Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Если брата укорил, осудил или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать.
Если блудный помысл пришел, и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть и деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою.
За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой. И Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство.
Надо каждый день понуждать себя на добро и всеми силами стараться учиться смирению Христову. Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир, – а если бы люди познали Господа, какой Он милостивый, смиренный и кроткий, то за один час изменилось бы лицо всего мира и у всех была бы великая радость и любовь.
Господь милостивый дал нам покаяние, и покаянием все исправляется. Покаянием мы получаем прощение грехов; за покаяние приходит благодать Святого Духа, и так познаем Бога.
Всеми силами просите у Господа смирения и братской любви, ибо за любовь к брату дает Господь благодать Свою. Испытай над собою: один день проси у Бога любви к брату, а другой – живи без любви, и тогда увидишь разницу. Духовные плоды любви ясны: мир и радость в душе, и все будут тебе родные и милые, и будешь проливать обильные слезы за ближнего, за всякое дыхание и тварь.
Часто за одно приветствие душа чувствует в себе благую перемену; и, напротив, за один косой взгляд теряется благодать и любовь Божия. Тогда скорее кайся, чтобы возвратился мир Божий в душу твою. Блаженна душа, которая возлюбила Господа и от Него научилась смирению. Любит Господь смиренную душу, которая крепко надеется на Бога. Каждую секунду чувствует она милость Его, так что хотя и с людьми говорит, но занята любимым Господом, и от долгого времени борьбы с врагами возлюбила душа смирение паче всего и не дает врагам отнять у себя братскую любовь.
При благодати легко любить Бога и молиться день и ночь; но мудрая душа терпит и сухость, крепко уповая на Господа и зная, что Он не посрамит надежды и даст в свое время. Благодать Божия приходит иногда скоро, а иногда долго не дается; но мудрая душа смиряется, любит ближнего и кротко несет крест свой, тем побеждая врагов, которые стараются оторвать ее от Бога.
Когда грехи, как облака, скроют от души свет милосердия Божия, тогда душа, хотя и жаждет Господа, но пребывает немощна и бессильна. Так птица, заключенная в клетку, хотя и порывается в зеленую рощу, но не может лететь, чтобы на свободе петь хвалебную песнь Богу.
Долго я мучился, не зная пути Господня, но теперь многими годами и многими скорбями и Духом Святым познал волю Божию.
Все, что заповедал Господь (Мф. 28, 20), надо в точности исполнять, ибо это есть путь в Царство Небесное, где будем видеть Бога. Но не думай, что ты увидишь Бога, а смиряй себя и помышляй, что по смерти будешь ввержен в темницу и там будешь томиться и скучать по Господе. Когда мы плачем и смиряем душу, то благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними.
За смирение душа получает покой в Боге, но чтобы удержать этот покой, душа долго учится. Теряем мы сей покой, потому что не утвердились в смирении.
Война у души с врагом до гроба. И если на обычной войне убивают только тело, то наша война труднее и опаснее, потому что может погибнуть и душа.
Преподобный Силуан Афонский
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
– Илья из Екатеринбурга задает вопрос: «Кто глубже верит? Человек, который уже наделал много ошибок и расплачивается за них – он знает, что такое вера?… Или мама заставляет ходить молодого человека в храм, а он ничего не понимает, и не понимает, зачем это надо? Так зачем молодому идти в храм? Может, пусть «наошибается» и тогда будет крепче закалка?» – Очень опасно оставить человека «на потом» – когда он уже набьет себе много шишек и не сможет возвратиться к Церкви, к Православию. Он может заблуждаться до такой степени, что может больше не вернуться к этому пути. А потому лучший вариант, как нас учат святые отцы, еще в утробе матери воспитывать детей в духе веры, православной жизни, чтобы навыки христианской жизни молодой человек приобретал с самого раннего возраста. Заставлять не надо, потому что заставляем мы, когда упускаем моменты воспитания. В этом и проблема: мы сначала даем несвоевременные поблажки, а потом выражаем недовольство, когда маленький человек не подчиняется, не слушается, делает по-своему. Мы начинаем гневаться и раздражаться, ругаем и бьем – это уже показатель, что человек упустил некоторые моменты в воспитании. Тогда мы прибегаем к таким методам, хотя это не совсем правильно. Необходимо внимательно относиться к великому подвигу воспитания детей с самого раннего возраста – не дать соблазна человеку от своих поступков в поведении, чтобы родители всегда были примером для своих детей во всех направлениях жизни: в благочестии, вере, молитве, послушании воле Божией. Бывает так, что родители сами пример для соблазна: захотят – пойдут в церковь, в следующий раз не пойдут. А ребенок же это все видит и понимает, что родители проявили где-то леность, где-то слабость: «пойти – не пойти», стоят на распутье дороги – это все влияет на него. Маленький человек видит неблагоговение к молитве, неблагоговение к святыне Бога – он тоже ослабевает в благоговении к святыне и уже не ценит то, что нужно было ценить. Потому что именно через благоговение Господь дает благодать. Если мы этим дома не занимаемся и в церкви не показываем пример отношения к святыне, то дети тоже этого не проявляют – если не воспитывать чувство долга в человеке с самого раннего возраста, когда он что-то должен и обязан делать, когда что-то можно, а что-то нельзя. И когда человек понял, что должен как христианин ходить в церковь, то уже больше его не надо заставлять: он знает, что это важно и нужно. И он будет ходить и делать все с трепетом и любовью к Богу – это все зависит от воспитания. И тут нельзя сказать, какая вера сильнее. Мы знаем, что люди, которые пошли именно по этому пути с самого раннего возраста, были среди крепчайших верой святых угодников нашей и Вселенской Православной Церкви. Мы видим, что многие люди с самого раннего детства укреплялись в вере и достигали в ней высоких совершенств: преподобные Сергий, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и другие святые угодники Божии. Крепла вера через упражнения добродетельной жизни, упражнения в благоговении к святыне и других подобных занятиях, которые приближали к Богу. Господь показывал и проявлял Себя, человек чувствовал Бога рядом и стремился всегда к Богу, боялся потерять Бога в своем сердце, своей жизни.
(Продолжение. Начало в № 12) С момента «отречения» Императора Николая II от престола новое правительство негласно заключило Царскую Семью под стражу. С этого момента начался последний мученический этап их земной жизни, завершившийся в 1918 году в Екатеринбурге.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.