Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (464) → Помощник архиепископа по вопросам культуры Александр Черепанов: «Для меня глубоким символом являются слова Достоевского: „русский человек и человек православный — это синонимы“

Помощник архиепископа по вопросам культуры Александр Черепанов: «Для меня глубоким символом являются слова Достоевского: „русский человек и человек православный — это синонимы“

№47 (464) / 15 декабря ‘07

Церковь и общество

 Отдел культурного наследия при Екатеринбургской епархии появился сравнительнонедавно, здесь трудятся всего несколько человек, но они ведут огромную работу,решая задачи сразу по нескольким направлениям. Об уже проделанной работе и некоторыхпланах на будущее наш корреспондент беседует сегодня с руководителем отделакультурного наследия Александром Николаевичем Черепановым.

 – Культура – явление всеобъемлющее, поэтому задач перед нами стоит оченьмного. Мы все должны хорошо понимать, как мы можем и должны привлекать нашихлюдей к нашим духовным ценностям и каким образом приводить их к Церкви.
  В нынешнемгоду мы впервые провели Фестиваль славянской письменности и культуры, которыйстал заметным событием в культурной и духовной жизни Екатеринбурга. Впервыев Духовно-просветительском центре епархии было проведено тридцать АрхиерейскихРождественских елок, на которых дети могли не только танцевать и веселиться,но и посмотреть интересный спектакль.
  О некоторыхмероприятиях хотелось бы рассказать поподробнее, чтобы в будущем больше жителейгорода и области могли принять в них участие.
  Мы сразунастроились на то, что рождественская елка в корне должна отличаться от «обычной»новогодней елки, поэтому основой всего праздника стало православное театрализованноепредставление. И мы для себя поставили задачу сделать спектакль не только для воцерковленных детей, тех, кто знает Священное Писание и основные каноны жизниПравославной Церкви, но, как говорится, и для детей с улицы, которые ни разуне заходили за церковную ограду. Такой вот «адаптивный» спектакль и складывалсяу нас в процессе работы.
  Еще разскажу: предпринимать какие-то попытки сделать детское театрализованное действиеправославным в чистом виде достаточно сложно. Особенно если к его постановкепривлечены пусть и профессионалы, но не имеющие никакого отношения к Церкви…Я хочу остановиться на некоторых радостных моментах нашей совместной деятельности,о которых говорил и Владимир Анатольевич Сизов, Заслуженный артист России, режиссерТЮЗа. В процессе работы многие взрослые открыли для себя удивительную историю,погрузились в сюжет Священного Писания.
  Вспомним,какие программы предлагались детям и их родителям накануне новогодних и рождественскихпраздников в прошлом году – у нас уже дошли до того, что ребятам демонстрировалиблокбастеры «Дед Мороз против Кощея»… и другие страшилки. То есть у ребят нетистинно духовной, искренней радости, тонкой духовной материи, которую испытывалив свое время мы, смотря фильмы, поставленные по мотивам добрых русских народныхсказок.
  Именно всеобщеебезбожие, последствия которого усугубляются с каждым днем, привело наше обществои наших детей к вакханалии.
  В противовесэтому мы и хотели поставить наше театрализованное представление, и нам это удалось.Я не хочу нахваливать сам себя и свою работу, но очень много хороших положительныхотзывов о наших рождественских елках как со стороны священнослужителей, мирян,детей и взрослых, так и со стороны прессы и общественных организаций.
  Я бы хотелостановиться на еще одном показателе действенности нашей работы. Во время проведениярождественских елок в Духовно-просветительском центре епархии была развернуташирокая торговля церковными принадлежностями, духовной литературой, православнымирождественскими сувенирами. После представления зрители раскупали практическивсе, что имелось на витринах: книги, иконы, открытки, мимо которых равнодушнопрошли полтора-два часа назад.
  Одна из сотрудниц Информационно-издательского отдела епархии придумала особый дизайнкоробки для детских подарков, которая при полном раскрытии «трансформировалась»,и на память детям оставалось изображение иконы, которая была размещена на внутреннейстороне подарочной упаковки. Такой сюрприз ожидал наших гостей уже дома как доброе воспоминание о добром празднике. Я не буду раскрывать всех наших секретов,но в нынешнем году подарки будут не менее интересными и душеполезными.
  – Будем надеяться,что люди, которые побывали у нас на рождественских елках, придут к нам и в нынешнемгоду…
  – Болеетого! В этом году мы мечтаем организовать елку не только для детей, но и для молодежи, и для взрослых людей – в форме рождественских балов, чтобы они моглине только повеселиться и встретить праздник в кругу друзей, но и соприкоснутьсяс вечными духовными ценностями, духовными истинами.
  – И все же нужноотметить, что самодеятельным режиссерам, оформителям детских праздников трудносоперничать с профессионалами, с телевизионными программами, где все «сверкает,мигает, завораживает»…
  – Это так.Но у нас есть самое главное, чего нет там – у нас есть содержание. И даже есливсе оформлено не так помпезно, но с большой любовью и желанием, то мы всегдаоказываемся в выигрыше. Я не хочу говорить о том, что между светскими детскимиувеселительными программами и программами православного, духовного направленияидет какое-то соревнование… Главная наша цель – чтобы у ребенка и его родителейбыл выбор, чтобы они сами могли решить, куда им интереснее и полезнее сходить.Сегодня, к сожалению, такого выбора пока еще нет.
  Поэтомуво всех городах, во всех приходах мы должны создать такую альтернативу: не чтобыбороться с существующими праздниками, а предлагать свой вариант, куда бы, по зову сердца, пошли люди.
  Я думаю,что это правильный подход: тогда не будет вечного антогонизма. Если культработникижили и живут «своими» праздниками, они не могут понять, чем эти праздники «плохи»,почему их пытаются «подменить» другими. И здесь я хочу особо сказать, что мыдолжны сосредоточить свое сердце, свое внимание на том, что мы даем выбор и ребенку, и взрослому – куда привести этого ребенка.
  – АлександрНиколаевич, наверное, нельзя не вспомнить и о Фестивале православной культуры«Царские дни», с каждым годом привлекающем к себе внимание все большего числажителей города и области, других городов России, которые приезжают на Урал в качестве паломников.
  – Без всякогосомнения, все культурно-просветительские мероприятия в рамках Дней памяти СвятыхЦарственных Страстотерпцев несут большую просветительскую миссию; можно сказать,значение их проведения с каждым годом не только увеличивается, но и углубляется.
  Ни для когоне секрет: коммунистическая идеология была устроена так, что все невыгодноедля советской власти, не работавшее на идею, надо было «смешать с грязью», стеретьиз людской памяти. Сейчас, когда мы только-только начали приоткрывать историюнашей страны, мы понимаем, сколько было вылито грязи, лжи в адрес Царя НиколаяII и его Семьи. И мы совершенно по-другому начинаем смотреть на нашу историюи культуру.
  А историяРоссии была действительно великой. Возьмем для примера хотя бы несколько фактов,связанных с жизнью и государственной деятельностью Императора Николая. Это былпервый миротворец, инициатор сокращения вооружений. Во время его правления за двадцать с небольшим лет в два раза увеличилось население России. Именно в годыего правления через всю Россию была построена железная дорога – проект, которыйне могла себе позволить ни одна другая страна мира. А сколько было открыто образовательныхи медицинских учреждений, монастырей, построено храмов! И когда человек открываетдля себя это, он начинает соотносить 70 лет правления советской власти с тойисторией, которой жила Россия до 1917 года, и начинает понимать, во имя чегоэто было сделано. А сделано это было, чтобы уничтожить Россию, убить Божиегопомазанника, причем таким жестоким способом.
  – Убийство всейИмператорской Семьи было попыткой поставить точку на истории дореволюционнойРоссии. Сейчас, когда правда пробивается наружу, мы начинаем понимать и другимиглазами смотреть на эти вопросы.
  – Главное,нужно понять, что – кроме Господа нашего Иисуса Христа – не было совершенногоЧеловека на земле, и не будет. А раз нет совершенных людей, не может быть и совершенного государства. В жизни каждого отдельного человека и в государственнойполитике мы можем найти много хорошего и плохого. Вопрос: что искать? Если мыбудем говорить, что человек – создание Божие, и будем искать в нем черты, подобныеБожиим, то мы можем по такому принципу судить и о деятельности любого правителя:что было сделано им с духовной точки зрения?
  И если сейчаспросвещение, образование будет людям давать правдивую информацию о Царе Николае,его Семье, эпохе его правления, мы откроем для себя понимание роли Православияна русской земле. Все произошедшие в XX веке на нашей земле трагедии говорято том, что и предыдущий, XIX век проходил под знаком безбожия. Трагедии революции,гражданской войны – все это результаты безбожия. А когда человек будет это понимать,он будет выходить на совершенно другие духовные выводы, ощущать собственнуюличную сопричастность с историей страны. И здесь происходит преломление отношенияк духовности и нравственности, к Церкви и Богу.
  – Эти вопросымаксимально актуальны для нас – и когда мы пытаемся заниматься духовным возрождением,особой точкой отсчета должен стать именно день трагической гибели ИмператорскойСемьи. Это – очень серьезная и глубокая тема для понимания и нашего личногоотношения к истории нашей страны, к Богу, Церкви и ко всем духовным ценностям…
  – Еще разхочу подчеркнуть, что в работе нашего Отдела преобладает просветительская миссия.Опираясь на исторические факты, статистические данные, высказывания известныхлюдей, мы хотим выйти на тот просветительский уровень, когда люди ощутят себясопричастными истории своей страны. Это и есть самосознание, понимание глубинынационального самосознания и Православия как его основы.
  Для менялично глубоким символом являются слова русского писателя Федора МихайловичаДостоевского: «Русский человек и человек православный – это синонимы».
  Я думаю,что работа Отдела культурного наследия с общественностью города только-тольконачинается, и в перспективе – еще немало совместных мероприятий, которые органичновпишутся в духовно-культурную жизнь Урала.

Материал подготовила Лидия Ежкова

 

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Епископ Пермский Иринарх выступил с обращением к предпринимателям Пермского края и общественности

 «Не торгуйте храмами!» – этими словами взываю к предпринимателям и обращаюсько всей общественности с тем, чтобы на пермской земле укрепить негативное отношениек тем, кто пытается обогатиться за счет православных святынь», – говорится в обращении Владыки Иринарха.  Поводомк обращению стала ситуация со зданием, в котором до революции размещалась Пермскаядуховная семинария с домовым Иоанно-Богословским храмом – начиная с 2003 годаздание уже четвертый раз перепродается.

 
Церковь и общество

Доброе слово российским офицерам

 Нередко на улицах Екатеринбурга вижу такую картину: идет-шатается опустившийся,дурно пахнущий алкоголем и табаком человек. Если завяжется разговор, в концеконцов, со слезами на глазах, с дрожью в голосе прозвучит признание: «Я офицер.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс