Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (501) → Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан: «Развал Советского Союза породил очень много войн, о которых, к сожалению, широко даже и не знали…»

Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан: «Развал Советского Союза породил очень много войн, о которых, к сожалению, широко даже и не знали…»

№36 (501) / 22 сентября ‘08

Интервью

Беседа в прямом эфире телеканала «Союз»

 – Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире программа «Духовное возрождение России», в студии ведущая Полина Митрофанова. Я рада представить вам сегодня иерарха Православной Церкви Молдавии, архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана.


 Здравствуйте, Владыка!

  – Добрый день.
  – И просим сразу же Вашего благословения всем зрителям большой аудитории телеканала «Союз».
  – Помогай Господь всем нам, а особенно призываю благословение на православных жителей великого уральского края. Храни вас Господь!
  – Спаси Господи! Владыка, Вы приехали на Урал из столь далекой для нас Молдавии. Я думаю, многие из наших зрителей не очень много про Вашу епархию знают. Пожалуйста, расскажите о ней – что Тираспольская и Дубоссарская епархия собой представляет? Сколько в ней храмов, сколько монастырей?
  – Наша епархия невелика, если сравнивать с российскими масштабами. И особенно она невелика по площади. Она совпадает с нынешними административными границами Приднестровской Молдавской Республики. Есть такое государственное образование, которое существует фактически уже 18 лет, но не признано мировым сообществом, и, естественно, это государство не признает официальный Кишинев. В этом основная сложность нашего положения, которая создает многие проблемы православной жизни в нашем крае. Часть когда-то единой Молдавской Социалистической Республики – узкая полоска земли по левому берегу Днестра – в конце 1980-х годов ответила сопротивлением на попытки ввести единый, только молдавский язык на территории Приднестровья. Ввиду того что исторически Приднестровье всегда входило в состав Украины и к Молдавии было присоединено относительно недавно, там 2/3 населения – это русские и украинцы, которые восстали против насильственной румынизации. Пролилась братская кровь – в Дубоссарах, Бендерах была настоящая война между единоверными братьями. И порой даже единокровными, ведь если смотреть на фамилии погибших героев в Приднестровье (для Кишинева это преступники), то там очень много молдавских фамилий, а со стороны Кишинева – много русских фамилий. Это разделение, развал Советского Союза, породило очень много войн, о которых, к сожалению, широко даже и не знают. Специально замалчивали, и это было сделано, чтобы отдать потихоньку те районы «под Румынию», ибо Румыния очень хочет присоединения к себе Кишинева. Тогда началась эта война; слава Богу, сейчас нет вооруженных действий, но напряженность, конечно, сохраняется. Православная Церковь показывает пример единения, то есть сейчас фактически существует на правом берегу Днестра государство, подчиняющееся юрисдикции Кишинева, а на левом – Приднестровская Молдавская Республика со столицей в Тирасполе. Два государства, но митрополия у нас одна – Молдавская Православная Митрополия Московского Патриархата. Политики умудрились поссорить и разорвать единое государство, а Церковь не поддалась этому. И дает уже на протяжении многих лет пример жизнестойкости, хотя, конечно же, это дается большим напряжением сил. Край наш, естественно, испытывает экономические трудности; чтобы понять, какие – нужно заглянуть всего лишь в статистические сведения по Западной Европе: там официально признано, что Молдавия является самым бедным государством Западной Европы – тем более Приднестровье как непризнанное государство испытывает все эти трудности. Естественно, что нам уж не до строительства больших соборов. Иногда удается, как показало недавнее освящение большого собора в городе Рыбнице, но это чаще исключение – для нас свойственно приведение в порядок небольших сельских храмов, если они сохранились, и приспосабливание бывших кафе, магазинов под молитвенные здания, оборудованные под православные церкви.
  Сейчас у нас около 70 приходов и два монастыря – мужской и женский, небольшое училище, которое помогает мне как Архиерею находить замену тем священникам, которые порой, так скажем, устав от жизни в сложных условиях и от нашей экономической нищеты, просятся, чтобы их отпустили в Украину или в Россию. И тогда приходится мне как Архиерею рукополагать молодежь и начинать все сначала – следить, чтобы только не прекратилось богослужение. Вот вкратце что можно сказать о нашем крае. Будут вопросы – я готов ответить.
  – Владыка, но ведь часто бывает, что сложные условия жизни приводят к укреплению и усилению веры. На примере Вашей епархии – насколько дух Православия, дух веры и любви Христовой в людях крепнет? Или все-таки действительно сложные экономические условия привели к отдалению людей от Церкви?
  – Вы знаете, испытания хороши все-таки, когда они по силам. Действительно, часть православных становится более закаленной в испытаниях. Но мы же понимаем, что в эти испытания наша православная паства оказалась брошенной неподготовленной, вышедшей как после пожара, из годов советской власти. На левом берегу Днестра сейчас располагается только два действующих сельских прихода. Поэтому в Православии население было очень поверхностным. Люди больше сердечно переживали Православие, но не столько были научены вере, мало воспитаны, мало воцерковлены. И, конечно же, мы видим, что часть людей попадает под посулы западных не… братьев, а, я бы сказал, волков в овечьей шкуре, которые пытаются элементарной помощью, обещанием устроить на заработки в Германию и Англию отторгнуть православных христиан от Матери-Церкви.
  Я могу сказать как Архиерей: большая часть нашего края, безусловно, православная. Недавно проведенные светскими средствами массовой информации опросы общественного мнения показали, что до 80% людей считают себя православными. Это, конечно же, высокий показатель, потому что нужно помнить, что наш край еще со времен Екатерины заселялся людьми разных национальностей. Если 80% говорит, что они православные, я думаю, в этом есть самоотверженный труд нашего духовенства. Есть благой результат от взаимодействия и Архиерея, и нашего духовенства с органами власти Приднестровской Республики.
  Порой, мне говорят: «Владыка, ведь они непризнаны». Но ведь живем-то мы в этом государствем, с этими представителями власти, и они реально избраны народом, проживающим на этой земле. Я уже тринадцатый год несу свое служение. Кто избран народом – с тем я как Архиерей и должен сотрудничать, служить благу моего народа. И я вижу, что такая линия поведения, когда мы стараемся примирять, не ожесточать, дает свои добрые плоды. И при взаимоподдержке приднестровских властей мы имеем возможность выступать на телевидении, регулярно вести наши телепередачи православной тематики, радио также к нашим услугам, и – что очень важно – сектанствующие «братья» ни за какие деньги на наше телевидение доступа не имеют. Таким образом души наших православных христиан в этом отношении остаются защищенными.
  – Возможность преподавать «Основы православной культуры» в школе сегодня очень активно обсуждается в обществе. Насколько в вашей епархии такая возможность существует, насколько она развивается? Ведь очень важно прививать какие-то основы морали, нравственности, христианских ценностей именно детям в школах, потому что проблема лжепророков, мессий существует не только в средствах массовой информации, но и в обществе, в мире, в жизни – дети с этим могут столкнуться…
  – Я все больше убеждаюсь, что и в России, и у нас в Приднестровье очень многие представители народного просвещения – люди, к сожалению, очень косные в своем развитии. Очень плохо откликаются на изменяющуюся жизнь. Казалось бы, учитель должен быть по определению новатором, человеком, способным гибким умом оценить ситуацию, понять, что нужно своему народу и дать доброе и полезное. А мы чаще всего видим, что советская школа сделала из учителя некоего начетчика, который из года в год по вызубренным схемам все вычитывал свои преподавательские часы – и сам-то мало развивался, и мало способен был повести за собой и чему-то научить детей. Вот в чем беда. Казалось бы, отдельно говоришь с представителями министерства образования – все поодиночке согласны, а вместе – вдруг как на скалу натыкаешься: как вода в песок, уходят прошлые договоренности. Правда, в этом году есть у нас принципиальное согласие – в 13 школах Приднестровья с 1 сентября мы вводим преподавание «Основ православной культуры». Эти школы будут как рабочие экспериментальные площадки для преподавания, но вижу, как накладывается все-таки прежняя привычка относиться к тому, что в школе о Православии всерьез, положительно, с добрым отношением еще для многих учителей говорить очень трудно.
  – На все воля Божия – даст Бог, и эти проблемы будут постепенно в нашем обществе решаться.
 Владыка, Вы говорите о сложной экономической ситуации, в которой живет Ваша епархия, но тем не менее я знаю, что Вы замечательное дело совершаете – восстанавливаете заброшенные кладбища, и удивительным образом одно кладбище соединяет город Екатеринбург и Вашу республику – на кладбище найдены останки наших уральских солдат…

  – Да, и это именно в городе Бендерах, где не так давно проходил свое Архиерейское служение ваш нынешний Владыка – архиепископ Викентий, будучи епископом Бендерским. В этом городе, которому осенью исполняется 600 лет, при работе с архивами были найдены свидетельства, что существует кладбище, которое обильно заросло сиренью и уже по краям застроено зданиями, через него было даже проложено шоссе. И вдруг, когда начали работать с документами, оказалось – там погребено 5000 русских воинов, погибших во время Балканских и Крымской войн. Я с большой благодарностью подхожу к трудам нашего министерства внутренних дел, потому что они взяли на себя эту заботу и выяснили, что среди многих погибших и погребенных на этом кладбище воинов есть 200 военнослужащих Екатеринбургского пехотного полка, которые участвовали в Крымской войне, защищая Севастополь, и потом от полученных ран в Бендерах в госпитале скончались и там были погребены. У нас есть сейчас поименные списки этих героев из Екатеринбурга. И кладбище это приобретает все более достойный вид. Посередине воздвигнута часовня в честь Нерукотворного Спаса – это праздник одного из полков. Поставлены кресты и памятные доски. Мне хотелось бы, чтобы жители Екатеринбурга знали, что в Бендерах покоятся их земляки и память их там сохраняется. Мне хотелось бы перебросить этот живой мостик нашего общения. Сначала начнем, может быть, даже от поминовения о погибших героях. Ну а мы как люди живые нуждаемся, чтобы связь эта была и между нами, чтобы мы почаще приезжали друг к другу, побольше знали друг о друге, ведь мы, по милости Божией, все чада великой Русской Православной Церкви.
  – Свидетельство этой зарождающейся связи – то, что Вы приехали в Екатеринбургскую епархию в очень важные для народа дни – дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев. Сейчас в нашей епархии проходит очень много мероприятий, посвященных событиям 1918 года. На Ваш взгляд, в чем смысл почитания Святых Царственных Страстотерпцев сегодня, через 90 лет со дня их мученической гибели в 1918 году? Мы говорим, что порой историю нужно немножко отодвинуть в сторону и жить днем сегодняшним; но ведь, наверное, народное уважение к Царской Семье говорит об ином?
  – Вы знаете, я могу свидетельствовать на тех примерах, памятниках, которые у меня перед глазами и сейчас в Приднестровье – в Преображенском соборе города Бендер находится икона, которая была написана специально по заказу железнодорожников местного узла в память чудесного спасения императорской семьи. Имеется в виду известное покушение на императора, когда поезд, возвращавшийся с семьей государя из Крыма, в Харьковской губернии потерпел сильнейшее крушение и царский вагон был буквально расплющен. Но царская семья тогда осталась невредимой. И в память об этом жители Бессарабии, как тогда называлась Молдавия, собрали деньги и написали образ с изображением святых, которые были празднуемы в этот день. Это говорит о том, что Российская империя умела мудро в своей национальной политике объединять людей разных национальностей. Российский император как православный государь мыслился защитником всех православных. И поэтому для всех нас сейчас чествование Государя Императора и его кончины – это как поднятие стяга, вокруг которого мы можем объединиться. И нам не нужно придумывать никаких искусственных идеологических доктрин, говорить, что нам нужна национальная идея, которая объединила бы русский народ. Верность Православию и равнение на пример служения своей Отчизне, какой мы видим жизнь Царской Семьи – те знамена, вокруг которых может и должна объединиться Русь. Иного нам просто не дано.
  – А в Вашей епархии как чтят память Царственных Страстотерпцев? Как проходят эти июльские дни?
  – У нас, вне зависимости от того, русские ли, украинцы, молдаване – есть любовь к Царской Семье. Во многих храмах написаны большие образы, и уже во многих в храмах стало традицией в ночь с 16 на 17 июля совершать Всенощные бдения, часто они сопровождаются Крестным ходом на могилы жертв политических репрессий 20–30-х годов. То есть мы понимаем: с убиением Царской Семьи началась кровавая бойня, в которую были вовлечены миллионы наших сограждан. Поэтому, чествуя Царственных Страстотерпцев, мы чествуем всех страдальцев, пострадавших в годы гонения.
  – Спаси Вас Господи, Владыка. Время нашего эфира уже подходит к концу. Вы только приехали в нашу Екатеринбургскую епархию, и я думаю, впереди у Вас будет много впечатлений от посещений уральских святынь. Спасибо Вам большое, что пришли в эфир телеканала «Союз» и рассказали нам о жизни наших братьев и сестер во Христе в далекой Молдавии. Будем ждать Вас вновь в нашей студии! Спаси Господи, и благословите наших зрителей.
  – С разрешения Владыки Викентия, еще и еще призываю молитвенно на вас всех благословение Божие. Помогай нам всем Господь!

Беседовала
Полина МИТРОФАНОВА
Расшифровка аудиозаписи –
Александр ВИЛКОВ

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Наука и образование

В Омске состоялся крестный ход в поддержку преподавания «Основ православной культуры»

14 сентября в Омске состоялся молодежный Крестный ход, посвященный церковному новолетию. В молитвенном шествии, организованном православным молодежным движением в честь Новомучеников Омских, приняли участие студенты Омского государственного университета имени Ф.

 
Интервью

Историк Петр Мультатули: «Император Николай Второй – исключительная личность в истории России»

Беседа в эфире православного телеканала «Союз»(Окончание. Начало в № 35)  – Петр Валентинович, мы вернемся к разговору о манифесте…  – Это никакой не манифест – это бумажка, неизвестно кем написанная и подписанная. Ей позже приделали «шапку», причем ее никто не видел. Эти бумаги привез Гучков и тут же передал Ломоносову. Это удивительно таинственная, мрачная личность русской революции; он все копии документов потом увез в США. На сегодняшний день есть в Гарфе один подлинник, который в двадцатые годы был найден в Академии наук. Что такое Академия наук тех лет? Это Покровский – главный фальсификатор всего, что связано с Царской Семьей; через него царские письма шли за границу, с его участием фальсифицировалась переписка Императора, Императрицы, не без его помощи создавались фальшивые дневники Вырубовой. Поэтому доверять, естественно, этой бумаге невозможно. Но даже если предположить, что Император подписал эту бумагу, она с юридической точки зрения ничего не значит. Во-первых, Царь не имел права отрекаться – никогда, только в двух случаях. Первый – если он уходил в монастырь перед смертью, отдавая престол сыну. Манифест об отречении, если он даже мог появиться, должен быть подписан при свидетелях и об этом должно быть гласно объявлено. Ничего этого не было в 1917 году. Мы знаем, что когда Александр I передавал престол (не отрекался, а передавал престол) Николаю Павловичу, это было зафиксировано в трех документах, при свидетелях. Здесь ничего этого не было, и Император Николай II просто не мог вообще даже сказать потом об этом – все окружение его было уничтожено. И на самом деле, кроме Христоподражательного подвига Царя, мы не знаем, что он пережил в эту ночь. Мы знаем, что он молился целую ночь, но что ему открылось – не знаем: те люди, с которыми Царь мог бы поделиться своими мыслями об этом и сказать правду, были убиты – граф Татищев, Долгорукий и другие.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс