Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (563) → Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (продолжение)

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (продолжение)

№2 (563) / 8 января ‘10

Первосвятитель

(Продолжение. Начало в № 1)

Новый типовой приходской устав

 Переходя к вопросам приходской жизни, хотел бы начать с важного, с юридической и практической точки зрения, момента, а именно с введения в жизнь новой редакции приходского устава.
 Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября сего года принят устав прихода с изменениями, соответствующими велениям времени.

Во всех приходах г. Москвы надлежит провести приходские собрания для принятия новой редакции устава прихода, осуществления связанных с этим необходимых переизбраний и принятия годового отчета прихода. Вопросник по годовому отчету каждый настоятель может получить здесь же, в зале, у отцов благочинных.
 Благословляется провести эти собрания под председательством благочинного округа без предварительного письменного прошения, не позднее начала Великого поста.
 После чего надлежит до 1 марта 2010 года подать отчет вместе с протоколом собрания в Московскую Патриархию, где будет централизованно и последовательно осуществляться государственная регистрация новых уставов.
 Перерегистрированный устав прихода будет находиться в Московской Патриархии. Приходу будет выдаваться нотариально заверенная копия.
 Кратко коснусь тех изменений, которые внесены в приходской устав.
 Последняя редакция типового устава прихода была утверждена Синодом в 1999 г. За прошедшее десятилетие российское законодательство значительно изменилось. Однако в тексте приходских уставов эти изменения не были учтены, что осложняло приходскую деятельность. С принятием новой редакции приходского устава существовавшее прежде несоответствие некоторых его положений нормам действующего законодательства устранено.
 Следует также отметить, что новая редакция устава вносит ряд значительных изменений в структуру и компетенцию органов управления приходом.
 В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано приходское собрание. Однако фактически большинство важнейших полномочий в сфере управления приходом были закреплены за Правящим Архиереем. Уставом, например, устанавливалось правило, согласно которому решения приходского собрания вступали в силу только после их утверждения Правящим Архиереем.
 Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, которая прямо называет Правящего Архиерея высшим органом управления приходом. Правящий Архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава приходского собрания принимаются Правящим Архиереем. Исключительной прерогативой Правящего Архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения).
 Хотелось бы обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет прием на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры.
 Согласно прежней редакции типового устава, председатель приходского совета избирался приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности Правящим Архиереем. Иными словами, должность председателя приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях Правящий Архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода.
 Напомню, что отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью прихода было ключевым направлением «хрущевской реформы», осуществленной в 60-х годах прошлого столетия. В то время Церковь была вынуждена пойти на уступки и передать полномочия по распоряжению денежными средствами и имуществом прихода церковным старостам, которые нередко практически назначались светской властью.
 Новый устав максимально приближен по своему содержанию к уставу прихода, действовавшему до 1961 года. Новая редакция типового устава прихода является важным шагом на пути возвращения настоятелей к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь настоятель будет занимать должность председателя приходского совета. При этом, в некоторых случаях, Правящий Архиерей вправе назначить председателем приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода или мирянина.
 Иными словами, ответственность настоятеля прихода за всю приходскую жизнедеятельность, как богослужебную, так и финансово-хозяйственную, возрастает. С момента назначения настоятелем прихода он одновременно становится не только председателем приходского собрания, но и приходского совета. Вся документация, исходящая из прихода (в том числе и финансовая), подписывается настоятелем и казначеем.
 При этом приходским собранием избирается помощник настоятеля, его обязанности определяет приходское собрание. Функции ревизионной комиссии остаются прежними.
 Кроме того, изменения будут внесены также в уставы Патриарших и монастырских подворий.

Информационное взаимодействие Церкви с обществом

 Храмы должны быть просветительскими и миссионерскими центрами; большую роль в этом способны сыграть православная периодика и книги. Для этого необходимо, чтобы православная печатная продукция была бы здесь широко представлена.
 Сегодня существует много хороших, высококачественных изданий, которым нужно помочь дойти до читателя. Это журналы для молодежи «Наследник» и «Отрок.uа» (последний – из Украины); журналы «Альфа и Омега», «Нескучный сад», «Фо-ма», «Церковь и время», «Православная беседа» и ряд других. Духовенству важно понимать, что эти издания могут стать серьезным подспорьем в миссионерской, пастырской и просветительской работе.
 Что касается представленной в церковных лавках литературы, то зачастую возникают недопустимые ситуации, когда зашедшему в храм человеку предлагается очень мало достойных православных изданий, а порой здесь можно встретить книги, газеты и журналы, которым вообще не место в церкви. Литературой, распространяемой в храмах, должны заниматься лично настоятели; нельзя перепоручать это послушание работникам книжных палаток и свечных ящиков. Даже если настоятель сильно загружен, и есть человек, отвечающий за состояние книжно-журнальной полки, то настоятель обязан быть в курсе того, что в его храме предлагается в качестве чтения для прихожан. Кроме того, в храме хорошо бы иметь отдельную полку или стенд, где были бы представлены только православные СМИ.
 Обращаю ваше внимание на то, что по мере совершенствования работы Издательского совета в церковных лавках и в храмах должны распространяться книги только с грифом этого совета, подтверждающим, что печатная продукция рекомендована к изданию и распространению.
 С Издательским советом, а также с Богослужебной комиссией в обязательном порядке согласовывается вся богослужебная литература, издаваемая приходами и монастырями. В своем недавнем отчете Богослужебная комиссия указала на то, что многие храмы и монастыри пытаются заниматься гимнотворчеством, составляя акафисты и службы и распространяя их среди верующих прежде рассмотрения и утверждения Богословской комиссией. Чаще всего подобные акафисты бывают отмечены безграмотным изложением, а зачастую имеют и сомнительное богословское содержание. Еще печальнее, когда подобное «творчество» вводится в богослужение. Такая практика будет пресекаться.
 Хотел бы сказать и еще об одном важном аспекте, касающемся информационного взаимодействия Церкви и общества. Внимание к Православию со стороны светских кругов, и в первую очередь журналистов, неуклонно возрастает. Этому вызову времени необходимо соответствовать. Важно помнить, что по каждому священнику судят обо всей Церкви, а благодаря средствам массовой информации любой неприятный инцидент вызывает широчайший резонанс. Важно также помнить, что есть вопросы пастырские, а есть вопросы, связанные с церковно-общественными или церковно-государственными отношениями. Говорить от имени всей Полноты Церкви могут лишь специально уполномоченные лица, это нужно помнить самим и стараться напоминать об этом всем, в том числе и журналистам. Мнение даже известного священника или мирянина-активиста не должно выдаваться за общецерковную позицию. Конечно, вовсе отказываться от общения с журналистами не стоит, кроме того, во многом данная проблема зависит от интерпретации журналистом полученного комментария, и все-таки не лишним будет в каких-то случаях обращения журналистов посоветоваться сначала в профильных синодальных структурах или переадресовать вопрос представителям данных структур.
 В поддержку информационной деятельности Церкви создан Синодальный информационный отдел, куда всегда можно обратиться за помощью и советом. В то же время необходимо оказывать содействие сотрудникам самого отдела в их ответственном и специфическом служении: если из отдела обращаются за разъяснением сложившейся ситуации, важно предоставить полную информацию.
 В Московскую Патриархию и в Синодальный информационный отдел также необходимо сообщать о фактах мошенничества, когда предприимчивые люди начинают делать деньги на авторитете Церкви и доверии простодушных людей. Например, в добавление к известным видам мошенничества участились случаи отпевания покойников при моргах священниками, чей канонический статус вызывает сомнения: раскольниками, запрещенными в священнослужении или вообще лицами, не имеющими сана. Необходимо делать достоянием гласности подобные факты, подчеркивая безблагодатность данных чинопоследований.
 Информационный отдел также призван поддерживать православные периодические издания и другие медиа-проекты; он имеет право присваивать гриф «рекомендовано к печати». Только с таким грифом могут продаваться газеты и журналы в церковных лавках.
 Хотел бы также проинформировать вас о планах создания общественной приемной Патриарха, что позволило бы расширить формы взаимодействия Церкви с обществом. Сейчас осуществляется активная работа по формированию концепции данного проекта и ведется поиск возможных мест размещения приемной. Со временем будет запущен интернет-портал, отражающий эту форму взаимодействия Церкви с обществом.

Общие вопросы пастырства

 Сегодня мы говорим о возрастающей роли Церкви в обществе, а значит, и о возрастающей нагрузке на священников и церковный причт. Встает вопрос об эффективности их работы.
 Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению, скольких женщин я сумел отговорить от совершения аборта?
 Приведу еще один пример. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в России было зарегистрировано 1 млн 178 тыс. браков и 703 тыс. разводов. Таким образом, можно сказать, что 60% браков распадаются. Что мы делаем для исправления ситуации? Священник призван и к профилактике, и к лечению этой страшной болезни. Составляя себе свой личный отчет, священник должен задаться вопросом: а много ли венчанных мною пар строят подлинно христианскую семью? Что я сделал для этого? Да и стараюсь ли я отслеживать судьбу тех, кого приобщил к этому церковному таинству? Много ли пар, уже собирающихся разводиться, я сумел отговорить и помог им нормализовать семейную жизнь?
 В связи с поставленными проблемами возникает вопрос о методах работы пастырей. Как можно надеяться на создание крепкой христианской семьи, если брачующиеся о таинстве Венчания имеют слабое представление, а священник их видит в первый и последний раз? Принятию церковного таинства – Крещения, бракосочетания – должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации. Было бы очень полезно продумать способы духовного сопровождения брачующихся со стороны священника, совершившего таинство. К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм на соседней улице, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления.
 Вместе с тем, следует иметь в виду, что возрастание в навыке душепопечения и пастырского окормления возможно тогда, когда приходской священник не обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи.
 Человек, посвящая свою жизнь Богу и Церкви, должен ставить это служение на первое место и «не искать своего» (см.: 1 Кор. 13, 5). Если же он будет всецело погружен в собственные бытовые попечения, в заботы о наилучшем устроении жизни своего семейства, то скорее всего он ничего не достигнет. Вместе с тем, всецелое посвящение клирика своему служению налагает ответственность на начальствующих над ним – в первую очередь настоятелей, которые должны озаботиться тем, чтобы священнослужитель материально не бедствовал.
 Настоятели должны создавать на приходах здоровую атмосферу в священническом и причетническом братстве. Размеры денежного довольствия старших и младших клириков, естественно, будут различаться. Вместе с тем, если эти материальные отличия значительно разнятся, то это неизбежно оборачивается нездоровыми проявлениями неравенства.
 Более того, настоятелям следует помнить, что невнимательное отношение к нуждам клириков понуждает их искать дополнительные средства к существованию за счет требоисполнения, которое поглощает большую часть времени, а порой и за счет работы по совместительству на светских должностях. Такие управленческие ошибки приводят иногда к тому, что батюшки не отказываются освящать светские объекты сомнительного назначения. Отмечу здесь особо: недопустимо освящать места, которые могут иметь «двойное» назначение, а также учреждения, способные прямо или косвенно потворствовать греху: ночные клубы, дискотеки, рестораны, магазины, в которых продается сомнительная продукция. За подобное деяние в этом году мною запрещен в служении один из клириков Москвы.

Патриархия. Ру

(Продолжение в следующем номере)

 
Первосвятитель

Из Рождественского послания Святейшего Патриарха Александрийского Феодора. Из Рождественского послания Святейшего Патриарха Румынского Даниила

 С древности и доныне небо было местом духовных исканий, а также областью научных исследований. Люди во все века, начиная с эпохи мифического Икара и до настоящего времени телекоммуникаций, когда послания людей отражаются от небесной тверди и возвращаются на землю, обращали свой взгляд ввысь, пытаясь обрести ответы на тревожившие их вопросы бытия.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

 – Мне кажется, что наступило время совмещения календаря церковного со светским, григорианского с юлианским. Особенно чувствуется необходимость этого во время новогодних праздников, когда Президент страны поздравляет с Новым годом, а мы не можем откликнуться на это соответственно.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс