лесу, словно корабль, батюшки и неравнодушные прихожане добираются до него, наводят порядок в алтаре, теплят свечи и молятся. Молятся о тех, кто строил храм, и о тех, кто его разрушает, ведь они — потомки тех, кто помогал строить.

 
Великий пост

«Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если в нем не создана молитва»

Лидия Ежкова

Так говорил в свое время святитель Игнатий (Брянчанинов). Но его слова актуальны и сейчас.

 
Искусство

«Различные рассказы о Синайских отцах»

Православие.ру

Продолжение. Начало в № 6

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс