Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (540) → «Старость – великая милость Божия!»

«Старость – великая милость Божия!»

№27 (540) / 15 июля ‘09

Духовное чтение

  «Чтобы тело и душа были молоды, ты не бойся ни жары и ни холода, закаляйся, как сталь!» – слова из этой популярной песни, написанной И. Дуневским на стихи Лебедева-Кумача, несомненно, знакомы каждому из нас… Действительно, сколько же в этой задорной, музыкальной композиции «Спортивный марш» жизнеутверждающей энергии и желания «не сдаваться в плен годам» – оставаться всегда молодым…
  Но, увы, несмотря на всё наше огромное желание противостоять старости, каждый раз, глядясь на себя в зеркало, мы с прискорбием замечаем, как меняемся.

Старение – процесс медленный, но неизбежный. Раз, взглянув на фотографию, сделанную несколько лет назад, вдруг обнаруживаем, что вид наш стал куда менее цветущим и свежим. Да, что и говорить: годы берут своё.
  А можно ли с этим хоть как-то бороться? Почему жизнь человеческая должна завершаться долгими годами немощи и упадка? Может ли человек оставаться молодым? И какой в этом смысл?
  Насколько это проблема актуальна для нас с вами, уважаемые читатели?
  Давайте сообща попытаемся разобраться в этих вопросах….
  Итак, сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни в современном мире ведет к стремительному старению населения планеты, утверждают эксперты ООН. По прогнозу экспертов, уже в ближайшие десятилетия люди старше 60 лет будут составлять половину взрослого населения планеты. Сейчас они составляют около 10% землян. На сегодняшний день в мире насчитывается более 670 миллионов пенсионеров, и каждый год это число увеличивается в среднем на 1–2 миллиона… Что же делать? Как тем людям, которые вступили в полосу «осени жизни», сохранить молодость?
  Обратимся к истории – вспомним, что в 20-е годы прошлого столетия советская медицина уже решала задачи омоложения. Журналы тех лет констатировали: «Омоложение из плоскости научной проблемы перешло в практику». Уже тогда в московских аптеках продавали вытяжку из эмбрионов человека, обладающую особо активными биологическими свойствами.
  А в 90-х годах XX века там же, в Москве, начал свою работу Международный институт биологической медицины (МИБМ), руководимый профессором Г. Сухих, в котором для нахождения прямых путей к омоложению «был собран самый крупный в мире банк фетальных тканей» (напомню уважаемому читателю, что в фетальной терапии для лечения различных заболеваний, а также для омоложения организма в целом практикуется использование тканей человеческого эмбриона после поздних абортов).
  Теперь этот институт переименован в Институт биологической медицины (ИБМЕД)…
  Чтобы читателю было понятно, о чём в дальнейшем пойдет речь в этой статье, дадим определение понятию «стволовые клетки», которое впервые в 1908 году предложил петербургский ученый Александр Максимов…
  На очень примитивном, обывательском, но зато вполне понятном уровне оно будет выглядеть примерно так: «Стволовые клетки – это такие клетки эмбрионов человека, которые способны превращаться в любые другие. Например, стать печенью, сердцем, легкими. Многие ученые-медики связывают с этим их фантастическим свойством будущее медицины, видят основу препаратов для лечения самых страшных недугов».
  А это свежая информация сайта… В разделе «Омоложение организма в целом» там пишут: «Стволовые (эмбриональные) клетки применяются для омоложения организма, для повышения жизненного тонуса, реабилитации памяти, продления жизни и её кардинального улучшения… Омоложение стволовыми клетками актуально, когда возраст начинает брать своё, ближе к сорока. В общем, омоложение стволовыми клетками рекомендуется при снижении интеллектуальных и физических возможностей организма, общей утомляемости, снижении аппетита и работоспособности, оно направленно на торможение процессов старения…»
  Немыслимо: убить ещё не родившегося младенца во чреве матери и затем использовать то, что от него осталось, для омоложения разных обеспеченных дядь и тёть, готовых рассчитаться за это звонкой монетой! Господи, помилуй! Ситуация более изуверская и бесчеловечная, чем связанная с философией фашизма практика использования биологических продуктов – кожи, костей, волос, зубов оставшихся от мученически умерщвленных узников концентрационных лагерей нацистской Германии. Дать адекватную оценку такому изуверскому акту бесчеловечного, умышленного и бессмысленного уничтожения ещё не родившихся детей человек с нормальной психикой просто не в силах: всё это находится где-то далеко за гранью понимания того, что может осознать человек, существо, созданное Всемогущим Господом, наделённое душой, способностью любить и мыслить…
  Но перейдем к другим, более гуманным способам омоложения человеческого организма. Здесь каждый ищет свои пути возвращения молодости. Кроме кремов, питательных масок и прочих современных атрибутов косметологии, молодость пытаются вернуть с помощью таких процедур, как:

  • криотерапия – так называемые «ледяные ванны» для омоложения;
  • гидротерапия – оздоровление и омоложение с помощью воды;
  • остеопатия – один из способов омоложения организма. Остеопат – человек, способный с помощью рук найти причину плохого самочувствия и устранить её;
  • йога-массаж – поможет быстро снять усталость и напряжение, разгладить морщины и поднять тонус вашей кожи;
  • гирудотерапия, или лечение пиявками – древнейший способ оздоровления и омоложения организма;
  • флоатинг – омоложение организма через релаксацию, покой и сон;
  • диетология.

  Безусловно, все вышеперечисленные медицинские процедуры дают какой-то, к сожалению, чаще всего весьма малозаметный, результат, так как до сих пор не изобретено волшебного средства, способного окончательно и бесповоротно повернуть время вспять… Даже те, чьи имена хорошо известны публике, кто снискал себе славу поп-идолов, кому по карману были немыслимо дорогие пластические операции – и те проиграли в схватке с безжалостным временем и пали в этой неравной борьбе. Так, король поп-музыки Майкл Джексон, о смерти которого сейчас надрывно вещают всевозможные СМИ, в 90-х годах заявивший о своем намерении прожить 150 лет и не снимавший белых перчаток даже тогда, когда рукопожатием приветствовал тогдашнего президента Америки Джоржа Буша-старшего (видимо, боялся подцепить заразу), не избежал этой печальной участи… Патологоанатомы, проводившие вскрытие тела короля эстрады 80-х, обнаружили, что оно буквально изувечено, иссечено шрамами от всевозможных пластических операций (которых было не менее 13!) и от инъекций обезболивающего: Джексона мучили боли…
  От западных поп-идолов не отстают и российские звезды эстрады…
  Валерий Леонтьев, например, одним из первых отечественных эстрадных исполнителей сделавший себе пластику, стал её жертвой. После неудачной операции на веках артист уже несколько лет не может до конца закрывать глаза, а потому на всех гастролях и дома просит наглухо занавешивать окна шторами, дабы в комнату не просачивался ни один лучик света. У Аллы Пугачёвой через пару месяцев после очередной пластической операции, уже во время прощального гастрольного тура, «поплыло» лицо. При сценическом освещении места хирургического вмешательства выглядят ужасно. Пугачева поняла, что трехслойный грим ей уже никак не поможет. И снова, как утверждают люди из окружения певицы, Примадонна на свой страх и риск вновь обратилась к пластическим хирургам. Врачи предупредили певицу, что очередное хирургическое вмешательство ей противопоказано, иначе она может повторить судьбу Майкла Джексона, но Алла Борисовна, понимая это, несмотря ни на что хочет быть моложе…
  Непонятно для чего, но, видимо, актриса Людмила Гурченко решила, что в 70 лет ей надо обязательно изменить форму носа. Ринотерапия, а именно так называется эта операция, далась ей с трудом. После нее лицо актрисы было обезображено. Даже толстый слой грима не скрыл страшных рубцов на носу. Причина в том, что из-за уважения к актрисе врачами был нарушен один из главных законов этой процедуры – ринопластика запрещена людям старше 35 лет.
  А если попытаться осмыслить проблему старения с точки зрения Православной Церкви? Ведь бесспорно, что высокая социально-этическая оценка старости в христианстве выражается в таком феномене Православия, как старчество. В русском Православии старчество – не иерархическая степень в Церкви. Это – высочайшая форма духовной жизни, внутренний подвиг христианина, будь то простой монах, епископ или женщина. Вершиной духовного служения было старчество Оптиной Пустыни (XIX – 1-я половина XX в.). Продолжительность жизни человека, вернее, тот её период, в котором человек чувствует себя молодым, полным сил и энергии, ставится в зависимость от нравственных способностей человека, а не от особенностей питания, физкультурных комплексов, закаливания и прочих фиксированных биофизиологических факторов.
  «Нет ничего сильнее старости», – убеждает святой Григорий Богослов, и это сравнение старости с силой имеет глубокий смысл.
  Привычное для язычества, обыденное восприятие старости как слабости и упадка в христианской этике иное: старость как предел, венец жизни приобретает значение духовного ориентира, властно свидетельствующего о реальности вечности.
  В этой связи очень любопытна точка зрения на проблему старения английского врача-геронтолога Питера Коулмена, изучавшего геронтологию в Лондонском и Оксфордском университетах. Некоторое время назад он принял Православие и сейчас является диаконом одного из православных приходов Англии. Вот что он пишет: «Я описал бы процесс старения как некую дуалистическую структуру. С одной стороны, у нас имеется физиологическое старение, с другой стороны – духовный рост. С точки зрения дуализма: тело умирает, а дух, душа – крепнет, расцветает».
  Кстати, на вопрос, связанный с переходом из католицизма в Православие, Питер Коулмен отвечает так: «После того как я перешел в Православие, моя вера увеличилась. А когда увеличивается вера, страх смерти ослабевает. Православие дало мне понимание вещей, которые я до этого не понимал ясно – конечное человеческое предназначение быть по образу и подобию Бога. К сожалению, на Западе это положение порой не понято».
  А вот что говорит о старости митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, который уже более 50 лет служит Церкви Христовой и является настоятелем храма в честь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ (Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16). Стоит заметить, что протоиерей Иоанн Миронов стал первым православным священником, имя которого было занесено в «Золотую книгу Санкт-Петербурга», куда ежегодно вписываются имена петербуржцев, сделавших весомый вклад в историю города. Итак, вот его слова: «Праведнику Господь даёт вместе с преклонными летами великую духовную силу и великую мудрость. Плод старости – мудрость. Старость, кроме всего прочего, развивает в человеке благодарность: за каждый новый прожитый день, за каждый час благодаришь Господа! Старость – великая милость Божия! Господь Своей мудростью установил, чтобы первые люди жили чуть ли не по тысяче лет. У них расцвет сил несколько столетий продолжался… Но когда человек обветшал и стал склонен на сильный грех, Господь и убавил ему лета. И пророк Давид сказал: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 90, 10; 89, 10). Проходят быстро… Поэтому и старость Господь даёт, чтобы было время приостановиться, оглянуться, задуматься, принести плоды покаяния, передать духовный опыт молодым, наставить их на путь истины, дать им хороший пример своей жизни…»
  Будем же и мы с вами помнить эти слова батюшки. И не забывать того, что сколько бы усилий не прилагалось нами для сохранения молодости и красоты нашего тела, со временем оно всё равно станет пищей для червей. Это вовсе не означает, что мы совсем должны перестать следить за собой, перестать соблюдать правила личной гигиены и беспечно относится к своему здоровью… Напротив, Православная Церковь ни в коем случае не пренебрегает телом человека, называя его храмом Святого Духа. Об этом говорит и преподобный Ефрем Сирин: «Тело твое, христианин, есть храм Святого Духа, желающего обитать в тебе. Поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить обитающего в нем». Преподобный авва Исаия откровенно призывает: «Позаботься о твоем теле, как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом».
  Но не стоит забывать и того, что «как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на Небо».
  Вот именно поэтому к своему телу нужно относиться строго, ибо человек, чрезмерно ублажающий тело, неразумно пекущийся о его красоте, становится неспособным к духовной жизни…

Николай
Оплетин,
Магнитогорск

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

И грусть, и радость рядом…

Чему бы жизнь нас не учила,Но сердце верит в чудеса:

 
Церковь и общество

В день 10-летия возрождения Николо-Сольбинской обители около ста человек примут Крещение в реке Сольбе

  По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, 19 июля в Николо-Сольбинском женском монастыре пройдут торжества по случаю 10-летия возрождения обители.  В этот день в монастыре ожидается большое количество паломников.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс