Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа в прямом эфире телеканала «Союз»
(Окончание. Начало в № 29)
– Владыка, Царская Семья – и дочери, и великая княгиня Елисавета Феодоровна – очень активно, в буквальном смысле слова лично, занимались служением милосердия, или, как мы сейчас говорим, социальной работой. Вы – председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата.
Что для церкви социальное служение – долг, вынужденная необходимость? И не задача ли государства – заботиться о своих гражданах?
– Что касается церковного социального служения и благотворительности, я бы не назвал это словом «долг», хотя оно наиболее точно подходит к этому определению. Благотворительность исходит из смысла самой жизни христианина – он должен заниматься благотворительностью, и поэтому не надо все это отдавать на откуп Церкви. Каждый из нас, православный христианин, должен ежедневно заниматься делами милосердия. Там, где мы можем – отдать кому-то копеечку, а лучше всего проанализировать, почему твой брат или сестра или люди старшего возраста живут жизнью, которая не достойна человека, помочь им выйти из этого круга. И если мы будем этим заниматься, у нас не будет брошеных детей, стариков. Я как-то недавно подумал: действительно, это так. Лет двадцать назад невозможно было себе представить, что человек умирает и его не оставляют дома. А сейчас, пожалуйста: если он даже дома умирает – тут же вызывают «скорую помощь», отвозят его в морг, все три дня он там, или в лучшем случае его привезут в храм на ночь, но ни в коем случае – домой. Это очень ясный показатель нашего отношения к близким. Мы заняты только собой, мы превратились в эгоистов. Так вот, чтобы не быть эгоистами – для этого и должна быть благотворительность. И Царская Семья, и Государыня Императрица и ее дочери непосредственно занимались этим делом. Если вы почитаете письма Императрицы, воспоминания о ней, убедитесь – это была святая женщина, которая так рассуждала «о роли личности в истории», как может рассуждать только высоко духовный человек о святой жизни. И она это деятельно воплощала. Ее ли это было дело – стоять и перевязывать раны, нагноения и все такое прочее? Как у нас говорят: «Не царское это дело», а она нам показала, что это было именно царское дело. И самые лучшие госпитали были те, что находились на содержании у Царской Семьи – это был образец госпиталей. И раненые, попадая туда, Бога благодарили; а попадали туда не только какие-то избранники, абсолютно не было тогда такого, как сейчас – нужно в «кремлевку» попасть… В госпитале Государыни Императрицы так вопрос никогда не стоял. И нам это прямой завет Страстотерпицы и ее дочерей – чтобы мы всегда в трудное время, и не в трудное тоже, помнили, что не все одинаково живут, и в тех или иных обстоятельствах люди находятся в очень сложной ситуации, нам нужно протянуть им руку помощи.
– Да, то есть служение милосердия – это личный христианский долг каждого…
– Не личный христианский, а это абсолютный долг человека, который вытекает из его веры, из его убеждений. Это как наша потребность молитвы или принятия Святых Христовых Таин: такая же должна быть потребность творить доброе дело.
– Если говорить, Владыка, об организованной социальной работе в Церкви – насколько она масштабна сегодня? Можете ли Вы сказать, хотя бы примерно, сколько у Церкви приютов, благотворительных столовых, хосписов, центров реабилитации наркозависимых? И вообще, это носит какой-то масштабный характер или это единичные примеры?
– Вы знаете, все, что Вы перечислили – одни из этих вещей носят масштабный характер, другие, так сказать, только входят в жизнь. Потому что вопросы реабилитации наркозависимых или алкоголиков тесно связаны с медициной. И, к сожалению, еще не всегда наши государственные здравоохранительные структуры идут в этой области на открытое соработничество с Церковью. Здесь нужен эксперимент, здесь нужно достигать согласия. И мы показываем, что есть у нас примеры, когда такое сотрудничество носит очень хороший, положительный характер. Мы создали общество православных врачей, оно тоже завоевывает себе путь в жизни, хотя очень трудно, очень много недопонимания: «Чего не хватает человеку, когда он несет свое служение в государственной клинике, почему нужно общество православных врачей?» А мы подчеркиваем – это не привилегия, а долг человека, который считает, что ему нужно сделать гораздо больше, чем он делает за деньги; он готов трудиться бесплатно. Все это входит в жизнь очень медленно. Потом, есть другие какие-то показатели, что не всегда одобряется эта работа – опекать бомжей или брошеных стариков; есть регионы, которые все еще «борются за показатели». И здесь тоже нужно завоевывать какое-то доверие и говорить, что в православных обществах ничего плохого-то нет. Нужно изменять стиль жизни и отношение к человеку, и тогда эти проблемы исчезнут. Но Церкви часто приходится без рассуждения о высоких материях, без работы с душой – просто-напросто накормить, напоить и решить простые насущные проблемы человека, не спрашивая его о вере, о принадлежности к вере, о национальности. И такая работа со стариками, с молодежью носит массовый характер во всей Церкви. Я не готовился и не могу Вам сказать точно, потому что могу ошибиться в цифрах, но поверьте мне: во всех епархиях эта работа ведется и очень хорошо устроена. Слава Богу, сейчас все наши архиереи понимают важность социального служения и отдают очень много сил и энергии, чтобы наладить это служение – у нас появляется все больше и больше сестер милосердия, различных школ и всякого рода социальных приютов. Социальная деятельность очень широка, и говорить о ней можно очень много. Нельзя замыкаться только на тех путях, которые есть – это может быть и помощь каким-то ученым, художникам: это тоже социальная работа.
– Да, Владыка, это очень интересный, кстати, вопрос. Мы всегда говорим, что надо помочь бездомным, нищим, калекам, инвалидам. А почему мы практически не говорим, что надо помочь одаренным детям, молодежи, талантливым ученым? Мы зачастую благотворительность и помощь сводим в нишу очень нуждающихся, а кто поможет талантливым, но не богатым?
– Я думаю, отец Димитрий, это хороший вопрос. Нужно им помогать, и ни в коем случае не нужно говорить, что это «очень дорого». Да, это дорого, но часто бывает, что нужно просто поддержать человека на начальной какой-то стадии или в середине пути, подать руку помощи. И окружающие, увидев поддержку церковных людей, верующих, потом обязательно помогут этому человеку, и он достигнет того предназначения по талантам, которое Господь ему определил, дав эти таланты в жизни.
– Владыка, а как бы Вы прокомментировали мнение некоторых негативно настроенных к Церкви людей, что чем священникам строить очередной храм и золотить купола, лучше бы они построили детский сад, школу или приют?
– Я думаю, такие рассуждения ведут свое начало еще от атеистической формы государства. Потому что не надо над этим рассуждать – если люди верующие, есть у них потребность служить Богу. И если мы будем начинать организовывать нашу жизнь с соблюдения заповедей Божиих, со служения Богу, то оно требует каких-то тоже высоких, чистых форм почитания Господа. И храм Божий – это состояние души той общины, которая здесь молится, и если есть потребность содержать все в порядке и возможность этого достигнуть, почему бы и нет? Но если мы восстановим храм, а я еще раз повторяю: он будет восстанавливаться только лишь на восстановлении храма нашей души, то тогда многие вопросы решатся. Потому что мы сейчас стараемся как-то поддержать и программу государства, и я как епархиальный архиерей скажу, что обращаюсь очень часто к своей пастве, к своим священнослужителям: «Пожалуйста, берите из детских домов детей! Если не усыновляете, то, по крайней мере, оформляйте опеку над ними, чтобы дети чувствовали себя уютно и имели отца и мать». И пока такие призывы встречают, может быть, десятки последователей. Но если человек действительно восстановит баланс и мир в своем здоровье душевном, то он будет решать и эти вопросы – он не будет равнодушен к маленьким людям, которые нуждаются в элементарной семейной опеке. Я бы сказал словами Святейшего Патриарха: «Чем больше храмов, тем меньше тюрем» – восстановление храмов будет сказываться и на состоянии преступности в нашем мире. Этот вопрос мы мало обсуждаем, но это действительно так. Мы просто даем статистические данные: «там что-то построено в тюрьме», но редко говорим, что само братство тюремное воспринимает приход Церкви не всегда правильно и не всегда с доверием относится. И требуется очень напряженная духовная работа, чтобы священнику завоевать авторитет у заключенных, чтобы они ему поверили и включили Евангелие, Православие в программу своей жизни.
Эта работа очень кропотливая и очень пока с трудом дается, потому что люди, которые образуют криминальные сообщества, ревниво относятся к вмешательству Церкви в процесс воспитания заключенных. Они с уважением относятся к Церкви, но когда Церковь работает в преступном мире, в тюрьме, они этому всячески препятствуют, потому что теряют и авторитет, и численность: люди, которые находят Церковь в тюрьме, выходят и становятся на правильный путь жизни.
Наша епархия, к примеру, такому эксперименту дала жизнь: мы построили реабилитационный центр для людей, которые вышли из тюрьмы, потому что и общество не готово их принять, и они очень требовательны к обществу. Происходит конфликт – и, как правило, человек второй раз попадает в тюрьму. А реабилитационный центр – это деревня, где люди живут, работают, даже находят, если не женаты или не замужем, спутников жизни. И когда они считают, что уже достаточно подготовлены, чтобы нормально идти к людям, они уходят – находят место работы, жительства и уходят из центра.
– Владыка, в области социального служения и вообще общественной жизни мы нередко пересекаемся с представителями иных христианских конфессий, иных религий. Насколько возможно и целесообразно сотрудничество с ними? Не будет ли это расцениваться нашими прихожанами как одобрение их деятельности, и главное, самого опасного – учения этих конфессий?
– Я должен сказать, что сейчас идет большая волна, которая тоже направлена, к сожалению, на разделение Церкви. И поднимается эта волна вроде бы на защиту чистоты Православия. Я скажу, что дело обстоит не так плохо и не нужно, в общем, бояться этих контактов: они всегда были в Церкви. И если мы имеем общую программу по вопросам, которые являются общими для человечества, пожалуйста – проблема абортов, сохранение семьи, однополые браки. Здесь мы находим соратников в лице и римо-католиков, и мусульман, и мы можем говорить с ними, как объединить наши усилия, потому что мир сейчас очень тесен; он не разделен сейчас, как раньше был разделен. И сейчас важно, чтобы по всем направлениям наши усилия были абсолютно одинаковы. Но здесь вовсе не идет речь о каком-то межрелигиозном или межконфессиональном единстве: ни мы, ни католики, ни протестанты никогда не согласимся с чуждой экклезиологией, с догматическими учениями, вообще с практикой жизни. У каждого свои особенности есть, поэтому не только мы запрещаем, допустим, причащаться и молиться вместе с католиками. Поверьте, и у католиков есть крайнее, консервативное крыло, которое до сих пор, несмотря на постановление II Ватиканского Собора, считает нас схизматиками, то есть безблагодатными людьми. И прошло-то уже почти пятьдесят лет со времени этого Собора, а вот мышление у них остается, и не надо бояться, что вот, кто-то предаст интересы, и католики ждут нас. Они ждут, если мы признаем примат их папы, их правоту и будем подходить в наших обрядах или богослужении к единству какому-то. Но мы же этого не делаем и не будем этого делать абсолютно. Потому что мы считаем себя носителями апостольской традиции. У нас были трудные времена для Православия, но мы в эти времена сохранили чистоту апостольской веры. И в этом нас никто не переубедит, абсолютно. И бояться здесь нечего, и говорить, как часто говорят в адрес Его Святейшества – «вот он приехал в Париж, в соборе Парижской Богоматери совместно с католиками служил»… Не было этого служения, абсолютно! Там общехристианская святыня находится – терновый венец Господа Иисуса Христа; он находится у католиков, но это и православная святыня. И если Патриарх пришел в собор, то там выработан был целый протокол, чтобы не оскорбить достоинства ни католиков, ни православных. Естественно, католиков там было большинство, там несколько тысяч было людей, которые исповедовали католичество и пришли посмотреть на Патриарха: что он скажет, как выглядит протокол поклонения святыне, когда святыня выносится для поклонения – католики отправляют молебное пение, а потом мы свое православное молебствие совершаем.
– Чтобы было два раздельных молебна…
– Два раздельных молебна. И во время нашего молебна Святейший приложился к этой святыне, и, по признанию многих людей православных, которые живут за рубежом, это было очень сильное православное свидетельство в инославном мире. А если мы вспомним историю и разгром Наполеона… В 1814 году, когда Александр I вошел в Париж, была Пасха. И весь Париж, не в буквальном смысле, а «сливки общества», был поражен красотой православного богослужения, которое было совершено под открытым небом. И все говорили: «давайте мы будем православными, мы этой красоты не знали…»
Я не знаю, какие там силы политические действовали, но Александр в общем-то сдал политические позиции – ведь он мог себя объявить королем Франции, вся Европа была у его ног. Но он сделал так, чтобы никто по отношению России так никогда не поступал. Он организовал отдельное государство, возродил монархию и удалился в Россию.
– Владыка, Вы так интересно рассказываете! К сожалению, время программы уже подходит к концу, но хотелось бы еще спросить Вас о Воронежской епархии. Вы с 2003 года возглавляете Православие на воронежской земле; хотя бы в нескольких словах – о истории Православия на воронежской земле до революции, в советское время и сегодня…
– История Православия восходит где-то к IV веку, потому что туда приходили отшельники – на Дон, в меловые пещеры, особенно в период иконоборчества, это VII – VIII век. Монахи бежали, и в частности, чтимая икона «Дивногорская» связана с этим периодом. С острова Сицилии, который был в то время православным, бежали монахи на Дон и основали Дивногорскую обитель в честь Успения Богоматери. Православие стало развиваться очень интенсивно в период завоевания войн Екатерининских – было присоединение плодородной земли, которая была никем, в общем-то, не занята и была как бы промежуточной – крымский хан делал набеги, ногайцы делали набеги и очень тревожили русские поселения. Поэтому там организовывается целая сеть казаческих поселений, они были пограничные – Борисоглебские Ворота, Острогорск, – это была граница государства Российского. А потом она на юг отодвинулась. И в XVII веке, в 1672 году, была образована Воронежская епархия (и святитель Митрофан был первый святитель – как мы его называем, первопрестольник воронежской земли. Епархия была очень обширная, на юг простиралась до Азова и на запад – на Северский Донец, затрагивалась даже территория нынешней Украины, и святитель Митрофан приехал туда), народ, который там жил, требовал очень большого внимания в воспитании. Во-первых, с одной стороны беспокоили очень мусульмане: набеги совершались, нашествие ислама было очень сильным. И если Вы почитаете проповеди святителя Митрофана, то они все носят такой апологетический характер. С другой стороны, население Воронежа было очень своеобразным. Я Вам расскажу в двух словах: Воронеж – это колыбель военно-морского флота, Петр I создал там первый в России флот, там было первое адмиралтейство российское. А чтобы создавать флот, он привез умелых людей со всей России, даже иностранцев. Все села были задействованы, которые вокруг: одни пушки лили, другие колеса для них – это был первый конвейер по сборке кораблей. По реке Воронеж и по Дону сплавлялся, где-то в стапеля закладывался корабль, потом он там все больше и больше вырастал, и к Воронежу он уже проходил окончательную сборку, испытания на реке Воронеж, и потом уже в Азовское море по Дону корабли сплавлялись. И когда бунт такой прошел (людей наехало очень много), Петр понял, что нужно что-то с этим делать: назад людей не отправишь, нужно их обустраивать, а женщин нет, и он опять сделал клич по всем городам, и были свезены девицы легкого поведения в Воронеж, и он их переженил. Таким образом, в общем-то, появились воронежцы. И эту публику святитель Митрофан воспитывал, и ему было очень трудно. Он был духовником, духовным наставником у Петра Великого. Святитель Митрофан настоял, чтобы Санкт-Петербург был заложен там, где он заложен, ведь Петр мечтал заложить его на берегу Азовского моря в память победы над Турцией, над крымскими ханами. И когда Петр просил благословения, святитель Митрофан сказал, что нужно закладывать на Неве. И это во многом определило судьбу России, создание империи, направленность политики на запад – восточные интересы уходят на второй план. Таков был наш первопрестольник святитель Митрофан. Когда он скончался, Петр приезжал – он ехал к нему, чтобы взять благословение, потому что слышал, что старец уже слаб, но не успел – ко гробу приехал, когда нужно было хоронить, и он нес на плечах святителя Митрофана и сказал, что никогда уже в жизни не встретит такого мудрого старца и руководителя. Святитель Митрофан умер в 1703 году. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но влияние его на Петра было такое… кто знает, может быть, и Синодального периода не было бы, если бы святитель Митрофан пожил какое-то время.
– Да, Владыка, все знают в России и святителя Митрофана Воронежского, и Тихона Задонского; на прошедшем Архиерейском Соборе был причислен к лику святых Антоний Воронежский. А новомученики в Вашей епархии есть?
– Есть, их очень много, по свидетельству светских органов компетентных, более тысячи новомучеников на воронежской земле, но мы, конечно, к вопросам канонизации приступаем очень осторожно – у нас только несколько десятков из них причислено к лику святых. У нас такие были дивные свидетели об истине Православия, об истине Христовой, как святитель Тихон, который в 1918 году был распят на Царских вратах. И с ним одновременно было казнено около 160 священнослужителей. Воронежский край – очень верующие люди, и очень много было без суда и следствия просто расстреляно: солдаты приезжали в деревни, пьянствовали, мучили священнослужителей, убивали их. Ужасная история…
– Владыка, мы начали нашу беседу с Царственных Страстотерпцев и завершили новомучениками. Пожалуйста, Ваши пожелания нашим зрителям в дни памяти 90-летия убиения Святых Царственных Страстотерпцев…
– Я думаю, дорогие братья и сестры, этот праздник и торжество 90-летия со времени кончины мученической Царственных Страстотерпцев дает нам право, дает надежду, что мы будем наследниками великой России – что мы это сделаем благодаря внутреннему переустройству нашей жизни. И дай Бог, чтобы дух Царя Николая и его Семьи послужил бы нам в деле нашего воцерковления, нашего свидетельства секулярному миру ценностей Православия.
– Спаси Господи, Владыка! Дорогие братья и сестры, наша программа завершена; всего доброго.
Беседовал игумен
Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи –
Елена ШОНОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Раскола Церкви на праздновании 1020-летия Крещения Руси не произошло, и это стало главным итогом торжеств, считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «По милости Божией, этого опасного и страшного для религиозной жизни Украины, для целостности нашей Церкви события не произошло», – заявил митрополит Кирилл во вторник на пресс-конференции в «Интерфаксе».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.