Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (507) → Мы все еще находимся в плену стереотипов

Мы все еще находимся в плену стереотипов

№42 (507) / 8 ноября ‘08

Духовное чтение

21 октября (3 ноября) – Восшествие на 
Всероссийский Престол Государя Императора Николая Александровича и день

присоединения к Православию Государыни Императрицы Александры Феодоровны (1894)

  Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Борис Николаевич МИРОНОВ является ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Темой одного из его последних исследований стал системный кризис в царствование Николая II. Последнего российского императора в его ошибочной внутренней и внешней политике сегодня не обвиняет только ленивый. На него «вешают» все мыслимые и немыслимые обвинения, которые привели к катастрофе Российской империи. Где правда, а где домыслы? Об этом сегодня наш разговор с Борисом Николаевичем.

  – Господствующие в прессе и научно-художественной литературе образы России имеют исключительно важное значение для ее восприятия не только за рубежом, но и в нашем Отечестве, а также оказывают влияние на оценку происходивших и происходящих в настоящее время в России явлений, процессов и событий. Убийство одной оппозиционной журналистки в Англии было расценено как уголовное преступление, а подобные деяния в России почти все западные средства массовой информации связывают с политическим заказом. Понятно, почему. Англия имеет имидж самой демократической страны в мире, а у России за границей пока имидж другой.
Определение России европейской, восточной или уникальной евразийской страной напрямую зависит от того, каким образом и с какой интенсивностью об этом пишут исследователи и средства массовой информации. Идентификация тесно связана с имиджем страны. Образы России как страны азиатской или европейской, отсталой или современной, нищей или богатой наполнены разными смыслами. От имиджа России во многом зависит степень уважения к россиянам со стороны других народов. Большая роль в процессе формирования имиджа России принадлежит историкам, потому что именно наша многовековая история дает основной материал, из которой этот образ конструируется.
  – Мы уже почти 20 лет живем в постсоветской России, однако большинство концепций советской историографии, касающихся дооктябрьского периода, несмотря на испытанные потрясения, все еще здравствуют. Какой же образ имперской России сконструирован в советское время и существует до сих пор?
  – По преимуществу – негативный. Вот две типичные цитаты. «Россия – это деспотическая, репрессивная в своей основе власть самодержцев, это рабский менталитет народа, основанный на крепостном праве, это длительное отсутствие в обществе сословного строя, самоуправляющихся городов, общий дух несвободы и подавление личности государством во имя государства». Вторая цитата: «Находясь в непримиримом противоречии с культурой, ведя открытую войну с большей частью образованных классов, самодержавие вступило в конфликт с самим государством, изо всех сил толкая его вниз. Противодействуя просвещению в любой форме, оно осушает источник сил народных масс, оставляя управление государственными делами на руках бесконтрольной бюрократии, столь же бездарной, как и продажной, самодержавие, благодаря злоупотреблениям своих слуг, все еще ограничивает свои возможности. Неуклонное разорение государства, растущий беспорядок в финансах, непрестанное обнищание крестьянства – все это лишь естественные и неизбежные последствия деспотичного режима».
  Первая цитата – из книги современного автора Кантера, вторая принадлежит народовольцу Степану Кравчинскому и написана в конце XIX века. Первая характеризует допетровскую Россию, вторая – Россию конца XIX века. Высказанные мысли разделяют 115 лет, но они так похожи по духу, что кажется, будто принадлежат одному человеку. Подобных цитат можно привести сотни, потому что, пожалуй, только в России историки изображают историю собственной страны предельно негативно. Признанный патриарх отечественной историографии Василий Осипович Ключевский в своем дневнике записывал то, что реально не решался говорить на конференциях и писать в своих работах. Цитата: «Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Мы – низший организм в международной зоологии, продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову. Русские цари не механики при машине, а огородные чучела для хищных птиц. Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее нашего источника».
  – А как оценивают политический имидж императорской России современные историки?
  – Некоторые современные авторы также относят русских к низшим социальным организмам, генетически неспособным к развитию и решению проблем цивилизации. Вот цитата из статьи одного московского профессора: «Не было в России русских как носителей русского этнического самосознания, русские не имели своей элиты, способной сформулировать этнический и общественный интерес. Отсутствие в России массы личностно самоиндетифицированных русских, адекватных русскому реальному времени, делает проблематичным не только решение форсированными темпами проблемы модернизации, но и само достижение в обозримой перспективе гражданского общества».
  Но даже в более сдержанных оценках российская социально-политическая система в период Империи изображается как абсолютно неэффективная, не способная обеспечить ни развитие экономики, ни повышение благосостояние. Весь период Империи рассматривался под углом зрения, с одной стороны, обеднения крестьянства, с другой стороны – кризиса крепостничества и самодержавия.
  Кризис – почти фатальный повод к революции в стране, потому что крестьянство беднело и рабочий класс тоже. Снижение уровня жизни, доводящее крестьян и рабочих до нищеты – лейтмотив почти всех работ, посвященных имперскому периоду.
  – Широко распространено мнение, что как новая столица империи – Петербург, была построена на костях сотни тысяч людей, так и все успехи России во внешней политике, культуре и экономике были достигнуты ценой огромных жертв со стороны преобладающей массы населения. Гордиться, получается, нечем. Коллективная историческая память определена чувствами вины и неполноценности…
  – Иначе – во всем мире, и в том числе на Западе. Например, граждане США очень гордятся историей своей страны, не посыпают голову пеплом и нисколько не страдают по поводу того, что Соединенные Штаты существуют на территории, захваченной у индейцев, которых загнали в резервации. Что почти два с половиной века благосостояние белых основывалось на эксплуатации черных рабов, что рабство было отменено только в 1862 году, причем в результате гражданской войны… Это, кстати, позднее, чем в России было отменено крепостное право. Не комплексуют они и по поводу того, что еще сто лет назад, до середины ХХ века, афроамериканцы подвергались в США унизительной дискриминации, и что Североамериканские Штаты занимают полтора миллиона километров, которые были захвачены у Мексики в ходе американо-мексиканской войны.
  Гордятся своей историей и британцы, хотя их страна три с половиной столетия подвергала свои колонии суровой эксплуатации, размер которой превосходил самые экстремальные случаи, встречающиеся в истории Российской Империи.
  Ни американцы, ни британцы не стремятся «переделывать» свою историю, прямо пишут о ней в учебниках и от этого не страдают и не стыдятся. Между тем в России с XVIII века и до сегодняшнего дня была и есть мысль о том, что россияне страдают от своей, как им кажется, исторической неполноценности до такой степени, что стыдятся называть себя русскими, особенно в присутствии иностранцев.
  Следует помнить, когда и почему возник, например, взлет католической и протестантской веры. Он возник во второй половине XVI века при больших усилиях Польши, находившейся в то время в постоянном конфликте с Россией. Уже в XVI-XVII веках на примере Московии показано, что не надо делать европейцам, что такое европейское поведение. Сущность своего христианского мира европейские авторы раскрывали через описание не европейских, а отрицательных черт своих соседей-антогонистов. Прежде всего турок, а со второй половины XVI века и московитов.
  Этот культурный механизм оказался столь эффективным и востребованным, что можно повторить известную мысль: «если бы России не было, Западу ее следовало бы выдумать». В самой России негативный имидж укрепился в публицистике и науке в конце XIХначале ХХ века, в эпоху борьбы либерально-демократической общественности с тоталитарной властью, преследуя совершенно благородные цели: утвердить в России в гражданском обществе правовое государство.
  – В советское время этот образ прочно вошел в учебники и в массовое сознание людей. Возможно ли сейчас что-нибудь изменить?
  – В своей книге «Социальная история России» я коснулся многих стереотипов о России, но сегодня хочу рассмотреть одни из самых стойких: об обнищании крестьян и о системном кризисе в пореформенное время, особенно в царствование Николая II.
  Под системным кризисом в историографии имеется в виду глобальный, всеобщий, пронизывающий все сферы жизни кризис, который охватил Россию в пореформенное время и продолжался значительное время. Этот стереотип в настоящее время впитывается подрастающим поколением, можно сказать, с молоком матери, так как внедряется в сознание с детского возраста.
  Вот фрагмент из контрольной работы моего студента первого курса исторического факультета Санкт-Петербургского университета, написанной в апреле текущего года. «На наш взгляд, как до, так и после реформы 1861 года положение крестьянства было близко к бедственному, в 1850-е годы крестьянские повинности достигли высшего предела, малоземельство и нищета приводили к социальной напряженности, вызывавшей массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права. А после желанной отмены крестьяне поняли, что получили не землю, а лишь так называемую свободу, долг, который надо выплатить государству за надел, который в большинстве случаев был меньше дореформенного. Чувство безысходности и невозможности выбиться и отвоевать свое место в жизни – вот суть жизни русского крестьянства».
  – Подобные ответы типичны, их приходилось слышать каждому преподавателю средней и высшей школы, причем именно этому нас учили в школе и, наверное, учат до сих пор. Так что же на самом деле происходило в пореформенной России во времена правления Императора Николая Александровича?
  – Для ответа на этот вопрос я воспользовался как традиционными, так и альтернативными показателями. Традиционные показатели – питание, уровень сельскохозяйственного производства, доходы, платежи, реальная заработная плата, цены – свидетельствуют о повышении уровня жизни в пореформенной России с 1851 до 1914 года: увеличился уровень производства, повысилась грамотность, увеличилась средняя продолжительность жизни населения.
  Пореформенная жизнь России, несомненно, испытывала экономический рост, который благотворно сказывался на благосостоянии ее населения. Темпы развития были сопоставимы с европейскими. В царствование Николая Александровича темпы экономического роста стали выше не только среднеевропейских, но и среднезападных, только в США они были выше: 3, 5 против 3, 3 в России. При этом индустриализация в России сопровождалась повышением уровня жизни крестьянства.
 В качестве альтернативных показателей я исследовал повышение роста и веса российских граждан того времени, которые позволяют оценить, как удовлетворяются базисные потребности человека, и благодаря этому судить о динамике благосостояния народа. Увеличение роста россиян неуклонно шло вверх – за 50 лет средний рост русских мужчин увеличился на пять сантиметров. За это же время вес русских мужчин увеличился на пять килограммов. Эта прибавка в росте и весе была возможна только при условии улучшения питания и повышения уровня жизни.
  Отметим, что не только социально-экономическое, но и политическое развитие страны после великих реформ было достаточно успешным. Российское общество быстро эволюционировало от самодержавия к конституционной монархии – и в 1905 году стало таковым. Был создан механизм принятия политических решений, в котором участвовали представители общества, функционировали свободная пресса, общественное мнение, политические партии, тысячи общественных организаций. Налицо были все элементы гражданского общества, через одно-два поколения они вошли бы в плоть и кровь общественной жизни.
  Социально-экономический и политический строй России, сложившийся в результате великих реформ и реформы 1905 года, в основе которой лежали частная собственность, рыночная экономика, гражданское общество и сильное правовое государство, обеспечил хорошие возможности для успешного развития России. Об этом свидетельствует тот факт, что в начале 1990-х годов этот режим пришлось реставрировать после 74-летнего зигзага, вызванного Октябрьской революцией. А ведь не реставрируют то, что было плохо, реставрируют только то, что было достаточно хорошо.
  – Возникает неизбежный вопрос: как неоспоримые успехи страны совместить с ростом в эти годы недовольства и оппозиции режиму со стороны либерально-демократической общественности, с развитием всякого рода протестных движений, с революциями и поражением в первой мировой войне?
  – Эта чрезвычайно важная тема требует специального изучения, отдельного доклада, поэтому я ограничусь только несколькими тезисами.
  Если иметь в виду материальный аспект, то хотя уровень жизни в абсолютном смысле повышался, потребности и запросы росли еще быстрее – что и служило фактором растущего недовольства масс. Известный поэт Афанасий Фет, который был к тому же отличным сельским хозяином и хорошо знал жизнь крестьян, прорицательно заметил, что ощущение человека бедным или богатым, а значит, счастливым или несчастным, зависит от уровня потребностей и степени из удовлетворения. Поэтому – цитата: «Считаю величайшим неразумием, жестокостью преднамеренно развивать в человеке новые потребности, не имея возможности дать ему средства для их удовлетворения. Не то ли же это, что в безводной степи накормить неопытного человека селедкой, снять шапку и сказать: «Теперь, мой друг, я свое дело сделал. Накормил тебя, а вот водицу поищи сам…»
  Степень недовольства умелой пропагандой можно дозировать: то разжигать до крайней степени, то понижать. Как представляется, недовольством крестьян и рабочих воспользовалась оппозиционная к существовавшему режиму либерально-демократическая общественность, что является совершенно естественным и нормальным атрибутом политической жизни любого государства. Воспользовалась, естественно, в своих политических целях, которые состояли в том, чтобы взять под контроль государственные структуры, участвовать в управлении государством, использовать публичную власть для решения государственных и общественных задач, которые представлялись ей важными и актуальными. Причем в массе своей общественность была искренне уверена, что положение в стране ухудшается, поскольку просто не допускала мысли, что при самодержавии возможен какой-либо прогресс, и только ожидала от него, как говорил Милюков в Государственной Думе, «либо глупости, либо измены».
  Кроме того, общественность чувствовала в себе силы и знания, чтобы исправить дурную, как ей казалось, ситуацию, поэтому претендовала на роль избавителя от недуга, а, следовательно, и на власть лечить и управлять. Убежденность в кризисе самодержавия вследствие его неспособности к прогрессивному развитию была столь прочной, что все, что ей противоречило, просто не воспринималось. Политическое поведение общественности этого времени можно считать социальным последствием этого кризиса.
  – Чем это можно подтвердить?
  – В частности, кризисный, упадочный имидж России в конце XIX – начале XX века создавался кадетскими, эсэровскими, социал-демократическими партиями, и намерено – в борьбе за власть, с целью дискредитации своих политических противников. Парадигма кризиса использовалась для пропаганды идей революции и для свержения монархии. Современник тех событий и крупный экономист Николай Макаров констатировал в 1918 году: «Нищета, забитость, вымирание, психическое притупление – вот как очень ошибочно народническая мысль характеризовала русскую деревню. Это было даже нужно, так как казалось, что при нищете деревни люди борются с ненавистным политическим строем. Это было тупое оружие русской интеллигенции в ее руках против правительства. Почти преступно-официальным считалось и не разрешалось экономически оптимистично смотреть на русскую деревню. Разговор о прогрессивных течениях в русской деревне звучал каким-то диссонансом в этих условиях. Надо удивляться, что она живет и сохраняется при таких условиях».
  Три российские революции были обусловлены в значительной степени политическими причинами, а также блестящей агитацией противников монархии. Революционная элита предпринимала огромные усилия по дискредитации монархии с помощью четко продуманного общения с властями, поддержания связи со всеми общественными группами, и с помощью умелой манипуляции общественным мнением смогла завоевать общество и повести его за собой.
  Парадигмы кризиса и обнищания занимали важное место в этой агитации против монархии. Успех сопутствовал практически всем PR-кампаниям, продемонстрировал их колоссальные возможности в борьбе за власть. Либерально-радикальная общественность выиграла информационную войну у правительства, и благодаря этому подготовила почву для захвата власти, что так успешно и осуществилось.
  Впоследствии, когда стало ясно, что поддержка революционеров и террористов имела печальные политические последствия, что февральские события 1917 года нашли свое логическое продолжение в Октябрьской революции, лидеры оппозиционной общественности стали замалчивать или отрицать свою деятельность, направленную на свержение монархии. Стали утверждать и доказывать стихийный характер Февральской революции, чтобы отвести от себя обвинения в косвенной подготовке свержения буржуазной демократии и установлении тоталитарного режима.
  Однако если дать научную трактовку состояния пореформенной России, то окажется, что российская экономика и ее общество, российская государственность успешно развивались, о чем я уже подробно говорил выше. Национальный продукт, продолжительность жизни и грамотность населения увеличивались, жизненный уровень повышался, государственность совершенствовалась, гражданское общество формировалось. А наука и литература давали образцы мирового значения…
  Так почему же мы не хотим этого замечать и признавать, все еще находясь в плену пресловутого «системного кризиса» России?

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 – Владыка, Ирина из Заречного спрашивает: «Муж случайно, по незнанию, зашел в храме в алтарь – он осквернил алтарь? И нужно ли теперь алтарь заново освящать?» – Через Царские врата не положено заходить в алтарь, а если он, не зная, зашел через диаконские двери – это не так страшно, если он крещеный. Большое дерзновение, зайдя в алтарь, прикасаться к святому престолу, даже проходить перед ним. Если оказался в алтаре, нужно с благоговением, перекрестившись, пройти через горнее место на другую сторону святого алтаря. Надо подойти к священнику, рассказать о происшедшем, и он сделает то, что необходимо в данном случае.

 
Духовное чтение

Какой ты на земле оставишь след?

  В год 90-летия мученической кончины Царской Семьи в Екатеринбурге состоялось немало мероприятий, посвященных этой трагической дате и прославлению Святых Царственных Страстотерпцев. Они широко освещались и на страницах «Православной газеты».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс