Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Как реагировать на осуждение кого-либо?
– Осуждение – это большой грех. Нельзя никого осуждать. Это большой труд – быть внимательным к себе и никого не осуждать. Потому что Господь сказал: «Не судите, да не будете судимы. Каким судом судите, таким же будете судимы». Когда вспоминаешь эти слова Священного Писания, конечно же, понимаешь весь грех осуждения – душа в случае осуждения обременяется грехом, это действительно очень тяжело. Каким судом мы судим, тем же мы будем осуждены – это очень ответственно.
Мы знаем: если человек нашел в себе силы никого не осуждать, и его Господь Бог не будет осуждать за тяжкие, быть может, грехи, которые он совершает. Это очень важно – найти в себе силу, проявить внимание к себе, чтобы не допускать осуждения ближнего в своей жизни.
– Почему во многих молитвах люди просят у Бога одарить счастьем, здоровьем, ведь Господь наделил нас всеми качествами, чтобы мы жили и в здоровье, и в счастье, и в радости? Мне непонятно, почему идет именно такая стандартная молитва, ведь человек должен, прежде всего, просить у Господа сил справиться со своими недугами, проблемами, неудачами?
– Есть разные степени совершенствования человека. Один сначала молится, чтобы быть здоровым, чтобы у него были, может быть, хорошая работа, хороший дом, хорошая обстановка в доме – то есть просит чего-то приземленного, временного. Со временем, я думаю, человек поймет, что это не самое ценное и важное – как по Евангелию: «Ищите прежде Царства Божия и Правды его. Остальное приложится вам». Конечно, устремление своего сердца и молитв к получению каких-то земных благ, может быть, с Божией помощью послужит тому, что цель поменяется и главное направление будет – получить от Бога духовные силы, необходимые, чтобы побороть в себе страсти греховные, греховные наклонности и приобретать добродетель. А это очень важно – обогащать себя духовно. Остальное – все земное, временное, материальное – со временем приложится. К сожалению, люди чаще всего приходят к Богу через подобные материальные прошения. Когда человек просит чего-то временного, но необходимого сейчас, и видит, что даже эту его молитву Господь услышал и помогает, он понимает, что, во-первых, Господь есть, и, во-вторых, что молитва очень действенна и помогает. Надо только идти дальше, совершенствоваться в молитве, чтобы просить не только земных скоропреходящих благ, а попросить у Господа небесные блага, вечные радость и утешение. А это можно сделать через труд, через подвиг молитвы, воздержания и труда над собой, чтобы искоренить из своей души все страсти, которые терзают наши души и ведут нас к погибели.
– У нас с мужем официальный брак, мы пока не венчаны. Так мы живем по правилам, или нам обязательно нужно обвенчаться? Что венчание дает браку?
– Конечно, необходимо обвенчаться. Это очень важное таинство, которое дано нам Богом – при совершении таинства Венчания Господь дает нам благословение на совместную жизнь, благословение на благополучное деторождение, что тоже очень важно в жизни супругов.
Почему Венчание называется таинством? Потому что оно объединяет, соединяет супругов особой благодатью Божией в единое целое. Мы знаем: что Бог сочетал в этом таинстве Господнем – то уже человек не должен разлучать никакими средствами; супруги это единство должны укреплять совместными трудами, приближая друг друга к Богу. И чем ближе мы к Богу, друг к другу, тем больше мы укрепляем единство, которое Господь дал нам в таинстве Брака.
Во время прошедшего Рождественского поста в Церкви не венчали, но после Рождественского поста тем, кто зарегистрировал брак, нужно обязательно найти в себе силу воли, изыскать возможность обязательно прийти повенчаться. Потому что это наша обязанность как православных христиан – приступить к таинству Венчания и получить благословение Божие на совместную жизнь. Мы всегда должны получать благословение на любое важное дело, которое мы совершаем в этой жизни, тем более на великое дело совместной жизни и труда по возделыванию своей души для Царства Божия.
– Взяла в приходской библиотеке книжку, которая называется «Посмертные вещания преподобного Нила мироточивого Афонского». Скажите, пожалуйста, какое Ваше отношение к этой книге?
– Конечно, книга очень глубокая, интересная, там много пророчеств, предсказаний. Ее нужно читать, но если что-то непонятно – посоветоваться со священником в вашем храме.
– По сколько глав можно читать Ветхого и Нового Завета?
– Советуют читать одну главку Евангелия. Если читаете еще и Ветхий Завет, то одну главку Ветхого, одну – Нового Завета и две главки посланий святых апостолов. Примерно такого правила должен придерживаться христианин, чтобы каждый день, читая Священное Писание, питаться благодатью Божией, которая исходит из слов Христовых, вещает о нашем спасении.
– У меня умер сын от алкогольного опьянения. Он не мог совладать с собой и постоянно пил. Я слышала, что такие люди попадают на тяжелые муки в ад. Могу ли я для него что-нибудь сделать, ведь он сам за себя постоять не может? Он не может ни исповедаться, ни покаяться. Что могу я, мать, сделать для него?
– Вы знаете, что мать имеет очень большую силу и возможности. Есть такое выражение, что молитва матери из глубины ада может возвести сына или дочь. Поэтому ваша молитва очень приятна Богу и очень полезна для вашего сына. Поэтому непрестанно, безустанно и безропотно с глубокой верой в Бога и милосердие Божие молитесь за своего сына, и Господь даст ему облегчение даже от таких адских мучений, в которые он, может быть, попал за свои грехи.
Старайтесь молиться, жить церковно, благочестиво, исполняйте волю Божию, которая заключена в Евангельском учении. Постарайтесь, может быть, кого-то из ваших близких, родных оградить от ложного греховного пути. Если вы не смогли, к сожалению, сына отвратить от греховного пути, то постарайтесь другим помочь, чтобы на вас исполнились слова Священного Писания о том, что «отвративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов». Если вы сделаете это ради своего сына, я думаю, Господь помилует его, очистит душу от смерти греховной и даст ему вечную радость.
Не отчаивайтесь, есть возможность с Божией помощью потрудиться на этой земле, чтобы самим спастись и сыну помочь и, может быть, привести других людей ко спасению.
– Ходила в один храм и стала ходить в другой. Не грех ли это?
– Нет, конечно, это не грех. Человек выбирает храм, в который он должен ходить каждый воскресный и праздничный день, по своему усмотрению, желанию, во-первых. Во-вторых, как это ему удобно, где он живет. Если он живет рядом с храмом, конечно, ему удобнее прийти в этот храм, чем идти в другой. Хотя есть люди, которые живут недалеко от того или иного храма, но любят ходить в другой храм, потому что он ближе по душе. Этого никто не возбраняет, и это не является каким-то нарушением.
– Можно ли носить два крестика – один с Крещения, а другой – подарок?
– Нет никакого запрета; если есть желание носить два крестика – это хорошо, но один нужно обязательно.
– Муж болен. Какие молитвы нужно читать?
– Молитва – это великое благо, великая сила, которая, конечно, помогает нам от наших недугов, болезней душевных и телесных. Можно молиться чтением акафиста тому или иному святому: святителю Николаю Чудотворцу, великомученику Пантелеимону и другим угодникам Божиим. Все угодники Божии снискали великую любовь к Богу и дерзновение перед Господом, и они имеют возможность умолить Всевышнего о даровании нам исцеления и помощи в наших нуждах.
– Настраиваюсь на духовную жизнь. Стоял в храме – стало плохо, когда молюсь – засыпаю. Почему так происходит и что делать?
– Надо не сдаваться, надо бороться – это борьба, это брань духовная. Поэтому, наоборот, еще больше усилий нужно применять, чтобы все равно приходить в храм. Хотя это может быть тяжело, может быть, это искушение вражеское, не дающее человеку стоять в храме до конца или вызывающее какие-то болезни.
Но если пересилить это состояние два-три раза, потом Господь даст вам исцеление от этого недуга, и будет легко находиться в храме, ничто не будет болеть, когда человек устремляется к Богу, молится Ему. Это духовная брань, поэтому очень важно подумать еще о своей душе, о грехах – может, покаяться глубже, посмотреть в глубь своего сердца, увидеть те или иные нарушения и чистосердечно раскаяться, принести достойные плоды покаяния. Если побороться с усердием, усилием воли – с Божией помощью придут облегчение и здравие в этом недуге
– Год назад у нас погиб сын, внезапно. Мы писали прошение, нам разрешили его отпеть. Нам с мужем по 52 года, мы воцерковились, ходим в храм, исповедуемся, молимся за него. Он в 28 лет так внезапно ушел из жизни, так внезапно погиб. Есть ли у нас надежда, что Господь примет его душу, упокоит?
Что нам нужно сделать еще для упокоения его души?
– Надо, конечно, себя не изнурять такими мыслями: поможет – не поможет? Конечно, надо жить верой, что ваш труд, ваши старания, во-первых, ваши старания жить благочестиво, церковно, богоугодно – это уже и есть помощь вашему сыну, который скончался внезапно. И даже если ваши родственники и ваши близкие, если у вас есть еще дети, тоже ради того, чтобы помочь своему брату или родственнику усопшему, обращаясь к Богу, живут благочестивее, чем когда-либо, то тоже будет помощь усопшему.
Но если, конечно, постоянно молиться, когда приходите в церковь, подавать записки о его упокоении, чтобы его поминали на проскомидии, на литургии, то это тоже очень большая сила, которая очищает грехи усопшего. И Господь прощает его, чтобы избавить его от мучений вечных, в которые, может, он по своим грехам и попал.
Жить нужно с верой, с надеждой на Бога, что Господь милосерд, что Господь даст ему прощение, даст ему радость, даст ему светлое Царство Христово.
– Почему некоторые приходы в настоящее время не принимают записки об упокоении близких, которые не были воцерковлены: задают вопросы, сколько раз они причащались, сколько раз ходили в храм? Почему так происходит?
– Надо понять: у священников есть желание подвигнуть людей к тому, чтобы они полюбили церковную жизнь, чтобы более воцерковлялись – к сожалению, у нас очень много в Отечестве крещеных, но невоцерковленных людей. Они считают себя православными верующими, но в церковь не ходят. И это очень плохо. Поэтому некоторые батюшки, желая как-то это дело исправить, и принимают подобные строгие меры, чтобы человек был более внимательным к себе и начал жить церковной жизнью, понимать ответственность и обязанность ходить в церковь в праздничные и воскресные дни. Это наш долг, это наша обязанность, это необходимость. Потому что, как мы говорим, без Бога ни до порога, и мы приходим в церковь получить от Бога силу, помощь, воодушевление для дальнейшего труда и подвига в борьбе со своими страстями и прегрешениями, чтобы мы могли удержаться от всяких соблазнов, которые во множестве нас окружают, могли устоять в добре и обороняться от зла.
Это довольно непросто, и люди понимают, как это нужно человеку, потому-то и есть в Церкви определенные требования. Но есть и люди, думающие по-другому– они записывают своих родственников, которые даже в церковь не ходят, невоцерковлены. Делают это с целью и надеждой, что по молитвам Церкви Господь посетит их и они смогут стать церковными людьми. Есть разные подходы.
Вам нужно определиться, что и в какой степени подвигнет вас и ваших близких потрудиться над своим воцерковлением, чтобы привести в Церковь родных, воодушевлять, воцерковлять их; потому что это вопрос не только священника, архиерея, а задача каждого христианина, который обязан постараться помочь ближнему своему, чтобы он тоже уверовал в Бога, приобрел бесценный дар веры во Христа, приобрел любовь к Богу и постарался жить церковно
– «Могут ли люди, которые не имеют богословского образования, заниматься катехизаторской работой в храме?» – спрашивает Ольга из Екатеринбурга.
– Могут, если они получили катехизаторское образование. У нас есть катехизаторские курсы при епархии, училища для катехизаторов, миссионерские курсы, есть возможность получить знания, образование и быть понимающим преподавателем церковно-приходской школы, катехизатором в храме.
Но это все по усмотрению священника, настоятеля. Он знает своих прихожан и, конечно, не допустит, чтобы катехизатором был человек, который не знает ничего. Катехизатор – для того чтобы учить, дать знания, воодушевить человека на духовную, церковную жизнь, на то, чтобы оставить свои пороки, грехи, привязанности, слабости…
– Почему в конце Божественной литургии звучит фраза: «А сейчас, кто сегодня причастился, прошу выслушать благодарственные молитвы ко святому причащению»?
– Те, кто причастился, должны благодарить Бога за то, что Господь сподобил их такого великого таинства, радости богообщения, соединения со Христом в таинстве Тела и Крови Христовых.
Обязанность каждого из нас – быть благодарным Богу за Его милость. Поэтому если вы не ходили в церковь читать благодарственные молитвы, нужно обязательно прийти домой и почитать.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи – Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
(Продолжение. Начало в №№ 1–2) Особо хотел бы заметить, что богослужения в приходских храмах должны быть уставными, не спешными, но и не чрезмерно растянутыми. Следует дорожить временем своих прихожан.
«Человек умирает физически здесь, в этом мире, но душа его бессмертна, и она возвращается к Богу, чтобы дать ответ за прожитую жизнь. Души всех, кто погиб в той огненной стихии, и тех, кто скончался позже, в муках, от ожогов и ран, живы, и они предстали пред Богом», – заявил в интервью официальному сайту Пермской епархии епископ Пермский и Соликамский Иринарх, рассуждая о духовных причинах пермской трагедии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.