Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (461) → За гробом поздно обретать Веру

За гробом поздно обретать Веру

№44 (461) / 22 ноября ‘07

Духовные поучения

Слово на Евангелие от Луки, 16, 19–31.

 Обличая сребролюбивых фарисеев, Иисус Христос сказал притчу о богатом и Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый деньпиршествовал блистательно» (Лк.

16, 19–20). Перед такими людьми заискивают,их считают великими, им завидуют, хотят и сами одеваться как можно более пышнои красиво и пировать каждый день, не понимая, как это вредно и как мерзко в очах Божиих, ибо Христос сказал: «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей,то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15).
  Нет, богатымне надо завидовать. Их стоит или пожалеть, как подобает христианам, или презирать,как это делают бедняки. Жалеть за то, что их роскошь, пышные одежды и блистательныепиршества губят их души. Ведь мы знаем, что дети богачей, утопающих в золоте,— нравственные выродки, непохожие на людей. На них исполняется сказанное святымапостолом Павлом о богатстве и о сребролюбии: «Имея пропитание к одежду, будемдовольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушения, в сеть и во многиебезрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу»(1 Тим. 6, 8–9). Сколько же бедствий испытывают эти несчастные, живущие в пресыщении:они мучаются болезнями желудка и кишечника, страдают от подагры, сердце их обрастаетжиром и становится неспособным работать.
  Нет, не нам, христианам, идти по их следам, не нам объедаться и упиваться вином. Мыдолжны быть довольными тем, что имеем пропитание и одежду, ведь «корень всехзол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и самисебя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 10).
  Из евангельскойпритчи мы узнаем, что «был нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя,лизали струпья его» (Лк. 16, 20–21). Богач не знал жалости. Он заботился толькоо том, чтобы напитать утробу своих ненасытных гостей, а для бедного человекаБожия у него ничего не нашлось. Несчастного Лазаря жалели и утешали лишь псы.Господь показывает нам столь разительный контраст не только потому, что виделего во дни Своей земной жизни. Он знал, что эта несправедливость гораздо сильнеебудет терзать всякого человека, любящего добро, стремящегося к правде, и в нашевремя. Если так противоположны были богач и бедняк Лазарь в древности, то гораздоболее велика пропасть между нищими и людьми, живущими в роскоши, сегодня. Теперьречь идет не о единицах, но о целых группах людей.
  Мы знаем,что в центре богатейших, огромнейших городов Америки и Англии живут миллионеры,подобные евангельскому богачу. А вокруг — бесконечные трущобы, заселенные бедняками,больными, погибающими в нищете. Как относился нищий Лазарь к своему положению?Он не роптал на Бога, не призывал на богача громы небесные, но страдал и терпелбезропотно, неся свой тяжкий крест. Так ли настроены нынешние безработные? Нет,они озлоблены, их сердца полны ненависти и вражды против несправедливости. Онисовершают преступления, грабят богатых, восстают против них. Господь Иисус Христоспредвидел этот ужасный контраст между нищетой одних и безмерным богатством других,когда говорил притчу о Лазаре.
  Умер богач,и похоронили его пышно, с почестями. Умер и нищий, которого люди презирали,и его закопали без всякого почета. Но так происходит у людей, у Бога же всенаоборот, — ангелы похоронили его и перенесли его из юдоли горя в вечную радость.А что стало с богачом? Он попал в ад и там претерпевал несказанные мучения.Страдая, он «поднял глаза, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» и воскликнул:«Отче Аврааме, умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы он омочил конецперста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16, 24). Вот когда вспомнил он о Лазаре и понял, как тот велик в очах Божиих.Теперь он мечтает только о том, чтобы Лазарь омочил конец своего пальца в водеи прохладил его язык. Но поздно, слишком поздно! И Авраам сказал: «Чадо, вспомни,что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь — злое. Ныне же он здесь утешается,а ты страдаешь» (Лк. 16, 25). Разве это не справедливо? Разве это не великоеправосудие Божие? Разве не должны мы получить воздаяние от Бога в жизни вечной?Разве люди, стремящиеся к добру, возлюбившие Христа, пошедшие за Ним по путистрашных страданий, не заслужили вечного покоя? Вечная святая правда заключаетсяв Божием Суде.
  «И сверхтого между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейтиотсюда к вам не могут, а также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26). Теперьмы вправе сказать, что непроходимая пропасть лежит между Серафимом Саровскими бандитами, убивающими малых детей, истребляющими целые семьи. Если уже в этойжизни видим мы такую бездну, то еще больше она будет утверждена Богом в жизнивечной, когда Судия мира поставит одних одесную (справа) и скажет им: «Приидите,благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»(Мф. 25, 34). А другие, несчастные, поставленные ошуюю (слева), услышат от Него:«Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»(Мф. 25, 41).
  Далее в притче о Лазаре богач сказал: «Так прошу тебя, Отче, пошли его в дом отца моего,ибо у меня пять братьев. Пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришлив это место мучения» (Лк. 16, 27–28). Значит, адские муки уже несколько исправилисердце этого человека: он уже беспокоится не только о себе, а проявляет заботуо своих братьях, хочет спасти их от ада, который постиг его. Авраам ему ответил:«У них есть Моисей и пророки. Пусть слушают их» (Лк. 16, 29). Тот же возразил:«Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк. 16,30). Но Авраам проговорил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы ктои из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31).
  Проникнитесьпониманием великой жизненной правды ответа Авраама. Она заключается в том, что люди, превозносящиеся умом, веруют только в то, что соответствует их желаниями похотям. Пусть услышанное ими будет совершенной басней, но если она соответствуетих душевному устроению, они непременно поверят. Ведь такие люди ищут не правды,а того, что льстит им. Отвергающие существование духовного не признают ничего,что свидетельствует о духе. Все чудеса им противны: какими бы явными ни быличудеса, люди не приемлют их в свой ум, в душу. Какие бы проявления высшей духовностини видели бы они своими глазами, все равно не поверят, потому что не хотят верить,заранее все отвергнув. Так, если даже мертвые воскреснут, придут, и расскажутчто-нибудь, — никому не поверят, прогонят прочь, чтобы не слышать то, что для них неприятно.
  А все вы,имеющие искреннюю веру, глубокую любовь ко Господу, ко Святой Троице, развенуждаетесь в том, чтобы воскресли мертвые, явились засвидетельствовать верностьслов Христовых? Нет, вам довольно того, что вы слышали их от Него Самого. Из этой притчи мы выносим веру в то, что существует загробная жизнь, ибо Сам Христосрассказал о ней, проповедуя о том, как наказан бессердечный богач и как утешеннесчастный Лазарь.
  Господьуказал нам христианский путь, узкий и тернистый, который один лишь ведет в царствиеБожие. Если постигнут вас горе и нужда, до некоторой степени подобные бедамнищего Лазаря, несите их кротко и смиренно, как нес Лазарь. Не завидуйте богатым,будьте довольны тем, что имеете. И если так будете жить, презирая сребролюбие,золото, если решитесь пойти тяжелым путем, то поможет вам Господь Иисус Христос,ибо Он любит и жалеет нас, Он поддерживает крест тех, кто несет его терпеливо,с покорностью Богу. Аминь.

13 ноября 1949 года

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Не имеющий милосердия перестает быть человеком

Слово на Евангелие от Луки, 10, 25–37. Притча о милосердном самарянине — одна из наиболее важных притч Иисуса Христа,ибо она, как молния, озарила божественным светом тьму человеческой жизни, полнойвражды и ненависти, превозношения одних над другими.

 
Духовные поучения

Иеродиакон Арефа: «Изучение святоотеческого наследия — основа духовного воспитания в православной школе»

 Иеродиакон Арефа (Кульбака) – методист по учебно-воспитательной работе Верхотурскогодуховного училища. Он занимается бо-льшой творческой деятельностью по разработкеметодик преподавания различных предметов не только в духовном училище, но и в православных школах, которые действуют сейчас едва ли не во всех приходахЕкатеринбургской епархии.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс