Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Продолжение. Начало в №№ 1–2)
Особо хотел бы заметить, что богослужения в приходских храмах должны быть уставными, не спешными, но и не чрезмерно растянутыми. Следует дорожить временем своих прихожан.
Патриарх Алексий II призывал все духовенство к участию во Всенощных бдениях под воскресенье и праздничные дни. Однако, как свидетельствует Богослужебная комиссия, не всегда это исполняется.
Важно, чтобы настоятели не забывали о необходимости обеспечивать достойными пенсиями клириков и сотрудников, следили за своевременностью и размером отчислений в Пенсионный фонд.
Социальная работа
Главная задача пастыря – вести людей на пути спасения, укрепляя их общей молитвой и совершая таинства, через которые Божественная благодать преображает человеческие сердца. Вместе с тем как община веры Церковь призвана внутри и вовне совершать то, чему научена Господом и Спасителем – дела милосердия.
Сегодня это служение Церкви осуществляется в больницах, тюрьмах, домах престарелых, детских домах, в работе с беспризорными детьми и лицами, оказавшимися на улице без средств к существованию.
В наше время у каждого прихода должна быть своя социальная специализация, диктуемая не личными предпочтениями настоятеля, а потребностями города, нуждами ближних. За каждым приходом следует закрепить какую-либо городскую больницу, в которую священник обязан приходить регулярно, а не только по вызову или приглашению.
К сожалению, сегодня многие из таковых вопросов остаются без внимания приходов. Назову лишь некоторые из них. Это помощь подросткам, вышедшим из колоний и специальных воспитательных заведений, а также поддержка забеременевших девочек-подростков, подвергающихся общественному осуждению и склоняемых к совершению абортов.
Согласно данным, предоставленным нам социальными структурами столицы, сегодня в нашем городе 123 центра социального обслуживания, 6 социальных приютов и 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 8 хосписов, 8 учреждений социальной помощи для бездомных граждан на 1477 мест, 156 отделений милосердия для лиц, находящихся на постельном режиме (а таких 4650 человек). На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних стоит более 9 тыс. человек. Около 135 тысяч пенсионеров и инвалидов одиноки и нуждаются в уходе и помощи на дому.
В соответствии с имеющимися договоренностями в ближайшее время должен быть подписан договор между Московской Патриархией и Правительством города Москвы, регулирующий участие церковных структур в сфере помощи наименее защищенным группам наших сограждан.
Предлежащий нам фронт работы обширен, встает вопрос о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. Очевидно, нам потребуется ввести должность социального работника в каждом приходе. Сейчас прорабатывается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы.
Введение в штатные расписания приходов должностей социальных работников, кроме всего прочего, создает новые рабочие места в городе, что в условиях экономического кризиса имеет немаловажное значение.
Однако появление социальных работников на приходах не означает, что священнослужители могут самоустраниться от непростых социальных послушаний.
Тем более что социальную работу нужно начинать внутри самого прихода, как это было в апостольские времена. Ведь многие из прихожан остро нуждаются в моральной или материальной поддержке. Именно на них, в первую очередь, должны обратить внимание духовенство и приходская социальная служба.
Знакомясь с расписанием московских храмов, я видел, что на некоторых приходах Божественная литургия совершается только по воскресеньям и праздничным дням. Следовательно, духовенство имеет время для несения послушания в иных сферах церковной жизни, в том числе и в социальной.
К социальному служению необходимо активнее привлекать наше диаконство. Напомню, что «диакон» с греческого переводится как «служитель». Полагаю, что успешный опыт неленостного служения диаконов в тюрьмах, больницах, домах престарелых может стать основанием для рекомендации на рукоположение в сан священника.
В сфере социальной работы наблюдается и дефицит финансов: отсутствует целостная система сбора средств для фонда «Милосердие» и других благотворительных церковных фондов. Представляется, что приходам необходимо активнее изыскивать возможности сотрудничества со светскими структурами и коммерческими организациями. Сейчас под социальные проекты выделяются гранты муниципальными, региональными и федеральными властями, а также крупным и средним бизнесом. Зачастую компании формируют специальные отделы по этому направлению. Важно уметь находить такие организации и устанавливать отношения с лицами, ответственными за принятие соответствующих решений. Придите к ним, расскажите о реальных нуждах, покажите конкретные планы и разумные, а не раздутые сметы. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7).
Взаимодействие с тюрьмами и СИЗО сегодня в основном сводится к традиционным формам попечения: богослужения, подарки к праздникам, катехизаторские беседы. А между тем объем работ здесь должен быть куда более значительным. Раздача подарков и посылок похвальна, но явно недостаточна, от нас требуется основательная катехизаторская работа и душепопечительская практика.
В связи с этим также следует сказать, что серьезная проблема при работе в тюрьмах – отсутствие доступа к подследственным. Довольно распространенная официальная причина отказа со стороны должностных лиц: «Батюшка, мы боимся за Вас и за Вашу жизнь». На это следует отвечать: «Это риски нашего служения. Многие профессии, в том числе, и служение священника, связаны сегодня с опасностями для здоровья и жизни, но возможность столкнуться с такими опасностями не должна приводить к отказу от выполнения своего долга».
О работе с молодежью
Молодая паства – предмет особой заботы Русской Православной Церкви. Наш с вами долг – противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха проповедь образа Христа, слова евангельской Истины.
Следует принять во внимание со всей серьезностью, что за последнее время молодежь изменилась хотя бы чисто демографически. Нынешние двадцатилетние – это люди совершенно другого поколения, выросшие в совершенно иной среде, нежели те, с кем начинали работать наши миссионеры десять и уж тем более пятнадцать лет назад, и это необходимо учитывать. Когда мы говорим, что знаем молодежь, а на самом деле знаем нынешних тридцатилетних – это лишь демонстрирует наше отставание. Говорят, что армия всегда готовится к предыдущей войне. Но миссионер не имеет права готовиться к работе с предыдущим поколением людей.
В Москве, крупнейшем мегаполисе страны, одним из характерных факторов является наличие молодежи в храмах. Это факт. В «спальном» районе за воскресной службой – множество молодых людей. Мы сегодня реально испытываем дефицит храмов и опытных пастырей, а не прихожан. И если московский священник говорит, что к нему не ходит молодежь, сегодня это уже однозначно говорит о проблемах священника, а не молодежи.
Важно понимать, какая молодежь сегодня стремится в Церковь. В первую очередь это образованное студенчество, причем лучшая его часть, и ее уровню нужно соответствовать. Нужно быть готовым к ее вопросам, к ее позиции. Недостаточно сегодня просто прийти к ректору вуза и договориться о показном мероприятии «для галочки» – те, кто потенциально готов войти в Церковь, могут даже не прийти на подобное собрание. А если придут – начнут задавать жесткие, серьезные вопросы. И в такой ситуации священник не имеет права не ответить или ответить примитивно.
Значит ли сказанное выше, что мы должны сосредоточиться лишь на элите молодого поколения? Нет. Понимая, что именно лучшие представители молодежи могут быть нашими союзниками, нельзя забывать и об остальных, в особенности о «проблемных социальных слоях».
Нельзя отворачиваться от таких явлений в молодежной среде, как экстремизм и антисоциальное поведение; нужно пытаться хотя бы дать им оценку, а в идеале постараться как-то им противодействовать.
Но для того чтобы оценивать и противодействовать, надо знать суть проблем. Нельзя, чтобы священник уподоблялся худшим из популистов, для которых все молодежные проблемы сводятся к наркомании и современной музыке. Социальные процессы в обществе, его текущее состояние на всех слоях и уровнях, вне зависимости от близости его представителей к храму – это наука, и священник, проповедующий в этом обществе, должен ею владеть.
Наконец, особое внимание следует уделить молодежным организациям, их инициативе снизу. Увы, сегодня существует серьезная проблема социальной инертности в молодежной среде. Однако мы должны понимать, что решить эту проблему – серьезнейшая пастырская задача, которую не исправить одними только административными мерами. И уж тем более ее не преодолеть, если не давать развиваться сегодня тем росткам гражданского общества, которые демонстрирует молодежная инициатива.
Работая с детьми и юношеством, особый акцент надо делать на волонтерских проектах, привлекать молодых людей к социальной работе, приучать их к рутинному, повседневному, будничному добру.
Работа с молодежью должна предполагать не только проведение разовых мероприятий, но и строиться на постоянной системной основе.
Важно также учитывать на практике несхожесть молодежных аудиторий, с рассудительностью подходить к вопросам работы с юношеством в зависимости от степени его воцерковленности, жизненных приоритетов, возрастных интересов, готовности участвовать в социально значимых проектах. Для каждой из таких групп необходимо продумывать свой план работы. При разработке такого подхода посоветовал бы учесть опыт московских молодежных православных организаций, обобщением которого уже озаботилась Комиссия по делам молодежи. Именно эта комиссия и призвана помогать приходам и благочиниям решать задачи как теоретического, так и практического характера в сфере молодежного служения.
Ищите то, что интересно молодым. Работать с молодежью – это значит создавать благоприятные условия для юных талантов, формировать в подрастающем поколении осознание его востребованности и Церковью, и обществом.
Помимо вовлечения молодежи в богослужебную, образовательную или социальную работу прихода очень полезной, как показывает опыт, является организация кружков по интересам, занятия спортом, участие в приходских паломничествах.
Надо сказать, что современная структура прихода, когда штат храма состоит из священника, диакона, регента и псаломщика, является наследием прошлого. Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, как уже говорилось ранее, позиции социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой. Важно, чтобы за эти направления деятельности отвечал не активист-любитель на общественных началах, а профессионал. Поэтому наравне с подготовкой педагогов-катехизаторов, которая осуществляется в некоторых из наших церковных образовательных учреждениях, нам необходимо озаботиться и образованием церковных социальных работников, о чем уже упоминалось, а также приходских молодежных лидеров.
Если социальных работников готовят светские вузы, то с молодежными лидерами дела обстоят сложнее. Работать с молодым поколением на современном уровне у нас умеют немногие. Этому надо учиться, а учиться практически негде. Вот почему сейчас изучается проект создания Школы молодежных лидеров при Даниловом монастыре.
Что касается наших православных общеобразовательных школ, то в рамках деятельности Комиссии по делам православных общеобразовательных учебных заведений выявлены следующие основные задачи, решение которых необходимо для успешного функционирования системы православного общего среднего образования в Москве. Думаю, что эти выводы имеют значение не только для Первопрестольного града, но и для всей нашей Церкви.
1) Разработка учебно-методических материалов и учебников по вероучительным дисциплинам для всех классов общеобразовательной школы и их внедрение в православных школах, гимназиях и лицеях. Ответственность за подготовку этих материалов лежит на Синодальном отделе по религиозному образованию и катехизации.
Патриархия. Ру
(Продолжение в следующем номере)
5 января в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В.
– Как реагировать на осуждение кого-либо? – Осуждение – это большой грех. Нельзя никого осуждать. Это большой труд – быть внимательным к себе и никого не осуждать. Потому что Господь сказал: «Не судите, да не будете судимы. Каким судом судите, таким же будете судимы». Когда вспоминаешь эти слова Священного Писания, конечно же, понимаешь весь грех осуждения – душа в случае осуждения обременяется грехом, это действительно очень тяжело. Каким судом мы судим, тем же мы будем осуждены – это очень ответственно.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.