Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (563) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№2 (563) / 8 января ‘10

Архипастырь

 – Мне кажется, что наступило время совмещения календаря церковного со светским, григорианского с юлианским. Особенно чувствуется необходимость этого во время новогодних праздников, когда Президент страны поздравляет с Новым годом, а мы не можем откликнуться на это соответственно.

Из-за этого многие даже не соблюдают Рождественский пост. Как тут быть, как Вы думаете?
 – Да, каждый год перед новым годом этот вопрос вновь поднимается, но мы отвечаем, что должны поставить на первый план не наши земные пожелания, а думать более высоко, что полезно для нашей души, для нашего спасения.
 Действительно, Новый год попадает на постное время, потому что есть смешение двух календарей. Но если человек твердо стоит в вере и трудится над своей душой, думает о своем спасении, то ему не помеха встреча Нового года в молитве, в покаянии, в надежде на милосердие Божие, на то, что Господь благословит новый год своей благодатью. Сейчас во многих приходах нашей Екатеринбургской епархии и других епархий с 31декабря на 1января люди собираются в церквях, молятся, причащаются, исповедуются и таким образом отмечают наступление Нового года – то есть встречают его молитвой. И, я думаю, это, может быть, самое лучшее. Действительно, мы ведь не знаем, что нас ждет в следующем году, и просим в наших молитвах, чтобы Господь благословил грядущее лето миром, благополучием, радостью, успехом в наших трудах. И, конечно, достижениями в нашем духовном возрастании.
 Когда же человек предается в эту ночь различным увеселениям, наслаждениям, греховным удовольствиям, он не делает грядущий год счастливее – наоборот, омрачает грядущее лето. Чрезмерные увеселения и пьянка приносят только зло – и человеку, который это делает, и окружающим людям, и даже окружающему миру. Потому что грех влияет не только на самого человека, но и на окружающую природу.
 Поэтому новогодняя ночь и есть возможность проявить свой характер, настоящую веру в Бога: да, есть часть людей, которые в эту ночь бесчинствуют, беснуются, как можно сказать словами Иоанна Златоустого, но есть люди, которые серьезно относятся к жизни и хотят, чтобы эта жизнь была по-настоящему счастливой, благословленной Богом. Поэтому они отмечают новый год именно молитвой, постом и воздержанием. И в этом нет ничего страшного – в этом великая радость, когда человек воздержанием отмечает грядущее лето с чистотой сердца.
 И благодать Божия и радость посещают такого человека даже больше, чем того, который веселится и буквально выходит из себя от непонятной радости греховной. Поэтому есть выбор: кто желает так – пожалуйста, кто желает по-другому – тоже есть возможность. И чем больше людей будут выбирать встречу Нового года достойно, по-христиански, тем, я думаю, счастливее и благополучнее будет грядущее лето. К сожалению, многие думают: чем веселее, радостнее и торжественнее они будут отмечать новогоднюю ночь, тем радостнее будет и весь грядущий новый год. Это ошибка, это неправильно. Потому что не гуляние и развращенность приносят счастье человеку и обществу, а именно чистота жизни приносит благословение Божие.

 – В какой книге Священного Писания есть жизнеописание родителей Девы Марии, говорится о ее рождении? Я почему-то нигде этого не встречала. Спасибо.
 – Это есть в житиях святых. В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского 4 декабря по новому стилю вы найдете повествование об этом событии. Сейчас есть и новая Минея, в которой тоже повествуется о Рождении Богородицы. У нас в церковной лавке есть огромное количество духовной литературы, где можно найти и повествование об этом событии – Рождестве Пресвятой Богородицы.

 – Как объяснить дочери, что Господь к нам милостив? Дочь говорит, что мы по своим грехам не достойны к нему обращаться даже в молитвах.
 – Мы должны молиться Богу с чувством своего недостоинства, с сознанием своей греховности. И молиться, чтобы Господь простил нам, потому что только Он, один Бог имеет право, власть прощать наши грехи и очищать наши души.
К кому больше мы должны обращаться, кроме как к самому Богу? Поэтому мы и просим Бога, просим святых угодников Божиих, которые имеют дерзновение к Богу, чтобы Господь помиловал, простил нас, исцелил наши душевные и телесные недуги. Это обязанность наша – молиться, потому что молитва и есть общение с Богом, беседа с Богом, где мы получаем ту помощь, которую можем получить только от Бога и больше ни от кого.

 – Мои дети живут в Ново-Тихвинском женском монастыре уже три года. Их духовная наставница не дает два года мне с ними встречаться. Я все прекрасно понимаю: они ушли к Богу, но я ведь мать и бабушка. Я очень скучаю. Раньше мы хоть по телефону общались, а сейчас и этого нет. Чем это объяснить? Я не хочу никого обидеть, я все прекрасно понимаю, но я скучаю о них.
 – Для того чтобы не было подобной скуки, необходимо лучше молиться за их здравие и благополучие, чтобы Господь укрепил их духовную жизнь и они могли бы трудиться и подвизаться в монастыре, чтобы совершенствоваться духовно. Монастырь имеет особый духовный настрой, там имеются определенные послушания, определенный труд над своей душой, над своими страстями, которые, конечно, необходимо искоренять молитвенным подвигом, подвигом монашеского делания. Поэтому вы не должны скорбеть, что не можете с ними говорить, не можете встречаться. Видно, есть какая-то причина, которая коренится именно в них, в их душе. Может быть, у них ослабевает духовная жизнь или какие-то искушения появляются после таких встреч. Поэтому они молятся за вас и желают, чтобы у вас было все хорошо и чтобы вы приобрели мир в своей душе. И вы должны молиться за них, чтобы и у них были мир, радость и благополучие. Такое взаимное молитвенное общение, общение душ принесет и им пользу, и вам радость и утешение. Поэтому нужно с духовной точки зрения посмотреть на эти события и не скорбеть, не унывать, не приходить в состояние скуки и уныния. А лучше подумать, как помочь им духовно, нравственно, с тем, чтобы там они находились под благодатью Божией, под покровом Пресвятой Богородицы, Покровительницы этого монастыря, чтобы у них там все было хорошо.
 Когда же вы скорбите, недовольствуете, стремитесь что-то предпринять, конечно, это приносит неприятности для души. И они переживают, желают как-то урегулировать ситуацию, как-то помочь вам. Единственная помощь, которую они могут вам в таком случае оказать – это молиться за вас, чтобы Господь дал вам мир и радость духовную. А вы в свою очередь тоже должны постараться им помочь – своим миролюбием и мирным расположением духа.

 – На Западной Украине накануне вновь обострились отношения между сторонниками так называемого Киевского Патриархата и канонической Церковью. Владыка, расскажите об этой ситуации.
 – Конечно, очень печальная ситуация. Мне звонил Владыка Сергий и рассказывал, что храм, который всегда был в лоне Русской Православной Церкви – Украинской Церкви Московского Патриархата, всегда был светом для верующих. Но сейчас почему-то раскольники, приверженцы Филарета, решили забрать этот храм. И забирать его силой.
 Конечно, Владыка и народ очень сильно переживают и недоумевают: что делать? Похоже, что и власть их, видимо, поддерживает, и народ такой агрессивный. И поэтому православные просят молитв – и я прошу всех вас, дорогие наши православные телезрители, помолиться за Владыку архиепископа Сергия вместе с его паствой, чтобы Господь помог выйти из этого тяжелого положения и выдержать искушения, испытания, которые нависли над паствой и епархией. Я думаю, только молитвой Господь услышит наши воздыхания и отвратит ту беду, которую испытывают православные наши братья на Украине.

 – Существует ли в христианской жизни такое понятие, как вампиризм? Почему при общении с некоторыми людьми теряешь энергию? Я про себя говорю – просто падаю с ног, появляется депрессия, неврастения, не хватает энергии. Спасибо большое. До свидания.
 – Чтобы такого не случалось, конечно, очень полезно приобрести молитвенный дух: когда мы с кем-то беседуем и чувствуем над собой некое влияние, «включить» (слово не совсем церковное) – включить молитву. Надо начинать молиться Богу, чтобы Господь укрепил. Когда мы беседуем с Богом, Господь дает нам Божественную силу, благодать, которая нас укрепляет, и на нас не действует влияние того или иного человека, который имеет, может быть, какие-то грехи, приобщение к бесовской силе, которая и влияет на человека.
 Есть у нас средство, есть возможность быть ближе к Богу и быть защищенными благодатью Божией от таких ситуаций.

 – Мы с супругой должны были обвенчаться в своей церкви, но жена захотела в другой. Батюшка нашего храма благословил, мы обвенчались, но сейчас он не исповедует и не причащает нас, и духовного отца у нас нет. Как нам быть?
 – Сейчас нетрудно найти другого священника. Слава Богу, храмы есть, священники есть. И не обязательно это делать именно тому, который венчал или крестил. Если священник по какой-либо причине не служит или не совершает таинства, то нужно найти другого священника и продолжить свою духовную жизнь.

 – В приходских храмах богослужения идут быстро, часто между молитвами и прошениями совсем нет пауз. Как в этом случае исполнить правило о крестном знамении и поклонах, где говорится, что крестное знамение нужно совершить после молитвы, а поклон – после крестного знамения, неспешно и благоговейно?
 – В церкви, как вы и заметили, идет непрерывная молитва, нет пауз. Это как бы непрерывное обращение человека к Богу, чтобы можно было человеку сосредоточиться на молитвах, чтобы он не рассеивался мыслью. Поэтому и молитва сама по себе идет, прошения читаются или поются, а мы в это время благоговейно и с сознанием своего дела крестимся, осеняем себя крестным знамением, кланяемся, как это нужно. Если даже мы не успеваем после каждого прочтения молитвы, ектении креститься, это не страшно, главное – предпочтение отдать внимательному и благоговейному стоянию в храме и благовейному преклонению пред Богом, благоговейно и не спеша осенять себя крестным знамением и кланяться. Не смущайтесь, что непрерывные молитвы совершаются без пауз. Так всегда и везде идут службы в нашей Церкви. Наша с вами задача – быть внимательными к молитве и осенять себя благоговейно, не спеша.

 – От первого брака у меня двое детей; муж погиб. Спустя десять лет я снова вышла замуж, брак венчаный. Но после шестого года совместной жизни муж уехал в неизвестном направлении. Сказал, что в монастырь, хотя у меня есть сомнения.
Каков мой дальнейший путь? Я тоже хотела уйти в монастырь, побывала послушницей. Но мне сказали, что пока не будет разводного письма, я свой путь в монастыре не смогу продолжить.
Какие у меня есть пути дальнейшие в этой ситуации?
 – Вы можете, я думаю, пойти в монастырь, жить там как послушница, как насельница того или иного монастыря. Но когда дело дойдет до пострижения в монахини или даже в инокини, конечно, тут нужно этот вопрос урегулировать: развестись с мужем, получить благословение от Правящего Архиерея на развенчание, развенчаться – тогда уже получить разрешение и благословение на постриг иноческий или монашеский.
 А до этого вы могли бы жить в монастыре некоторое время, испытать себя в монашеской жизни, а потом уже принять решение о дальнейшем своем избрании, ведь не сразу же постригают в монахи. За это время, может быть, вопрос решится: найдется муж, узнает, что вы тоже пошли в монастырь, если он действительно ушел в монастырь. И даже если он ушел в монастырь, у него та же ситуация: его тоже не могут постричь, прежде чем он сделает то, о чем я сказал: развестись, получить развод в гражданском браке и развод в церковном браке. И ему и вам именно так и нужно поступить.
 Я думаю, так стоит поступить – и надеяться, что с Божией помощью найдется выход из этого положения.

 – Можно ли вышивать иконы? И если, допустим, нельзя, а уже начали вышивать, что дальше делать? Спасибо.
 – У нас есть древняя традиция – вышивать иконы. Вышивают плащаницы, иконы, даже в свое время царские особы или жены бояр, знатных людей, простые женщины занимались рукоделием. В том числе вышивали лик того или иного святого, Спасителя или Божией Матери. Была такая традиция. Сейчас эта традиция возрождается, есть специалисты, которые могут вышивать довольно неплохо. Тут единственное, что нужно – выполнять работу под руководством специалиста, чтобы вышивка была канонична, чтобы она соответствовала этому святому делу, чтобы не искажать лик того или иного святого или Спасителя.
 Вот это очень важно, потому что это довольно непросто, трудно. Надо большие навыки иметь, уметь их передавать. Это нелегко, но и очень ответственно. Чтобы не допустить ошибки, нужно делать работу под руководством хорошего специалиста

 – Какой срок должен пройти после похорон мамы, чтобы мы с мужем могли обвенчаться?
 – Венчание – это благословение Божие на совместную жизнь. Если вы хотите получить это благословение, то можете это сделать даже до сорока дней после смерти мамы.
 Единственное, не делать никаких увеселений, которые, конечно же, не соответствуют ситуации – мать скончалась, а все забыли и начали проводить неуместные торжества.
 Но лучше потерпеть, это было бы хорошо

 – Можно ли икону повесить в супружеской спальне?
 – Я думаю, нужно – в каждой комнате должна быть икона, которая служит напоминанием о Боге, об обращении к Богу, является источником, через который Господь посылает благословение на всю нашу жизнь. Тем более и на супружескую, ведь супружеская жизнь – это желание деторождения, это не удовольствие и удовлетворение своих похотей, а большой труд. И Господь благословляет в таинстве Брака совместную жизнь, чтобы супруги могли родить доброе дитя. Поэтому нужно молиться, чтобы Господь дал здорового, доброго и богобоязненного ребенка.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи – Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (продолжение)

(Продолжение. Начало в № 1) Новый типовой приходской устав Переходя к вопросам приходской жизни, хотел бы начать с важного, с юридической и практической точки зрения, момента, а именно с введения в жизнь новой редакции приходского устава. Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября сего года принят устав прихода с изменениями, соответствующими велениям времени.

 
Архипастырь

Из Рождественского послания Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия

 Было много случаев, когда евангельскому свету мешали освещать мир плотные облака самодовольства, неверия, ненависти и темные ночи беззаконных интересов. Но даже и в эти облачные и темные времена свет различным образом таинственно проникал через атмосферу.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс