Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, Ирина из Заречного спрашивает: «Муж случайно, по незнанию, зашел в храме в алтарь – он осквернил алтарь? И нужно ли теперь алтарь заново освящать?»
– Через Царские врата не положено заходить в алтарь, а если он, не зная, зашел через диаконские двери – это не так страшно, если он крещеный. Большое дерзновение, зайдя в алтарь, прикасаться к святому престолу, даже проходить перед ним. Если оказался в алтаре, нужно с благоговением, перекрестившись, пройти через горнее место на другую сторону святого алтаря. Надо подойти к священнику, рассказать о происшедшем, и он сделает то, что необходимо в данном случае.
– «У нас была церковь Покрова Богородицы и кладбище при ней. Потом кости собрали, увезли, построили на месте кладбища ТЭЦ. Не пора ли поставить крест на месте, куда увезли кости?» – спрашивает Елена из Каменска-Уральского.
– Если известно, куда перевозили кости, то, конечно, нужно поставить там крест в знак того, что там покоятся останки наших предков.
– Вопрос от Алексея: «Почему, когда моя сестра дома молится, ей кажется, что иконы живые?»
– Человек, который молится со вниманием к словам молитвы, чувствует движения благодати Божией, которые посылаются через святые иконы, поэтому мы и молимся перед святыми иконами. Но нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить какую-то духовную ошибку – не возгордиться тем, что чувствуешь какие-то явления, приписывать их не своему достоинству, а милости Божией: Господь посылает, показывает, что Он слышит нас, видит, что Он находится рядом, и этим подкрепляет нашу веру в Бога. Мы не должны думать, что Господь где-то далеко от нас – Он рядом, но иногда Он нас посещает и показывает, что Он близок, а иногда мы Его не чувствуем, но веруем, что Он здесь, рядом.
– Владимир из Екатеринбурга спрашивает: «Будет ли строиться храм в микрорайоне Заречном? Там много людей преклонного возраста, которым в другие храмы добираться сложно».
– Если есть такая необходимость, надо собраться жителям этого микрорайона (достаточно минимум 10 человек для такого собрания), пригласить ближайшего священнослужителя, который в этом микрорайоне живет, служит, чтобы под его председательством провести собрание верующих, создать приход, зарегистрировать церковную общину и потом обращаться к местным властям, чтобы выделили место под строительство храма.
– Владыка, у нас звонок из города Жуковского: «Я вот что хочу спросить: почему боярыня Морозова не святая?»
– Я неоднократно говорил, что смысл святости – не в канонизации. Может быть, она пред Лицом Божиим достойна; один Господь знает, святая она или не святая. Нам необходимо самим стремиться к святой жизни и молиться за ее упокоение, если вы ее почитаете, чтобы Господь упокоил с праведными. По молитвам Церкви, может быть, Господь и даст ей прощение грехов и Царство Свое Небесное. Молитва Церкви имеет большую силу, чтобы спасти людей от адских мучений, поэтому несите свой спасительный подвиг церковный – спасайтесь сами, а что касается других – оставляйте на волю Божию.
– Звонок из Первоуральска. Здравствуйте! Говорите, вы в эфире.
– Здравствуйте! Владыка, благословите, пожалуйста! Это раба Божия Ирина.
– Бог благословит.
– У меня духовный отец священник Александр Никулин. Почему Вы его гоняете и не даете служить? Это такая сердечная боль! У меня маленький ребенок. По всем вопросам мы едем к нему. Просто слезно вас прошу, не гоняйте его. Больше некуда ехать. Даже говорить не могу…
– Отец Александр сейчас имеет очень почетное послушание – восстановить женский монастырь, который был порушен в годы лихолетья. Этот монастырь был основан по благословению преподобномученицы Елисаветы. Поэтому, я думаю, вы должны радоваться, что батюшка ваш имеет такое послушание – радовать многих людей, которые будут приходить в этот монастырь. Мы направляем того или иного священника туда, где, считаем, он будет более полезен для Церкви, для общества, для людей, которые будут окормляться этим священником. Поэтому не смущайтесь, не плачьте, а радуйтесь, что есть возможность туда поехать и даже ему помочь в восстановлении порушенного монастыря.
– Звонок из Самары: «К нам в Самару из Псково-Печерской Лавры какждый год приезжает архимандрит Мирон во время Великого поста. Поскольку мой муж неверующий, хотела бы его привезти туда на отчитки и показать, что есть злая сила, а есть добрая – Господь Бог наш. Чтобы он убедился в этом. А то он мне говорит: «Вот когда я увижу Бога, тогда поверю». Можно ли его привезти? Или, может быть, вдруг бес вселится в него? Может быть, этого не надо делать?»
– Чтобы пригласить батюшку или духовника из другой епархии, нужно благословение Правящего Архиерея. В Самаре – Владыки Сергия. Или местного священника попросить, чтобы посоветоваться. У нас есть правило, что священник другой епархии не имеет права совершать священнодействия без разрешения и благословения Правящего Архиерея и ведома священника данного прихода. Поэтому надо советоваться или с Владыкой, или со священником. Тогда возможно будет пригласить, чтобы он помог в решении вашей проблемы. А можно поехать в Псково-Печерский монастырь – там священник имеет полное право совершить то, что вам необходимо.
– «До какого возраста нужно венчаться?» – спрашивает Ольга из Ржева.
– Мы венчаем в любом возрасте, если на это есть желание православной четы.
– Вопрос от Александра из Тулы: «Читая имена о упокоении моих родных, чтецы перепутали и прочитали за упокой тех, кто еще жив, и о здравии тех, кто умер. Это очень страшно? И что дальше делать?»
– Это не страшно, потому что сделано не злонамеренно, а по незнанию чтецов. Господь знает, кто живой, а кто скончался. Поэтому при упоминии имен Господь их поминает в Своем Царстве, где нет живых и мертвых – все живы пред Богом.
– Галина, Пензенская область: «Кругом все нецензурно выражаются. Можно и нужно ли их останавливать?»
– Конечно, можно и нужно. Но деликатно, с любовью, с тактом, чтобы они не озлобились, а восприняли наше замечание как желание им помочь исправиться от этого зла. И если они воспримут – это будет хорошо; надо помогать людям воздерживаться от гнилых, греховных слов, которые оскверняют язык и людей вокруг.
– Здравствуйте. Владыка, благословите! Это раба Божия Тамара из Полевского.
– Бог благословит.
– Скажите, Паисий Великий и Паисий Святогорец – это один и тот же святой? Это первый вопрос. А второй: можно ли при прощании говорить такие красивые слова человеку: «Храни вас Господи»?
– Конечно, хорошо так говорить. Когда мы говорим: «Храни тебя Господь» – мы просим, чтобы Господь хранил нашего близкого, который уходит или уезжает куда-то. Доброе, хорошее дело – когда мы с молитвой обращаемся к Богу о помощи нашим близким и родным. А что касается Паисия Великого и Паисия Святогорца – это разные святые, они жили в разные времена.
– Вопрос от Любови из Набережных Челнов: «Я была в Украине в церкви, которая, как мне сказали, православная. Я исповедалась и причастилась, но удивилась, что богослужение было на украинском языке. О здравии Патриарха Алексия не поминали, а молились о здравии отца Филарета.
Православная ли это церковь? И совершила ли я грех, что была там?»
– На Украине есть много проблем в отношении Церкви, поэтому нужно быть очень внимательными. Верующие люди, бедные, не знают иногда, когда обращаются к священнику за благословением – он православный или из другой церкви, которая не признана нашей Православной Церковью. Там есть филаретовская церковь и еще одна – автокефальная церковь. Они не признаны ни нашей Церковью, ни другими Православными Церквами всего мира. Они неканонические. Филарет же лишен архиерейского сана, но совершает богослужения архиерейским чином. Поскольку он лишен сана, то лишен и Божией благодати архиерейства, священства. Поэтому эта церковь не благодатна, она лишена благодати Божией. Действительно, богослужения там совершаются как у нас, только на украинском языке. Но если она филаретовская, то не стоит туда ходить.
– Владыка, можно ли при домашней молитве кадить помещение, в котором молишься?
– Можно.
– Игорь из Челябинска спрашивает: «Дорогой Владыка, на Вашем телеканале часто показывают чудотворные иконы. Я, глядя на них, молюсь. Насколько эффективна молитва иконе на экране телевизора по сравнению с молитвой перед образом? Может, не надо молиться на телевизионное изображение?»
– Икона – это образ, через который мы возвышаемся к первообразу, она только нас настраивает, чтобы мы возвысились к первообразу, к Божией Матери или к святому, который изображен на иконе. Мы молимся не телеэкрану, а живому существу, которое находится в Царстве Божием. Мы обращаемся непосредственно к первообразу за помощью, за поддержкой в нашей жизни. Любая молитва хороша, если настраивает нас на беседу с первообразом. Молитва имеет особые свойства, поэтому лучше молиться перед образами, которые есть в келье, в доме. Мы показываем различные иконы в ходе трансяции служб в тех или иных храмах, где святыни. Мы их показываем по телевидению, чтобы люди были знакомы со святынями нашей Церкви, имели возможность совершать паломничество к этим святыням.
– «Владыка, я немножечко рисую – для себя. И очень хочу сделать копию с иконы «Неупиваемая Чаша», которая хранится в мужском Серпуховском монастыре. Скажите, могу ли я просто сесть и нарисовать или нужно благословение Церкви на это? Можно ли вообще это делать?»
– Сейчас есть много хорошо написанных икон. Вы, возможно, напишете не совсем на должном уровне. И что вы потом будете делать с рисунком? Просто держать в своей комнате, не имея возможности применить по назначению. А икона пишется, чтобы перед ней молиться. Если вы ее несовершенно изобразите, то, конечно, не сможете полноценно молиться перед этой иконой. А если вы действительно пишете хорошо, возьмите благословение у священника. И Бог в помощь! Чтобы действительно была хорошая копия иконы «Неупиваемая Чаша», которая будет полезна и вам, и тем, кто будет молиться перед иконой.
– Владыка, вопрос от Игоря из Екатеринбурга: «Объясните разницу между католицизмом и Православием. Если Бог один, что мы тогда делим?»
– Бог один, но подходы к Богу разные. И понимание о Боге тоже разное. Есть большие различия между Православием и католицизмом, поэтому мы и не имеем канонического общения между православными и католиками, мы не совершаем совместно богослужения: если мы совершаем вместе богослужение, это значит, что существует единство во всех отношениях жизни, веры нашей. Эти различия давно всем известны, можно о них прочитать в наших книгах. Много есть брошюр, в которых подробно написано о различиях между Православием и католицизмом, можно очень хорошо изучить эту разницу. Конечно, нам полезно хорошо знать Православие, веру свою, и твердо стоять на позиции истинной Православной веры, ее ценностях. Нужно видеть четкую грань между Православием и католицизмом, Православием и другими конфессиями. К этому нас подвигает сегодняшняя ситуация, потому что сейчас есть доступ к учениям всех религиозных конфессий, мы можем везде быть, – но мы должны знать четко свою веру и следовать этой вере.
К сожалению, сейчас многие наши верующие в силу того, что «Основы православной культуры» не преподаются в школах, не знают истин Православия и страдают малознанием. Но есть возможность пойти в церковь, учиться в воскресных школах для взрослых, получить там уроки догматического учения нашей Церкви. Очень важно, чтобы каждый православный христианин был духовно грамотным, четко знал свою веру, правило веры, нравственность веры, догматическое учение, самые элементарные вещи. Тогда нам легче будет ориентироваться в жизни.
– Звонок из Московской области. Алло, с праздником!
– Добрый вечер, Владыка! Обращается раб Божий Сергий из Московской области. У меня к Вам такой вопрос. Священник совершает таинства. Бывает, что его лишают сана или запрещают в священнослужении – что это значит? Владыка, поясните, пожалуйста.
– Решение о запрещении в священнослужении принимает Правящий Архиерей. Это делается, если священнослужитель совершил нарушения канонических правил или вероучительно что-то нарушил. Для его вразумления Архиерей принимает решение лишить его возможности совершать те или иные таинства за богослужением. Бывает, лишают сана… Есть ситуации, когда человек сам просит об этом – он не хочет больше служить или совершил тяжкий грех, который не соответствует его сану, и он должен быть лишен этого сана, потому что дальше в таком греховном состоянии не может совершать богослужения. Он лишается сана по его же вине, за то, что совершил нарушение правил христианских, церковных. Поэтому не надо ничему удивляться, ведь есть случаи, хотя и редкие, что после прещения дается возможность возвратиться к служению. Это делается по особому решению, благословению чиноначалия нашей Церкви. Но чаще всего лишаются сана по причине совершения такого нарушения, которое уже не дает возможности совершать дальнейшее богослужение.
– «Владыка, можно ли в таинстве Причастия заразиться, например, гепатитом или другими инфекционными заболеваниями?» – спрашивает Сергей из Ростовской области.
– Конечно, нет. Таинство Причастия – это величайшее таинство, большая святыня, которая дается нам для исцеления наших недугов душевных и телесных. Из истории нашей Церкви известно: какие бы ни были тяжелые времена, когда людей косили эпидемии и священнослужители причащали из одной лжицы всех больных – никто не заражался во время таинства. Наоборот, человек, который принимал с верой это таинство, получал облегчение от болезни или полностью исцелялся.
Действительно, мы причащаем из одной Чаши, из одной лжицы. Но в многовековой практике нашей Церкви не было случаев, чтобы человек, причастившись, заболел какой-то инфекционной болезнью. Наоборот – исцелялись от болезней.
– Владыка, это из Подмосковья звонят. Я не успеваю утром читать молитвы. Скажите, пожалуйста, не является ли грехом, когда читаешь молитвы по дороге на работу или когда на кухне готовишь, мысленно читаешь «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся…»?
– Конечно, лучше найти минуточку, чтобы уединиться перед святыми иконами и совершить утреннюю молитву, помолиться сердечно. Но когда действительно нет такой возможности, очень спешите, то можно совершать молитву, делая какие-то свои дела. Но эта молитва не так внимательна, не так сильна, как если бы вы делали это непосредственно перед святыми иконами. Господь принимает наши намерения, и лучше совершать такую молитву, в виде исключения, чем совсем не молиться. Но еще раз говорю: лучше найти время, чтобы молиться по-настоящему и не спешить.
– Владыка, спаси, Господи. Время нашей сегодняшней передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей и радиослушателей.
– Дорогие братья и сестры! Дай Бог, чтобы по молитвам великих угодников Божиих нашей Русской Православной Церкви Господь укрепил нас в вере, благочестии, в добродетельной жизни. И чтобы наша жизнь была примером для многих и многих людей, которые нас окружают. И чтобы наш пример привел многих людей к Богу, к церковной жизни, к вере нашей Православной. Храни вас Господь в добром здравии! И Божие благословение на всех нас.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
29–30 октября в Томске проходили Образовательные чтения Сибирского федерального округа. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам, участниками и гостям чтений.
21 октября (3 ноября) – Восшествие на Всероссийский Престол Государя Императора Николая Александровича и день
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.