Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (461) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «СОЮЗ» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «СОЮЗ» и радиостанции «Воскресение»

№44 (461) / 22 ноября ‘07

Архипастырь

 — Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции«Воскресение». Сегодня очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросыответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

  Владыка, благословитенаших телезрителей и радиослушателей.
  - Бог благословит,помоги всем нам Господь.
  — Владыка, первыйвопрос от телезрителя: «Уже долгое время в Подмосковье, в городе Мытищах проходитчин покаяния в грехе цареубийства Царя Николая II и его Семьи. Приходской священникне благословляет на эти поездки. Но с другой стороны — там тоже священники высокихчинов. Как это понять? Это какой-то раскол идет? Поясните, пожалуйста, мы мирские,нам не совсем понятно».
  - На одном из заседания Священного Синода шла речь о том, что никому не запрещаютсовершать таинство Покаяния, таинство Исповеди. Мы должны понимать, что цареубийствои отречение от Царя, неподдержание Царя в трудную годину испытаний произошлииз-за того, что ослабли вера, благочестие, добродетельная христианская жизнь,и мы перестали ценить Царя и царскую власть. Поэтому произошла такая беда.
  Сейчас,чтобы истинно раскаяться в своих согрешениях, и, как многие сейчас говорят,чтобы раскаяться в цареубийстве и отступлении от царской власти, надо изменитьсвою жизнь, ведь грехи наших отцов привели к цареубийству. И мы, живущие, можетбыть, с еще большими грехами, чем наши отцы, думаем: если мы скажем, что каемсяв цареубийстве, которому способствовали своими делами, поступками наши предки,то мы этим самым покаялись по-настоящему. Это не совсем верно. Покаяние — этокогда мы исправились, сделались лучше. Если курили — то не курить, если пили— значит, не пить, если блудили — не блудить и так далее. Много грехов естьв современном обществе, от которых мы должны избавиться, это и будет всеобщеепокаяние русского народа. И когда Господь увидит наше исправление, Он даст Своюмилость и избавление от этих смутных времен.
  Но в то же время нам дана возможность показать свое покаяние во время празднования ЦарскихДней в Екатеринбурге, на месте убиения Царской Семьи, где Царь и его близкиепровели последние дни жизни, где испытали многие лишения, унижения, страданияи мучения. Вот мы и стараемся исправиться, чего, может быть, когда-то не сделалинаши предки.
  Когда Царьприбыл на нашу землю уральскую, на вокзале его встретила разъяренная толпа,его не могли высадить из вагона, чтобы повезти в Ипатьевский дом. Пришлось поездуидти на другую станцию, еще дальше, пока арестованных не высадили. Посколькув Екатеринбурге была выказана или специально инсценирована неприязнь к Царю,мы совершаем Крестный ход в дни памяти прибытия на уральскую землю Царской Семьи.И как бы встречаем Царя своими молитвами, Крестным ходом. Мы делаем это наканунепразднования Царских Дней, дней убиения Царской Семьи. И символически исправляемдела наших предков — что наши отцы не встречали, не поддерживали, не помогалиЦарю. Мы совершаем Крестный ход от вокзала до Храма-на-Крови, а потом в Храме-на-Крови,на месте, где жила Царская Семья, читаем акафист, совершаем Всенощное бдение.
  Так мы пытаемсяисправить ту ситуацию, которая сложилась. А потом, после ночного богослужения,мы совершаем покаянный Крестный ход из Храма-на-Крови до монастыря Святых ЦарственныхСтрастотерпцев на Ганиной яме — по тому пути, по которому останки убиенной ЦарскойСемьи везли на уничтожение. В урочище Ганина яма останки были сожжены и уничтожены.Идя Крестным ходом, мы молимся, каемся и просим о помощи Бога, чтобы мы моглипосле этого не возвращаться к прежним грехам и стараться жить по-христиански,по заповедям Божиим, по учению Евангельскому, приблизить свою жизнь к Евангельскомудуху, учению. Когда мы это все делаем, хорошо, чтобы присоединилась к нам всяРоссия. В этом году мы даже совершили общую Исповедь после Всенощной, где каждыймог индивидуально раскаяться во всех грехах, которые совершил. Если бы вся Россияпришла и покаялась, прошла бы этот путь покаяния, — это и было бы шагом ко всеобщемуПокаянию, которое необходимо для всех нас. Это воздействует на нашу личную жизнь,на общественную, на Отчество. Нравственность и духовность будут превалироватьнад беззаконием, безнравственностью, которые, к сожалению, мы видим на каждомшагу в нашей современной жизни. И когда я слышу, что совершается чин Покаянияу памятника Царю в Подмосковье, что приходят люди со всех концов России и каются,— чувствую несоответствие какое-то, какой-то перегиб. Ведь есть место, что благословленои освящено Патриархом, куда можно прийти, покаяться, принести свой подвиг. Настоящийподвиг — пройти 20 километров пешком после Всенощного бдения. Для этого нужноиметь крепость, силу и помощь Божию. Сколько можно слез пролить за это время,сколько покаяться, сколько получить милости от Бога за пройденный покаянныйпуть! К этому наша святая Церковь призывает — к подвигу: изменению, исправлениюнашей жизни, это и будет истинным покаянием.
  Следующийгод у нас юбилейный — мы будем вспоминать 90-летие со дня убиения Царской Семьи.Поэтому хорошо было бы к этому дню подготовилиться покаянием, чтобы прийти на дни памяти Царской Семьи в Екатеринбург с уже измененной, обновленной, правильнойжизнью — поставить печать изменения и покаяния, пройти Крестный ход, утвердитьсяв христианской, евангельской жизни.
  — Владыка, Вы,отвечая на этот вопрос, ответили и на вопрос Нины Анатольевны из Санкт-Петербурга— она тоже спрашивала, где можно совершить покаяние за убийство Царской Семьи.Но она еще и благодарит Вас за православную выставку «Царский крест», котораяпрошла в Царском Селе.
  А у нас звонокиз Тюмени: «Здравствуйте, Владыка, это раба Божия Марина. Я хотела задать такойвопрос. Многие священнослужителей называют «попами», часто встречается такое.Это оскорбительно или нет? Спасибо».

  - Слово«поп» в свое время было неоскорбительным. Это уже в годы советской власти словостало отрицательным, когда осмеивали всех священнослужителей, их дела и поступки,обвиняли их в разных пороках, грехах, беззакониях и критиковали. Так общее пренебрежениеналожилось и на слово «поп», которое когда-то было нормальным, почтенным названиемсвященнослужителя. Поэтому сейчас мы говорим не «поп», а «священнослужитель»,«священник», «батюшка»… Мы надеемся, что со временем, когда к Церкви будутотноситься с достоинством, как это положено, это слово займет свое место в русскомязыке, и его будут произносить, не унижая достоинства священнослужителя, а прославляяего подвиг как пастыря овец православных. Ведь слово «пастырь» имеет глубокийсмысл, значение — он пасет свое стадо, ведя его ко Христу, к пажити Христовой,к благодати Божией, к Царству Божию. Это очень высокое призвание священнослужителей,но, к сожалению, были такие времена, когда это слово стало оскорбительным.
  — «Владыка,у меня такой вопрос. Я слышала, что в Вашей епархии проводятся отчитки. Расскажитеоб этом чине, и куда и к кому можно обращаться?»
  - Нет, в нашей епархии пока нет отчитки, мы не отчитываем никого; нет у нас священнослужителей,которые бы отчитывали от злых духов. Мы больше всего акцентируем внимание на таинстве Покаяния, Исповеди, потому что одна из важных причин того, что человекстал бесноватым — грех человеческий. И, как написано в Священном Писании, «в измождении плоти Господь попускает бесовскую силу» в человека, чтобы, измождаяплоть, спасти душу. Если в течение этого измождения плоти человек кается, исправляется,живет благочестиво и укрепляется в добродетельной жизни, то Господь, по Своеймилости, изгоняет из души человека бесовскую силу и исцеляет его от недуга беснования.Поэтому одно из главных средств избавления от беснования — покаяние, исправление,смирение, послушание и духовная, церковная, нравственная жизнь по ЗаповедямЕвангельским.
  — Отчитку проводятв Троице-Сергиевой Лавре…
  - Да, конечно;проводят и в других местах. В Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Герман, по благословению Святейшего Патриарха и духовного Собора Троице-Сергиевой Лавры,совершает чин отчитки.
  — «Владыка,у меня такой вопрос. По Вашему телеканалу выступал диакон Андрей Кураев, онговорил о пути России, о монархии, о Царе. Меня смутило его высказывание, что Россию Господь наказывал 1917-м годом, гражданской, Великой Отечественной войнойне за то, что она отступила от православия, предала помазанника Божия, а за то, что в России довлело Православие, раскольников заставляли вступать в Православие.И за это Господь наказал Россию 1917-м годом и Великой Отечественной войной.И приводил в пример Америку — надо брать пример с Америки, с баптистов, что Америку Господь не наказывает, а Россию наказывает. Но ведь наоборот, — говорят,что у России крепнет дух, потому что она свидетельствует на весь мир о Православии.Поэтому Господь ее в духовной чистоте держит, ведь через исторические корниу людей духовность повышается. И вот этим высказыванием отец диакон (он перед молодежью выступал) меня смутил — что из монархии народы уже выросли, что СамГосподь убрал монархии. Не то, что люди не достойны монархии, а Сам Господьубрал ее, людям не нужна монархия. Вот это он говорил, и меня это смутило. Какоеу Вас мнение насчет этого?»
  - Я не слышалэтого выступления. Надо разобраться, в каком контексте он говорил. Нельзя вырватьиз его рассказа фразу и делать умозаключения: может, вы не совсем правильнопоняли его высказывание.
  Я думаю,что действительно Россия имеет свой крест, особую миссию в мире. Поэтому не совсем правильно утверждать, что мы не достойны монархии. Может быть, не достойны,потому что жили неправильной жизнью и потеряли то, что для нас, возможно, былосамым нужным и важным. Сейчас, наоборот, многие высказываются о монархии, о ее значимости, необходимости для России. Может быть, сейчас мнения расходятся— у каждого свое мнение; как говорится, в спорах рождается истина. Поэтому не надо воспринимать все так близко к сердцу и считать, что это какой-то раскол.Пока идут дискуссии, мы должны услышать разные мнения, а потом, когда мы ужесозреем, Господь устроит так, как нам нужно и полезно, приятно для нашего дальнейшегоразвития.
  — Вообще у отцаАндрея очень много полемических высказываний, которые вызывают и вопросы, и споры, но в споре единомышленников действительно рождается истина. И какие-то взгляды уважаемого всеми нами профессора Алексея Ильича Осипова у кого-то тожевызывают вопросы… Это не надо воспринимать как истину в последней инстанции,как догму. То, что говорит отец Андрей, — это его размышления, где-то правильные,где-то, может быть, чуть-чуть ошибочные…
  - Конечно;это же не эталон.
  — Но в то жевремя, конечно, у него есть золотые крупицы, жемчужные мысли…
  Говорите, пожалуйста,вы в эфире…
  «У меня два вопроса.Первый: влияет ли личность священника, который совершает таинство Крещения,на дальнейшую судьбу человека, которого он крестил? Ведь священники тоже людиразные, со своими характерами, привычками, особенностями…
  И второй вопрос:как Православная Церковь относится к творчеству Жанны Бичевской? Спасибо Вамбольшое. Благослови вас Господь».

  - На первыйвопрос, влияет ли личность священника на человека, которого он крестит, я скажу:не влияет. Ведь через священника совершается таинство, он подает человеку благодатьБожию, и она действует на человека, на личность, преображает, изменяет, даетему силы искоренить из души те или иные грехи, слабости, пороки. И, конечно,в таинстве Крещения мы получаем очищение от грехов и силу нести семя благодатиБожией, которая нам помогает в жизни. А личность священника, каким бы он ни был — греховным или не греховным, праведным или не праведным — не имеет значения,потому что совершается таинство, которое сообщает человеку благодать Божию,которая не изменчива: она не может быть слабой или сильной, она всегда — силаБожественная, которая нас преображает, изменяет, укрепляет и вдохновляет на добрые, благочестивые, богоугодные дела.
  — И о ЖаннеБичевской…
  - К ее творчествуотносятся по-разному: есть люди, которые ее любят, уважают и почитают ее творчество,некоторые не особенно уважают, — это вкусы людей. Что касается смысла ее песен,— есть, конечно, много патриотического, хорошего, доброго, настраивающего насна веру, на Православие, на жизнь по вере. Это хорошо, полезно для нас; важно,чтобы мы воодушевились этими добрыми песнопениями. Но, к сожалению, у нее бываетиногда и осуждение духовенства, священства, архиереев. Это, конечно, не позволительно— не нужно мирянину иметь дерзновение осуждать священство, тем более, что Господьнам запретил осуждать кого-либо, любого человека — мирянина, священника. Мыне имеем права осуждать, весь суд мы должны отдать Богу. Господь — праведныйСудья, и Он может судить по правде, а мы люди ограниченные, многого не знаем;мы можем судить только по какой-то доле правды, лишь по части от всего, что совершает другой человек. Это малое не может сказать о большом, о важном, что делает человек в мыслях, в чувствах, в желаниях, втайне. Это знает только СамГосподь Бог, Он может судить по правде, а мы можем во многом ошибиться, как наши предки ошиблись, когда поверили клевете на Царя Николая и Царицу Александру.Вот одна из причин — люди были так пассивны к царской власти, к Царю, что повериликлевете на Царя Николая и Царицу, что они безнравственны, что они предатели,что она агент немецких спецслужб, и так далее. Много грязи вылили на Царя. И вот результат.
  Есть документы,рассказывающие правду о жизни Императора Николая. Их можно было увидеть на выставкеперед Царскими Днями в Екатеринбурге, а в Петербурге она еще работает. Некоторыелюди после того, как видели архивные документы, узнали правду, высказывали мысливслух, каялись: «Вот доигрались, досплетничали». Любили тогда сплетничать о Царе и Царице. До того досплетничали, что вера и уважение к Царской Семье ослабли.И когда пришло время защитить Царя, у людей начали в памяти крутиться всякиемысли: он такой-сякой, значит, так и должно быть. А сейчас мы уже начинаем думатьо покаянии в цареубийстве, сами продолжая сплетничать друг о друге, приниматькак истину клевету на наших священнослужителей, Патриарха, архиереев… Этои есть продолжение греха наших предков, и они довели страну до катастрофы цареубийстваи революции. Лучше всего ситуацию того времени характеризуют слова Царя Николая:«Вокруг измена, трусость и обман». Эти грехи и сейчас бытуют, процветают в нашейжизни. Когда мы от этого отречемся и изменимся, исправимся, не будем такимиизменчивыми, трусливыми предателями веры и благочестия, а будем твердыми в вере,тогда будет истинное покаяние в цареубийстве.
  — «У меня естьдва вопроса к Вам. Как относиться к снам? У меня умер отец, он был крещен погружением.И после смерти он почему-то очень часто снится мне: то ему хорошо будто бы,то он больной и худой, и ему там очень плохо. Я хожу в Церковь и заказываю сорокоуст,и об упокоении, и обедню заказывала на Пасху. Сейчас вот вроде реже снится,но все равно снится по-разному.
  И второй вопрос:влияют ли имена детей на судьбу, когда их называют в честь умерших бабушек,дедушек или в честь отца? Спасибо».

  - Конечно,к снам нужно относиться очень осторожно, потому что не каждый сон бывает от Бога, поэтому лучше сны не принимать близко к сердцу: мы можем во многом ошибиться.Есть поучения святых отцов о том, что признаки истинного сна — когда сон приноситнам умиротворение и радость, утешение и состояние благоговейного покаяния. Когда же он нас настораживает и возникает состояние напряженности, уныния и отчаяния,то этот сон не от Бога, а больше от дьявола.
  Когда намснятся умершие и просят, требуют чего-то… Чтобы себя и их успокоить, самоеважное — это молитва и милостыня, молитва в Церкви, чтобы Господь омыл грехиКровью Своею и кровью Своих святых. Честная Кровь Христа Спасителя омывает грехинаших усопших и нас с вами, и это приносит большую пользу усопшему. Такой сон— призыв в праздничные и воскресные дни ходить в храм почаще, поминать усопшегоза богослужением, молиться, подавать записки на панихиды, на Литургии, совершатьдела милосердия во имя наших усопших. Наша задача — трудиться над собой, изменятьнаши греховные наклонности к лучшему, исцелять, искоренять их и вместо них приобретатьдобродетели, противоположные грехам.
  — «Скажите,пожалуйста, что делать, если на молитве возникает чувство страха и боязни, и от чего такое состояние может возникать у человека? Спаси Господи».
  - Это искушениевражие, чтобы нас устрашить, чтобы мы не молились, потому что врагу, дьяволунаша молитва не нравится, неприятна. Поэтому временное искушение дьявольскоемы должны преодолеть, понуждать себя не оставлять молитву, не устрашаться этимивражьими наваждениями.
  Такое бываету многих, даже у святых угодников Божиих, когда дьявол является в облике разныхстрашилищ и пугает страшными, тяжелыми звуками, чтобы человек не молился, а боялся. Но мы должны понимать, что молитва — это беседа с Богом, это связь с Богом; через молитву мы получаем от Бога милость, помощь, благодать, силу. Поэтомумы не должны лишать себя благодати Божией, получаемой через молитву, не должныподдаваться искушениям.
  — Владыка, Екатеринаиз Санкт-Петербурга спрашивает, в какую церковь надо идти и каким святым молиться,чтобы перестали страдать невинные дети?
  - Невинныедети страдают от грехов своих родителей. Поэтому в первую очередь нужно прийтив церковь, покаяться и подойти к любой иконе Божией Матери, Спасителя, святыхугодников и попросить помощи и сил оставить тот или иной грех. Этим мы освободимот страдания своих детей, потому что Господь иногда попускает страдать детям,чтобы родители, видя это, умилосердились над своими детьми и оставили тот или иной грех, привязанность к тяжелому греху: пьянству, курению или блуду. Оставивгрехи, мы освободим этим детей от страданий.
Есть такие случаи, когда действительно дети очень сильно страдают, а родителине знают, почему. И температура под 40, и умирает уже человек, и больница не помогает… А стоит прийти в церковь, исповедоваться в тяжком грехе — и страданияребенка отступают.
  Я знаю случай,когда женщина совершила грех блуда, изменила своему супругу и думала, что всепройдет. А Господь имел такое милосердие, что дал болезнь сыну, и ребенок оченьтяжко страдал до тех пор, пока мать не осознала тяжкий грех и не раскаялась.Сразу после Исповеди и раскаяния матери мальчик перестал болеть. Моментальнокончилась страшная высокая температура. Вот, пример налицо.
  — «Здравствуйте,Владыка. Ответьте мне, пожалуйста на такой вопрос: может ли человек, которыйподает сорокоуст об упокоении душ за небольшой срок за двух человек, к примеру,понести скорби в виде болезни за грехи тех людей, которые умерли? Или, например,после Исповеди могут происходить такие вещи, что человек начинает скорби в видеболезни нести?»
  - Конечно,бывают такие испытания. Когда мы делаем какие-то добрые дела, бывают случаи,что дьявол мстит нам за них. Но мы как воины Христовы знаем: Богу даже приятно,когда мы страдаем за правду Божию, поэтому мы должны, наоборот, радоваться,что доброе наше дело испытывается каким-то искушением дьявольским. И мы не боимся,не отчаиваемся, а стараемся еще больше делать доброе, чтобы не сойти с путидобродетельной, христианской жизни, быть преданными воле Божией. Как воин на войне борется, страдает, защищая свое Отечество, защищая командира в бою: ониспытывает много трудностей и испытаний, много боли. Так же и мы, когда ведемдобродетельную жизнь и помогаем кому-то, — ведем, в какой-то степени, борьбусо злом, с грехом. И враг, видя, что мы пытаемся выйти из состояния греха, из греховной жизни, своими кознями старается нас удержать — разными страданиями,искушениями, испытаниями. Но мы должны быть твердыми в вере, понимая и зная,что Господь не оставит и поможет, избавит от этого искушения. Когда мы освободимсяот искушения, будем радоваться, что смогли перенести все тяготы и выйти из тяжелойборьбы победителями.
  — Галина из Березовского спрашивает, когда в Березовском будут восстанавливать Ильинскуюцерковь?
  - Я хотел бы сказать, что Ильинскую церковь мы хотели восстановить уже давно — мэр городаБерезовского с первых дней, как стал мэром, приехал ко мне и сказал, что хочетпомочь в восстановлении Ильинского храма. И он делает все возможное. Есть проблемыс собственностью; земля приватизирована и есть другой собственник, поэтому этовсе не просто. Но очень хорошо, что вы задаете этот вопрос. Я думаю, мэру городаБерезовского Вячеславу Брозовскому будет очень приятно, если вы, жители городаБерезовского, будете помогать ему в этом. Даже если будете обращаться к немуза помощью, он увидит: народ тоже желает восстановить этот храм. И это еще большевоодушевит его, чтобы, видя поддержку от народа, он мог решить все эти дела,которые связаны с землеотводом, с собственностью, с вопросами выделения земли.Это будет очень хорошо, если вы, жители Березовского, поможете своему мэру,который много трудится и старается восстановить церковь.
  — Пришел вопросот Виктора из Пскова. Такой межконфессиональный, так скажем. Не считает ли Владыка,что настало время единения Библии и Корана, время сближения русского Православияи истинного ислама через покаяние Православия в названии Иисуса Христа Богом?
  - ПравославнаяЦерковь всегда считала, что Иисус Христос является Богочеловеком, Который пришелна Землю, чтобы спасти род человеческий, всех людей, не только православных.Поэтому если любой народ, любая конфесия принимает Христа как своего Спасителя,как Бога, — это очень хорошо. Мы надеемся и молимся, вся Церковь наша молится,чтобы все едины были, как Сам Спаситель молился в Гефсиманском саду, чтобы всебыли едины, и все пришли в разум истины, и спаслись в Царство Божие, котороеГосподь уготовал всем, кто желает спастись. Надеемся, что молитва Церкви и всеусилия православных христиан донести до каждого человека веру Христову, учениеХристово, знание о Боге — приведут к единству всех людей.
  — Вопрос из Оренбурга от Ольги Васильевны. Почему в разных книгах разное отношение к ИНН— притом, что книги продаются в церковных лавках? Может быть, Церкви выкупитьземлю, чтобы на ней могли жить люди, не желающие принимать ИНН?
  - Было приняторешение богословской комиссией, Священным Синодом и Святейшим Патриархом сказано,что это вопрос не богословского направления, а личностного характера. Человексам должен этот вопрос решать: никто его не заставляет принимать ИНН, и никтоне заставляет не принимать. Поэтому, конечно, тот человек, который не принимаетИНН, испытывает много трудностей, скорбей. И есть люди, которые из-за этогоуединяются, строят жилье и обособляются от общества. Есть такое направление,но это — не организованное церковное направление. Это личный выбор человека,который берет на себя такой труд…
  — Идти житьв лес на натуральном хозяйстве…
  - Да, на натуральном хозяйстве. От трудов рук своих, что называется. Этого никто не запрещаети никто не мешает, если есть сила воли идти до конца. И мы такие примеры знаем…
  — Дорогие братьяи сестры, наша программа на сегодня завершена. Спаси вас Господь за те вопросы,которые вы присылали и задавали сейчас. Владыка, благословите наших зрителей.
  - Бог благословит.Помоги вам всем Господь в несении своего христианского долга.

Беседовал игумен Димитрий (БАЙБАКОВ)
Расшифровка аудиозаписи — Анастасия МЕДВЕДЕВА

Радио «Воскресение» в интернете слушайте по адресу: http://orthodox.etel.ru/radio.htm
Телеканал «Союз» в интернете смотрите по адресу: http://www.tv-soyuz.ru
Программа «Архи-пастырь» выходит на радиостанции «Воскресение»по вторникам в 14.20 и 20.20 .
На телекомпании «Союз»: понедельник — 10.30, 23.30, среда — 17.30, суббота —16.30, воскресенье — 12.00.
Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив по телефону: на телеканал«Союз» — (343)278–60–11, на радио «Воскресение» — (343)217–93–29.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовные поучения

Иеродиакон Арефа: «Изучение святоотеческого наследия — основа духовного воспитания в православной школе»

 Иеродиакон Арефа (Кульбака) – методист по учебно-воспитательной работе Верхотурскогодуховного училища. Он занимается бо-льшой творческой деятельностью по разработкеметодик преподавания различных предметов не только в духовном училище, но и в православных школах, которые действуют сейчас едва ли не во всех приходахЕкатеринбургской епархии.

 
Социальное служение

Телеканал для всей Православной России

 19 октября на православном телеканале «Союз» (г. Екатеринбург) гостем передачи«Духовное возрождение России» стал редактор православной газеты «Благовест»Антон Евгеньевич Жоголев.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс