Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (480) → Храмы города Снежинска и округи

Храмы города Снежинска и округи

№15 (480) / 15 апреля ‘08

Духовные поучения

Вступление.

  Летом 1957 года на озере Синара в Каслинском районе Челябинской области, прямо напротив старинного села Воскресенское и славной своим двухсотлетним стеклозаводом деревни Воздвиженка, министерство среднего машиностроения страны начало строить новый город своей системы – Челябинск-70, ныне – Снежинск.

  Секретность окружает его с первых дней возникновения и до сей поры. Но для окрестных старожилов он не представлял из себя тайны, ибо многие из них пошли работать в строящийся город и живут да трудятся там по сей день, обзаведясь семьями, потомками, традициями.
  Вокруг Снежинска – несколько ближайших населённых пунктов: кроме Воскресенского и Воздвиженки это деревня Знаменка, сёла Клеопино, Тюбук, посёлок Вишневогорск, город Касли, чуть подальше – Верхний Уфалей и Кыштым. В Воздвиженке и Знаменском церквей не было. В Тюбуке (бывшее село Богословское) – была, да стоит теперь в развалинах, храня на стенах едва различимые фрески святых угодников Божиих. В 2004 году в ней по инициативе ветерана Василия Ивановича Никифорова начались было восстановительные работы, но средства нужны огромные. В Каслях и Кыштыме главные соборы не закрывались. А вот в остальных храмы появились буквально за последние пять-десять лет, вымоленные православными верующими.
  Даже в Снежинске в 1996–1997 годах была сложена в тени вековых сосен маленькая деревянная часовня на городском кладбище. Профинансировал постройку снежинский комитет жилищно-коммунального хозяйства. А сама часовня – труд резчиков по дереву из фирмы «Русь». Здесь в тёплое время года проводятся панихиды, молебны, родительские субботы, служится Божественная литургия. Но до своего храма было далеко: ведь большинство снежинцев, в том числе руководители ядерного центра и города десятилетия жили одной целью: с помощью ядерного оружия держать оборону страны. Так что и дети воспитывались без Бога, в полной уверенности, что знания дают всё, а Бог – ничего. Кумиром снежинских родителей и доныне является достойное образование, а не воцерковление их детей. Плоды такой уверенности мы пожинаем в XXI веке.
  «Снежинск – город учёных!» – хвастались горожане. Казалось, Богу тут нет места. И всё же пятнадцать лет назад в сугубо атеистическом обществе родилась православная община. Она была немногочисленна, но сумела с Божией помощью найти место для молитв и совершения богослужений – в соседнем селе Воскресенское, в белом каменном доме возле разрушенной поруганной церкви, мимо которой по несколько раз на дню снежинцы проезжали на Свердловскую трассу.

Воскресенское, храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».

  В XVIII веке на Урале началось развитие горнозаводского дела, и переселенцы из внутренних губерний России, здешние башкиры и татары были даны в помощь Каслинским железоделательным заводам для куренных работ.
  Деревня Ново-Воскресенское начала строиться на холме у излучины речки Синары 11 июня 1749 года. Ее основатель екатеринбуржец Никифор Герасимович Клеопин практически сразу возвёл в ней первую деревянную церковь. Точного описания её не сохранилось, но, скорее всего, она напоминала корабль. Фундамент был каменный. При церкви сразу же поставили деревянную колокольню. «Освятили её в день Воскресения Христова, получив наименование Воскресенской, а село стали называть Ново-Воскресенским». Судя по исследованию местных краеведов Б.М. Емельянова и В.А. Батина, «церковный приход образовался в 1751 году, и с того времени клеопинская деревня стала селом. После 1753 года, с началом образования деревень Знаменской, Анжелы и Григорьевой, число прихожан стало увеличиваться».
  Всего шестьдесят пять лет простояла она: в 1814 году (возможно, 27 ноября) случился пожар, и храм сгорел дотла. После пожара уцелела одна икона Знамения Божией Матери. Она была вынесена в соседнюю деревню Знаменскую. В 1822-м на месте сгоревшего храма, по благословительной грамоте Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, заложили каменную церковь в честь Знамения Божией Матери. Её строили по проекту архитектора Михаила Павловича Малахова.
  А.М. Раскин писал в своей книге «Архитектура классицизма на Урале», что этот храм представлял собой «великолепный образец церкви с трапезной-переходом, со скромно решённым западным порталом и украшенными коринфскими портиками входами на поперечной оси главного объёма. В Знаменской церкви вместе с тем как бы завершается процесс пластического обогащения формы, какой наметился в ранних постройках Малахова».
  Она освящена 8 июня 1835 года Преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским, и имела «вид корабля, 17 сажен в длину и 6 сажен 2 аршина в ширину, изнутри и снаружи штукатурена и покрыта железом, окрашена малахитом». В XIX веке в храме служили священники Назарий Горных (до 1813 года), Григорий Плотников, Родион Грамолин, Стефан Кирпищиков, протоиерей Валентин Лентовский, священники Григорий Вышегородский, Павел Горохов, Филарет Пономарёв (до 1873 года), протоиерей Алексей Ляпустин…
  Последний из них – отец Алексий (Ляпустин), который служил в течение тридцати лет, оставил нам свои записи о селе и жизни церкви. По его словам, причт храма до 1873 года состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, а в 1873-м, после церковной реформы, – из настоятеля и двух псаломщиков. Скончался протоиерей Алексий 28 мая 1904 года. Чугунная плита с его могилы исчезла в ХХ веке и вернулась в Воскресенскую церковь летом 2005 года, когда её передал приходу один из жителей Снежинска. 14 октября 2005 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, плита, отлитая на Каслинском заводе в 1905 году, наконец-то вернулась на предполагаемое место упокоения священника.
  Чуть больше века сияли в селе ярким цветом весенних небес Богородичные купола, затем почернели от людского безверия, долго стояли покинутые и беспомощные, не ограждённые от рук, марающих стены ругательствами. И вот теперь васильковые маковки, увенчанные крестами, вновь тянутся к небу.

(Продолжение следует)

Вероника ЧЕРНЫХ

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

«Живет моя отрада…»

  Дорогие братья и сестры, благодарим вас за горячий отклик, который мы получаем в ответ на наши публикации о Центре социальной помощи семье и детям «Отрада». Многие читатели готовы помочь детям своим вниманием и заботой.

 
Интервью

Автор-исполнитель Светлана Копылова: «На одном кришнаитском сайте я нашла такую фразу после моих песен-притч: „Пора переходить в Православие“»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители, дорогие братья и сестры. Сегодня в гостях программы «Духовное возрождение России» певица и актриса Светлана Копылова. Светлана, скажите пожалуйста, Вы первый раз в Екатеринбурге?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс