Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (513) → «Дошкольники на приходе: чистота веры и любовь к Богу»

«Дошкольники на приходе: чистота веры и любовь к Богу»

№48 (513) / 22 декабря ‘08

Духовное чтение

  Так называлась секция, проведенная Отделом церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии для преподавателей воскресных школ православных храмов, которым предстоит в скором будущем работать не только с детьми школьного возраста, но и с дошкольниками.

  Руководитель секции, клирик прихода во имя святого целителя Пантелеимона иерей Анатолий Кузнецов придает особое внимание духовно-нравственному воспитанию детей в семье и в православном приходе с самого раннего возраста.

Почему? Да потому, что в жизни человека очень многое зависит от того, какое начало этой жизни заложено. Если начало доброе, то и все остальное, что будет развиваться дальше, тоже станет добрым. Обратимся к примеру: если при строительстве дома заложен прочный и крепкий фундамент, то так же прочно и крепко будет стоять возведенный на нем дом. То же происходит и с душой человека: если в ее основании с самого начала заложена добродетель, то есть надежда на то, что она будет развиваться и дальше.
  – Почему мне кажется, что именно сейчас православным законоучителям нужно обратить особое внимание на работу с дошкольниками, то есть с детьми от 3 до 7 лет? – спрашивает отец Анатолий, и сам же отвечает. – Да потому, что сейчас в нашей стране разработана долгосрочная программа по улучшению демографической обстановки, и она уже начинает действовать. Остановитесь на улице, поглядите вокруг: вы увидите большое количество молодых мамочек с колясками или беременных женщин. О чем это говорит? О том, что совсем скоро эти детки придут в наши храмы; по крайней мере, мы на это надеемся.
  И мне как священнику это хорошо видно: в последнее время родители стараются своих деток окрестить, причащать еще в младенческом возрасте, а когда они подрастают – приводят их в воскресные приходские школы. Но не во всех приходских школах есть специальные группы для работы с дошкольниками. Поэтому нам уже сейчас нужно создавать программы работы с младшими детьми.
  У одного детского психолога я прочитал, что маленький человек в своей жизни развивается несколькими важными этапами: первый – от рождения до трех лет; второй – от трех до семи, затем – от семи до пятнадцати лет… Нам нужно обратить внимание на второй этап – от трех до семи лет: это возраст, когда дети наиболее доверчивы к окружающей действительности и людям, когда у них еще нет критического отношения к словам родителей и других взрослых. Дети верят всему, что им говорят, чему учат, все принимают и впитывают, как губка. Они находятся в состоянии, когда из них можно «вылепить» все, что желаешь.
  И задача священнослужителей и православных законоучителей – сделать все возможное, чтобы это время в жизни детей не было упущено.
  Задача православной педагогики – воспитание человека для Царствия Божия, воспитание личности, настоящего христианина, живущего по Закону Божьему независимо от того, в какие условия жизни он попадает в течение своего земного пути. Понятно, что в этом деле немало сложностей, но во многих приходах Екатеринбургской епархии уже накоплен большой опыт работы с детьми самого младшего возраста, практически с первых лет жизни.
  Преподаватель церковно-приходской школы екатеринбургского храма во имя Всех Святых выступила с постановочным докладом «Психология возраста: из светской педагогики в церковную школу».
  В дошкольном возрасте имеет место осознание ребенком отношений ко многим сторонам своей личности, в том числе и к нравственной. Ребенок начинает воспринимать и понимать отношение к другим людям, способен до некоторой степени контролировать свои действия и сознательно относится к своему поведению. В контроле, оценке своих действий, сознательном отношении к своему поведению выражается определенное отношение к самому себе.
  К старшему дошкольному возрасту у ребенка самооценка становится не общей, а дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях. Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков, их интересуют и некоторые психические процессы, проходящие в них самих.
  Самооценка старшего дошкольника включает осознание своих умений и навыков, некоторых качеств личности и отдельных собственных переживаний. У дошкольника основным критерием самооценки являются высказывания о нем взрослых. Поэтому православные педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, должны работать вместе с семьей, чтобы прийти к «общему знаменателю» по отношению к ребенку в семье и в детской группе приходской воскресной школы.
  Многие педагоги и детские психологи отмечают, что развитие самосознания дошкольников зависит от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают, что уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей чаще поощряют, но не подарками, а какими-то интересными мероприятиями; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, где с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают – иногда при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
  От условий воспитания в семье зависит адекватное либо неадекватное поведение ребенка не только в домашней обстановке, но и вне дома, в общении с другими детьми, воспитателями, педагогами.
  На современном этапе развития общества происходит пересмотр отношения к моральным постулатам и общечеловеческим ценностям, возрастает потребность в совершенствовании формирования нравственной личности. Современное общество все чаще выражает обеспокоенность состоянием нравственного становления подрастающего поколения. Решающее значение в нравственной регуляции ребенка приобретают требования, которые человек предъявляет себе на основании индивидуально усвоенных моральных норм и принципов. Это понимание смысла действий – своих и других людей, соотнесение действий других со своими, способность оценить их последствия для себя и других. Нравственная регуляция опирается на нравственную потребность, выраженную в стремлении соответствия намерений и поведения нравственным принципам.
  Моральное осознание себя, одним из выражений которого становится самооценка – один из основных психических процессов, опосредующих и регулирующих соблюдения норм морали.
  Ведущая роль в становлении моральной саморегуляции у детей принадлежит общению со взрослыми. Первую школу этих отношений ребенок проходит в семье. Он приобретает опыт человеческого общения, способность понимать и сочувствовать, взаимодействовать и помогать, у него формируются те качества и свойства, без которых невозможно жить среди людей. На следующей стадии в эту работу включаются педагоги и воспитатели, в том числе воскресных приходских школ.
  Преподаватель церковно-приходской школы прихода во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Валентина Лукьяновна Калинина выступила с сообщением «Роль игры в богопознании через окружающий мир ребенка».
  Валентина Лукьяновна – педагог с огромным стажем работы с дошкольниками: более 30 лет она работала в государственных детских дошкольных учреждениях, а сейчас трудится преподавателем церковно-приходской школы. Она первой опробовала на практике программу матушки Веры Зайцевой «Закон Божий для детей 4–5 лет» – и сегодня может с удовольствием поделиться своим опытом работы.
  – Чем больше ребенок играет, тем лучше он развивается всесторонне: у него развиваются память, мышление, сообразительность, речь. Поэтому взрослым, окружающим ребенка, надо постоянно с ним играть, заинтересовывать ребенка в любом деле. Даже когда необходимо, чтобы ребенок выполнил то или иное задание, можно превратить его в игру, и тогда ребенок с удовольствием все выполнит. А если просто заставлять что-то сделать, можно получить совершенно противоположный результат.
  Поэтому на наших занятиях мы просто играем с детьми, играем мы с ними и между уроками, но при этом закрепляя пройденный материал…
  Затем опытом работы с коллегами поделились православные законоучители других приходов Екатеринбургской епархии.
  Завуч церковно-приходской школы прихода в честь Рождества Христова города Екатеринбурга Дарья Борисовна Моисеева рассказала об участии дошкольников в приходских праздниках. Как и во многих приходах, здесь отмечаются все двунадесятые православные праздники, но есть в Христорождественском приходе «свой собственный» праздник – «Праздник цветов», который традиционно проводится осенью. На этот праздник прихожане составляют и приносят роскошные букеты из цветов, выращенных на дачах и в саду, а также удивительные по красоте и необычные по форме овощи и фрукты.
  Очень любят в храме Рождества Христова ставить театральные постановки и целые спектакли, благо в числе прихожан есть увлеченный, творческий и знающий человек – Лариса Александровна Боева. Из ее золотых рук выходят и сценические костюмы, и декорации, и другая всевозможная театральная бутафория. И вот уже один класс воскресной школы превращается в подземное царство, другой – в чертоги Хозяйки Медной горы, третий – в непроходимые дебри. В царстве Нептуна живет Жадность, в медных рудниках – Лень, в лесу – Страх. И ребятишкам предстоит сражаться с ними, отстаивать свою точку зрения на человеческие пороки, проявлять взаимопонимание и выручку, смекалку и отвагу, чтобы не только одолеть врагов, но и привлечь их на свою сторону миропонимания, человеческих добродетелей и христианских взаимоотношений.
  Опытом работы с дошкольной группой также поделилась завуч церковно-приходской школы прихода в честь Вознесения Господня города Екатеринбурга Татьяна Борисовна Орлова, а завуч церковно-приходской школы прихода во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Елена Ивановна Глазова рассказала о создании и деятельности на приходе субботнего детского сада. По субботам в школу приводят самых маленьких ребятишек в возрасте от 1 до 3 лет. Педагоги занимаются одновременно с ребятишками и их мамами. А если внучат привели бабушки, уже умудренные жизненным опытом, ведущие активную духовную жизнь, они во время занятий детей занимаются рукоделием. Шьют, вяжут, изготавливают сувениры из бисера. Из таких поделок в приходе нередко организовываются выставки декоративно-прикладного искусства, их дарят прихожанам на праздники, предлагают в качестве сувениров почетным гостям храма, приходским благотворителям.
  Завершила занятие секции преподаватель церковно-приходской школы прихода во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Татьяна Александровна Шахмина докладом «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как составляющая часть урока Закона Божия» с демонстрацией наглядных пособий для дошкольников к урокам Закона Божия.
  По словам завуча Свято-Симеоновской церковно-приходской школы матушки Веры Зайцевой, воспитание юных чад Церкви в любви к родителям и ближним, в патриотизме, в вере в Бога должно проходить через призму Закона Божия как основного закона нашей жизни.
  Разработанная ею воспитательная программа «Работа с дошкольниками на приходе» включает 25 интересных и увлекательных занятий. Часть уроков проводится в игровой форме; в конце каждого урока закрепляется пройденный материал. Эта программа была одобрена Отделом церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии и рекомендована для использования во всех школах епархии.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Заботясь о своих детях, родители заботятся о будущем страны

  20 лет назад Всемирная организация здравоохранения впервые провозгласила 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. На сегодняшний день в России по официальным данным инфицировано более 400 тысяч человек, из них уже умерло более 21 тысячи.

 
Духовное чтение

«Та же мучка – да не те же ручки…»

  Сегодня мы хотим рассказать о том, как делаются просфоры, такие привычные всем людям, посещающим храмы. Да, они привычные, но в то же время такие необычные, таинственные, можно сказать, святые.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс