Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Иеродиакон Арефа (Кульбака) – методист по учебно-воспитательной работе Верхотурскогодуховного училища. Он занимается бо-льшой творческой деятельностью по разработкеметодик преподавания различных предметов не только в духовном училище, но и в православных школах, которые действуют сейчас едва ли не во всех приходахЕкатеринбургской епархии.
«Изучение святоотеческогонаследия как основа духовного воспитания в православной школе» – одна из работотца Арефы, которая может стать хорошим подспорьем для преподавателей воскресныхи церковно-приходских школ. С ней сегодня знакомится наш корреспондент и предлагаетобсудить основные тезисы работы с ее автором.
– Отец Арефа, что послужило поводом для написания данной работы, какие Вы ставилиперед собой цели и задачи и удалось ли Вам их осуществить?
– Не хочу начинатьбеседу с банальных, общеупотребительных понятий. Несколько лет назад я прочиталв книге диакона Андрея Кураева достаточно жутковатый факт: в 1993–94 годах вышлив свет первые тома святителя Иоанна Златоуста. А два года назад – последние,12 и 13 тома. Так вот, их тираж в 20 раз меньше, чем первых томов. Почему? Объективнаяпричина в том, что за это время в нашей стране появилась масса другой святоотеческойлитературы. Действительно, уже нет необходимости читать труды лишь одного отцасвятой Церкви. Но есть и субъективная причина: среди людей падает интерес к духовному наследию святых отцов.
– Учитывая потенциальнуюаудиторию наших читателей, давайте попробуем разобраться, почему у учащихсяправославных школ падает интерес к святоотеческому наследию?
– К сожалению,интерес к такого рода литературе падает не только у учащихся, но и у прихожаннаших храмов, и нередко даже у священников. Эту проблему я знаю по нашему духовномуучилищу, в котором воспитанники неохотно выбирают в качестве дипломных или реферативныхработ наследие святых отцов. Что угодно – только не это.
– Почему?
– Есть тоже, конечно,объективные причины. Давайте вспомним творения Григория Богослова… Они, в общем-то,для двадцатилетних ребят неудобовразумительны. Они совершенно не умопостигаемыи для тех, кто находится в храме только три-четыре года. Но мне хотелось быпоговорить о тех святых отцах, труды которых были посвящены не догматической,а нравоучительной части – даже и их труды не выбирают для чтения. И вот когдавоспитанники или прихожане не знакомятся с этими трудами святых отцов – этотревожный звонок для души такого человека. А когда в обществе падает интереск святоотеческой литературе – это уже тревожный звонок для общества. Если человекне читает святых отцов, он уходит в обрядоверие. Если он не борется со страстямисвоей души, он начинает бороться с тем, с чем борется сейчас часть православныхлюдей: штрих-коды, паспорта, канонизация каких-нибудь блудников и прочая дребедень.Только тот, кто читает святых отцов, занимается совсем другим – внутренним умнымделанием.
Идем дальше. Без святых отцов невозможно сформировать личность православного человека, личностьприхожанина или воспитанника. Конечно, любой ребенок ориентируется на благочестивуюмать. Он может даже ориентироваться на благочестивого соседа, но ведь мы-то с вами не знаем, какие рассуждения, кроме внешнего благочестия, содержатся в его голове. Поэтому главным духовным ориентиром для любого православного христианинадолжен быть святой отец. Почему? Потому что у него получилось на грань Божиювыйти. Мы знаем, что эта лестница бесконечна – степень обожения. Но у них получилось,потому-то и надо на них ориентироваться.
– Давайте обрисуемвкратце ситуацию с изучением трудов святых отцов в православных школах.
– Сегодня в учебныхдуховных заведениях преподается изучение святоотеческого наследия. Но надо понятьочень интересный аспект, и тогда можно выявить грань между тем, что происходитв духовной семинарии и духовном училище. До конца XV столетия, заканчивая ужеучениками Сергия Радонежского, была принципиально иная, чем сейчас, системадуховного образования. Духовные учебные заведения находились при монастырях.Во-вторых, в них не ставилось никаких отметок. В-третьих, был личный контактчеловека, воспитанника со своим духовником. Он и исповедовал его, и давал емуинтеллектуальные азы. И, в-четвертых, во главу угла ставилось именно воспитание,образ Божий, а не книжность. А вот с конца XV века, после того, как в МосковскуюПатриархию вошли малороссы, появилась совершенно другая система духовного образования.
– Чем она отличаетсяот прежней, традиционной системы?
– К сожалению,на Руси появились подобия иезуитских колледжей. Почти в таком виде и существуютсейчас духовные образовательные учреждения. Это – отметки, зубрежка, душеспасительнаярозга – как это называлось раньше, академики, профессора и так далее. И, в концеконцов – погоня за учеными степенями и званиями. Сказать, что надо вернутьсяназад – бессмысленно. Мы знаем, что история повторяется только в виде фарса.Но некоторые элементы возвращения к позитивному опыту прошлого я вижу в нашемправославном духовном училище, а классический пример второго, «малороссийского»иезуитского типа образования, где во главу угла ставится не образ Божий, формированиене воспитанника, а книжника – я вижу в какой-то степени в некоторых духовныхсеминариях.
– Ваше мнениеможет показаться обидным для преподавателей и воспитанников семинарий…
– Может быть, действительнокому-то будет обидно, это спорный вопрос. Но тот момент, что нашим воспитанникамВладыка благословил не реже двух раз в неделю исповедываться, а такое благословениеесть не в каждой семинарии – это, я считаю, не на пользу семинаристам. Идемдальше. Когда промыслом Божиим, как ни обидно об этом говорить, была разгромленадинастия, были разгромлены и русские духовные школы. А когда в 1946 году онибыли восстановлены, встал вопрос: какой опыт от российского принимать духовнымшколам в советский период? Они приняли его, как говорится, «под копирку».
– Отец Арефа,остановитесь немного поподробнее на дореволюционном периоде в системе духовногообразования России.
– В конце XIX векав российских духовных академиях и семинариях не преподавали труды святых отцов.И единственное, где могли академики и воспитанники знакомиться с ними, былитолько удачные хорошие учебники по нравственному богословию. Но нравственныйотдел – это одно, а есть весь корпус святых отцов. И в конце концов эту проблемув духовной школе советского периода решили; однако в сегодняшний, новый российскийпериод складывается парадоксальная ситуация.
– В чем Вы видитепарадокс?
– На Руси всегдабыла проблема с переводом святоотеческой литературы, очень мало было этих книг. А сейчас их очень много. Русь всегда была читающей, а сейчас она не читающая.Этот парадокс хорошо заметен: огромное количество любых святоотеческих книг,а люди их не читают. Конечно, есть другие информационные источники, но все-такикнигу еще ничто в полной мере не заменило.
Нашу беседу мнехочется завершить некоторыми обращениями к читателям. Во-первых, нужно понять:труды святых отцов Церкви – это не книги любого святого. Это не их воспоминанияи записи их прихожанками. Это совсем разные вещи. Я внимательно познакомилсяс некоторыми новинками духовной литературы, которые появились в епархиальнойкнижной лавке. И в этой связи мне хочется еще раз подчеркнуть: святой отец и просто святой – это очень разные люди. Святые отцы дают нам правильные основыхристологии, их святость зафиксирована и признана Церковью, а просто святые– по жизни – нередко ошибаются в своих взглядах.
– То есть как?
– Я веду речь о святых, которые почитаются в ранге святительском – то есть святители и учителяЦеркви и святые мученики-исповедники, которые оставили нам свою веру, но не учение. То есть они свое учение в учение Церкви не привносили.
Поэтому сегодняодна из задач православных педагогов и священнослужителей – не только дать воспитанниками прихожанам возможность ознакомиться со святоотеческой литературой, а, преждевсего, призвать их к осторожности при выборе книг для чтения. К сожалению, сегоднянет духовной цензуры, которую проводили прежде очень справедливые и очень умныеотцы, которые не допускали к печати сомнительных книг.
– Батюшка, как методист и бывший православный учитель, расскажите о том, как нынешним преподавателямможно ознакомить учеников с трудами святых отцов?
– Это можно делатьна различных уроках. Урок Священного Писания. Проходите любой нравоучительныймомент главы Евангелия и говорите детям, чтобы они подготовили интерпретациюВасилия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого по этому моменту. Пустьони бегут в библиотеку и ищут. Урок церковного пения можно посвятить не стихирнымили амвосным гласам, а тому, чтобы разобрать, к примеру, несколько стихир преподобногоЕфрема Сирина. По этим стихирам дети будут учиться его добродетельной жизни.
Можно обратитьсяк ребятам с вопросом: «Кто знает о том, что праведный Иоанн Крондштадтский каждыйдень читал Минею? Для чего?» В Минее были очень талантливо сформулированы доброделаниятого святого, кому мы сегодня поем.
Образование предполагаетвыполнение особых заданий. И если не давать задания писать рефераты по святымотцам, мы не привлечем детей к изучению их трудов. Принцип добровольности здесьне совсем уместен; с этим принципом мы и так во многом сдали свои позиции.
К примеру, у меняподготовлены темы рефератов по духовно-нравственным трудам святых отцов, по разбору канонов. Учитывая то, что большинство наших воспитанников – будущиесвященнослужители, я хочу добиться того, чтобы они очень хорошо знали канонысвятых апостолов, апостольские постановления. Это тоже момент знакомства со святыми отцами.
На уроке церковно-славянскогоязыка можно проводить особые упражнения. Дать, например, цитату из трудов ВасилияВеликого о клевете. Во время синтаксического разбора упражнения эта цитата запоминаетсядетям на всю жизнь. А потом кто-нибудь из учеников выберет для реферата духовноенаследие Василия Великого.
На уроке литургикиучеников можно отправить к тем святым отцам, которые говорят о поведении человекав храме. То есть найти определенный нравственный аспект в этом тяжелом богословскомпредмете. Ну, а то, что проповедь всегда должна быть с цитатами из трудов святыхотцов – это естественно.
И последнее. Конечно,нам не нужны те книжники, которые прекрасно знают святых отцов, но не начинаютделания по их примеру. Поэтому здесь в работу должен включиться не только педагог,но и духовник. Потому что именно духовник советует воспитаннику почитать тогоили иного святого отца, и он же его ведет по дороге знаний изучением его духовногонаследия. Чтобы они не были, как описано в одном из изданий о блаженной Матроне,которая «видела в аду щупленьких людей с огромными головами…». Это были богословы,которые прекрасно знали святых отцов, но у них не было никакого делания…
Материал подготовила Лидия Ежкова
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Слово на Евангелие от Луки, 16, 19–31. Обличая сребролюбивых фарисеев, Иисус Христос сказал притчу о богатом и Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый деньпиршествовал блистательно» (Лк.
— Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции«Воскресение». Сегодня очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросыответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.