Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Монастырь Святой Екатерины в сердце Синайской пустыни
Редко гдедыхание прошлого ощущается столь же непосредственно, как в построенном полторытысячи лет назад в сердце Синайской пустыни монастыре Святой Екатерины. Обитель,стоящая в ущелье, на краю кипарисовой рощицы, мгновенно и прочно навевает ветхозаветныеассоциации.
Моисей, ковчег завета, скрижали веры, гора Хорив, египетское рабствонарода Израиля…
Память перебираетбиблейские сюжеты, но полному погружению в историю немного мешают арабская речьи вполне современные бедуины, делающие вокруг святыни свой незатейливый туристическийбизнес.
Это одиниз старейших в мире действующих христианских монастырей. Греческая православнаяобитель была возведена по велению византийского императора Юстиниана между 527и 565 годами вокруг часовни Неопалимой купины. Ее, в свою очередь, построилиза двести лет до этого по приказу Елены — матери Константина Великого.
Священныйкуст, в котором Моисею явился лик Господа, растет во дворе монастыря до сихпор. Место – одинаково священное для представителей трех религий: христианства,ислама и иудаизма.
Первоначальнополучивший имя монастыря Преображения, монастырь приобрел свое нынешнее названиепозже. Он был назван в честь святой мученицы III века Екатерины из Александрии.
Екатеринаприняла мученическую смерть в период правления римского императора Максимиана.При допросе она публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императорав язычестве. Приглашенные императором мудрецы пытались переубедить её, но Екатеринасама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьии представителями римской аристократии. Она была колесована и обезглавлена.После казни ее тело исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершинусамой высокой горы Синайского полуострова, теперь носящей её имя. Пятьсот летспустя монахи монастыря Преображения, повинуясь видению, поднялись на гору,нашли там останки мученицы и перенесли мощи в церковь. После этого монастырьстал центром паломничества и приобрёл свое современное наименование.
Пророк Мухаммедв Хартии привилегий гарантировал монастырю свое покровительство. Этот документ,а также Фатимидская мечеть, построенная внутри стен обители, обеспечили монастырювыживание в течение долгих веков мусульманского владычества в регионе.
СвятостьСиная для русских людей, искавших духовной пищи, всегда была неоспорима. Историкине исключают, что русские паломники могли посещать эти места еще до принятияхристианства на Руси. Но это лишь гипотеза.
Что касаетсядокументов, то в русских летописях говорится, будто князь Владимир Красное Солнышконаправил своих посланников к святым местам Востока в 1001 году. Там упоминаются,в частности, Иерусалим, Египет и Вавилон. Имелся в виду, скорее всего, ВавилонЕгипетский, то есть форт, построенный римлянами там, где сейчас находится СтарыйКаир.
Самое раннееиз имеющихся письменных упоминаний о русских пилигримах на Синае относится к последней трети XIV века. Есть летописные свидетельства того, что Москва считаласвоим долгом покровительство восточным православным церквям, в том числе Синайской.После гибели Византийской империи в 1453 году на Синай шел устойчивый потокпожертвований из России.
Со временИвана Грозного такая благотворительность стала регулярной. Самодержец дваждыпосылал на Синай в рамках «гуманитарной помощи» восточным церквям богатые приношения:в первый раз «за здравие царской семьи», второй – в приступе раскаяния за убийствосвоего сына.
С приходомк власти Романовых русские цари начали выделять синайские святыни из другихсакральных объектов Востока. Своего пика денежная помощь восточным единоверцамдостигла при Алексее Михайловиче – человеке чрезвычайно религиозном, убежденномв своем мессианском призвании как покровителя всего православного мира.
До серединыXIX века паломничество на Синай считалось подвигом во имя веры. Продолжалосьоно месяцами, а иногда и годами. Финансовая поддержка из России способствовалавыживанию и даже относительному подъему православия в Османской империи. Вплотьдо 1917 года в монастырь Святой Екатерины из Каира ежегодно отправлялся русскийимператорский караван с припасами. Монастырь имел в Киеве подворье, а в Тифлисе– церковь.
Ничто не изменилось в раннесредневековом облике монастыря за полторы тысячи лет – ведьон ни разу не разрушался и не разорялся. Россиян здесь стало больше, чем пятьсотлет назад, когда сюда могли попасть лишь единицы. Теперь чартерные авиарейсыдесятками тысяч доставляют туристов из России в ближайший аэропорт в Шарм-эль-Шейхе,откуда они могут без труда добраться до обители.
Рафаэль Бикбаев, «ИТАР-ТАСС».
Фото игумена Димитрия (Байбакова)
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Глава Совета по гражданским правам и гражданским свободам при Министерстве национальной безопасностиСША Тимоти Кифер признался, что принять Православие его в свое время побудилознакомство с мученическим подвигом Семьи Царственных Мучеников Дома Романовых. Первым открытиемиз мира Русского Православия для будущего сотрудника американских спецслужбстала прочитанная им в 11 лет по совету матери книга о последнем русском царе«Николай и Александра» Роберта Масси, рассказал Т.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.