Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (563) → Секреты Архиерейских Рождественских елок

Секреты Архиерейских Рождественских елок

№2 (563) / 8 января ‘10

Рождество Христово

Режиссер Владимир Сизов: «…Когда малыш громко закричал на царя Ирода: «Не приходи сюда больше!» – это стало для меня самой высокой оценкой нашего труда…»

Архиерейские елки, которые были проведены в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии, стали доброй традицией… Рождественские елки для ребятишек проводят во всех приходах епархии, поэтому некоторые советы специалиста могут пригодиться организаторам детских праздников.

Владимир Анатольевич Сизов – заслуженный артист России. Он стал первым в Екатеринбурге режиссером в разработке и постановке православного театрализованного действия, посвященного Рождеству Христову, в котором были соединены и народная и православная культура, и светские традиции проведения новогодних елок. О своей работе над подготовкой православного театрализованного действия Владимир Анатольевич рассказал на семинаре «Православная культура: традиции и современность», прошедшем в Отделе культурного наследия Екатеринбургской епархии. В работе семинара принимали участие люди, которые только-только начали работу с детьми в приходах епархии, поэтому они с интересом слушали докладчика, как губка, впитывали его советы и рекомендации. Многие даже пытались вести конспекты… А записать и запомнить было что: за плечами у Владимира Анатольевича – годы работы, масса удачных постановок, заслуженный авторитет коллег и любовь зрителей.

Впрочем, предоставим слово самому актеру, режиссеру и постановщику:

– По своему первому образованию я – актер. Профессия, сами понимаете, публичная. Занимаюсь этим делом давно – в театр пришел в 1969 году, так что в 2009-м у меня был 40-й сезон. Вопросы культуры и религии лично меня интересовали всегда. Был период, когда я хотел сделать первый в мире Священный театр. Сложности были очень большие, потому что тогда это было ненужным – у нас была другая страна, которая не признавала Церковь и религию. И тем не менее я занимался этими вопросами, читал Библию, мне были знакомы многие библейские сюжеты.

Первое театральное действо для проведения Архиерейских елок было написано священником, а разыграно на паперти. То есть театр как бы подошел прямо к храму, но не вошел внутрь. Конечно, мы и не ставили перед собой задачу входить в храм с представлениями; наше действо должно было стать обращением к самой широкой аудитории. Мы знали, что к нам на представления должны были прийти самые разные дети: воцерковленные и не очень, верующие в Бога и даже не знающие о Его существовании, малыши и подростки – и мы должны были из этой разнородной публики сделать публику, единую по эмоциям, по оценкам происходящего на сцене… Единую еще и с актерами.

Задача стояла для меня очень простая, потому что прежде я участвовал в нескольких проектах на тему Рождества и, как говорят в актерской среде, «был в теме». Кроме того, я принимал участие в разработке рождественского спектакля в театре кукол.

Естественно, я взял за основу эти народные представления, в том числе и вертепные, которые издавна были известны и любимы на Руси. Я не стал изобретать велосипед, а пошел традиционным народным путем. В подготовке спектакля мы пошли по трем путям: народная культура, христианский сюжет о Рождении Богомладенца и определенная светская часть. Проблема была с Дедом Морозом: куда же его девать? Опыт моей работы подсказывает: как только мы убираем из нашей жизни какие-то традиционные вещи, меняем сложившиеся стереотипы, сразу возникает какое-то неудовлетворение, недосказанность. Поэтому для Деда Мороза нашлось место в третьей, светской части театрализованного действия, как собственно и было в России на Рождественских елках до революции – из записи рассказов очевидцев и участников Рождественских праздников в России мы знаем, что Дед Мороз был одной из ключевых фигур Рождественских праздников, как и известная песенка «В лесу родилась елочка», которая отсчитывает сейчас второй век своей жизни. Ее пели наши прабабушки, ее поют наши дети, будут петь внуки и правнуки…

Здесь мне хотелось бы остановиться на особенностях детской психологии восприятия театрального действия. Мне хотелось добиться того, чтобы и маленький ребенок что-то видел своими глазами, и ребятам постарше не было скучно: чтобы они еще что-то и поняли, узнали, познали… Естественно, хотелось говорить с детьми таким языком, который был бы для них понятен.

Суть творчества в работе с детьми – диалог с ними. Если есть диалог с залом, то все состоялось. Хочется отметить, что священнослужители Екатеринбургской епархии с большим вниманием отнеслись к работе актеров. Мы, конечно же, прислушались к их замечаниям и предложениям, и тут же вносили некоторые корректировки в ход спектакля. Эти взаимные внимание, помощь и понимание дали мне и всем участникам театрализованных представлений важный положительный фон, который возникал во время нашей работы.

Наверное, на это влияли и стены духовно-просветительского центра епархии, в котором мы работали; наверное, сказывалось и то, что желание работать здесь над данной программой было очень большим. В работе режиссера и артиста от желания трудиться зависит очень многое: когда оно есть, все происходит легко и удачно.

Конечно, мы были очень рады получить благословение Правящего Архиерея епархии Владыки Викентия на свою работу. В процессе работы многие приобщились к Церкви, были в нашей труппе и люди, которые во время подготовки православного театрализованного действия впервые в жизни пришли в храм. Душа потребовала…

Поэтому я хочу ободрить и поддержать тех людей, кто в будущем намерен заниматься с детьми в своих приходах и воскресных школах постановкой театрализованных действий и представлений. Доверяйте себе больше. И деткам. Они вас чаще приводят к результату; главное, чтобы они были заинтересованы в своей деятельности, чтобы у них возникала цель творчества.

Для меня лично самой большой похвалой было, когда маленький ребенок, который еще ничего не понимал в православии, так живо и непосредственно реагировал на все происходящее на сцене. По ходу действия в зале несколько раз появлялся Ирод… И когда малыш громко закричал на него: «Не приходи сюда больше!» – это стало для меня самой высокой оценкой нашего труда.

…Дошкольным педагогам и психологам хорошо известно, что мышление у детей, особенно младшего возраста – образное; дети лучше воспринимают то, что видят собственными глазами, меньше – то, что слышат. Поэтому именно театральные постановки с красочными яркими декорациями и костюмами, «ожившие» куклы становятся украшением любого детского праздника. Это хорошо известно преподавателям и церковно-приходских, и воскресных школ приходов епархии, которые работают с детьми.

Прихожане многих храмов могут с радостью припомнить детские праздники, которые проходят у них в приходах. Настоящие спектакли ставят в Тавде и Верхней Туре, Красноуральске, Салде, Нижнем Тагиле, во многих приходах екатеринбургских храмов. Сценарии для них некоторые одни придумывают сами, другие используют методические разработки, которые имеются в отделе церковно-приходских школ и Учебном отделе Екатеринбургской епархии. Самым начинающим режиссерам-постановщикам можно порекомендовать детские православные журналы «Нескучный сад» и «Божий мир», где публикуются интересные сказки и сценарии, поставить которые под силу каждой школе. Могут помочь и сотрудники Православной библиотеки епархии.

Так что пожелаем всем удачи, успехов в творчестве и Божией помощи!

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

 

В других номерах:

№1 (466) / 1 января ‘08

Рождество Христово

Поведение христиан в праздник

 
Церковный календарь

Дни памяти Святых

 18 января Седмица 33-я по Пятидесятнице. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении (1933); сщмч. Сергия пресвитера (1934); мч. Матфея (1938).

 
Крещение Господне

Святая Вода

 Освящение воды – это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезней или душевного уныния, использует для очищения жилища от всяческой скверны.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс