Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Молодежная субкультура – явление неоднозначное. Молодые люди тусуются в рок-клубах, спорт-барах, боулинг-залах, получая одно удовольствие от бесцельного времяпрепровождения.
Но, к счастью, не все юноши и девушки подвержены влиянию западной цивилизации; для них история страны, родного края стала частью жизни – они пытаются восстановить старинные народные истоки русской культуры. И в этом им помогают православные педагоги, сотрудники Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии, работники культуры и искусства.
Как рассказывает руководитель Отдела культурного наследия Александр Николаевич Черепанов, в настоящее время в Екатеринбургской епархии возрождают традиционную форму молодежного досуга – вечорки. Они исстари проводились на Руси в воскресные и праздничные дни, исключая, конечно, время постов.
Молодые люди на таких встречах-«посиделках» ныне, как в старину, могут найти себе новых друзей, познакомиться с праздниками, традициями и обычаями народа. Эти старинные обычаи и традиции не забыты и в нашей современной жизни: сохраняют их фольклорные коллективы, в которые объединены энтузиасты своего дела, горячо любящие народную культуру.
Именно такие энтузиасты уже много лет участвуют в работе екатеринбургского фольклорного клуба «Перезвон» – поют народные песни, встречают праздники, собирают и записывают старинные стихи, частушки, игры, занимаются изготовлением традиционных народных кукол.
Все вечорки проводятся «Перезвоном» по-разному, но есть некоторые элементы, которые остаются постоянными со времен «давно минувших дней». Это игры, танцы, знакомство участников друг с другом, ведь, по большому счету, в деревне вечорки считались смотринами – там парни выбирали себе невест, а девушки высматривали женихов.
В рамках проведения в столице Урала Дней славянской письменности и культуры фольклорный ансамбль «Перезвон» провел молодежную вечорку в зале духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии.
Здесь мне и удалось поговорить с замечательным человеком, руководителем фольклорного семейного народного клуба (ансамбля) «Перезвон» Валентиной Николаевной Паркулаб.
– Мы уже более 7 лет работаем по программе возрождения традиционной культуры, поэтому для нас большой интерес представляют православные праздники. А День славянской письменности и культуры официально считается церковно-государственным праздником, что накладывает на нас двойную ответственность. Мы стараемся представить нашим зрителям и участникам представления историю и государства Российского, и православной культуры. Наша задача – заинтересовать народ, вовлечь его в праздничное народное действо. Мы рассматриваем свою деятельность как тропинку к Богу, тропинку к храму, которую мы намечаем для людей – потому что посредством народного творчества, песен старинных и традиционных церковных духовных песнопений люди все-таки начинают интересоваться русской народной культурой и приходят в храмы.
История России и Православия – неразделимы. И хотя в советской России их пытались искусственно расчленить, отделить друг от друга, слава Богу, сейчас все возвращается на круги своя. Конечно, с большими духовными и моральными потерями. Новое поколение почти ничего не знает о Церкви, да и откуда? Их родители и учителя усердно изучали научный атеизм и полученные знания «несли в массы». Найти какую-то духовную литературы в свободной продаже тогда не представлялось возможным.
Вот нам и предстоит сейчас сократить, а еще лучше – уничтожить пропасть, которая возникла в духовно-нравственной связи российских поколений. Когда мы проводим какой-нибудь праздник, например, Троицу, Рождество, рассказываем прежде всего о самом празднике, о святом или событии, которому он посвящен, о том, как прежде отмечали этот праздник на Руси. Таким образом люди узнают о православном празднике, о Боге – и в конце концов приходят в церковь. Общение со священнослужителями, посещение воскресных школ и катехизаторских курсов – новый этап их духовного становления и развития, залог православного христианского благочестивого воспитания своих детей и внуков.
Я сама и все члены моей семьи – люди верующие, регулярно посещающие церковь. Но не все люди, которые приходили в наш ансамбль, были верующими. Однако, занимаясь народным творчеством вместе с нами, все постепенно приходят в Церковь. И теперь большинство семей, участвующих в проекте «Перезвон», постоянно посещают храм, многие повенчались, окрестили детей. К нам приходят молодые люди, у нас знакомятся, женятся, венчаются. Эти семьи создаются уже по традиционному укладу, они полностью вовлечены в наше общее дело. Неудивительно, что потом они приводят в клуб своих детей. У нас в «Перезвоне» сейчас есть представители уже четырех поколений: бабушки и дедушки приводят своих внуков, которые только-только начинают ходить и говорить. Мы принимаем их с большим удовольствием, ведь это – будущее нашего коллектива.
– А сами Вы как давно занимаетесь народным творчеством?
– Мы с мужем Александром Васильевичем занимаемся фольклором уже более 20 лет. Сначала у нас был другой ансамбль, но затем возник «Перезвон», которому исполнилось уже 15 лет. Что стало причиной его появления? И в то время, и сейчас нас больше всего интересует именно семейная форма творческой деятельности. Это не новая форма, но она дает наилучший результат в работе по возрождению народных традиций. Самое главное как в жизни каждого человека, так и в жизни всего русского народа – семья. Будет крепкой семья – окрепнет и государство. Мы показываем людям пример семейной жизни, семейного уклада.
Наши семьи – русские традиционные семьи, для них фундаментом является Православие. А без Православия что за семьи? Такие семьи, как правило, быстро разрушаются. А у нас еще ни одна семья не распалась. И это несмотря на постоянные разъезды на концерты, проведение всевозможных мероприятий, участие в длительных этнографических экспедициях.
– Я не раз бывала на Ваших концертах, и только удивляться приходится, как расширяется, изменяется и совершенствуется ваш репертуар. Откуда берется источник для творчества?
– Материалы для своего творчества мы собираем у бабушек, в экспедициях, в самых глухих, дальних деревнях и селах. Они дают нам не только старинные песни, сами по себе имеющие глубокий смысл, но и духовные песнопения и старинные мотивы. Вот со всем этим мы и живем.
Мы возрождаем все народное. Вот песню возрождаем, ту, которая могла бы быть утеряна, ту, что осталась только в памяти у бабушек в глубинке. Возрождаем старинные народные костюмы, которые не в каждом краеведческом музее можно увидеть. А самое главное – мы возрождаем русский народный уклад жизни, когда люди были чище, добрее и внимательнее друг к другу. Отсюда и рождался дружный коллектив сельской общины, где каждый был готов прийти другому на помощь, разделить с ним беду и радость.
Умели наши пращуры и трудиться до седьмого пота, и веселиться от души. В русских селах никто не оканчивал музыкальную школу, а как пели! Не было деревни, в которой бы люди не пели. Везде: в храмах, на праздниках, в семье, за работой. Вот это и надо возрождать. Совместное семейное пение – крепкая семья. Крепкая семья – крепкое государство. Наш патриотизм – он в душе.
Мы много гастролируем, бываем с концертами в самых отдаленных селах и деревнях. И каждая встреча с сельскими жителями остается в памяти и сердце. Чувствуется, что мы нужны людям и там, где мы живем, и там, где мы бываем с концертами. Это только кажется: ну, что особенного – поешь, пляшешь, занимаешься рукоделием, бисером, шьешь народный костюм. А на самом деле вся жизнь – это особая дорога. Дорога к Богу, к храму. Занимаешься вышивкой – там какие-то знаки, кресты, и невольно думаешь о Боге. Начнешь петь колыбельную песню – там снова о Боге. И так во всем.
Нам нужно отдать людям то, что мы взяли за многие годы у наших стариков. Вот потому чаще всего наши встречи-посиделки проходят не в формате обычного развлекательного концерта, а становятся своеобразной творческой фольклорно-этнографической лабораторией, где мы одних учим, а у других учимся сами.
На современном этапе семья имеет приоритетное направление в социализации ребенка, несет решающую долю воспитательного воздействия на детей. На всех исторических этапах одной из основных функций семьи являлось духовно-нравственное воспитание детей. По мнению психологов, семья как малая социальная группа является оптимальной воспитательной средой, чему способствует состав семьи, объединенной узами любви и дружбы. Именно в семье дети получают представление о моральных нормах, моральных качествах человека через народную культуру, художественную литературу, личный пример родителей.
Этим и руководствуется в своей работе семейный фольклорный ансамбль «Перезвон», увлекая за собой своих многочисленных поклонников и участников его культурно-просветительских программ.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В чимеево, к Богородице… Прихожане храма в честь Святого Богоявления, что в рабочем поселке Пышма, нередко совершают паломнические поездки по святым местам. Недавно большая группа паломников вернулась из очередного путешествия – в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь Курганской епархии.
Нынешний праздник – День города – надолго запомнится его жителям. В отличие от прошлых лет он прошел очень интересно, ярко, увлекательно.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.