Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (567) → Святейший Патриарх Кирилл: «Самым убедительным доказательством существования Бога является то, что люди молятся на протяжении тысячелетий…». Из интервью телеканалу «Россия»

Святейший Патриарх Кирилл: «Самым убедительным доказательством существования Бога является то, что люди молятся на протяжении тысячелетий…». Из интервью телеканалу «Россия»

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Первосвятитель

Из интервью телеканалу «Россия»

 — Ваше Святейшество,в годовщину Вашей интронизации я хочу напомнить нашим зрителям, как это было,и, глядя на эти кадры, я хочу Вам задать вопрос. Что Вы считаете своим главнымсвершением за истекший год, и было ли что-то, о чем, быть может, Вы сожалеете?

 — Я, конечно,сожалею.

Есть такое образное выражение, что в сутках лишь 24 часа. И я сожалеюо том, что очень не хватает времени — в первую очередь на то, чтобы читать и думать. Патриарх должен обязательно думать. От Патриарха должны исходить идеи.Он должен внимательно воспринимать все, что происходит в мире. А эта каждодневнаякруговерть дел, к сожалению, переключает сознание с тех вопросов, которые, собственно,и должны быть в первую очередь на повестке дня Патриарха, на вопросы как бывторостепенные (но на самом деле не второстепенные). Поэтому я сожалею, но будустараться, потому что нуждаюсь в том, чтобы сопровождать свои размышления и молитвы серьезным чтением.
 А что касаетсятого, что удалось сделать, — я менее всего склонен многое из того, что произошлоза этот год, отнести к своим личным заслугам. Конечно, я принимал участие во всех этих процессах. За минувший год произошло много важных событий, но я быособенно выделил решение Президента о преподавании основ религиозной культурыи светской этики в школах, а также решение о том, чтобы наше духовенство наконец-то начало работать в Вооруженных силах. Если говорить о том, что еще представляетсяважным, то, конечно, это мои поездки в Украину, Беларусь, Казахстан, Азербайджан,которые помогли многое увидеть, многое понять и, в первую очередь, остро ощутитьтот факт, что Русская Православная Церковь — это не Церковь одного государства,что в эту Церковь входят люди разных национальностей, которые живут в разныхгосударствах, которые вовлечены в решение совершенно разных проблем. Все этоявляется огромной силы пастырским вызовом, на все это нужно отвечать, все этонужно учитывать.

 — Ваше Святейшество,Вы только что сказали, что не хватает времени для размышления над самыми главнымивопросами. Все, однако, знают, что главная заповедь Христа — это любовь. Но как изменилась любовь за последние две тысячи лет, и изменилась ли она?

 — Я думаю,что сейчас существует огромная цивилизационная проблема — я бы так ее обозначил— в масштабах всего рода человеческого. Это полная деформация и искажение понятия,которое связано со словом «любовь». Для меня как для верующего человека любовь— это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: одногоБог одарил, и он стал музыкантом, другой — математиком, третий — врачом. Любовь— это как воздух для всех. А уж дальше кто как может воспринимает этот Божийдар. Один под солнцем может так облучиться, что в больницу попадет, а другойукрепляет свое здоровье. Один чистым воздухом дышит, а другой делает все для того чтобы загрязнить воздух промышленными отходами, так что люди вдыхают ужене воздух, а заразу. Точно так же и с любовью. Это совершенно удивительный Божийдар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей. Все остальное:наши таланты, наша самобытность, наши национальные, культурные и политическиеразличия — практически все работает на разъединение. В этом смысле кто-то можетсказать: «Странный Божий замысел о мире — откуда же столько различий, которыеработают на разъединение?» Да, действительно, это был бы странный замысел, если бы не любовь, которая способна соединять людей. А то, что сейчас под любовьюподразумевается, — человеческая страсть, реализация этой страсти — к любви не имеет отношения. Так разрушается это понятие.
 А теперь,может быть, о самом главном. Любовь — это Божий дар, но ведь на этот дар мыотвечаем, и отвечаем, в первую очередь, некими волевыми установками. Поэтомулюбовь — это одновременно и направление человеческой воли, воли к добру. Приведупростой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкиваютот другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постаратьсяэто чувство преодолеть. И ведь есть способ преодолеть — это начать думать хорошоо человеке. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этомучеловеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце.Меняется отношение к человеку, если вы делаете ему добро. Так вот, любовь —это, в том числе, такая ориентация человеческой воли, которая направляет поступкичеловека к совершению добра. Мы знаем, что такое влюбленность: встретились молодыелюди, понравились друг другу — это хорошее, светлое чувство. Иногда говорят:«Мы полюбили друг друга». Большой вопрос — полюбили или еще не полюбили; испытаниежизнью покажет, есть здесь любовь или нет. Но для того чтобы влюбленность перерослав любовь, нужно направлять волю к добру, нужно разделять друг с другом своюжизнь, отдавать часть самого себя другому человеку.
 Поэтому любовь,с одной стороны – дар, а с другой стороны – задание, которое Бог перед каждымиз нас ставит. И пока это в роде человеческом существует, то существует такоепонятие, как общность людей, существует даже такое понятие, как добро, потомучто в основе добра – всегда любовь.
 «Бог естьлюбовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 16). Удивительныеслова. С одной стороны, такие простые, а с другой, невероятно сложные для понимания.Дай Бог, чтобы наши люди сегодня не поддались на искушение разрушить этот дар.Если он будет разрушен, думаю, на этом закончится человеческая история.

 — И все же в мире есть, к сожалению, не только любовь. Благодаря телевидению миллионы людейежедневно становятся свидетелями человеческих трагедий, терактов, смерти. Что может Церковь сказать людям, которые сталкиваются с трагедиями и смертью? Может ли она чем-то помочь?

 — Вообщетема зла на телеэкране — это очень серьезная мировоззренческая проблема. Когдав новостных блоках мы постоянно видим смерть, то происходит привыкание. Современноечеловечество привыкло к картинам человеческого страдания. Если бы на человека,жившего двадцать, тридцать, сорок лет назад, обрушился подобный информационныйряд, наверное, психика бы не выдержала. Наверное, люди бы захотели встать со своего места и побежать на помощь. Достаточно вспомнить, как люди помогали другдругу после войны, делясь последним; как было развито чувство солидарности и взаимной поддержки. Сегодня это чувство притупляется, и не в последнюю очередьпод влиянием того, что звучит слишком много рассказов о человеческих ужасах.
 А теперьо самом главном: что же можно сказать человеку, который проходит через страшныеиспытания или через смерть своих близких и родных? Я не представляю себе, как можно человеку помочь без религиозной мотивации, я отказываюсь это понимать.В самом деле, если вы действительно умираете навсегда, если вы навсегда потерялисамых родных и близких людей, если жизнь оборвалась в расцвете сил, если умираетребенок — какими словами можно объяснить происходящее или помочь человеку справитьсяс этой трагедией? Но Церковь обращается с самым правильным словом. Это для нассмерть. Это для нас трагедия. Однако нельзя мерить жизнь только отрезком видимойжизни — тогда жизнь теряет свой смысл. За 70–80 лет (или за 50–60 лет, как теперьлюди живут) ничего не может произойти такого, что действительно оправдало быэти 50 лет существования, потому что это — лишь мгновение. Но мы говорим о том,что жизнь не кончается. Да, смерть действительно приносит травму; да, эти страданиядействительно очень больно ранят; но должно хватить сил это пережить, потомучто на этом жизнь не кончается — так же, как не кончается наша связь с умершимилюдьми. Вслушиваясь в слова молитв во время отпевания, поражаешься философскойглубине всего того, что Церковь предлагает человеку, стоящему у гроба. Церковьпредлагает великую веру в то, что физическая смерть не означает смерти личности.Я другого объяснения не могу принять. Все другое, может быть, направлено на то, чтобы усыпить человеческое страдание, притупить его, но не исцелить.

 — За последнийгод появился новый формат Ваших встреч с молодежью. Этот формат называется простоодним словом — стадион. Зачем Вам это?

 — Кто-то из умных людей рассказал такую притчу. Человек прислонил лестницу к стене и полез. Лестница длинная, местами соскальзывает, и человек напрягает все силы,чтобы достичь цели, потому что там, наверху, он видит свою цель. Поднимаетсяна самый верх — и вдруг понимает, что не к той стене лестницу приставил. И состояниетакое, что готов сброситься с этой лестницы вниз — ведь потрачено столько сил,столько энергии, столько времени… Вот что такое молодежь. Это тот возраст,когда человек приставляет лестницу и по ней поднимается вверх. Это будет непростоевосхождение, и как важно, чтобы, достигнув вершины, он сказал: «Я в свое времяизбрал правильный путь».
 Мне кажется,что очень многие молодые люди сегодня не туда лестницу подставляют. Они дажеи треть пути не пройдут — сорвутся. Вот почему мне хочется встречаться с молодежью,вот почему мне хочется сказать им что-то от своего собственного опыта, вернее,не столько от собственного опыта, сколько от тысячелетнего опыта Церкви; но передать это в словах, понятных молодым людям, чтобы возбудить некую ревностьпозаботиться о самих себе, не сделать роковых ошибок.

 — На встречес молодежью в Витебске Вы цитировали французского физика и философа Блеза Паскаля.Позволю Вам предложить еще одну цитату из этого великого француза: «Есть толькодва типа людей: праведники, считающие себя грешниками, и грешники, считающиесебя праведниками». Согласны?

 — Полностьюсогласен. Могу еще одну цитату из Паскаля привести, конечно, не дословно: человеканельзя сделать святым без благодати, а тот, кто сомневается в этом, не знаетни что такое святость, ни что такое человек. Последнее утверждение очень важно,оно перекликается с тем, что Вы процитировали. Человек имеет внутри себя склонностьк греху, об этом очень ясно говорит апостол Павел (см.: Римл. 7, 14–25). Притяжениегреха обусловлено тем, что человек не живет по Божиим заповедям. Наш отказ житьпо Божиему закону создает некую внутреннюю трещину в целостной природе человека.Это как здание с трещиной: вот оно стоит и может долго простоять; а если тряхнет,здание с трещинами падает.
 Что такоесвятость? Святость — это целостность человека. Это, в первую очередь, внутренняясила. Он самодостаточен, и, что очень важно, у этого человека есть внутреннеезрение. Праведный считает себя грешником, потому что у него хватает мужестваи внутреннего зрения видеть свою неправду. А грешный человек ничего не видит— только свое собственное «я», и всегда в розовом свете. Один реалист, другойфантазер. Один человек целостный и сильный, другой внутренне очень слабый…

 — Большинстволюдей в России смотрят на Церковь как на нечто родное. И все же — как бы Выобъяснили невоцерковленному человеку, зачем нужна Церковь?

 — Мы ужеговорили о талантах. Действительно, один рождается с талантом математика, другой— с талантом врача, третий — еще с какими-то талантами. Один может быть ученым,дипломатом или бизнесменом, другой не может, а верующим человеком может бытькаждый. Вера и дает человеку внутреннюю опору и способность строить свое счастье.В сознании современной молодежи понятия счастья и веры сочетаются, может быть,с большим трудом. Да, люди приходят в храм, им нравится наше литургическое искусство;кроме того, у многих верующие родители, родственники или знакомые. И Вы правы:у большинства людей уважительное отношение к Церкви. Но ту картину, которуюони видят в храме, им невероятно тяжело актуализировать и применить к своейжизни, потому что у них нет собственного религиозного опыта. И для человекасуществуют как бы две реальности: реальность в храме – одна картинка, а на улице– другая. Другая картинка – это его жизнь.
 На самомделе, когда человек погружается в жизнь Церкви, когда он погружается в реальныйдуховный опыт, он начинает понимать, какая огромная сила его питает. Мы толькочто говорили о целостности человеческой личности, о внутренней силе — именноэто дает Божия благодать, которую мы в Церкви почерпаем, в сочетании, конечно,с человеческими усилиями. Мне кажется, никакими словами, даже выступлением Патриархапо телевидению, не помочь человеку понять то, что открывается только в глубинерелигиозного опыта. Я могу лишь пригласить людей испытать этот опыт, пройтичерез него, и тогда они, может быть, скажут лучше, чем я, о том, что в их душепроизошло и почему нужны вера и Церковь. Но это открывается в глубине религиозногоопыта.

 — Вы приглашаетелюдей в храм. Придет человек и увидит, как там люди молятся. Что для Вас молитва?

 — Все связанос нашим предыдущим вопросом. Религиозный опыт осуществляется, в первую очередь,через молитву. Без молитвы не может быть религиозного образа жизни. А что такойрелигиозный образ жизни? Это не только сознание того, что Бог есть, — это ясноепонимание того, что Бог присутствует в твоей жизни. Он не где-то на небе, Онне за горами, Он не в каком-то неведомом пространстве — Он рядом с тобой. И у тебя есть две возможности. Можно сделать вид, что Бога нет, но от этого самфакт не меняется. И есть другая возможность — попытаться вступить в отношенияс Богом, замкнуть цепь. Молитва — это и есть замыкание цепи между человекоми Богом. Когда мы нажимаем на кнопку выключателя, мы замыкаем электрическуюцепь между источником питания и потребителем. То же самое происходит через молитву:человек замыкает цепь и вступает в реальные отношения с Богом. Обращается человекс просьбой к Богу и получает просимое. Какое доказательство бытия Божия можетбыть сильнее?
 Я неоднократноговорил о том, что самым убедительным доказательством существования Бога являетсято, что люди молятся на протяжении тысячелетий. Представьте себе: вы пришлик начальнику, попросили его о чем-то, он вам пообещал и не сделал. Второй развы подумаете — идти или нет, но набрались смелости и решимости и пошли еще раз.А начальник снова вас выслушал и не сделал. Третий раз кто-то, может быть, пойдет,а кто-то уже и не пойдет. Если бы небеса молчали, если бы Бог никогда не отвечална молитвы, кто бы стал к Нему обращаться на протяжении тысячелетий? Но когдаэта цепь замыкается, человек обретает личный религиозный опыт.

 — Реальный современныйчеловек может ходить в церковь лишь по воскресеньям. Естественно, следует молитьсякаждый день, но вспоминается присказка, которая родилась в свое время в США,что по воскресеньям человек верит в Бога, а по будням — в фондовую биржу. Не кажется ли Вам, что эта проблема актуальна и для России?

 — Для началанам нужно достичь реализации первой части сказанного — чтобы люди каждое воскресеньев храм ходили. Я думаю, что уже это очень многое изменит. Но, действительно,есть проблема, которую я называю внутренней секуляризацией, внутренним обмирщением.Человек верит в Бога, признает необходимость молитвы, особенно в моменты стрессов,переживаний, болезней, неудачи, смерти близких; но жизнь засасывает, и происходитнекое отделение сознания от этого религиозного опыта, переключение вниманияна текущие проблемы, и начинает казаться, что все можно решить и без Бога. Глубочайшеезаблуждение. Мы должны призывать Бога в помощь и при решении наших профессиональныхзадач. Это не значит, что Господь нам непременно увеличит счета в банке — сомневаюсь,что молитвой можно увеличить эти счета. Но Бог может удержать нас от ошибок,удержать от действий непорядочных и греховных. Вот мы говорили о катастрофахна дорогах. Ну как, выйдя из дома и сев за руль, не перекреститься и не сказать:«Господи, помоги»? А это значит, что между воскресеньем и воскресеньем появляетсянечто, что является важным для духовной жизни человека. Приехал на работу: «СлаваБогу, я добрался». Завершился день, пришли вы домой и, если день был счастливым,поблагодарите Бога за то, что все так сложилось. А если что-то было сделанонеправильно, то следует проанализировать случившееся, а может, покаяться перед Богом. Это и есть религиозный образ жизни: когда мы постоянно ставим себя перед лицом Божиим и оцениваем с точки зрения Его заповедей, Его закона свои собственныепоступки и свою жизнь.

Беседовал Дмитрий Киселев
Патриархия.ру

 
 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 – По законуЦерковь отделена от государства, но на данный момент Русская Православная Церковьактивно старается влиять на общественную жизнь. Почему? – ПравославнаяЦерковь не занимается политикой и не влияет на жизнь в смысле каких-то политическихнаправлений.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс