Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (466) → Древность и важность праздника

Древность и важность праздника

№1 (466) / 1 января ‘08

Рождество Христово

В этой теме:

Рождество Христово
Поведение христиан в праздник
Рождество Христово
Событие Рождества Спасителя

 В воспоминание рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам апостолов.

В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятого месяца». Там же, в другом месте, сказано: «день Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Xристова как о бывшем прежде упоминает святой Ипполит, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы Евангелия от Матфея. Во время гонения христиан Диоклетианом, в начале IV века, в 303 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были во храме в числе 20 000. В том же веке, когда Церковь после гонений получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святых Ефрема Сириянина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святой Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень давним. В том же веке на месте пещеры вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии коего много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана — в 535 году, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх константинопольский, в VII веке Софроний и Андрей иерусалимские, в VIII веке святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, патриарх Цареградский, в IX преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светлопразднуемого события.
 Примечание. Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах Востока — Церквях Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником крещения 6 января под общим именем Богоявления. Причиной сего, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святого Златоуста, который в одной из бесед своих в день Рождества Xристова говорит: «Не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда бы Иисус, лет яко тридесять (Лк. II, 23). Празднование Рождества Xристова вместе с Богоявлением в некоторых Церквях восточных продолжалось до конца IV века, в иных — до V или даже до VI века; у армян продолжается доселе. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доселе в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков, различен только по предмету.
 День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим и двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетелеством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – ангел глаголал вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людям. Яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давыдове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей» о родившемся Спасителе, и сами пастыри, возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша (Лк. II, 10–20). Так Рождество Христово как событие высочайшее и чрезвычайное сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, яко родися Спас, ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
 Согласно с божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Xристова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. «Из сокровищницы сего славного дня (Рождества Xристова), – говорит святой Ефрем Сирин, – все дни заимствуют блага свои. Велик, Господи, этот день Твой, всеми чествуется день Рождества Твоего». Святой Григорий Богослов в день Рождества Xристова восклицал в слове своем, как и ныне Церковь поет: «Христос рождается, славьте! Христос с небес, выходите в сретение! Христос на земле, возноситесь! Пойте Господеви вся земля (Пс. ХCVI, 1). И будем праздновать не пышно, но божественно; не по-мирскому, но премирно, не наш праздник, но Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немощствования, но уврачевания, не праздник созидания, но воссозидания». «Вот настает, — говорит святой Златоуст о дне Рождества Христова, — праздник честнейший и важнейший всех праздников. Кто назовет его матерью всех праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это Рождество Христово, по Плоти; в этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился во Плоти, то и не крестился бы, а это праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это Пятидесятница. И так от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки». В другом слове святой Златоуст называет Рождество Xристово известным и знаменитым у всех от Фракии до Кадикса, и величие праздника изображает следующим образом: «К чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали и праведные желали видеть, то сегодня совершилось. Бог явился на земле во Плоти и вселился между людьми. Возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные! Иоанн взыграл во чреве матери своей, когда Мария пришла к Елисавете — его матери; не более ли мы должны восклицать от внутренней радости, видя сегодня не только Марию, но и нашего Господа, нашего Спасителя! Не большим ли благоговением и удивлением должны исполниться мы, видя Его рождение и величайшее таинство вочеловечения Его, непостижимое для ума! В какое изумление пришли бы мы, если бы солнце сошло с неба, вращалось на земле и лучи свои распространяло ко всем людям! Действительно, все обитатели земли были бы поражены таким чудом: не более ли мы должны исполниться глубо-чайшим удивлением при совершившемся ныне гораздо важнейшем чуде, когда Солнце Правды распространяет свои лучи из нашей плоти и озаряет наши души! Поэтому и я весьма желал видеть день сей и притом так, чтобы он празднуем был всенародно, как я теперь вижу. Ибо пространство храма сего почти тесно для столь многочисленного собрания. Ожидайте награды за свою ревность от рождшегося днесь Спасителя. Он силен наградить вас по достоинству за вашу пламенную ревность». Блаженный Августин называет праздник Рождества Христова годовым и говорит: «Христос предпослал Иоанна, да родится он тогда, когда дни начинают возрастать, прообразуя сим то, что говорит тот же Иоанн: «Оному подобает расти, мне же умалитися» (Ин. III, 30). В благоговейном послушании да празднуем день рождения Христа во образе раба. Еще не можем созерцать, что Он рожден прежде денницы: да повторяем то, что Он в часы ночные рожден от Девы. Неспособны мы еще быть на вечери Отца нашего: да познаем ясли Господа нашего Иисуса Христа».
 Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума, в нем же служащие звездам (волхвы), звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Рождество Христово

Событие Рождества Спасителя

За 5508 лет до рождества Христова сам Бог, за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по своему великому милосердию обещал им Спасителя (Быт III, 15), и сие обещание неоднократно повторял (Быт. XXII, 18; 2 Цар. VII, 12–13), чтобы приготовить людей к принятию Его.

 
Рождество Христово

Поведение христиан в праздник

 К достойному празднованию в день Рождества Христова Церковь и закон гражданский призывают всех нас. Древле, как и ныне, в этот праздник христиане оставляли мирские и житейские дела.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс