Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (445) → Профессор протоиерей Сергий Вогулкин: «Бдите, воины Христовы!»

Профессор протоиерей Сергий Вогулкин: «Бдите, воины Христовы!»

№28 (445) / 15 июля ‘07

Образование и воспитание

Каждый человек несет в себе искру Божию, но все ли знают и осознают это? Многие, даже не ведая, что творят, гасят в себе Божественный огонь, который вложен в них изначально в виде человеческой души. Беречь можно только то, о чем знаешь. Если бы человеку с детства говорили, что у него есть душа и её нужно беречь, вряд ли стал бы он расточать такое богатство. Мы же в своем воспитательном порыве рассказываем ребенку о том, чем хорош этот мир, и что от него можно взять. На своем примере мы ему показываем, как это сделать лучше, как больше ухватить от этого мира и забрать себе. Кто говорит ребенку, какую ценность представляет он сам? Кто говорит ему о том, какую великую тайну и красоту он носит в себе? Мы забываем об этом, а потом виним школу: она не научила наше дитя уму-разуму, он в школе набрался всякой гадости, стал курить и выпивать, а может быть, ещё хуже — стал наркоманом. Если человек не умеет ценить себя как подобие, как образ Божий, а ценит только этот мир, то каждый враждебный поступок со стороны мира будет воспринят как несчастье и крушение, а каждое внимание со стороны мира — как «подарок судьбы». Кнутом и пряником управляет мир неокрепшими душами, порабощая их, ломая каждого человека: кого сребролюбием, кого завистью, кого пьянством, кого развратом, кого честолюбием, кого игрой, кого ленью, а кого властью.

Мир отгородился от Церкви: сначала вроде бы ребеночку рано идти в Храм, а потом, глядишь, уже и поздно. Побегают родители по бабкам, по гадалкам и колдунам с эксрасенсами, выложат все деньги, которые у них есть, и в тоске приходят в Церковь. И ходят бедные мамочки в храм, молясь за своих великовозрастных «безбашенных» детишек, а папаши всё пьют больше. И спешат несчастные родители взвалить ношу своих проблем на священника. Да, по сану своему он обязан помочь несчастным, заблудшим. Нередко не на Бога уповают люди, а именно на священника. На него возлагают надежду и…ответственность.

Каковы отношения между священнослужителем и паствой? Всегда ли они правильно понимаются теми и другими?

Святитель Макарий Великий пишет: «Даже в душах святых остаются некие темные пятна, поэтому спасение и для святых — дар Божественного милосердия». Вот почему человек, получая сан священника, остается личностью всё с теми же началами добра и зла, которые в нём были. Ему так же, как и любому из его пасомых, необходимо бороться с собой, искоренять из своего сердца страсти и пороки. Для него не облегчен путь духовного совершенствования, напротив, как утверждает Православие, он становится ответственным за те благодать, власть и право, которые получил в таинстве хиротонии, то есть подлежит более строгому Божескому и человеческому суду. Истинный пастырь заботится о своем стаде до забвения собственного «я», он готов отдать за него свою жизнь. У каждого ли священника хватит на это душевных и духовных сил? Ему нужна помощь Божия, постоянная и повседневная, и здесь на помощь ему должна прийти вся паства его.

Молиться за священника, поддерживать его во всех добрых начинаниях, охранять от злых людей и обстоятельств — вот задача паствы. И ещё одно: не перекладывайте на священника ответственность за свои дела и поступки. Бог всех людей сделал свободными, они сами выбирают свой путь на земле. Священник, следуя апостольским путём за Самим Господом нашим Иисусом Христом, своей собственной жизнью, своим собственным примером должен показать путь к спасению, но идти ли этим путём — добровольное дело каждого. Принявший хиротонию действительно становится иным человеком по душе, но хиротония не освящает человека, а посвящает его на служение Церкви. Если священник как человек опытный в жизни может дать вам совет в каких-то житейских делах — хорошо, но это совсем не обязательно. Ему поручено вести битву против зла, ему поручено продолжить миссию апостолов: во-первых, совершать храмовое богослужение, во-вторых, проповедовать Евангелие, в-третьих, вести своих пасомых к спасению души — вести и защищать от действа дьявола, а вовсе не решать их житейские проблемы.

Святитель Григорий Нисский писал: «Поставляемый в священники по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимой некоей силою и благодатью». Теперь это уже не просто мирянин: он должен, по слову святителя Григория Богослова, «стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать с Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горняго мира» ("Слово защитительное»). От этого момента начинаются не жизнь, а житие; не деятельность, а служение; не разговоры, а проповедь; не немощь долголетнего расслабленного, а дерзание друга Христова, «забвение задняго и простирание вперед» (Флп. 3, 13).

Церковь в ее земном бытии называется воинствующей. Церковь борется с царством зла, она противостоит натиску бесплотных сил, которые, однако, материализуются через грехи человеческие, следы и явное пребывание которых мы обнаруживаем везде, а больше всего — в своей душе. Именно эти силы внедряют в души людей безумную жажду греха. Уже сама земля не выдерживает тяжести грехов людских и отвечает на них страшными землетрясениями и катастрофами.

Среди предвестий Апокалипсиса только Церковь продолжает битву со злом. Святой Климент, епископ Римский, сравнивает Церковь, ее иерархию с войском: сан священника ответственен и опасен, священник находится на переднем крае битвы, от которой зависит судьба всего человечества. Священнослужители испытывают особенно сильные искушения, на борьбу с ними дьявол посылает самых испытанных во зле воинов. Много молодых воинов Христовых встает сейчас под знамена Церкви, но они, хоть и ведут за собой войска, не всегда правильно оценивают силы противника. По молодости могут появиться некоторая самонадеянность и беспечность. А война не прощает этого. Гибель наших товарищей, нападения на священников, поджоги и пожары в храмах стали слишком частыми явлениями, чтобы быть просто случайностью. Если 3–4 года назад нападения на священников были единичными, то теперь они идут со всех сторон, и не только из России. Только в течение последнего месяца 2006 года сообщения о нападениях, поджогах и взрывах пришли из Белоруссии, Египта, Индии, Индонезии, Ирака, Турции, Узбекистана, Филиппин, Шри-Ланки. Вторая половина 2006 года и начало 2007 года свидетельствуют о том, что война переместилась и на нашу территорию. Нападение на протоиерея Александра Захарова в Ленинградской области, поджог дома священника Димитрия Сташенко в Новосибирской области, гибель настоятеля Никольского храма Петра Петрова в Воронежской области, убийство священника Андрея Николаева в Тверской области, убийство священника Олега Ступичкина в Алапаевском районе Свердловской области… Сгорели два наших храма, трагически погиб священник Роман Киндрат. Мы чтим память погибших; на войне как на войне — кто-то гибнет в открытом бою, кого-то настигает шальная пуля. Но наша основная задача — не просто сражаться до последнего воина, но победить зло. Именно поэтому священники должны быть чрезвычайно внимательны и осторожны, бдительны и разумны, чтобы сохранить своих пасомых, не сделать их сиротами. Вспомните, с какой бережностью и осторожностью вы несете Святые Дары, как тщательно выверяете каждый шаг в алтаре, у Престола. Вот так же следует нести свою жизнь — не вам она принадлежит. А паства должна ещё больше сплотиться вокруг своих пастырей, поддерживая и защищая их, ограждая их своими молитвами, своим активным участием во всех церковных делах. Во время Отечественной войны сотни тысяч людей вышли на строительство заградительных сооружений против полчищ врагов — и враг не прошёл. Так разве сейчас ещё не настало время всем миром строить храмы Божии, вести туда, под защиту церковных стен, своих детей и внуков? Не время разве гнать и уничтожать зло везде, где мы его только видим? Не время душу свою очищать перед Господом? Самое время, дорогие, самое время. Святитель Иоанн Златоуст, как будто обращаясь к нам, писал: «Нужно трезвиться и бодрствовать и быть готовыми ко всему, чтобы и в счастии быть сдержанными, и в скорбех не унывать, а сохранять благоразумие».

Протоиерей Сергий ВОГУЛКИН,
доктор медицинских наук, профессор.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 - Владыка, у нас на связи Курская область: «У меня такой вопрос. Отец покончил жизнь самоубийством, при этом убил маму.

 
Образование и воспитание

Воспитание молодого поколения невозможно без христианской идеи

 При духовно-просветительском центре храма в честь Рождества Христова несколько лет существует Общество православных педагогов. Оно объединяет учителей: преподавателей средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ и учреждений дошкольного образования, которые веруют во Христа и стремятся обрести новые знания и правильное понимание Православной веры, чтобы затем передать их своим воспитанникам и ученикам, молодому поколению.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс