Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы хотим рассказать о том, как делаются просфоры, такие привычные всем людям, посещающим храмы. Да, они привычные, но в то же время такие необычные, таинственные, можно сказать, святые.
А что делает их такими? За ответами на эти и многие другие вопросы мы отправились в самое подходящее место – в просфорную Иоанно-Предтеченского храма города Екатеринбурга.
Это очень уютная комната с зелеными обоями, и пахнет здесь свежеиспеченными просфорами. О том, как выпекаются просфоры и что необходимо сделать в процессе их изготовления, рассказывает матушка Алевтина.
– Матушка Алевтина, почему Вы выбрали такую необычную и редкую профессию?
– Такую профессию, наверное, не люди выбирают, это Сам Господь направляет их на такое послушание. Все, кто сейчас трудится в просфорной, в свое время пришли в храм с улицы, можно сказать, из мира… Первое время мы даже и не думали, что когда-нибудь будем трудиться в просфорной. Все получилось не иначе как по промыслу Божию. Когда я вышла на пенсию, мне поступило совершенно неожиданное предложение. Оказалось, что при нашем храме основывается новая просфорная, потому что старую избушку, в которой раньше пекли просфоры, давно снесли, а все, кто прежде работали там, разошлись по другим храмам. И нам с отцом-настоятелем предстояло организовать работу новой просфорной. Пришлось начинать с нуля: обустраивать помещение, искать новых работников. Главным нашим помощником, советником и наставником стал клирик храма отец Спиридон: к нему мы ходили учиться, беседовали на православные темы, постепенно воцерковлялись, а когда при храме открыли воскресную школу для взрослых, многие прихожане начали заниматься в ней с первых же дней. Из нашей группы первых учеников батюшка и набрал для работы в просфорне восемь человек. Всё для нас было, конечно, ново, но было стремление и желание осилить то, что нам доверил батюшка.
Не скрою: поначалу мы получали немало нареканий за то что делали что-то не так. Мы вообще всё делали руками, так как у нас не было тестомесилки. И сколько бы мы ни прикладывали усилий, в первое время просфоры выходили не очень удачными. Тесто почему-то не получалось вообще. Как мы его ни мяли, как ни старались делать его погуще, как ни молились – просфоры получались не самого высокого качества. Но зато у нас был высокий душевный настрой и желание работать. А потом вообще благодать Божию почувствовали и уверовали, что у нас все будет хорошо. И чудо произошло!
Мы к тому времени в просфорной уже год проработали, а в тот незабываемый день как раз был праздник – день Святого Духа. И мы во время работы целый день пели молитву «Царю небесный…». Представляете, часам к трем дня у нас произошло маленькое чудо: Господь дал на тесто голубя. У нас он до сих пор хранится.
– А что это значит?
– Когда разминали тесто, у нас остался небольшой кусочек. И вдруг на нем появился бугорочек. Одна сестра скалкой его раскатывает, раскатывает, а он всё равно остается, этот бугорочек. Мы даже сначала не поняли, что это такое. Ну а потом, когда присмотрелись, увидели: на бугорочке – голубь с веточкой. Мы сразу же сделали форму, да так и запекли. Таким необычным образом Господь как бы благословил нашу просфорную на дальнейшие труды.
Матушка Алевтина демонстрирует небольшую деревянную корзиночку, в которой и лежит тот голубок, тот «бугорочек», появившийся чудесным образом. Правда, с того времени он изменился: голубок искусно обшит разными золотыми нитками, сверху накрыт прозрачной пластиковой оболочкой – очень красиво оформлен. Видно, что всё сделано с большой любовью и заботой…
– А Вы знаете, как и когда вообще появилась просфора?
– Как описывается в Новом Завете, было время, когда люди приносили в храмы обычный хлеб, а священник этот хлеб освящал, и они делили его между собой. В то время у людей были так называемые агапы – вечера любви, когда все были равны, когда в храм приходили бедные и богатые, рабы и господа, и все вместе такие вечери устраивали – все едины были в духе. А собственно просфоры-то уже появились значительно позже – где-то в X-XII веках их история начинается.
– Матушка Алевтина, кого благословляют печь просфоры?
– По старинным церковным книгам можно понять, что просфоры пекли в основном женщины. Но дозволялось это не всем. Если женщина была замужней, она обязательно должна быть венчана с мужем. Это правило сохранилось по сей день. Наш настоятель, отец Василий, невенчаных женщин на послушание в храм не принимает – это по Уставу не положено. В качестве исключения можно принять на работу вдову священника или незамужних женщин, которые живут в чистоте. Так это и раньше было.
– А мужчины могут просфоры выпекать?
– Конечно, в мужских монастырях это принято; мужчин, служащих в просфорных, там даже больше, чем женщин. Братия справляются с работой очень хорошо. Надо учесть и то, что у них там и объем маленький, они же только для своей церкви просфоры выпекают. А мы работаем на несколько десятков храмов Екатеринбурга и других городов области.
– Понятно, что дел у вас немало; а как построен график работы храмовой просфорной?
– Мы приходим к восьми часам утра, сразу начинаем молиться, заводим тесто, а затем начинается сам процесс работы.
– А какие молитвы вы читаете во время работы?
– Прежде всего «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Отца. Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: якоже без Мене не можете творити ничесоже…», а затем и «Отче наш», и «Царю небесный» тоже читаем. У нас в храме есть иконы Никодима и Спиридона – мы им тоже читаем молитвы и просим их благословения и помощи. Обязательно и у Божией Матери просим благословения, чтобы Она нам помогала, и Она действительно помогает.
– И сколько примерно просфор вы выпекаете за день?
– За смену мы тысячу маленьких просфор делаем. Это довольно-таки трудоемкий процесс, тем более что в жаркой комнате находишься, где температура воздуха под тридцать градусов. Но все мы делаем свое дело с радостью, потому что понимаем, зачем всё это нужно, знаем, что без просфор службы не будет. Это – самое главное.
– Матушка, а в каких печках выпекаются просфоры: в духовках, микроволновках, или электроплитах?
– Нет, у нас – специальные пекарные печи, очень большие – иначе такую столько изделий нам не испечь.
– А какие Вам нужны предметы, чтобы изготавливать просфорки?
– В основном нам нужны: бачок, скалки, всякие приспособления, которые формы теста держат. Печати – обязательно. Есть печать Богородичная – изображение Богородицы с Младенцем, Крест, на котором написано: «Иисус Христос – Ника», в переводе: «Иисус Христос – Победитель».
– Мы слышали, что у вас в холодильнике какая-то есть «чудо-закваска»?
– Истинная правда. Это чудо нам с Афона привезли; она называется «чудо-закваска» потому что Сам Господь Святым Духом во время Пасхи претворяет всё, что заквашивается. И эта закваска действует целый год. Но мы пока ею не пользуемся, к сожалению.
– А в чём чудо?
– Она натуральная, без дрожжей. Мы-то пользуемся дрожжами, чтобы у нас тесто вспухло, а в афонской закваске – только вода, мука и… Святой Дух. Я несколько раз пробовала с ее помощью испечь просфоры для себя – тесто подходит, как положено, хотя ни капли дрожжей там нет.
– Вот у вас и холодильник какой-то необычный, именной, на нем приклеена какая-то бумажка: «Агнии…». Что это значит?
– В нем мы держим большие просфоры, которые называются «агнцы». «Агнец» – это прообраз Иисуса Христа, поэтому на Евхаристии и на Литургии обязательно разрезается «агнец». Это, так сказать, жертва Христа за весь мир. Частички «агнца» попадают в вино, которое претворяется в кровь Христову, и те, кто причащается, очищаются от грехов. Это очень большое таинство.
– Во время выпечки просфор можно какие-то праздные разговоры вести или нужно только молиться?
– Молитва, конечно, желательна, ведь мы просим Господа, Пресвятую Богородицу, чтобы Они нам помогли испечь, просим благословения на свой труд. Только молитва все создаёт.
– Все знают, что просфора состоит из небольшой «шляпки» и основной части. А что значит каждая часть?
– Каждая из них имеет определенный смысл. Это два естества: Божеское и человеческое. Божеское – это верхняя часть, а человеческая – нижняя. А когда эти две части соединяются – получается единое целое.
– Они и выпекаются отдельно?
– Да, отдельно, а потом мы их соединяем. И они прекрасно соединяются воедино. Так и получается просфора.
– А вот эти дырочки, их уже на службе прокололи или это Вы сами делаете?
– Мы сами их специально делаем, потому что мы должны красиво соединить две части изделия, чтобы в нем не было никаких пузырей. Для этого и прокалываем тесто.
– Состав обычного хлеба отличается от состава просфоры?
– Нет, мы никаких добавок не делаем. У нас те же мука, вода, соль и дрожжи, как и у обычных пекарей.
– И вода – обычная, а разве вы не используете святую воду?
– Святую воду нет, к сожалению. Отец Василий нам запретил. Он объяснил это тем, что мы – не священники и не имеем права освящать то, что освящается в храме. А вот уже после выпечки эти просфоры освящаются в алтаре и потом раздаются народу.
– Если Вы захотите, Вы можете съесть, например вот эту большую просфору?
– Нет, эту – никогда, это «Агнец».
– А маленькую?
– Маленькие кушаем. (смеётся)
– И с Вас потом за это не потребуют возместить «ущерб»?
– Мы возмещаем, но по-особому: добровольно вносим десять-двадцать рублей – деньги, которые идут на муку.
– А какие храмы заказывают у Вас просфоры?
– У нас очень много заказчиков. Около сорока храмов епархии пользуются нашими просфорами, приезжают даже из соседних областей.
– Бывает так, что приходится работать круглосуточно?
– Ну, это только на Пасху бывает. А в остальные дни мы, слава Богу, спокойно выполняем за обычную смену норму, которая нам положена.
– А на Пасху, когда нужно печь много просфор, отец Василий отпускает Вас на Литургию?
– Так Литургия-то – ночная. Мы сначала здесь поработаем, а потом идем в храм. Да и накануне праздника мы стараемся сделать как можно больше просфор, чтобы у нас был этот день свободный.
– Что у Вас самое трудное в работе?
– Когда просфоры не получаются.
– А почему это происходит?
– Очень многое зависит от температурного режима, который нам по техническим причинам трудно поддерживать в неизменном состоянии. И это нас очень огорчает.
– Что вы делаете с просфорами, которые не удались?
– Мы нарезаем их на сухарики, иногда едим сами, чаще всего отдаем в трапезную. Ну и, конечно, опять-таки добровольно вносим деньги за муку, чтобы восполнить урон, нанесенный по нашей вине. Но это бывает очень редко.
– У вас такое необычное производство, наверное, от экскурсантов отбоя нет?
– Нет, что вы! К нам приезжают только по благословению, опять же – поучиться делать просфоры. Потому что мы работаем уже шесть лет, накопили неплохой опыт.
– Спасибо, что Вы так радушно нас приняли! Ангела-хранителя Вам, всего хорошего – пусть в вашу просфорную всегда приходит много заказчиков, и пусть у Вас всегда удаются просфоры.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Так называлась секция, проведенная Отделом церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии для преподавателей воскресных школ православных храмов, которым предстоит в скором будущем работать не только с детьми школьного возраста, но и с дошкольниками. Руководитель секции, клирик прихода во имя святого целителя Пантелеимона иерей Анатолий Кузнецов придает особое внимание духовно-нравственному воспитанию детей в семье и в православном приходе с самого раннего возраста.
«Петь так, как поет народ» – этому напутствию Уральский народный хор следует уже 65 лет. 22 июля 1943 года, когда вышло постановление бюро Свердловского обкома партии о создании Уральского народного хора русской песни, возможно, и следует считать первой исторической датой в создании коллектива.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.