Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (442) → «…Мира не узнаешь, не зная края своего»

«…Мира не узнаешь, не зная края своего»

№25 (442) / 1 июля ‘07

Образование и воспитание

В этой теме:

Образование и воспитание
Верхотурское православное духовное училище: 5-й выпуск

 В Сысерти состояласьпрезентация книги «Лики и тайны «земли туманной». Данный сборник создавалсядолго – в течение десяти лет.

В него вошли материалы преподавателей и учениковшкол города и района, журналистов и краеведов.
 О городе Сысертии его окрестностях написано немало книг, очерков, статей, сказов и стихов. Однакоесть люди, имя их– краеведы, которые продолжают поиск неизвестных материаловоб овеянном легендами, прославленным своим историческим прошлым и настоящимгороде.
 В книге «Лики и тайны «земли туманной» воплощена идея духовно-нравственного воспитания подрастающегопоколения. Небольшому кусочку территории российского государства, «своего края»придается исторической значение, «залог укрепления нашей великой России». Примечательно,что в издании помещены самостоятельные исследовательские работы, которые школьникизащищали на краеведческих конференциях разного уровня, в том числе – и на всероссийских.
 Все необычно в этойкниге; от названия глав до порой щемящих душу откровений тех, кто живет на этойземле и принял участие в ее написании. Прочтение страницы за страницей позволяетосознать ход исторического развития населенного пункта, изменений, происходящихв природе, хозяйственной и духовной жизни людей, в судьбах народов, населившихи населяющих край сегодня, во взаимоотношениях между людьми на протяжении веков.
 Внимательно познакомившисьс книгой-летописью города Сысерти, можно надеяться, что она будет интереснадля читателей, явится источником гордости за свой край, будет решать задачувоспитания сопричастием к прошлому и настоящему города. И пусть призывом к прочтениюи изучению книги будут слова знаменитого уральского писателя Павла ПетровичаБажова: «…Мира не узнаешь, не зная края своего».
 Предлагаем читателямматериалы юных краеведов, опубликованные в главе «Сысерть православная».

«И звон колокольный, как Божьи уста, вновь будет взыватьнас в обитель Христа»

 Я верю,что в плеске воскресных лучей
 Заблещуткресты златоглавых церквей,
 И звон колокольный,как Божьи уста,
 Вновь будетвзывать нас в обитель Христа.

      С.Бехтеев

 Священнослужителисчитают, что прихожанину храма легко почувствовать, как веровали в Бога егопредки и соединить их молитву со своею. Но для этого нужно знать историю святыни,в которой он говорит с Богом, жития ее подвижников и благотворителей, местныепредания об иконах, колоколах, о священниках, которые когда-то служили в приходе,и о нынешних отцах-настоятелях храмах.
 Такую цельпоставила и прекрасно достигла ученица Сысертской школы № 23 Наталья Костаревав своей работе «Могли венчаться в храме царские особы?»
 Согласнолегенде, изложенной краеведом В.М. Колеговым, главный сысертский храм (как,впрочем, и местный завод), были названы в честь императрицы Анны Иоанновны,однако никаких документов, подтверждающих эту версию, не имеется. Согласно некоторымданным, новый каменный храм был «коронован» в честь святой Анны – небесной покровительницыАнны Иоанновны. То есть над главным входом собора располагалась позолоченнаякорона. В России тогда насчитывалось только пять таких соборов; только в нихцарственные особы молились и венчались. По словам служителей Симеоно-Аннинскогохрама, в церкви побывал Император Александр I.
 Изначальноцерковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы была деревянной. Однако сысертскоенаселение все увеличивалось, и храм для прихожан стал тесным. В 1771 году фабрикантАлексей Федорович Турчанинов попросил епископа Тобольского и Сибирского Варлаамавыдать грамоту на заложение каменного здания.
 Турчаниновув новом храме молиться не довелось, он умер в 1787 году, когда как главную церковьгорного округа освятили лишь два года спустя – 9 сентября.
 А вообщесобор Симеона и Анны строился более ста лет. Его купол – точная копия маковкизнаменитого Исаакиевского собора, в просвет одного из окон которого, например,было вставлено аналогичное Исаакиевскому изображение Иисуса Христа, набранноеиз стекла. Некоторые элементы храма копируют детали другой петербургской святыни– Петро-Павловской церкви.
 Храм Симеонаи Анны был одним из самых богатых и благолепных на Урале. Иконы, поражая своимвеликолепием, были украшены рубинами, алмазами, сапфирами. Иконостас главногохрама – трехсоставной; гладь – белая, резьба – золоченая. В нижнем ставе иконыбыли облачены в серебряные ризы весом от 19 до 21 фунта. А икона Божией Матери,что располагалась над Царскими аратами, была обложена 30 фунтами и 87, 5 золотникамисеребра. В самих Царских вратах были четыре иконы Евангелистов – по 6 фунтови 24 золотника серебра. На другой иконе была изображена Божия Матерь, в венцекоторой – четыре красных яхонта в серебряной оправе и две алмазные звезды.
 Перечислятьцерковные святыни можно еще долго. Из них сохранились крест в серебряном окладе(в нем 150 камней разного цвета) и икона Божией Матери, тоже обрамленная серебром,в окладе которой – 94 камня, «устроенные» на средства канцелярского служителяЕгора Нерьянцева.
 Еще живадревняя икона Богоматери, написанная на деке. На ней – металлическая пластинка,на которой выгравировано, что писано сие культовое произведение в Италии, мастеромБенвенутто Гарофоло, учеником славного живописца Рафаэля. А стены и потолокхрама расписывали ученики другого знаменитого художника – Карла Брюллова.
 В церквибыло 12 колоколов, которые отлили по особой секретной технологии мастера из Валдая. Самый большой колокол весил 341 пуд. Сохранился лишь его осколок, который,согласно исследованию, на 80, 51% состоит из меди, на 13, 21% – из олова. В нем0, 5% золота, 1,25% серебра, 1% серы.
 Колоколавызванивали «Боже, царя храни!», и их зычный серебряный перезвон долетал на расстояние более 25 километров. Кстати, есть мнение, что по колокольному звонучеловек может определить состояние своей души. Раздражающими и удручающими тонамион отзывается в душе богоотступника, злой и нечестной. Зато в душе верующейвозбуждает радостное и мирное настроение.
 Известно,что в 1937 году купола храма взорвали, а колокола отправили на переплавку, многиеиконы – сожгли. В обезглавленном храме устроили сначала клуб, а потом – якобыпередовой кинотеатр с соответствующим названием «Авангард». В 1991 году уцелевшаячасть собора вновь отдана верующим, и они с воодушевлением взялись за восстановлениепоруганной святыни. Первым делом отремонтировали притвор и начали проводитьбогослужения, молитвенно призывая помощь Господню на скорейшее завершение трудовсвоих. Но церковь подстерегала еще одна беда – пожар.
 И все пришлосьначинать заново. Заботы по восстановлению Симеоно-Аннинской церкви взяли на себя жители Екатеринбурга. Вячеслав Васильевич Сериков с друзьями ведут сборсредств на ремонт церкви, организовывают строительные работы, по возможностипринимают личное участие в восстановлении православной святыни. По иронии судьбы,храм находится на улице, названной в честь его разрушителей – Большевиков.

«Богоотступничество и возрождение»

 Так назваласвою статью-исследование ученица Сысертской школы № 23 Виктория Луговых.
 Сысертскиестарожилы рассказывают, что через некоторое время после октябрьской революциив соборе Симеона и Анны разместили на ночлег сельскохозяйственных рабочих. Телегли спать, а ночью их разбудило пение ангелов. Рабочие испугались и убежалииз храма. И больше туда не возвращались…
 «Религия– опиум для народа!» – эту фразу, заимствованную у одного из немецких философов,общество воинствующих безбожников, созданное в Советской России, провозгласилоглавным лозунгом своей деятельности. Эти люди в 30-е годы прошлого века не пощадилидаже такую общерусскую святыню, как Храм Христа Спасителя. Что уж тут говоритьо сысертском Петро-Павловском храме и соборе Симеона и Анны?
 По воспоминаниямместных старожилов можно увидеть, что с «воинстующим безбожием» боролись дажесами стены Симеоно-Аннинского храма. После того, как в нем разместили кинотеатр,их замазали было масляной краской, но написанные на них божественные лики всеравно проступали сквозь закрашенную поверхность, и их пришлось заделать плотнойтканью.
 В тридцатыегоды была варварски уничтожена приходская библиотека. На площади возле храмав костер бросали не только ценные книги, но даже иконы и всю церковную утварь.Лишь несколько смельчаков сумели достать из огня две огромные иконы и сохранилиих у себя дома до лучших времен. А куда ходили молиться верующие, когда храмбыл закрыт? Именно домой к этим смелым женщинам.
 С тех порпрошло много лет. Нынешние жители Сысерти восстанавливают здания обеих церквей.Штукатурят, белят, красят, в основном, своими силами, на пожертвованные деньги.
 Однажды в Симеоно-Аннинском храме кто-то снял со стены остатки осыпавшейся краски, под которой был какой-то рисунок. Когда поверхность окончательно расчистили, показалисьлики святых. Это была одна из старинных росписей и, чтобы ее обновить, нужныбыли руки мастера. Реставратор нашелся в поселке Бобровском…
 С каждымгодом люди создавали в церкви что-то новое. Так, к примеру, в 1997 году учащиесяСысертской художественной школы нарисовали на внутренних стенах ангелов и святыхапостолов. А сам директор школы, Александр Белоносов, изобразил над папертьюИисуса Христа и еще двух святых.
 Несмотряна преклонный возраст, помогает восстановлению двух сысертских храмов удивительнаяженщина, которую прихожане ласково называют бабушкой Александрой. Родом онаиз соседнего села Кашина, там провела и основную часть жизни. Когда в Сысертистали восстанавливать Симеоно-Аннинскую церковь, баба Шура каждый день ездиласюда на рейсовом автобусе. Но передвигаться на такое относительно большое расстояниеей стало тяжело, и она продала свою кашинскую усадьбу, купив в Сысерти квартиру.
 Еще бабушкаАлександра – своеобразное средство массовой информации. Именно от нее многиесысертцы узнают обо всех церковных праздниках и о крестных ходах, проводимыхв обоих приходах.
 Один из нихсостоялся 12 июля 2002 года в честь установления и освящения в храме шести колоколов,самый большой из которых весил 150 килограммов. На этом колоколе были отлитыФеодоровская икона Божией Матери и надпись, что сделан он на средства прихожан.На колоколе поменьше – в 99 килограммов – было написано, что отлит он на пожертвованиянекоего Алексея, и была отлита икона Преподобного Алексия, Божиего человека.
 В августеэтого же года прошло освящение огромного металлического креста на горе Бесёновке,инициатором установки которого стал председатель совета директоров Уральскогозавода гидромашин Иван Петрович Романенко.
 «У церквии у вас, – сказал в обращении к сысертцам Владыка Екатеринбургский и ВерхотурскийВикентий, – появилось еще одно святое место. Теперь вы, посмотрев на крест из любого места города и совершив крестное знамение, можете обратиться к Богу за помощью».
 Возвращаетсяиз небытия и кладбищенская церковь в честь Святых Первоверховных Апостолов Петраи Павла. Она была построена на средства известных в Сысерти заводчиков Соломирских.А ныне полуразрушенная святыня восстанавливается на средства группы жителейЕкатеринбурга, которые имеют не солидные счета в зарубежных банках, но огромноежелание восстановить поруганные святыни земли русской.
 Когда церковьвернули верующим, ее стены были разобраны до самых окон. За три года стены храмабыли полностью восстановлены, нынешним летом здесь проведены работы по покрытиюкровли церковного здания и восстановленной храмовой звонницы. К большой духовнойрадости богомольцев, молитвенный зал церкви уже обрел свое былое благолепиеи красоту. Старинная Петро-Павловская церковь всегда была местом паломничествабогомольцев из многих городов нашей и соседних областей. Немало паломников бываетздесь и сейчас, а в прошлом году на престольный праздник приезжали даже паломникииз Америки.
 Жизнь в сысертскихприходах продолжается не только в будние дни, но даже в субботу и воскресеньев храмах кипит работа. И церкви преображаются с каждым днем. Сысертские ребятишкипосещают воскресную школу, организованную еще в начале девяностых годов. Детейздесь учат не только Закону Божиему, но также пению, рисованию, рукоделию. В дальнейшем планируют ввести в школьную программу уроки иконописи и старославянскогоязыка.

Живоносный источник высох, и в часовне устроили буфет

 В микрорайонеСысерти, который в народе называют Поварней, на перекрестке улиц Энгельса и Разина, стоит часовня, построенная в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».Об ее истории рассказывает ученик Сысертской школы № 23 Александр Федоров.
 В началеXIX века в городе вспыхнула страшная болезнь – холера. Она передавалась череззараженную воду. Что бы власти ни делали, остановить распространение болезнине могли. Единственным чистым источником оставался ключ, который бил у подножиявосточного склона горы Бесёновки. Здесь был поставлен караул из надежных людей,несших круглосуточное дежурство.
 Вскоре эпидемияпрекратилась сама собой, и в том же 1803 году жители завода на многочисленныедобровольные пожертвования на месте источника установили часовню. В ней поместилиикону Божией Матери «Живоносный источник». Как архитектурное сооружение часовняпредставляет собой кирпичную постройку в виде близкого к квадрату павильона,установленного на широком подиуме, сложенном из двух рядов каменных блоков.По краям основания ранее находилось железное ограждение, которое не сохранилось.
 Говоря языкомспециалистов, часовня построена в стиле классицизма – направления в архитектуреXVII — начала XIX в., которое ориентировалось на наследие античной культурыкак на норму и идеальный образец.
 Каждый из фасадов часовни, за исключением восточного, прорезан арочным проемом, два из которых – «ложные», то есть, по сути, арками не являются, они не служат опоройдля перекрытия стен, а сделаны только для красоты. Арки – полукруглые, или,как говорят архитекторы, полуциркулярные, а опираются они на пилоны (массивныестолбы).
 По угламфасадов – лопатки, плоские вертикальные выступы. На западном фасаде вместо лопаток– дорические колонны, названные так архитекторами в честь одного из древнегреческихплемен – дорийцев. Цоколь, или нижняя часть наружной стены часовни, лежащаяна фундаменте, – из гранита. Вместо карниза – выступа вверху здания – свес шатровойкровли (пирамидальной четырехгранной крыши) с крестом на вершине. Внутри сооружения– купольный потолок. Под полом, в центре, находится круглой отверстие, идущеевниз, в куполообразное помещение, в котором долгое время била вода из ключа.
 В серединеХХ века во время гидротехнических работ была нарушена система грунтовых вод,и ключ высох. В дальнейшем часовня использовалась под буфет, затем – под сапожнуюмастерскую. Долгое время здание пустовало, было частично разрушено. Сейчас часовнявосстановлена и стала неотъемлемой частью городского пейзажа.

 Ценностьлетописания

 Высокуюоценку книге «Лики и тайны «земли туманной» дала профессор Уральского государственногоуниверситета им. А.М. Горького Нонна Константиновна Эйнгорн.
 «Живая памятьпротивостоит уничтожающей силе времени, препятствует забвению того, чего забыватьнельзя, ведь известно, что тот, кто не помнит прошлого, не имеет будущего. Русскийфилософ Н.Федоров определял память как «воскрешение прошлого». Ради чего в летописяхмы «воскрешаем прошлое»? Ради настоящего и будущего, ведь пока мы помним, мыживем, пока нас будут помнить, мы будем жить. Ради жизни, ради ее продолженияи совершенствования существует труд памяти».
 …Достоинстводанной летописи – помнится в ней и доброе, и злое. А историческое зло и надопомнить, чтобы препятствовать его оживлению и повторению. Летопись – носительницане только народной памяти, но и народной мудрости. И в этом еще одна ее большаяценность. Летопись «земли туманной» сочетает в себе и народное самосознание,и народную память, и народную мудрость. В этом ее благородный воспитательныйпотенциал, пробуждающий чувство Родины, благодарную память и любовь к своимистокам, к своим предкам.
 Летописаниеисторической судьбы родного края способствует воспитанию чувства сопричастностик этой судьбе и желанию соединить свою жизнь и судьбу с судьбою родного края,с судьбою Родины.
 Пусть будетдевизом сысертских краеведов перефразирование слов А.С. Пушкина: «Еще одно,но не последнее, сказанье, и летопись продолжится моя».

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

 

В других номерах:

Духовные поучения

Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав: «С вестью о Христе, о спасении, которая теперь возвещается везде, мы видим вокруг много порока и разврата, которые иногда оказывают большое воздействие на наших сограждан»

Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 2 мая2007 года - Здравствуйте,дорогие друзья! В эфире программа «Духовное возрождение России». В студии ведущая,Полина Митрофанова.

 
Образование и воспитание

Верхотурское православное духовное училище: 5-й выпуск

 В Верхотурье– духовной столице Урала, где в Свято-Николаевском монастыре почивают мощи святогоправедного Симеона, находится православное духовное училище. Оно существуетс 2001 г.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс