Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (461) → Митрополит Кирилл: «Рост благосостояния общества должен сопровождаться укреплением его духовных основ»

Митрополит Кирилл: «Рост благосостояния общества должен сопровождаться укреплением его духовных основ»

№44 (461) / 22 ноября ‘07

Духовные поучения

 Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на соборных слушаниях «Базисныедуховно-нравственные ценности – основа единства общества, Церкви и государства»
  (Зал ЦерковныхСоборов Храма Христа Спасителя, 2 ноября 2007 года)

Ваше Святейшество! Преосвященные Владыки, честные отцы! Дорогиебратья и сестры!

 Россия сегодня находится на пороге важного этапа своей национальной жизни.В ближайшие месяцы произойдет обновление высшей государственной власти. Нампредстоит избрать новый состав Государственной Думы, а затем Президента России.Совсем недавно прошли парламентские выборы на Украине, где исполняет свое пастырскоеслужение Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Вот в такиемоменты истории особенно важно подвергать осмыслению пройденный в национальнойжизни этап и строить дальнейшие планы. Принимая во внимание все искушения предвыборнойагитации, лучше всего такой анализ можно сделать на площадке, которая являетсяполитически нейтральной и не служит борьбе за власть. Такое пространство ужепочти пятнадцать лет предоставляет Всемирный Русский Народный Собор. К участиюв своей работе он приглашает все силы, действующие в обществе и стремящиесятрудиться для его блага. В рамках Собора мы сегодня и проводим соборные слушания,а в феврале, даст Бог, проведем и очередной XII Собор.

  Если говоритьо предвыборной ситуации в России, то она вскрывает одну очень серьезную и всееще существующую слабость в нашем обществе. Сегодня предпринимаются порой беспрецедентныешаги, чтобы обеспечить преемственность политической власти России. Безусловно,это соответствует настроениям большинства людей, так как за последние годы произошлиреальные положительные изменения в жизни страны. Мы прошли через некий перелом,и теперь есть естественное желание закрепить достигнутое и пойти дальше.
  Но как обеспечитьреальную преемственность, которая в нынешней ситуации является для большинстваграждан синонимом стабильности и выражается в единстве подхода к решению судьбоносныхдля страны вопросов? Предвыборная ситуация в России показывает, что реальнодействует сегодня только один фактор, обеспечивающий таковую преемственность,– это харизма политического лидера. В глазах миллионов людей курс страны прочносвязан с деятельностью нескольких ключевых политиков, и, в первую очередь, с личностью нашего Президента. В этой ситуации нет ничего плохого, так как в каждомгосударстве должны быть политические лидеры, способные организовать обществодля решения актуальных проблем. Но должен ли и может ли этот фактор оставатьсяединственным для обеспечения преемственности не только на ближайшую перспективув четыре, восемь и двенадцать лет, но и на более отдаленное будущее?
  Сильноеполитическое лидерство, как мне кажется, в России необходимо. Это следует и из наших национальных традиций, и из реальных потребностей управления такойогромной страной. Но для того, чтобы лидерство реально обеспечивало поступательноеразвитие страны и являлось гарантией преемственности и стабильности, властьдолжна базироваться на прочной и ясной ценностной системе, которая вызреваетиз глубин национальной жизни, а в лице представителей государственной властинаходит верных последователей. Если не будет такой основы, всякая перемена властибудет нести в себе угрозу новых потрясений. Именно как к опасным для страныпотрясениям относилось большинство граждан России к выборам в тяжелые 1990-егоды. Глубоко убежден: политическая стабильность и преемственность может существоватьв государстве, где непререкаемыми остаются базисные ценности, на которые не может посягнуть ни одна политическая сила без опасения превратиться в совершенномаргинальное явление.
  Надо признать,что в течение последних лет государству и обществу приходилось в трудных условияхсозидать Россию. К сожалению, у нас нет времени, чтобы как следует провестивсе строительные работы, а затем справить новоселье. Образно говоря, сегодняприходится заниматься обновлением и крыши, и стен, и коммуникаций. Однако остаетсяоткрытым вопрос о состоянии фундамента, на котором держится все здание нашегоОтечества.
  В советскоевремя нас учили, что базисом, то есть фундаментом любого общества, являютсясоциально-экономические отношения, а надстройкой считаются религия, культура,этическая система, то есть все ценностное измерение общественной жизни. Несмотряна отказ от модели плановой экономики, часть нашей элиты оказалась верными продолжателямистарого подхода, и до сих пор пытается доказывать, что именно экономика являетсяфундаментом национального бытия. Эти люди остались в плену идеи о базисном значенииэкономики, не сделав никаких выводов из потрясений, через которые прошла нашастрана в ХХ веке. Конечно, материальное благосостояние общества является важнымфактором его развития и его будущего, с этим никто не спорит: ни люди на улице,ни философы, ни богословы. Однако без существования жизнеспособных ценностейв основании общества невозможно ни созидать богатство, ни правильно им пользоваться.Сегодня никто не сомневается в том, что Россия – богатая страна, однако возникаетвопрос, как мы будем пользоваться этим богатством – все дальше расширяя пропастьмежду богатыми и бедными или стараясь построить действительно сбалансированноеи справедливое общество.
  Как показываетопыт западных стран в последние десятилетия, высокий уровень материальной жизнине решает сам по себе всех общественных проблем. Человеку нужен не только крови качественная пища. Необходимо серьезно заботиться о том, чтобы были занятыего духовные силы.
  Однако всемхорошо известны и главные пороки современного российского общества. В нашейстране до сих пор сохраняется высокий уровень преступности, коррупции, аморальногоповедения. Существуют и различные виды радикализма, в том числе на этническойи религиозной почве. В публичной сфере культивируется образ современного человекакак потребителя и эгоиста с низкими интеллектуальными и нравственными запросами,а если и раздаются призывы к повышению интеллектуального уровня, то это такжечаще всего диктуется прагматическими соображениями. Естественно, что народ с такими ценностными установками не только не будет расти численно, но и не сможетстроить, изобретать, творчески трудиться.
  Ответ на эти проблемы один – рост благосостояния общества должен сопровождаться укреплениемего духовных основ. Нам необходимо найти модель, соединяющую высокотехнологичноеразвитие с высокими духовными ценностями. Только такая модель будет адекватносоответствовать природе человека, имеющей духовную и телесную составляющие.Если России удастся сделать это, то она не только обретет путь стабильного развития,но и станет примером для других народов мира. Конечно, мы не должны отвергатьничего хорошего из опыта и достижений других стран. Как не должны мы и превозноситьсянад другими; всякое бахвальство – признак слабости. Нам следует творчески осмысливатьопыт других с точки зрения богатого национального опыта России.
  Наши слушаньяпроходят накануне празднования Дня народного единства. Выступая с инициативойучреждения этого праздника в 2005 году, Русская Православная Церковь и Межрелигиозныйсовет России, объединяющий представителей традиционных для России религий, исходилииз того, что необходимо обратить внимание современного гражданина на положительныйопыт государственного строительства, прошедший проверку историей. Таким примеромявляются события начала XVII века.
  Что произошлопочти 400 лет назад? Действительно, было освобождение России от иноземных захватчиков– польско-литовских интервентов. Это славный эпизод, но он не отражает всейглубины тех давних событий. Суть же их заключается в том, что русские люди из состояния гражданской смуты путем духовных усилий смогли возвратиться к полноценномугражданскому бытию. Начиная с первых лет XVII века, Россия потихоньку сползалав хаос. Люди перестали повиноваться высшей власти. По стране начались грабежии разбои, наступило помутнение гражданского и национального сознания. Этим и воспользовались иноземные враги и вторглись в Россию. Вся Русская земля былав некоем оцепенении. Казалось, что духовные силы русских людей парализованы.Но нашлись граждане, которые организовали ополчение и стали на защиту своейземли. Ополченцы освободили Отечество от иноземных захватчиков. Затем на ЗемскомСоборе народ восстановил законную власть и начал строить мирную жизнь. Соборныйразум русских людей смог умиротворить страну без внутренних репрессий. В этомисторическом опыте нам надо искать формулу успеха национальной жизни, потомучто в то далекое время у русских людей сработал некий алгоритм, который сталспасительным для России.
  Что же поднялорусских людей и заставило их действовать? Была ли это борьба за материальноеблагополучие? Жизнь в достатке могла бы существовать и при иноземном владычестве.Враг не ставил своей целью истребить русский народ как популяцию. Однако новыеправители стремились уничтожить русскую духовную и культурную самобытность,лишить русских людей свободы самостоятельного строительства своей национальнойжизни. Напомню: ополчение стало собираться, когда людей достигли грамоты патриархаГермогена, в которых он призывал к спасению Отечества. Люди поднялись на борьбуза свои святыни и высокие идеалы. Эта борьба сплотила русских людей и сталареальным фактором их объединения. Хорошо известно, что в этой борьбе принималиучастие не только этнические русские, но и татары, а значит, не только православные,но и мусульмане.
  В нашемнароде тема единства всегда переживалась особенно. В единстве видели возможныйспособ отстоять свою свободу и творчески вести строительство национальной жизни.Для русского человека понятие единства включает такие проявления человеческихчувств, как сострадание, жертвенность, взаимовыручка, общение, гостеприимство,ценность жизни каждого человека.
  Наконец,в действиях наших предков проявилась самоорганизация и ответственность за устроениегосударственных дел. Русский человек никогда не ждал, что кто-то придет и устроитдля него хорошую жизнь. Он сам проявлял активность, согласуя свое стремлениек благополучию с интересами своих соплеменников.
  Думаю, что в сочетании всех трех перечисленных элементов – высоких духовных и нравственныхценностей, единства народа и гражданской активности – заключается национальныйуспех России. Для большинства современных россиян нравственные ценности остаютсятеми же. Более того, все основные религии России имеют близкие друг ко другусистемы нравственных представлений. И здесь возникает самый важный вопрос: являются ли ценности, признаваемые подавляющим большинством граждан России, действительнымфундаментом для строительства новой России? Достаточно ли они отражены в политическихпрограммах партий, выступлениях наших политических лидеров?
  Необходимопредпринять целый ряд шагов в сфере защиты, сохранения и воспроизводства отечественнойдуховной культуры, воспитания у подрастающего поколения уважения к национальным,духовно-нравственным ценностям народов России. Всем известно, что знакомствои закрепление ценностных установок происходит в обществе через систему образованияи средства массовых коммуникаций. В свою очередь социально-политическое устройствостраны и его функционирование естественным образом должны соответствовать принятымценностям. Не исключаю, что более четкое формулирование этих фундаментальныхценностных принципов российской жизни должно осуществляться в условиях широкогообщественного диалога и при активном участии традиционных религий. И может быть,предвыборная кампания могла бы положить начало такому многостороннему диалогу.
  Давайтеначнем хотя бы с решения одного очень конкретного и важного вопроса. Я имеюв виду присутствие ценностного измерения в системе образования и воспитания.Для меня очевидно, что духовно-нравственные ценности России должны стать важнойчастью общего образования, процесса самосовершенствования личности и социальноговзаимодействия.
  Действительно,сегодня все понимают, что детей и молодежь необходимо знакомить с религиознымитрадициями страны. Религия – это значимый фактор современного общества. Но как это делать? Нередко нам пытаются доказать, что единственно возможным отношениемк религии в школе, как общеобразовательной, так и высшей, является некий научныйподход. Судя по учебникам и методическим материалам сторонников этого взгляда,в них есть две принципиально неприемлемые для верующих идеи. Во-первых, религиярассматривается как социально-психологическое явление, которое появляется в результате деятельности человека и представляет из себя действительно некуюнадстройку. Во-вторых, она рассматривается как некая мифологема, а не реальнаяжизнь.
  Этот подходмаксимально ослабляет, если не исключает вовсе участие религии в формированиинравственно-культурных ценностей в молодежной среде, а также в воспитании патриотизма,добрых отношений между людьми, в развитии экологического сознания. Нам же кажется,что напротив, следует включить потенциалы традиционных религий России в формированиечеловека, способного сохранить в непростых условиях современности нравственнуюцелостность, силу духа, любовь к Отечеству и всему Божьему творению. Именнопоэтому Русская Православная Церковь настаивает на том, чтобы преподавание «Основправославной культуры» было включено в учебную программу не в качестве факультатива,который, как мы знаем, нагружает и без того переутомленных учащихся дополнительнымиобязательствами сверх программы, а на добровольной основе в рамках школьнойпрограммы и отведенных на нее учебных часов.
  Мы с уважениемотносимся к религиозным традициям мусульман, иудеев, других традиционных религийи конфессий России. Нет никаких оснований препятствовать тому, чтобы люди, принадлежащиек ним, также в рамках программы изучали основы своей собственной религиознойкультуры. Школа должна обеспечить соответствующими учебниками тех, кто хочетизучать таковые предметы.
  Более того,нужно использовать все возможности религиозной мотивации, чтобы помочь ребенкупонять человека другой национальности и веры, ведь сухое религиоведение не способновоспитать подлинную толерантность. Забота о межрелигиозном и межнациональноммире действительно должна быть приоритетом внутренней политики России, и мировоззренческиеосновы принятия такой политики нужно закладывать в школе.
  Если мыхотим построить Россию на основе ценностей, которые являлись фундаментом народнойжизни на протяжении 1000-летия, то наши люди и в первую очередь молодежь и дети,не должны быть лишены живого приобщения к собственной религиозной традиции.
  Поднимаясегодня тему присутствия духовно-нравственных ценностей в системе образованияи воспитания, я имею в виду не только религиозное измерение образования, но и светские формы русской культуры и народов России. Ценности долга, чести, ответственности,трудолюбия, творчества можно прививать, используя различные способы воспитания.Религия может вполне сочетаться и взаимодействовать с ними. Нерелигиозные людитакже должны воспитываться в тех же идеалах на основе курса светской этики.Убеждения нерелигиозной части нашего народа тоже должны найти отражение в школьнойпрограмме на основе добровольности и вариативности.
  Уверен,что определение базисных ценностей и широкая общественная рецепция этих ценностей,вырастающих из самого бытия российского общества, должны привести наше Отечествок благоденствию и процветанию.
  Выражаюглубокое удовлетворение в связи с тем, что представители основных политическихпартий, участвующих в выборах, откликнулись на приглашение Всемирного РусскогоНародного Собора и выразили готовность внести свой вклад в обсуждение темы,имеющей принципиальное значение для будущего России.

 

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковная жизнь

Правящему архиерею Симферопольской епархии присвоено звание «Почетный доктор»

 Ученый совет Центра им. Н.

 
Духовные поучения

Героизм мстителя?

 В Россию вернулся осужденный за убийство Виталий Калоев. В средствах массовойинформации персона Калоева на наших глазах приобретает едва ли не ореол героизма.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс