Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (466) → Событие Рождества Спасителя

Событие Рождества Спасителя

№1 (466) / 1 января ‘08

Рождество Христово

В этой теме:

Рождество Христово
Поведение христиан в праздник
Рождество Христово
Древность и важность праздника

За 5508 лет до рождества Христова сам Бог, за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по своему великому милосердию обещал им Спасителя (Быт III, 15), и сие обещание неоднократно повторял (Быт. XXII, 18; 2 Цар. VII, 12–13), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвертое «железное» царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова (Быт. ХLХ, 10), наконец отнят был навсегда из дома Иудова со времени покорения Иудеи римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков Исайи (II, 4) и Михея (IV, 3; V, 5), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его святых Законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, — говорит Церковь, — опять восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей божественной жизни». Можно сказать, что вся вселенная, на основании божественного Откровения и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехою языков (Быт. ХLIХ, 10; Лк. II, 25. 38).

Пред рождением Мессии римский император Август, во власти которого была и покоренная Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться — каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда на свою родину пошли и они. По прибытии в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, святые пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения, остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя: се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил: еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. VII, 14; Мф. I, 23); и ты Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди моя Израиля (Мих. V, 2; Мф. 2, 6; Ин. VII, 42). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа, в лето от Сотворения Мира 5508. «Под единым царством мирским были грады и воедино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего, вписались в число верных». «Повинуясь кесареву повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными». «При Августе кесаре написание прият рождшийся Богочеловек, да вселенское бесчиние исправит».

Безлетный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, — в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек-грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека. «Во яслех восклонися Господь, да бессловество человечества исправит. В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да рассторгнеши пленицы прегрешений моих».

Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке, в вертепе, в яслях и пеленах, — в этих первых образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах мира, вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, узнали и простые, и мудрые. На поле близ вертепа, в коем родился Спаситель, находились вифлеемские пастухи, содержавшие ночную стражу у стада. Им явился ангел, и слава Господня осияла их. «Се благовествую вам радость великую, яже будет всем людем, – вещал им ангел, – яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь. И се вам знамение: обрящете младенца повита: лежаща в яслех» (Лк. II, 10–12). И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. II, 14). Пастыри, по отшествии от них ангелов на небо, поспешили в Вифлеем, нашли Марию, Иосифа и лежащего в яслях Младенца-Господа и первые поклонились Ему. Возвестив Марии и Иосифу, что видели и слышали о Богомладенце, пастыри возвратились на место свое, славя и хваля Бога. А Мария соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем (Лк. II, 19).

Между тем не одни поля вифлеемские огласились славою лежащего в яслях Младенца, иже сый сияние славы и образ ипостаси Бога (Евр. I, 3), но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Флп. II, 7). Перед рождением Его явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, или, как говорит святой Златоуст, «некая невидимая сила», или, по мнение святителя Димитрия Ростовского, ангельская. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстал человек от Израиля пленить вся сыны Сифовы (Чис. XXIV, 17). Слова сии, произнесенные прорицателем Валаамом около 1450 лет до Рождества Христова, относят к событию рождения Спасителя Ориген, святой Киприан, писатели III века; святые Амвросий Медиоланский, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, писатели IV века; также составитель пролога и святитель Димитрий, митрополит Ростовский, и Православная Церковь в своих песнопениях. Она называет родившегося Христа звездою, воссиявшею от Иакова. Необычайная звезда привела с востока на поклонение новорожденному Царю иудейскому волхвов или мудрецов (Дан. I, 20; V, II), которые, падши пред Ним, поклонились и поднесли Ему дары — злато, ливан и смирну, — злато яко Царю, ливан яко Богу, смирну яко человеку смертну. Волхвы, по изъяснению святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и Церкви, были те цари Аравстии и Сава, из стран, богатых золотом и благовониями (2 Пар. IX, 1), о которых предсказали пророки Давид (Пс. LХХ1, 10) и Исайя (LХ, 6), и, вероятно, принадлежали останкам Церкви Данииловой и начаткам языческой. «Воссияв звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости наблюдателей звезды, мудрых хранителей вещаний древнего прорицателя Валаама, и явно принял их, приведенных (к Тебе), как начаток язычников. Дщерь Вавилонская влечет к себе из Сиона плененных отроков Давидовых, а сама посылает с дарами сынов (своих) — волхвов поклониться дщери Давидовой, приявшей в себя Бога. Вавилон владел добычею и плененным богатством царства сионского, а Христос привлекает в Сион путеводною звездою и сокровища его, и царей звездоблюстителей». По словам Космы Маиумского, «Ефиопия и Фарсис, острова Аравийские и Сава Мидийская пали пред Спасителем».

И не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь, по изречению Церкви, принесла родившемуся Господу дар: ангелы — пение, небеса — звезду, пастыри — чудо, волхвы — дары, земля — вертеп, пустыня — ясли, люди — Матерь Деву, язычество — начаток христианства в своих волхвах. Так в вифлеемском вертепе и сквозь уничижение рождшегося Спаса просияла божественная слава!

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек нас ради?Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:

 
Рождество Христово

Древность и важность праздника

 В воспоминание рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам апостолов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс