Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Илья из Екатеринбурга задает вопрос: «Кто глубже верит? Человек, который уже наделал много ошибок и расплачивается за них – он знает, что такое вера?… Или мама заставляет ходить молодого человека в храм, а он ничего не понимает, и не понимает, зачем это надо? Так зачем молодому идти в храм? Может, пусть «наошибается» и тогда будет крепче закалка?»
– Очень опасно оставить человека «на потом» – когда он уже набьет себе много шишек и не сможет возвратиться к Церкви, к Православию. Он может заблуждаться до такой степени, что может больше не вернуться к этому пути. А потому лучший вариант, как нас учат святые отцы, еще в утробе матери воспитывать детей в духе веры, православной жизни, чтобы навыки христианской жизни молодой человек приобретал с самого раннего возраста. Заставлять не надо, потому что заставляем мы, когда упускаем моменты воспитания. В этом и проблема: мы сначала даем несвоевременные поблажки, а потом выражаем недовольство, когда маленький человек не подчиняется, не слушается, делает по-своему. Мы начинаем гневаться и раздражаться, ругаем и бьем – это уже показатель, что человек упустил некоторые моменты в воспитании. Тогда мы прибегаем к таким методам, хотя это не совсем правильно. Необходимо внимательно относиться к великому подвигу воспитания детей с самого раннего возраста – не дать соблазна человеку от своих поступков в поведении, чтобы родители всегда были примером для своих детей во всех направлениях жизни: в благочестии, вере, молитве, послушании воле Божией. Бывает так, что родители сами пример для соблазна: захотят – пойдут в церковь, в следующий раз не пойдут. А ребенок же это все видит и понимает, что родители проявили где-то леность, где-то слабость: «пойти – не пойти», стоят на распутье дороги – это все влияет на него. Маленький человек видит неблагоговение к молитве, неблагоговение к святыне Бога – он тоже ослабевает в благоговении к святыне и уже не ценит то, что нужно было ценить. Потому что именно через благоговение Господь дает благодать. Если мы этим дома не занимаемся и в церкви не показываем пример отношения к святыне, то дети тоже этого не проявляют – если не воспитывать чувство долга в человеке с самого раннего возраста, когда он что-то должен и обязан делать, когда что-то можно, а что-то нельзя. И когда человек понял, что должен как христианин ходить в церковь, то уже больше его не надо заставлять: он знает, что это важно и нужно. И он будет ходить и делать все с трепетом и любовью к Богу – это все зависит от воспитания. И тут нельзя сказать, какая вера сильнее. Мы знаем, что люди, которые пошли именно по этому пути с самого раннего возраста, были среди крепчайших верой святых угодников нашей и Вселенской Православной Церкви. Мы видим, что многие люди с самого раннего детства укреплялись в вере и достигали в ней высоких совершенств: преподобные Сергий, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и другие святые угодники Божии. Крепла вера через упражнения добродетельной жизни, упражнения в благоговении к святыне и других подобных занятиях, которые приближали к Богу. Господь показывал и проявлял Себя, человек чувствовал Бога рядом и стремился всегда к Богу, боялся потерять Бога в своем сердце, своей жизни.
Но есть другая ситуация, когда человек приходит к Богу, уже наломав дров, много согрешив, когда уже безвыходное положение. И болезни, и скорби, и всякие неудачи в жизни – когда вынужден что-то делать, потому что дальше идти некуда: или самоубийство, или пьянство, наркомания и так далее. Конечно, нельзя допускать до такой степени отчаяния, но бывает и так, что человек все попробовал в этом мире, насладился всеми сладостями греховными, а когда увидел, что так жить нельзя, что это очень плохо и на здоровье влияет, и жизнь не складывается, – тогда он приходит в Церковь. Конечно, это хорошо, что он приходит в Церковь, что кается и сознает свои грехи, плачет о них! Но плач о грехах бывает и у того, кто с самого детства ходил в церковь, и у того, кто не ходил, но согрешил и теперь кается. Только у первого, который особо не грешил, но плачет о грехах – это особый дар Божий, который человек получает, когда приближается к Богу и просвещается. Сердце просвещенное видит самые мельчайшие движения нашего сердца ко греху, самые мельчайшие грехи, которые человек совершает мыслью, чувством, желаньем, и он тогда их оплакивает и сожалеет о своей испорченности. Тот, кто имеет большие грехи, как большие камни, которые видит в своем сердце – слава Богу, что он их видит, потому что, бывает, имеет большие грехи, но осуждает других, не видит себя глубоко, а лишь как другие совершают тяжкие грехи: я, мол, хоть и совершаю, но не такие. Здесь надо учиться, и тяжело тому человеку, который много согрешил, не видит свои грехи, но видит у ближнего своего. Ему тяжелей найти путь ко спасению, и порой человек так и не находит силы возвратиться к Богу. Опасно такое допускать, но у нас сейчас в обществе бытует мнение, что пускай сам младенец растет как хочет. И когда станет взрослым, пусть сам выбирает. Это как дерево: посадили и за ним не ухаживают, не поливают, не удобряют – пускай растет как хочет. И что даст это дерево? В основе своей оно должно принести хорошие плоды, а даст дикие, не для употребления человека. Поэтому как за деревом мы ухаживаем с самого начала посадки до того, как оно начнет плодоносить, так и о детях своих мы должны заботиться с самого раннего детства. Как говорят святые отцы, с утробы матери, еще до рождения, до зачатия, думать о воспитании своего ребенка и заботиться об этом всю жизнь. Это подвиг, за это Господь дает большую благодать, большую радость родителям – за рождение и воспитание детей великое благо дает в этой жизни и в будущей жизни Царства Божия.
Большая ответственность на родителях, которые не родили, а аборты делали, которые родили, но не воспитали, то есть не выполнили свой родительский долг. В этом случае не нужно оставлять, чтобы человек сам думал; деликатно и осторожно стремиться человеку дать самое лучшее и хорошее для души и воспитания. Как родители хотят дать самое лучшее и вкусное ребенку, материальную пищу, так же думать, чтобы дать самую лучшую пищу духовную для его души, чтобы он воспринял эту пищу и полюбил ее, стремился к ней и жаждал ее, а когда станет взрослым, то сам будет тянуться к этой пище: он будет ценить ее, потому что помнит – в детстве она очень помогала.
– Звонок от телезрителя: «Вопрос о животных. Как Церковь смотрит на то, что животных кастрируют, стерилизуют, чтобы не было потомства, а когда животное безнадежно, усыпляют уколом. Как это расценивать: грех или не грех?»
– Животные тоже создания Божии, и мы должны относиться к ним соответственно – с любовью и уважением. Не проявлять жестокость и недовольство на них. Помнить, что они даны нам Богом для помощи в нашей обыденной жизни (например, собака – чтобы защищала, охраняла нас). Поэтому не нужно перегибать палку и отдавать им больше предпочтения, чем человеку. Бывает, у людей есть собака, но нет детей – это не совсем правильно; Господь благословил деторождение и воспитание детей, и мы должны этим заниматься. А когда мы заменяем детей на кошек и собак – это неправильно: нужно все в меру. У каждого должно быть свое место и положение, по Священному Писанию, которое нам Господь дал. Вот так нужно руководствоваться в отношении к животным.
– Елизавета из Екатеринбурга: «Читаю Евангелие и засыпаю; уже прочитала от корки до корки, а мне священник говорит, что нужно читать каждый день. Зачем? Мне и так все понятно».
– Не совсем понятно. Евангелие – это книга жизни. Ее не надо читать так: «все понятно» – и ничего не делать. Евангелие – чтобы можно было применить эти знания и понятия в жизни. Евангелие необходимо читать каждый день: оно для нас – руководство духовной жизни. Евангелие имеет такое свойство, что чем чаще читаешь, тем больше раскрываешь смысл и глубину содержания этой святой книги. Потому что Господь не имеет ни начала, ни конца, и Его учение имеет очень глубокий смысл. Каждый раз, читая даже одну и туже главу, мы открываем больше нового. Для того и советует священник читать каждый день. Когда мы читаем Евангелие, с нами беседует Сам Господь, Он вещает нам, мы беседуем с Ним. Он дает нам то руководство, те знания, которые нам необходимы для нашей жизни. Еще раз говорю: мы должны читать Евангелие не чтобы что-то понять, не для познавательных целей, а чтобы его применять в своей жизни. Чтобы не просто «да знаю там что-то, есть притчи какие-то» – это все слова Христовы, это руководство, как нам вести себя, чтобы наша жизнь была евангельская и соответствовала духу Евангелия, учению Христову. И пример жизни Христа на земле, Его поучения для нас та ценность, которую мы должны применять к себе, к своей жизни. И не только для себя, но и другим своим примером прививать эту любовь к христианской жизни, чтобы наша личная жизнь была приближена к евангельской. Чем ближе мы к евангельской жизни, тем мы совершеннее становимся, тем ближе к Богу, тем больше просвещаемся светом евангельского учения, светом Божественным – и Господь глубже открывает нам тайны Своего спасительного подвига.
– Звонок из Курской области: «Какую молитву читать во время «Херувимской»? Говорят, можно читать пятидесятый псалом во время Херувимской песни в храме».
– Во время Херувимской песни, когда диакон совершает каждение, он читает 50-й псалом. И потом уже идет и поминает о здравии и о упокоении вместе со священником у жертвенника. Людям, которые молятся в храме Божием, в то время, как поется в самой Херувимской песне: «Мы отложим все житейские попечения…», надлежит думать только о своих грехах, о своих недостатках, о царстве Божьем, о спасении, которое принес нам Христос Спаситель и надеяться на Его милосердие. Мы молимся в это время за себя, о прощении наших грехов, молимся о сродниках, о близких, родных. Молимся о их здравии, упокоении, потому что в это время мы как раз и поминаем об упокоении наших близких. Здесь как бы соединяется небесная Церковь с земной. Если в первой части покаянная молитва о себе, о том, чтобы Господь помиловал, простил, как молился святой Давид в 50 псалме, то в этом ничего плохого не будет, если вы прочитаете внимательно эту молитву, помолитесь, чтобы Господь этой покаянной молитвой помиловал и простил грехи. Ну а потом нужно и поминать, и молиться о себе, о своих близких.
– Владимир спрашивает: «В городе Чебаркуле Челябинской области есть общество, почитающее отрока Вячеслава Чебаркульского. Организатор этого общества утверждает, что Вы, Владыка Викентий, благословили их деятельность и даже подарили им икону. Правда ли, что это общество работает по Вашему благословению?»
– Нет, я не благословлял это общество на деятельность, которую они ведут. Во-первых, это не наша епархия. Во-вторых, может, кто-то и пришел ко мне, попросил благословение (бывает, люди приходят, просят и считают, что если я их благословил, то благословил на всю деятельность). Это в какой-то степени лукавство, если человек не говорит конкретно, на что его благословить: «Благословите, Владыка!», ну и «Бог тебя благословит». А он в свою очередь говорит, что вот, Владыка благословил меня на эту деятельность. Кроме того, Владыка митрополит Иов написал обращение ко всем верующим наших епархий, ко всем архиереям с пояснениями об этом отроке. Этот отрок не причислен к лику святых, он не признан святым, он не местночтимый в Челябинской епархии.
Люди вокруг этого события ведут себя очень неправославно, нецерковно, и потому он призывает, чтобы люди не соблазнялись теми, кто призывает прийти к этому отроку на молитвы, потому что «он помогает», и так далее… Нет такого благословения Правящего Архиерея и, конечно, он разобрался в этой ситуации и знает лучше, чем я. Поэтому нужно слушаться Владыку митрополита Иова, Архипастыря Челябинской епархии, и не поддаваться искушению, не совершать многочисленные паломничества в Чебаркуль. У нас есть много святынь, которые признаны нашей Церковью и благословлены ею, можно прийти и получить все, что нам необходимо – исцеления, помощь в жизни и многих наших нуждах, с которыми мы обращаемся к святыням. И в нашей епархии, и в Челябинской, Курганской, Тобольской и Пермской… А нас всегда привлекает запретный плод. Теперь милостью Божией многие святыни возвращены, и мы вновь окунулись в изобилие благодати Божией, которая изливается от этих святынь, когда мы обращаемся с молитвой, с благоговением, со страхом Божиим. И получаем от Бога, по молитвам к этим святым угодникам, великую помощь. Лучше быть в послушании у Церкви и Архипастыря, чем в непослушании – так сам человек отлучается от Церкви, от благодати Божией. Он получает мнимую благодать, не зная, что находится в бесовском плену.
– Елена из Екатеринбурга: «Сон, который снился много лет назад, полностью сбылся. Так верить или не верить после этого снам?»
– Есть сны, которые даны нам от Бога, и есть сны от диавола. Нужно быть осторожными, чтобы не попадаться диавольскому искушению. Потому святые отцы нас предупреждают и говорят, чтобы мы были острожны со снами. Не каждому сну можно верить: они могут привести нас к неприятностям. Если уж исполнилось, слава Богу, что исполнилось, не исполнится – тоже слава Богу. К сожалению, мы хотим и желаем знать будущее – это наше любопытство. Но если бы нам было это полезно, то Господь бы нам давно дал знания о нашей судьбе – что с нами будет и что случится до конца нашей жизни. Но поскольку это нам неполезно, Господь не дает и не открывает. Но для нашего вразумленья, предупреждения по милости Божьей Господь дает нам какие-то откровения, открывает и помогает нам. Особого прилежания к снам не должно быть, нужно спокойно и ровно относиться.
– Надежда из Брянска: «Моя семья православная, но меня сбил с толку сосед-сектант. Сейчас я раскаиваюсь в том, что поступила неправильно, но как мне исправить ошибку?»
– В данном случае ошибку можно исправить через покаяние, если были православными, а потом последовали какой-то секте. Хорошо, что пришли в сознание веры Православной и каетесь в этом грехе. Сейчас единственное нужно сделать – прийти к священнику, раскаяться в совершенном. Отвергнуть все заблуждения, которые вы взяли от сектантов, их опровергнуть и правильно понять, как нужно знать Православную веру, через таинство Покаяния. Есть чин присоединения иноверных к Православию, и через благословение священнослужителя или Правящего Архиерея можно вновь стать истинным членом нашей Православной Церкви, соединиться со Христом.
– Елена из Нарьянмара: «Я парализована, и мой знакомый говорит, что меня Бог наказал. Как мне на это реагировать?»
– Мы должны всегда реагировать с чувством самоосуждения, что бы ни случилось. Так легче перенести трудности, так советуют святые отцы. Самих себя осуждать в тех или иных ситуациях, которые бывают в нашей жизни. Болезни, неприятности, скорби, трудности, испытания и так далее – в первую очередь поставить себя виновным в этом и найти эту вину. А Господь Сам все устроит. Вам нужно посмотреть на свою душу, раскаяться, заглянуть глубже в себя. Это не помешает и будет полезно душе. Человек, находясь в таком болезненном состоянии, должен позаботится о чистоте своего сердца, своей души. Через покаяние все очистить. Господь, видя такое стремление к чистоте душевной, возможно, даже исцелит от паралича.
К страданиям нужно относиться по-другому: мы сами себя наказываем своими отступлениями от Бога, от исполнения заповеди Божией и церковной жизни. Господь есть любовь, и Он с любовью принимает нас, принимает, даже когда у нас скорби и трудности, потому что через эти трудности Он желает нас изолировать от зла, греха, пороков. Дает нам возможность приблизиться к добру, чтобы делали его и приближались к Богу. Определение Божие для всех – за добрые дела получим Божие благословенье и Царство Божие, блаженство в вечной жизни; за злые наши дела – другую жизнь в страданиях, в адских мучениях. Поскольку человек создан Богом в свободной воле, он сам избирает тот или другой путь. Если он избирает путь греха, то избирает путь страданий, неприятностей, скорбей – в этой жизни и в вечной. Человек, который избирает путь добра и следования исполнению воли Божией, приобретает путь, хотя скорбный и узкий, но ведущий к Царству Божию. Для человека, который полюбил Бога и заповеди Божии, скорбный и тернистый путь радостен и утешителен. Он благодатный, он приятный – легко идти по этому пути, потому что он благословлен Богом и Господь помогает. И знает, что он за это получит великую радость Царства Божия в обителях небес.
– Звонок из Нижнего Новгорода: «Могу ли я на кресте на могиле умершего мужа фотографию поместить? Я у нашего священника спрашивала, он сказал, что можно, но спроси у кого постарше. А я Вашу передачу смотрю давно, и на вашем Верхотурском кладбище видела: на некоторых могилах есть фотографии. Вот я решила спросить все-таки у Владыки Викентия».
– Есть у нас традиция ставить фотографию усопшего, чтобы люди видели и знали, кто он был. Но если вы не поставите фотографию, то считаться грехом или каким-то нарушением не будет. Все по желанию верующих, как человек сам пожелает.
– Кто-то иконку делает с лампадкой…
– Да, кто-то иконку с лампадкой ставит; тоже хорошо. Так что тут – по усмотрению верующих.
– Любовь из Астрахани: «Что такое отчитка, кем она совершается и сколько раз ее нужно пройти?»
– Отчитка – это когда читают заклинательные молитвы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, большой чин заклинательных молитв на изгнание злого духа из человека, который одержим диавольской силой. Такой чин читают болящим и одержимым; бесноватых, к сожалению, много. И обращаются люди к священникам, которые имеют благословение от Священноначалия нашей Церкви читать эти молитвы. Есть в монастырях, в Троице-Сергиевой Лавре, духовники, которые имеют такое благословение. Отчитывают несколько раз, по необходимости, потому что не сразу, бывает, человек освобождается от силы бесовской. Бывает, довольно длительное время совершается отчитка. Нужно советоваться с самим духовником: он лучше знает, сколько раз и какой период времени необходим, чтобы совершить отчитку. Очень важно, чтобы человек укрепился в духовной жизни, очистил свою душу от греха. И когда человек очистится и станет жить добродетельной жизнью, исполнять дела добродетельные, противоположные грехам, которые он совершил, что послужило к такой болезни духовной, – это самое ценное для человека. Потому что Господь попускает такую болезнь. Как написано у апостола Павла: «Во измождение плоти, для исцеления души от греха». Если мы свою душу очистим – это избавление человека от бесов, которые мучают, терзают и не дают покоя. Этот путь самый верный, потому что человека можно отчитать. Он освободится от этой бесовской силы или будет продолжать греховную жизнь и это ничего не даст. Лучше усовершенствоваться, укрепиться в евангельской, добродетельной духовной жизни. И потом, кода человек стоит твердо на ногах и живет в вере, благочестии, в исполнении заповеди христовой жизни, тогда уже можно прийти на отчитку, получить исцеление, но остаться глубоко верующим, благочестивым и не возвращаться к прежде содеянным грехам.
– Следующий звонок из Екатеринбурга: «В некоторых храмах Екатеринбурга во время богослужений священник отправляет церковнослужителей собирать пожертвования, тем самым отвлекает. Правильно ли это, и есть ли на это Ваше благословение?»
– Пожертвования собираются в определенное время, чтобы не отвлекать людей от молитвы. Не разрешается собирать пожертвования во время чтения Евангелия, во время «Херувимской песни», «Милость мира». Обычно после ектений огласительных, после «Отче наш…», когда почти закончилась служба – в это время благословляются сборы пожертвований. Если в некоторых храмах это не выполняется, то вы подойдите к настоятелю или непосредственно мне напишите – мы этот вопрос отрегулируем.
– Ираида из Ижевска: «Правда ли, что уйти в монастырь стоит очень больших денег? И что нужно, чтобы уйти в монастырь?»
– Чтобы уйти в монастырь, нужно лишь ваше желание, а денег не надо. В монастыре принимают без денег. Бывает, сам человек хочет пожертвовать свое состояние на монастырь, а потом туда уйти. Это по желанию человека… Есть такие люди, которые имеют квартиру, дом, но хотят оставить эту жизнь в мире. И чтобы не быть привязанным ни к чему земному, продают все, что имеют, и уходят в монастырь. А деньги отдают игумену монастыря, чтобы он сам ими распоряжался по его усмотрению, для пользы монастыря. А дальше думают о своем спасении. Это не обязанность для человека, который переходит в монастырь: он может прийти без денег, попроситься на жительство. Если этот человек пришел с добрым намерением спасаться – через смирение, послушание воле Божией нести подвиг самоотречения от своей воли, похоти греховной и борьбы со своими страстями, грехами, – такой человек нужен в монастыре. Не нужно ни денег, ни богатства. Самое большое богатство – человек с таким добрым намерением. С добрыми качествами души – с трудолюбием и любовью к монашеской жизни. Вот самое ценное, а не деньги.
– Валерий из Башкирии с таким вопросом: «Утверждают, что первая женщина была не Ева, а некая Лилит; как к этому относиться?»
– Мы доверяем больше Богу, чем людям. Люди науки или других направлений стараются вносить свои измышления, которые противоречат откровениям Божиим, которые Господь дал нам, чтобы мы знали все, что необходимо для нашего спасения. Мы знаем, что первый человек был Адам, а первая женщина – Ева. Это знают люди более семи тысяч лет – и по исчислению знают, что до пришествия Христа Спасителя было 5508 лет; еще прибавить 2007, и получается 7515 лет. На протяжении этих лет мы знаем, что была Ева, что она согрешила, что она пала, что с ее грехопадением пал и Адам. Он тоже вкусил от запретного плода познания добра и зла, и так свершилось грехопадение наших прародителей. Поэтому наш Отец Иисус Христос пришел на землю искупить нас, восстановить падшую природу, которая была испорчена именно при грехопадении прародителей: все изменилось в жизни, в душе, в теле. И чтобы восстановить эту падшую природу, пришел на землю Христос Спаситель. И сейчас мы можем благодатью Христовой трудиться над своей душой, совершенствоваться, чтобы восстановить свою природу. Господь Бог – живой, разумный – открыл нам все эти тайны…
– Кто такая Лилит вообще?
– Да, кто такая Лилит? Сейчас есть огромное количество имен на свете, и мы можем все перепутать. Мы придерживаемся откровения Божия и стараемся не прислушиваться к мнениям разных людей.
– Лариса из Салехарда: «Можно ли православному человеку купаться в Мертвом море и использовать морепродукты из него для лечения? Не грех ли это?»
– Мертвое море – это место, где когда-то были города Содом и Гоморра, жители которых погрязли в тяжких, противоестественных грехах. За это Господь попалил их огнем и серой. И на месте этих городов появилось Мертвое море, где ничего живого нет. Я знаю, что сестры Горненского монастыря Иерусалима не советуют купаться в этом море. Они издалека показывают паломникам Мертвое море и рассказывают про катастрофу, о которой я говорил. Оно, может, и имеет свойство лечебное. Но не хотят люди получать лечебное свойство именно из него; есть другие места, от которых можно получить даже более эффективное лечение. Если бы у нас негде было получить лечения, кроме Мертвого моря, тогда бы мы уже думали; но у нас очень много благодатных мест, где можно лечить самые тяжелые болезни.
– Светлана из Краснодарского края: «Меня шокирует, что священнослужители после службы переодеваются в мирскую одежду. Не двуличие ли это?»
– Некоторых смущает, что священник ходит в рясе по городу, других – что он ходит в мирской одежде. Конечно, лучше было бы, если бы священнослужители всегда ходили в рясах, не оставляли свою одежду, как воины, которые должны всегда ходить в форме. Мы видим это на примере нашего Государя – Царя-Страстотерпца Николая, который считал себя воином и защитником Отечества. Он всегда ходил в военной одежде, любил войско, армию – и свою любовь выражал тем, что ходил в военной одежде. И мы тоже должны выражать свою любовь через одежды, которые присущи священнослужителям, то есть рясу, подрясник. Но это не является большим грехом, если человек одевается в мирскую одежду – могут быть дела, при которых нужно быть в мирской одежде. Но в какой бы он ни ходил одежде, все равно видно, что он священник, что он служитель алтаря Господня, а потому к нему нужно относиться с должным почтением.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни – 15-летием архиерейской хиротонии. Промыслом Божиим Ваш жизненный путь неразрывно связан с Церковью, где Вы своими архипастырскими делами свидетельствуете о Христе Спасителе и Его учении. В прошлом Господь судил Вам нести различные послушания, которые Вы всегда исполняли с христианским смирением и ревностью.
Если брата укорил, осудил или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.