Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Здравствуйте,наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»!Сегодня очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответитархиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословитенаших зрителей и начало программы.
- Бог благословит,Бог в помощь нам.
- Владыка, Вывместе с группой священнослужителей и прихожан только что вернулись из поездкив Сербию и Черногорию. Что это была за поездка, и какие святыни Вы смогли посетить?
- Да, 20июля мы с группой паломников нашей епархии прибыли в Черногорию, посетили митрополитаЧерногорского Амфилохия. Мы были на одной из ежегодных конференций, проводимыхмитрополитом Амфилохием с молодежью Черногории.
На том месте,где когда-то было епархиальное управление, провели богослужение. Епархия быларазрушена еще в годы турецкого ига. Есть надежда, что на этом месте вновь возродитсяцерковная жизнь и будет построена Черногорская епархия.
…Торжественнаябыла служба, было очень много народу, молодежи. Все причащались. Служба былана улице: очень красиво, на берегу моря.
Служило триархиерея: я и два Черногорских епископа: Владыка Амфилохий и Владыка Иоанн,викарный епископ. Это была одна из главных целей нашей поездки. Но была ещеодна цель – совершить чин освящения и закладки храма в Черногории с участиемнаших екатеринбургских благодетелей (наши уральские предприниматели хотели бытам построить храм в русском стиле в хорошем, красивом месте). Этого не случилось,потому что не успели еще оформить документы по выделению земли. Надеемся, что это произойдет в ближайшее время, и закладка храма совершится.
Но мы посетилимного святых мест, очень интересных, исторически важных в Черногории и Косово.В день Казанской иконы Божией Матери мы совершали богослужение в Цетинском монастыревместе с владыкой Черногорским и Приморским Амфилохием. В воскресенье мы совершилибогослужение в одном из приходов Черногории – в небольшом селении в горах. Этоместо имеет большое значение для Черногории, для Сербии, потому что в этих краяхв битве с турками малочисленная армия черногорцев во главе с епископом ЦетинскимПетром одержала победу. Очень интересно, что именно в этих горах, на этом полеперед битвой епископ Петр совершал Божественную литургию. Вся армия черногорскаяпричастилась, и потом, с Божией помощью, пошла на бой, чтобы защитить свое Отечество.И они победили в этом бою.
В памятьоб этом историческом событии митрополит Амфилохий совершил там Божественнуюлитургию, я ему сослужил. Было очень много народу, все собрались из окрестныхселений. Затем состоялась очень теплая, интересная беседа с людьми. Один из черногорцев пригласил нас на обед. Такая была семейная трапеза, очень теплая.Эти люди сами в своем селении архитекторы и скульпторы, как и весь их род испоконвеков. Как раз Владыка совершил Крещение одного из младенцев, и вся семья отмечалаэто событие. Очень интересно, что в Черногории сохранилась древняя традиция:местные жители знают свой род, много-много поколений. Знают небесных покровителейрода. Даже когда мы ходили по городу или по каким-то селениям, Владыка спрашиваетсовсем маленького ребенка: «Ты какого рода?» Он говорит: «Род Родовичей», или «Петкович, Петрович». «А кто ваш небесный покровитель?» «Святитель такой-то»,– святитель Савва или святитель Петр, или еще кто-то. Люди это знают и относятсяочень серьезно, потому что у каждого рода есть свой небесный покровитель, святой,и есть понятие о роде, который они чтут и относятся к этой памяти очень трепетно.
- Владыка, Сербия,Черногория, Косово – политически это сейчас различные пространства. А Церковькак там устроена?
- Пока, славаБогу, Церковь едина. Она объединяет все эти республики. Хотя образовались новыегосударства, Церковь объединяет всех сербов; народ в Черногории относится к разделению, отделению от Сербии очень неодобрительно. К этому больше тянетсяверхушка политическая. Народ простой считает себя сербами и государство – сербским,но не черногорским, как это пытаются сейчас сделать. Сербы, черногорцы – этоне различные нации, это просто местности, где они живут. Черногорские сербыили боснийские сербы – они все сербы. Разговаривают на одном языке, сербском.Но кому-то выгодно доказывать, что есть черногорский язык, или черногорскаякультура. Хотя, как они мне рассказывали, сердце сербского языка – Черногория.Здесь была основана культура сербского народа и языка и т.д. Но получается,что их делят сейчас. К сожалению, есть тенденция разделить и Церковь. Есть такиесамозванцы в Черногории. Себя объявили Черногорским автокефальным (самостоятельным)епископатом. Это из числа священников, архиереев, которые были запрещены в КонстантинопольскойЦеркви, в Антиохии – они оттуда ушли, из других Церквей. А в Черногории, видяполитические разногласия, нашли себе место. Такая есть проблема в Черногории,к сожалению.
- Владыка, Выбыли и в Косово. Какова там сейчас обстановка вообще?
- Конечно,Косово – это слезы. Это боль души – видеть Косово. Косово – это самая древняячасть Сербии, где начиналась жизнь церковная, христианская, где было и остаетсядо сих пор сердце Православия в Сербии. Но, к сожалению, Косово сейчас почтиполностью становится несербским государством, оно оккупировано албанцами. Везде,куда я ездил по Косово, новые селения строятся, очень бурное строительство новыхкрасивых двухэтажных домов; почти все они одинаковые. Там селятся албанцы, а сербов всех оттуда выгнали.
Очень печально:едешь по дороге – то здесь, то там разрушенные православные храмы, разрушенныедома. А рядом строятся такие красивые здания… Доступа сербам туда нет почти:враждебно относятся к сербам. Сербы находятся в очень тяжелом положении. Еслиосталось несколько поселений сербов, они пребывают в страхе и ужасе – боятся,что их тоже повыгоняют или вырежут всех.
Были мы в городе Пече, а рядом Печская Патриархия, где находится центр духовной жизнии управления Сербской Церкви. Хотя кафедра находится в Белграде, но остаетсяПечская Патриархия, – центр Православия, христианства. Центр Патриархии Сербскойименно там. Есть такая традиция еще с XII века – здесь поставлялись митрополиты,патриархи во главе Сербской Церкви. Последний Патриарх Павел тоже там был поставленна патриарший престол: интронизация, как мы говорим, была именно там.
В Пече сейчасмонастырь, корпуса, где живут сестры обители. Там резиденция Патриарха Сербского,четыре очень древних храма – они были построены еще в VII веке; очень древние,и они, конечно, перестраивались, каждый век что-то дополнялось. В результатеполучился большой храм на трех фундаментах разных веков. В нем большой притвор,из которого можно зайти в четыре храма. В честь Вознесения Господня – центральный,Покровский, Великомученика Георгия и Николая Чудотворца. Красиво очень; древняяархитектура.
Они находятсяв тяжелом положении, окружены войсками ООН, которые их охраняют, чтобы не былонападения на монастырь и Патриархию. Хотя были попытки, очень много. Благодаряхрупким женским сердцам, монахиням, которые там живут, еще как-то держится и сохраняется этот древний монастырь, древняя Патриархия. Там всего лишь 28 монахинь.Среди них есть молодые, но большинство старенькие. Они очень много молятся,очень глубоко верующие, твердые. Когда я их спрашивал, как вы здесь живете,как самочувствие, вокруг такая ненависть и такая ожесточенность, желание сместис лица земли, а вы тут… Говорят: «Мы надеемся только на Бога, на Божию Матерь.Господь, надеемся, сохранит и спасет, и сохранит это место, чтобы осталось центромдуховной жизни, центром Православия, Сербской Церкви».
Вот такиенадежды, такие упования есть у них, хотя они в очень тяжелом положении. ГородПеч, рядом с Патриархией, весь, можно сказать, заселен албанцами. Там было когда-то 15 церквей православных. Сейчас ни одной нет, полностью все разрушены. Осталсяодин полуразрушенный недействующий храм. Такая ситуация.
Когда в машине увидели нас местные албанцы, чувствуется такая агрессивность,озлобленность к православным священникам. Неприятно видеть такое напряжениев лицах людей. Они хозяйничают в городе, который когда-то был сугубо сербским,где было Православие. Несправедливость налицо. К сожалению, она поддерживаетсямеждународными силами, и такое пока ослепление…
Чем оправдываютсяалбанцы? Они говорят: это «наши древние земли, поэтому мы сюда поселились».Я говорил им: «Ну как же так? Допустим, раньше вы здесь жили, но сербы ведьвас не выгоняли с кровью, убийствами, разрушениями. Они мирно жили. Сейчас выхотите заменять их, но только через кровь, уничтожение, жестокость».
Но когдаспрашиваешь сербов, говорят: никогда эти земли не были албанскими. Они всегдабыли сербскими, православными. И когда-то сами албанцы были православными. Потомони стали мусульманами. Хотя в самой Албании, говорят, очень активно принимаютлюди Православие. Они изучают свою историю и знают, что их предки всегда былиправославными…
В Косово были мы еще в Дичанском монастыре – он тоже в очень тяжелом положениинаходится, окружен войсками.
- Там, говорят,прямо на осадном положении, за колючей проволокой?
- Да, за колючей проволокой. Туда не пропускают. Стоят войска, люди вооруженные, которыезащищают или охраняют монастырь. Когда я приехал в Дичанский монастырь, как раз приехали американские генералы, которые в Косово несут службу. Они посетилимонастырь, встретились с игуменом, что-то обсуждали. Они доброжелательно, вроде бы с любовью посетили, посмотрели храм, везде побывали. Но монастырь находитсяв очень нелегком положении. Там есть мощи Стефана Дичанского, он был королемСербии и государственным деятелем. Его мощи сохранились очень хорошо. Мы совершилитам акафист, молебен перед его мощами, присутствовали на вечернем богослужении.
Когда осмотреливесь монастырь, удивились: монахи живут, как будто ничего нет вокруг, никакойнапряженности. Они живут своей жизнью, молятся, трудятся. У них есть очень хорошиеиконописная мастерская, столярная мастерская, где изготовляют иконостасы, занимаютсярезьбой по дереву. Бурное строительство. Какой-то хозяйственный двор они строят,большой очень, интересный. Хозяйство очень большое. Можно сказать, что они особобольших трудностей не чувствуют, потому что все выращивают своими руками – у них есть земли, они там работают: овощей, фруктов много, все свое есть. Но,конечно, в душе у них скорбь и тревога, потому что находятся братья в оченьнепростой ситуации, когда обитель окружает такой народ с намерением их выселить,уничтожить, разбить и т.д. Это неприятно. Но монахи не унывают, занимаются своимделом. Как они говорят, «мы чем больше трудимся, тем нам легче переносить ситуацию,которая нас окружает».
- Владыка, когдав Екатеринбург приезжал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, он говорил,что сербы очень надеются на Россию, на помощь России. И он даже сказал, что достаточно будет одного слова Президента В.Путина, чтобы там изменить ситуацию.И мы знаем, что в совете безопасности ООН не была принята резолюция по отделениюКосово именно из-за того, что Россия наложила вето. Поэтому Косово пока сохраняетсяв составе Сербии. Скажите, там как-то чувствуется присутствие России, влияниеРоссии, или все-таки больше американские генералы ходят?
- Конечно,народ сербский очень надеется на Россию. Единственная надежда после Бога на нашу страну – как они выражаются: «Бог на небе, а Россия на Земле». Надеются,что Россия поможет Сербии выстоять перед всеми этими искушениями, и Косово останетсяв составе Сербии. Вопрос очень сложный, тяжелый, потому что всех сербов из Косововыгнали. Осталось несколько поселений, в тяжелом положении находятся: сербыне могут зайти в город – их сразу убьют, они не могут никуда на работу устроиться,детей в школу не могут отдать. Такая очень непростая ситуация. И идет бурноестроительство албанских поселений по всему Косово. Тут, конечно, они работаюточень активно. Только с Божией помощью как-то все наладится. Конечно, надо молитьсяза наших братьев сербов, чтоб Господь помог им выйти из этой очень сложной ситуации.Но у них есть большая надежда на нашу страну, на Россию, лично на ПрезидентаВладимира Путина. Говорят: «Мы молимся за Путина, чтобы Господь его укрепил,и он выстоял перед всеми трудностями. Понимаем, что ему тоже нелегко».
- Сербию и Россиювсегда связывали очень давние глубокие, крепкие исторические связи. В Сербии,наверное, как нигде всегда было и есть почитание Святых Царственных Страстотерпцев.Вы это, Владыка, почувствовали, увидели?
- Да, оченьпочитают Царственных Страстотерпцев. Так получилось, что сразу после Царскихдней я поехал в Сербию. Были свежие впечатления об этом празднике. Я всем рассказывало Крестном ходе, о большом числе народа, о том, что у нас причащались в этуночь из 16 чаш в течение часа. Очень большое количество причастников было, и Крестный ход.
Местные жителислушали с особым удивлением, восторгом и спрашивали, интересовались ЦарскойСемьей. В каждом почти храме есть икона Царственных Страстотерпцев. Я сподобилсябыть в одном городе, в котором была построена церковь, огромный собор СвятомуЦарю Николаю. Они свято чтят память о Царе Николае, там есть хорошая икона ЦарственныхСтрастотерпцев. Храм в русском стиле. Немножко колокольню сделали в сербскомстиле, а сам храм в русском стиле. В очень красивом, высоком-высоком месте поставлен.
- Он действующий,да?
- Да; ондоминирует над всем городом. Очень красивый храм… В этом же городе есть мост,построенный Царем Николаем. «Царский мост» называется. Я посетил также одинскит в горах. И он посвящен Царственным Страстотерпцам. Сербы построили там очень красивую деревянную часовню и с благоговением молятся Царственным Страстотерпцам.Они рассматривают эту часовню как звено тесной связи между нашей епархией, Храмом-на-Крови,Ганиной ямой. Один из наших уральских благодетелей пообещал, что закажет иконуи фарфоровый иконостас сделает, чтобы подарить от нашей епархии, от нашей уральскойземли им в память о таком союзе, добром взаимоотношении.
А там такиеблагочестивые монахини, монашеская община. Они так благоговеют, так с особымчувством благоговения к Царственным Страстотерпцам относятся – удивительно быловидеть. Владыка говорил, что хотел бы накануне 90-летия воспоминания об убийствецарской семьи, чтобы были взаимные встречи, богослужения и конференции, чтобыбыла какая-то связь более тесная Черногории, Сербии с нашей Церковью и нашейепархией. Он говорил, что хотел бы даже дать поручение семинарии написать работуо взаимоотношении Царской Семьи, Царя Николая с Черногорией. О делах Царя в дни его правления: какие были контакты, дела, поступки и т.д. Что знает о ЦарскойСемье Черногория, Сербия, что доброго, хорошего сделал Царь Николай для Сербиив годы своего государственного служения. Такие есть пожелания. И очень отрадно,что по Черногории очень много открывается древних монастырей: у них раньше оченьмного было древних монастырей, и эти монастыри возрождаются и хотя, конечно,там не живет много монахов или монахинь, но очень приятно, что в горах, в недоступномпочти что месте, – но природа очень красивая там, – стоит церковь, огороженнаянебольшим каменным заборчиком, и там монахи или монахини трудятся, молятся.У нас есть такая проблема в России, что монастыри наши многочисленны и оченьпосещаемы, и монахи устают от такого постоянного общения с народом. Хотелось бы где-то уединиться, прожить сугубо монашески, отдавая себя только Богу, и войти в себя, быть перед Богом постоянно. Там как раз для таких желающих оченьхорошее место. Они даже говорят: пожалуйста, кто желает из России, могли быприехать сюда, подвизаться. Есть монастырей еще много, которые нуждаются в возрождении.Даже в том Печском монастыре, где я был, и в Косово тоже, говорят: если бы приехалик нам русские монахини к нам в помощь, пожили бы у нас, нам была бы большаяподдержка.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Аудиозаписи — Денис Денисов
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
27 апреля, воскресенье – ПАСХА ХРИСТОВАДвунадесятые переходящие праздники
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.