Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Россию вернулся осужденный за убийство Виталий Калоев. В средствах массовойинформации персона Калоева на наших глазах приобретает едва ли не ореол героизма.
Чем объясняется такой феномен, и о чем он свидетельствует?
Ленты информагентствпестрят сообщениями о возвращении в Россию человека, судьба которого за последниегоды оказалась в центре внимания всех российских СМИ. Виталий Калоев, потерявшийв авиакатастрофе над Боденским озером свою семью – жену, сына и дочь – превратилсяв одну из наиболее часто упоминаемых в сообщениях информагентств фигур. Приэтом тон сообщений постепенно менялся. По мере того как вопрос о досрочном освобожденииВ. Калоева приобретал все более ясные очертания, накал страстей в СМИ усиливался.Наконец мы стали свидетелями того, как в московском аэропорту В.Калоева встречалис транспарантами: «Вы настоящий человек!». В чем «настоящесть» личности Калоеваи почему человек, совершивший убийство – по понятным, в общем, мотивам, но все же убийство – становится центральной фигурой новостных лент?
Дефицитгероических личностей – вот что остро ощущает современное общество. А без личностигероя созидание какой бы то ни было идеологии невозможно. Как известно, каждаяэпоха рождает своих героев. Древний Рим, эллинская культура, Средневековье,эпоха Просвещения, наконец, коммунистическая пропаганда – всем этим культурамбыли присущи свои герои, символизирующие особенности национального мышленияи олицетворяющие некие морально-нравственные идеалы, характерные для той или иной формы общественно-политического устройства. Всегда были люди, о которыхможно было сказать: «настоящий человек» – в конце концов, хрестоматийный образецсоветской литературы, повесть Б. Полевого, даже называлась именно так.
Трудно сказать,на какую идеологию ориентируются нынешние СМИ, когда создают вокруг личностиВ.Калоева некий ореол героизма. Похоже, в данном случае срабатывает «рыночный»механизм, когда кричащий заголовок – это уже половина успеха в деле привлеченияаудитории.
При этомтрагическая судьба семьи осужденного становится лишь инструментом в формированииобщественного мнения. «Убийство <…> рассматривалось как тяжкое преступлениепред Богом уже на заре священной истории, – сказано в Основах социальной концепцииРусской Православной Церкви. – «Не убий», – гласит закон Моисеев (Исх. 20, 13)».В том же документе говорится: «Главным источником преступления является помраченноесостояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния,любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19).
Поэтомувсе произошедшее с Виталием Калоевым верующему человеку трудно восприниматькак-то иначе, кроме как страшную личную трагедию человека, который не справилсяс обрушившимся на него горем и совершил грех убийства. Он отомстил за гибельсвоих родных человеку, пусть даже ответственному за свершившуюся катастрофу,но далеко не единственному, – и убил диспетчера «Скайгайда» Петера Нильсена.А убийство в христианской традиции относится к смертным грехам, которые наносяттяжелейший вред душе согрешившего.
Но – налицофеномен героизации преступника. Героизации просто за то, что поступок, которыйон совершил, по-житейски понятен каждому, но далеко не каждому по плечу. Многиеиз наших современников переживали потерю близких по чьей-то преступной вине,но далеко не всякий решался на жестокую месть. С этой точки зрения Виталий Калоеввыделяется из общей массы. И что, только ради этого отличия он становится в глазах общества «настоящим человеком»?
В очереднойраз драматическая или даже трагическая форма затмила собой весьма не героическоесодержание. В очередной раз журналисты «отработали» тему по всем правилам искусства(искусства?) манипуляции массовым сознанием. Снова мы сталкиваемся с примеромнравственной фикции, подделки, смысловой подмены, ненастоящести, – несмотряна то, что нас пытаются убедить в обратном.
Самому «герою»журналистских репортажей остается только сочувствовать – и в связи с его личнойтрагедией, которая раз и навсегда изменила всю его жизнь, и в связи с той незавиднойролью «настоящего человека», которую ему уготовали недобросовестные средствамассовой информации.
Думается,ситуация вокруг личности В. Калоева еще и потому возымела такой серьезный резонанс,что его фигура во многом действительно символична. Рубеж тысячелетия, произошедшаясмена политического строя в стране и последовавшие социальные потрясения оказалисьтяжелейшим испытанием для многих наших соотечественников. Многие столкнулисьс проблемами, о существовании которых не подозревали еще пятнадцать-двадцатьлет назад. Кто-то противостоял этим испытаниям, не желая их принимать; кто-то «ломался» под их тяжестью, кто-то учился приспосабливаться к новым условиямжизни. Но, видимо, подспудно каждый из нас все равно пытается найти объяснениесвоим бедам и трудностям где-то вовне. Отыскать виновного и дать выход накопившимсяэмоциям, в какой бы форме они ни выражались – в виде демонстраций, митинговили в каких-то более радикальных и экзотических формах – соблазн для каждогоиз нас. Поэтому для многих, вероятно, пример Калоева на подсознательном уровнесоблазнителен.
И все жеподлинный подвиг – это принять все, что посылает Промысел Божий – трудности,испытания, болезни, потерю родных, житейские неурядицы – и жить с этим, сохраняядушевный мир – мир в себе, мир с Богом и мир в отношениях с окружающей действительностью.
Мы усталиот безнаказанности зла и готовы вернуться в те далекие времена, когда кровнаяместь была едва ли не единственным ответом на несправедливость или жестокость– иначе чем объяснить бурный успех фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок»,где герой М. Ульянова берет на себя функции прокурора, судьи и палача? Но не зайдем ли мы в тупик, восхваляя вендетту как дело, достойное «настоящего мужчины»?
P.S. Во всей шумной акции «встречи героя» как-то забылась деталь, которая, возможно,имела лично для В.Калоева самое важное значение: он попросил прощения у детейПетера Нильсена. Искреннее раскаяние в содеянном – единственное, что способносделать из преступника и грешника «настоящего человека».
Михаил Моисеев
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на соборных слушаниях «Базисныедуховно-нравственные ценности – основа единства общества, Церкви и государства» (Зал ЦерковныхСоборов Храма Христа Спасителя, 2 ноября 2007 года)Ваше Святейшество! Преосвященные Владыки, честные отцы! Дорогиебратья и сестры! Россия сегодня находится на пороге важного этапа своей национальной жизни.В ближайшие месяцы произойдет обновление высшей государственной власти. Нампредстоит избрать новый состав Государственной Думы, а затем Президента России.Совсем недавно прошли парламентские выборы на Украине, где исполняет свое пастырскоеслужение Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Вот в такиемоменты истории особенно важно подвергать осмыслению пройденный в национальнойжизни этап и строить дальнейшие планы. Принимая во внимание все искушения предвыборнойагитации, лучше всего такой анализ можно сделать на площадке, которая являетсяполитически нейтральной и не служит борьбе за власть. Такое пространство ужепочти пятнадцать лет предоставляет Всемирный Русский Народный Собор. К участиюв своей работе он приглашает все силы, действующие в обществе и стремящиесятрудиться для его блага. В рамках Собора мы сегодня и проводим соборные слушания,а в феврале, даст Бог, проведем и очередной XII Собор.
* * * Однажды я попросил, чтобы Бог забрал мою гордыню, и Бог ответил «нет». Онсказал, что гордыню нельзя отобрать.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.