Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка! Церковь в эти дни вступает в особый период: началась подготовка к Великому посту, и с 23 по 28 февраля будет масленичная неделя. Масленица – это языческий или православный праздник? И этот праздник – время гуляний или уже малый пост, ведь с 23 февраля не вкушают мясо? Как правильно провести масленицу?
– Сейчас идут подготовительные дни к Великому посту.
Святая Церковь готовит нас особым образом: она предлагает нам очень глубокие и нравственные поучения, с каким настроем мы должны приступить к великому подвигу поста и молитвы. Мы слышали в первую подготовительную неделю к Великому посту о мытаре и фарисее, какая должна быть молитва – она должна идти из глубины нашего сердца с чувством покаяния, осознанием своей греховности, со смирением – это основа нашей молитвы. Сознавая свою греховность, мы обращаемся к Богу за милостью, чтобы Господь одарил нас Своей отеческой любовью, как Он это сделал с блудным сыном, который осознал свой грех и пришел к отцу своему, считая себя недостойным называться сыном, но чтоб принял его отец хотя бы как одного из наемников. И наш Небесный Отец тоже с особой любовью и радостью принимает всех, кто кается в своих грехах и сознает себя грешником, старается исправить свою жизнь по заповедям Божиим.
Последняя подготовительная неделя – сырная, когда мы вспоминаем и Страшный Суд, и те признаки, по которым Господь будет судить нас: добродетели и грехи, которые мы совершаем в жизни, будут нам на Суде мерилами, которыми Господь будет мерить наше будущее. Если мы совершим дела милосердия, то Господь примет нас в Своем Небесном Царстве – если мы будем помогать бедным, больным, в темнице находящимся, то, конечно, Господь будет нас миловать Своей милостью. Последняя седмица перед Великим постом должна быть умеренной в увеселениях, о чем, к сожалению, некоторые не думают. Конечно, Церковь не запрещает традиции веселья, праздника: действительно, с радостью сердце должно приступить к великому подвигу поста и молитвы – не с унынием, но с радостью, потому что это время весны. И для души это время процветания, добродетельной жизни, время воскресения нашей души – поэтому мы приступаем к подвигу поста с радостью, с особым духовным настроем. Хотя и не запрещаются какие-то увеселения на масленицу, но все они должны быть в меру, мы не должны преступать рамки приличия православному христианину. Поэтому должно быть благоразумие в проведении последней недели перед Великим постом.
– Масленичная неделя завершается Прощеным воскресеньем, в этом году это 1 марта. Владыка, расскажите об этом празднике, о его традициях.
– Это очень древняя традиция, когда перед Великим постом все мы исполняем одно из повелений Божьих – просим прощения друг у друга, чтобы приступить к подвигу Великого поста с примиренным и умиротворенным сердцем, примирившись с ближними, приобретя мир духовный в своем сердце. В течение всего поста мы будем просить у Бога милости и прощения грехов, помощи в искоренении наших недугов. И Господь говорит, что Он готов нас миловать и помогать; но есть одно условие – чтобы и мы миловали и прощали друг друга. Об этом мы всегда говорим в молитве Господней «Отче наш»: «…и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Получается, по мере того, как мы прощаем ближних, мы получаем и прощение от Самого Бога. Поэтому нам надо от всей души, из глубины своего сердца простить своих ближних во всех грехах, которые они совершили против нас, с полной и твердой надеждой и верой в то, что Господь также помилует и простит наши грехи, которые мы совершаем по отношению к Богу и к людям. С таким настроением и желанием, чтобы Господь простил нас, мы приходим в церковь на чин прощения, где у всех прихожан, которые в течение года приходили в церковь, молились вместе (может, допускали какие-то ошибки по отношению друг ко другу, может, кого-то чем-то соблазняли, осуждали), есть возможность у всех попросить прощения и начать Великий пост с умиротворенным сердцем и убеленной душой. Потому что прощая друг друга, мы получаем и радость, и утешение – это особое торжество нашего сердца, нашей души: день Прощеного воскресенья, когда мы и дома просим прощения у наших братьев, сестер, родителей, и семья – малая Церковь – находится в мире: со всеми нашими ближними мы примирились, и в храм пришли и тоже попросили прощения друг у друга. С таким духовным настроем мы приступаем к великому подвигу с надеждой, что все наши воздыхания и слезы покаяния, просьбы, мольбы Богу о прощении наших грехов, исцелении недугов, искоренении наших страстей Господь услышит, поможет и даст нам радость и утешение. И, конечно, даст прощение грехов, освобождение от тяжести греховной, которая всегда нас мучает и приносит нам много страданий.
– Вопрос от Галины: «Проверяются ли сведения о школах и учебных православных заведениях?»
– У нас есть церковно-приходские школы, и, конечно, мы знаем ситуацию в школе, проверяем их. Постоянный контроль ведется над этими школами: что, как преподается, какие есть успехи. Что касается общеобразовательных школ, то, конечно, это обязанность в основном родителей – смотреть за учебным процессом. Они должны знать, что преподают их детям, чтобы в случае опасности для духовного здоровья ребенка как-то выразить свое недовольство. Если есть желание, чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры», родители должны изъявить такое желание, и если будет достаточное количество желающих, по нашему закону будет организована факультативная форма обучения. Поэтому контроль за деятельностью школ должен вестись родителями, и они должны исправлять, если есть какие-то уклонения от нравственных норм, присущих православному христианину.
– Спасибо, Владыка. У нас звонок из Екатеринбурга.
– Здравствуйте, Владыка. Меня зовут Андрей, я в данный момент живу в Екатеринбурге. Жил в разных городах. Первый раз столкнулся с таким прекрасным каналом «Союз» – очень великолепный канал: он прямо питает душу, очень нравится, я постоянно смотрю его. Меня интересует такой вопрос: нельзя ли установить ящички для пожертвования во всех храмах для помощи в финансировании телеканала «Союз»? Это было бы очень удобно. И я бы с радостью, и многие другие, я думаю, так же бы поступали – жертвовали на финансирование телеканала «Союз». Спасибо большое!
– Хорошо, спасибо. Мы будем об этом думать, и, может быть, решим. Спасибо.
– Вопрос от Светланы из Алапаевска: «Слышала, что ледовый городок в Екатеринбурге был со статуей Будды – как к этому относится Русская Православная Церковь?»
– Русская Православная Церковь – это все мы, в том числе и человек, который сейчас задал вопрос. И как каждый из нас относится к этому явлению? Нужно так ставить вопрос. Что касается чиноначалия нашей Церкви, то, конечно, оно уже высказало свое отношение к этому вопросу, поэтому каждый из людей должен высказать свое. И если есть какие-то соображения, то должны высказать их городским властям.
– Спасибо, Владыка. Звонок из города Гусь-Хрустального: «Скажите, пожалуйста, я избрала своим духовником преподобного Амвросия Оптинского – это возможно или нет?»
– Конечно, лучше избирать духовным отцом одного из священнослужителей нашей Церкви, которые сейчас живы – вы сможете с ним беседовать и получать наставления, советы. Мы часто обращаемся к святоотеческой литературе, к духовным нашим отцам, читая их духовные произведения, труды, руководствуясь ими. Мы учимся и у преподобного Амвросия Оптинского – у него много писем, в которых он отвечал своим духовным чадам на их вопросы о духовной жизни (он очень глубоко и доступно для всех нас отвечал на эти вопросы). Если вы будете читать эти письма, руководствоваться духовными советами, я думаю, это тоже будет на пользу вашей духовной жизни. Мы молимся святому преподобному Амвросию Оптинскому, чтобы он помогал, содействовал, направлял и вразумлял нас, просвещал наш ум.
– Вопрос из Пензы: «Можно ли считать верным утверждение, что главное – иметь Бога в сердце, но при этом не обязательно посещать церковь?»
– К сожалению, сейчас большинство наших соотечественников говорят, что Бог у них в сердце. Это хорошо, когда есть Бог в сердце, но не всегда это так на самом деле. Мы можем так говорить, но если Бог в сердце, то это проявлялось бы действиями в нашей повседневной жизни: нельзя укрыть город, находящийся на вершине горы, не может свеча под спудом закрыться – она существует, чтобы светить всем. Если божественный свет, который есть в нашем сердце, действует, то он светит не только внутри нашего сердца, но и снаружи, в обычной жизни. И хотим мы этого или нет, наша вера в Бога, который внутри нас, проявляется и снаружи. Есть порывы сердца, чтобы помолиться Богу не только дома, но и в храме Божием: человек чувствует там особую радость и утешение. Он выполняет заповеди Божии не где-то внутри сердца, а в обыденной жизни. Поэтому сказать, что есть Бог в сердце, но не делать ничего по велению своего сердца – это или очень слабая вера, или только обман: вера без дел мертва. Наши дела показывают наличие нашей живой веры – если нет дел, нет живой веры, то Господь и говорит, что она мертва.
– Если человек был женат и не венчан, может ли он венчаться, женившись второй раз? Или первый брак считался от Бога? И как быть в этой ситуации?
– К сожалению, у нас в последнее время очень много разводятся. Были такие случаи, что люди сочетались браком несколько раз, не венчаясь, а потом уже пожелали венчаться. Конечно, мы венчаем в таких случаях через таинство Покаяния, чтобы человек понимал, что он до сих пор согрешал пред Богом, совершал грехи. И через покаяние в грехах мы совершаем таинство Венчания, и человек получает благословение на совместное жительство для рождения детей и воспитания их в духе Православной веры.
– Спасибо, Владыка. У нас звонок из Зеленограда: «Владыка, разрешите задать Вам такой вопрос. Дело в том, что мои родители умерли в восьмидесятых годах. И на тот момент мы не были православной семьей. Сейчас я их поминаю и в храме, и везде. Но я даже не знаю, крещеные они или не крещеные. Правильно я делаю или нет?»
– А когда они жили, они хоть иногда ходили в церковь?
– Наше детство прошло на Крайнем Севере, там не было храма. И молодежь наша вся росла без храма, без Церкви.
– Да, сложно сказать, крещеные ваши родители или нет. Но молиться вам нужно, хотя бы дома можете молиться, чтобы Господь их помиловал. И читайте Псалтирь дома, поминайте их в домашних молитвах. И ваши молитвы Господь услышит.
– Может ли человек поступить в семинарию, если у него второй брак – не для того, чтобы стать священником, а хотя бы быть диаконом или служащим? Рассматриваются ли такие варианты?
– В принципе, конечно, можно поступить в семинарию, но даже в диаконский сан в таком случае не имеем права рукополагать, потому что это тоже величайшее таинство священства – со вторым браком не рукополагают даже во диакона. Но может быть, он станет миссионером или катехизатором при Церкви, и учится, чтобы знать глубже веру нашу Православную. Мог бы другим дать веру Христову и учить благочестивой жизни – это допустимо.
– Владыка, это раба Божия из Чебаркуля Челябинской области. Скажите, пожалуйста, могут ли молиться почившие родственники за живых родных своих и близких, оставшихся на земле? И как обращаться нам, живым, к своим умершим с просьбой о молитвах за нас перед Господом? Спасибо, Владыка!
– Мы обязаны молиться за наших отцов и матерей, которые уже скончались и перешли в иной мир. И если они угодили Богу и достигли совершенства, Царства Божия и спасения, то, конечно, они молятся за нас. Мы молимся за них, а они за нас – посылают нам необходимую помощь, заступление. Но мы не знаем точно, спаслись они или не спаслись. Конечно, в годы лихолетья, советской власти, когда бушевал атеизм и гонения на христиан, многие из наших отцов и матерей были убиты и закончили свою жизнь исповедничеством, мученической кончиной – это исповедники Российские, мученики за Христа. Им мы можем молиться: мы знаем точно, что они достигли святости, Господь их принял в Свое Царствие, и молимся им, чтобы они нам помогали в нашей жизни. Но когда мы этого не знаем, то просто молимся с надеждой, что они угодили Богу и они молятся за нас и посылают нам милость Божию.
– Вопрос от Валентины из Мичуринска: «Когда говорят, что привезли частицы мощей разных святых, что это значит? И как понимать слово «частица»?»
– Частица мощей – это часть тела святого угодника Божия, который причислен к лику святых. И эта небольшая частица, может быть, даже крошечка – святыня, которой мы молимся, поклоняемся, почитаем и знаем, что она пропитана благодатью Божией. Она источает для нас силу Божию, которая дается нам по молитвам святого, мощи которого мы почитаем. Мы поклоняемся этой маленькой частице святых мощей – ведь она освящена благодатью Божией, которая помогает нам в наших нуждах, печалях, болезнях. Потому что благодать Божия сохраняет от тления, и эта благодать, по молитвам угодника Божия, дает нам силу и исцеление наших недугов.
– Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Сухого Лога: «Владыка, я сейчас пишу духовные стихи, владею музыкальными инструментами, на эти стихи пишу песни. Я обращался к священникам с предложением через это проводить миссионерство. Я бы хотел встретиться и поговорить с Вами, благословение взять на это. Почему-то не понимают они этого, считая, что через гитару или синтезатор невозможно проповедовать. Я не понимаю, почему такая апатия».
– Хорошо, подойдите, обсудим этот вопрос вместе с вами, и решим.
– Вопрос от Токарева Григория, преподавателя воскресной школы из Ижевска: «Планируются ли по телеканалу «Союз» беседы о страстях с примерами из мирской жизни, и о добродетелях – с примерами из жизни подвижников?»
– Мысль очень хорошая. Будем стараться, искать возможность эту тему раскрыть – о грехах и добродетелях, противоположных этим грехам. Потому и нужно нам с вами бороться со своими грехами и вместо них, искореняя их, внедрять в нашу душу, в нашу жизнь добродетели, которые заполняли бы нашу душу вместо страстей.
– Вопрос от Александра из Самары: «Чем отличаются грехи от прегрешений?»
– Грехи, которые мы совершаем, бывают тяжкими и малыми. Это грех, который уже совершил человек. Прегрешение – это предвкушение того или иного греха, который мы, может быть, хотим совершить, но не совершили. Потому мы и говорим, что каемся и в совершенных грехах, и в прегрешениях, которые, может быть, еще думаем совершить.
– Вопрос от Зинаиды из Краснодара: «Распространяется информация о пензенском старце. Как к нему относиться? Можно ли верить, что он святой? И можно ли его принимать как святого?»
– Пока он не причислен к лику святых в нашей Церкви, мы не можем признавать его святым. Я еще раз говорю: не нужно гнаться за новыми святыми – у нас в Церкви Христовой есть множество святых угодников Божиих, причисленных к лику святых нашей Церкви Православной. И мы не обделены святостью жизни наших отцов. Они нам всем известны: мы знаем о них, о великой силе их ходатайства за нас пред престолом Божиим; знаем, что они готовы нам помочь в любых ситуациях нашей жизни – и они помогали, помогают и будут помогать. Поэтому нужно обращаться к ним за помощью, и они всегда будут помогать в ситуациях, в которые мы попадаем иногда по своему неразумию или по каким-то своим греховным наклонностям. Каждый святой Божий славен многими чудесами, которые он совершал и совершает в в отношении человека, который с любовью, верой, упованием и надеждой на помощь молится ему. Поэтому нужно не искать легкого пути, а потрудиться и помолиться уже прославленному угоднику Божию и получить от него помощь, в которой у нас есть необходимость.
– Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Удмуртии.
– Здравствуйте, Владыка, благословите. Это Нина.
– Бог благословит.
– Вы едете на Поместный Собор. У нас есть два пожелания. Первое пожелание – назначить единый день покаяния во всей России. У нас в стране есть и наркомания, и пьянство, и блуд, и еще всякой гадости много. И второе у меня пожелание – Патриарх Алексий II благословил нашего Президента на служение России, и у меня пожелание Президенту как бы от Поместного Собора: надо отменить аборты в России, ведь это убийство детей, узаконенное государством. Мы поддерживаем рецидивистов – отменяем смертную казнь, а младенцев убиваем. На государственном уровне это разрешено…
– Cпасибо большое вам за ваши добрые пожелания.
– Вопрос от Тамары из Липецка: «Дочка встречается с мужчиной, он был женат и венчан. С женой развелся 10 лет назад. Может ли он жениться и венчаться с моей дочерью? И что для этого нужно сделать?»
– Нужно, во-первых, узнать, расторг ли он церковный брак. Если расторг, то можно венчаться, а если нет, нужно брак расторгнуть с благословения Правящего Архиерея епархии, где он живет и трудится. И потом уже можно будет принять таинство Венчания и жить в законном браке через благословение Божие в этом таинстве.
– Вопрос от Олега из Екатеринбурга: «Мы с женой жили с 1995 года в гражданском браке. Потом мы расписались и венчались. Прожили год, и она меня бросила. Сейчас она не хочет со мной общаться, хотя сама работает при храме. Что мне делать? Как ее вернуть?»
– Надо, значит, подождать немного, помолиться. Раз она при храме находится, я думаю, она найдет в себе силы сохранить семью и не расторгнуть церковный брак, которым Господь соединил вас в единое целое – «что Бог сочетал, человек да не разлучает». Если у нее есть страх Божий, она понимает, что это величайшее таинство церковное, к нему относиться нужно очень серьезно, и не делать шагов к расторжению брака – это грех большой. Она рано или поздно через молитву мужа придет в себя, найдет в себе силы простить, выяснить все проблемы, что привели к семейному разладу, и вновь соединиться воедино и жить дружной семьей для деторождения, как написано, и для воспитания детей в благочестивой жизни.
– Вопрос от Антонины Александровны из Вологды: «Какое «имя России»? Александр Невский? Имя дают в крещении, а Русь крестил Владимир. Почему же тогда митрополит Кирилл говорит, что имя России – это Александр Невский?»
– Видимо, вы говорите о программе «Имя России» по телеканалу «Россия» о том, как русский народ понимает того или иного человека из истории нашего Отечества, имя которого можно дать всей России. То есть кто заслужил своими трудами, что его имя может дать стране весь русский народ. Недавно мы были свидетелями – весь русский народ обратил внимание на святого благоверного князя Александра Невского. Люди посчитали, что он достоин стать «именем России» – он отвечал на вопросы, волнующие наше сегодняшнее общество, которое, к сожалению, в годы лихолетья отступило от Бога. Я думаю, многие, равняясь на этого великого человека, святого нашей Церкви, поймут, как он нес свое служение России, побеждал все трудности жизни нашей страны единственным способом – крепкой своей верой, правдой Божией: «Не в силе Бог, а в правде». И если мы, живущие в нашей стране, будем жить по правде Божией, то, конечно, Россия будет процветать, переносить, побеждать все трудности, которые надвигаются на нее со стороны и изнутри – с помощью великих угодников Божиих, которые имеют дерзновение перед Богом и могут умолить Бога помочь всем нам утвердиться в вере Православной, жить по вере, благочестиво и с Божией помощью… По молитвам наших святых угодников Божиих, всех святых, в земле Российской просиявших, Россия была бы на той высоте, которой всегда мы ей желаем – чтобы она стала Святой Русью, которую мы потеряли, но которую можем приобрести вновь, если потрудимся в деле нашего духовного и нравственного воспитания.
– Вопрос от Надежды из Оренбургской области: «Я семь лет занимаюсь оккультными учениями и экстрасенсорикой. Это грех. Я ходила на Исповедь, и мне сказали, что нужно пройти чин отречения от оккультизма. Как и где? И можно ли мне причащаться?»
– Да, действительно, нужно отречься от своих заблуждений, которые были до недавнего времени, чтобы знать хорошо православное учение о вере нашей, о догматах Церкви и нравственной жизни, чтобы знать различия между нравственностью и духовной жизнью Православной Церкви, православной аскетики и теми заблуждениями, которые были до этого. Нужно хорошо изучить Священное Писание, аскетику наших отцов православных и знать четко разницу между аскетикой Православной Церкви и мнимой аскетикой, которую дают оккультные учения. Если человек крещен, то он, конечно, может прийти на Исповедь, исповедаться, получить благословение священника. Сам священник должен определить и решить – причащаться или нет, или, может, немножко подождать, пока не улягутся страсти, которые были в дни пребывания в оккультизме.
– Вопрос от Токарева Григория из Ижевска: «Преподобный Серафим Саровский был усердным подвижником, имел множество благодатных даров от Бога. По молитвам старца были случаи воскресения и исцеления людей. Сестре Мотовилова преподобный сказал: «Умри за него, он мне еще нужен». Разве не мог он вымолить Мотовилова? И чем можно объяснить такой поступок?»
– Конечно, преподобный Серафим Саровский, может, имел такое дерзновение пред Богом – молить Бога, чтобы не умерли Мотовилов и эта женщина, которая за него скончалась. Но это в какой-то степени и показатель послушания старцу, которое проявила эта женщина: она была готова умереть, чтобы совершить послушание. Это один из важных моментов, поэтому преподобный Серафим так и поступил. Такое беспрекословное послушание старцу, воле Божией (а она была уверена, что через него совершается воля Божия) – это тоже Божий дар. Да будет воля Божия благословенна во веки!
– Еще один вопрос от Григория: «Иоанн Кронштадтский умер от рака. Принято считать рак наказанием – карой Божией за тяжкие грехи. Почему его 50-летнее служение Богу закончилось раковой болезнью?»
– Сложно сказать, какая была болезнь у нашего подвижника, святого Иоанна Кронштадтского. Действительно, последние дни своей жизни он болел, был немощен. Но нельзя сказать, что для всякого человека болезнь является карой за грехи. Для грешного человека – это действительно вразумление или кара, чтобы Господь через эти страдания очистил, омыл грехи, которые совершил человек, или вразумил его, чтобы он остановился от совершения тех или иных грехов. Мы знаем, что Амвросий Оптинский тоже был прикован к постели – и помогал многим, хотя сам был немощен. Лежал в постели и принимал тысячи людей. Для святого человека болезнь не следствие греха, это дано Богом, чтобы еще больше прославилось имя Божие. Этим Господь воспитывал своего подвижника в послушании воле Божией, в терпении, в смирении. Святой праведный Иоанн Кронштадтский достиг высокой святости жизни. И в конце жизни Господь дал ему такую кончину через болезнь, чтобы еще испытать в последние дни жизни подвижника своего в его терпении, смирении, чтобы дать ему еще больший венец в Царстве Христовом.
– Спасибо, Владыка. Поступил звонок из города Катайска: «Владыка, благословите! У меня через месяц операция. Какому святому мне лучше молиться? И как подготовиться к операции духовно?»
– Вы можете молиться любому святому, потому что любой святой имеет дерзновение пред Богом и может помочь вам в исцелении от болезни. Нужно, конечно, самому подготовиться к операции – молитвой, постом, Исповедью. Исповедаться, причаститься, совершить молебен об исцелении. Мы знаем, что святые великомученик и целитель Пантелеимон, Косма и Дамиан и многие другие святые угодники Божии помогают нам в исцелении недугов душевных и телесных – есть множество святых, и к любому из них можете обратиться, заказать молебен с акафистом или просто помолиться в своей душе, в домашней молитве почитать акафист – чтобы Господь помиловал, дал мудрость и крепость сил душевных и телесных врачу, который будет совершать операцию, чтобы эта операция была удачно и правильно сделана и вы могли после операции еще долго нести свое служение Богу и людям и совершенствоваться.
– Вопрос от Токарева Григория: «Православие говорит, что спасутся православные, да и то не все, а достигшие праведности. Как увязать судьбу в миру с понятием «Бог есть любовь»?»
– Да, действительно, Господь есть любовь. И из любви к роду человеческому Он пришел на землю, воплотился, жил на земле, показывал Своим примером, как нужно жить человеку, чтобы достигнуть спасения, и за грехи всего человечества Он отдал свою жизнь на Кресте, претерпел крестные страдания. Такова любовь Божия к человечеству, но и человек должен отвечать на эту любовь своей любовью к Богу, стараться жить благочестиво. Господь определил, что те, которые не будут стремиться к спасению, пойдут в адские мучения, потому что человек достоин такого состояния, если не приуготовлял себя к блаженной жизни. Существует мнение, что если грешного человека даже в раю поместить, он не будет радоваться, он там еще больше будет мучиться – поэтому надо готовиться к радости духовной. Душа грешника не расположена к радости, она погрязла в грехах, она мучается, совесть ее мучает. Люди страдают не от того, что Господь не имеет любви, а потому что сам человек не отвечает на любовь Божию, подвергает себя добровольно страданиям и вечным адским мучениям.
– Звонок от челябинских верующих: «Дорогой Владыка, сердечно Вас благодарим за возвращение в служение нашего духовного отца протоиерея Александра Никулина. Преклоняем колена и молим Бога о Вас».
– Спаси вас Господи. Дай Бог вам здоровья всем и спасения.
– Вопрос от Антонины из Смоленской области: «Наша дочь 12 лет в браке, у них нет детей. 4 года назад она была беременна, но ребеночек не выжил. Сейчас они занимаются искусственным зачатием; она не взяла благословения у батюшки. Скажите, будет ли этот ребенок иметь душу и дух? И что делать? Я как мать очень волнуюсь».
– Лучше, конечно, совершать дело рождения детей естественным путем, который дан нам Богом. И если даже какие-то есть проблемы в деторождении, то мы знаем, что Господь через труд, подвиг, пост и молитву, через добродетельную жизнь совершает чудо: бесплодная чета получает такой дар за свой труд – благословенное дитя. Мы знаем, что и родители Божией Матери не имели детей, но они через мучения, через подвиг терпения, смирения и молитвы, страдания, горя получили такое Дитя, которое послужило всему роду человеческому: Она стала вместилищем Невместимого Бога. Господь призывает родителей к подвигу, к молитве, к чистоте жизни. И тогда даст такое дитя, которое будет великим человеком, нужным для всего нашего общества. Также мы знаем и родителей Иоанна Предтечи: они тоже были бесплодны до старости, но родили наконец великого пророка, который призывал всех нас к покаянию и чистоте жизни. Так что не нужно менять то, что установил Господь Бог: бывает, что Господь испытывает нас, не давая детей. Но если мы твердо будем стоять в вере и молиться со слезами и твердым желанием, то господь даст дитя. И не надо применять способы, которые могут принести нам неприятности в жизни. Мы знаем, что у рожденных естественным путем детей, Богом благословенных, и то есть трудности в воспитании, а когда таким образом родится, то сложно сказать, что будет с этим человеком.
– Вопрос от рабы Божией Людмилы из села Глинского: «Владыка, хочу поблагодарить священника отца Кирилла за то, что он внимательно относится к маме: она не может ходить, а священник приходит и причащает, разговаривает. Простит ли Господь, если она в вечерних молитвах исповедуется перед иконами, а ночью отойдет ко Господу? Будут ли прощены грехи, которые не были исповеданы в храме в таинстве?»
– Господь принимает все наши грехи, которые мы исповедуем пред Богом. Но лучше всего, конечно, когда мы будем стараться вспоминать все свои грехи, которые мы совершили в жизни, и на Исповеди все будем рассказывать. Но мы всегда молимся, чтобы нам были отпущены «грехи вольные и невольные, яже ведомы и не ведомы». И надеемся, что Господь помилует нас Своей милостью.
– Дорогие братья и сестры, на этом наша программа завершена.
Владыка, благословите наших зрителей!
– Дорогие братья и сестры, всех вас благодарю за участие в нашей программе. Это свидетельствует о том, что вы интересуетесь духовной жизнью и желаете исправить свою жизнь, чтобы жить по правилам нашей Церкви. Я желаю вам помощи Божией в духовной жизни.
Бог в помощь! Божие благословение на всех вас!
– Спаси Господи, Владыка!
Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
(Продолжение. Начало в № 5)О ЦЕРКВИ НА УКРАИНЕ Пресс-конференция в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс», 28 июля 2008 года Украинская Церковь – это ни много ни мало одиннадцать тысяч православных приходов, это древние лавры и монастыри. Нужно знать и помнить, что во всех этих приходах, монастырях и лаврах верующие люди со слезами молят Бога помочь им сохранить единство Церкви. И как человек верующий я вам говорю, что Бог эту молитву слышит. И в Его силах провести нас через все испытания, через все искушения. Хотя мы и просим Господа: «…не введи нас во искушение…», – однако иногда для нашего же спасения как раз следует проходить через те или иные искушения и трудности. Но Бог ведет Свою Церковь. А самое главное, что от нас требуется, – не делать ошибок и отдать себя в руки Божии, и тогда Святой Дух все управит. Важно, чтобы мы своим грехом или своим неразумием не создавали тех проблем, которые затем, как это не раз бывало в прошлом, приходилось бы преодолевать иногда ценой героических усилий.
На состоявшейся недавно в Екатеринбурге научно-практической конференции «Школа и будущее России» архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий выступил не только с докладом «Православная культура как система непрерывного образования. Взаимодействие епархиальных и муниципальных государственных структур на примере Екатеринбургской епархии», но и обратился с напустственными словами к участникам конференции.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.