Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 2 мая2007 года
- Здравствуйте,дорогие друзья! В эфире программа «Духовное возрождение России». В студии ведущая,Полина Митрофанова.
Я рада представить вам нашего уважаемого гостя, архиепископаТомского и Асиновского Ростислава, ректора Томской духовной семинарии. ХристосВоскресе, Владыка!
- ВоистинуВоскресе! Рад с вами встретиться в эфире, дорогие братья и сестры!
- Владыка, Томскаяепархия начала свое существование с 1834 года. Но уже перед началом ВеликойОтечественной войны практически не остается ни одного храма из более чем полуторатысяч, которые были перед революцией. Епархии фактически уже и нет. И тольков 1997 году она переживает свое второе рождение. Вы с момента второго рождениявозглавляете епархию. Что представляет собой Томская епархия на сегодняшнийдень? Вам пришлось сложно, у вас совсем не было храмов…
- Да, действительно,Томская епархия в настоящее время только возрождается, несмотря на то, что онаимеет очень давнюю историю. Еще на Московском Большом Соборе 1667 года былопринято решение о создании Томской епархии. В 1834 году она была образована.Великие святители трудились в пределах нашей епархии. В частности, почти двадесятилетия трудился причисленный к лику святых угодников Божиих святитель ХристовМакарий Невский, другие святители.
После революциибольшой удар был нанесен по церковной жизни, и все храмы были закрыты и разрушены.Последний в 1939 году закрылся, и возрождение духовной жизни пришлось в нашевремя начинать на пустом месте. К 1997 году, когда епархия возродилась, в Томскеи области действовало только пять храмов. Два из них в самом городе Томске,и три в сельской местности. К большому счастью, в пределах Томска и областисохранились многие дореволюционные церкви, хоть и были обезображены. Их передалиЦеркви, и мы приступили к их возрождению, восстановлению. В настоящее времяпрактически все они восстановлены, во всех совершаются богослужения.
Очень важнойсоставляющей духовной жизни Томской епархии стала возрожденная Томская духовнаясеминария. Она была образована еще в 1840 году, но после революции была закрыта.В 1991 году, когда Томск посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий,с ним встретились представители общественности города, рассказавшие о том, что Томск – вузовский город (действительно, он в Сибири известен как «СибирскиеАфины», у нас очень много университетов, институтов), но спектр образованияв нашем городе не может быть полным без духовной составляющей. Поэтому былопредложено возродить Томскую духовную семинарию, на что мы получили благословениеСвятейшего Патриарха. И семинария возродилась. Вначале долгое время она быласеминарией-скиталицей, потому что не было у нее ни своего здания, ни должногоколичества учебных пособий, но постепенно семинария все прочнее и прочнее становиласьна ноги. В настоящее время она – одно из лучших православных духовных учебныхзаведений Сибири, которое готовит священнослужителей не только для Томской епархии,но и для многих-многих епархий Сибирского региона. Пастыри, которые выходятиз ее стен, пользуются большой любовью, авторитетом среди паствы. Очень радостномне как ректору Томской духовной семинарии получать благодарственные письмаот Преосвященных Владык, которые благодарят за подготовку достойных пастырейЦеркви Христовой.
- У нас естьвопрос рабы Божией Анны из Жигулевска: «Владыка, мы празднуем Пасху в 12 часовночи. Но ведь еще Иисус Христос не Воскрес. Мы же празднуем ее на час раньше.Почему?»
- Вопросочень хороший. Спасибо вам за этот вопрос. На самом деле, Господь Воскрес и чудо Воскресения Христова принадлежит не какому-то конкретному времени, не какой-то конкретной эпохе. Христос Воскрес не просто два тысячелетия назад. Это чудопринадлежит не времени, а вечности. Мы каждый год, каждый воскресный день, каждыесемь дней празднуем Воскресение Христово, и каждый седьмой день недели именуетсянами воскресным днем, Воскресением Христовым. Поэтому празднуем ли мы праздникПасхи в полночь, либо в какое-то другое время –это сейчас человеческая условность.
Важно совершеннодругое. Когда мы празднуем праздник Святой Пасхи, важно, чтобы сердце наше открылосьперед Господом и чтобы мы стали не просто участниками Пасхальных богослужений,а чтобы жизнь наша прикоснулась к той таинственной, сокровенной жизни, котораянам открывается в Воскресшем Господе. Мы как верующие люди, когда приходим в храм и, прославляя воскресение Христово, поем не просто: «Воскресение Христовославим» или: «О Воскресении Христовом знаем», – а мы говорим: «Воскресение Христововидевше, поклонимся святому Господу Иисусу». Благодаря Пасхальному богослужениюмы приобщаемся к истине Воскресения Христова. А полночь – это дело условное.Праздник Святой Пасхи подобен солнышку: сначала солнышко приносит день и радостьсолнечного света жителям Дальнего Востока, потом день продвигается все дальшеи дальше на запад. Приходят новые сутки в Якутию, затем в Сибирь Восточную,в Сибирь Западную, затем день переступает через Урал, идет в Европейскую частьРоссии, в Африку, Америку и т.д. Свет Христова Воскресения подобен Cолнцу. Поэтомукогда мы с вами еще стоим перед Плащаницей и поем над ней песнопения ВеликойСубботы: «Не рыдай Мене, Мати», в это время наши братья и сестры в Якутии или на Дальнем Востоке уже час, а то и два поют: «Христос Воскресе из мертвых, смертиюсмерть поправ». Поэтому важно здесь не столько время, когда мы начнем петь гимнВоскресшему Христу Спасителю, а с каким настроением мы будем его петь. Нужнозаботиться, чтобы сердце наше было готово принять Воскресшего Господа, чтобыоно соприкоснулось с Воскресением Христовым.
А кто можетпознать истину Воскресения Христова? Далеко не всякий человек. Даже святые апостолысподобились явления Воскресшего Господа не в первую очередь. Почему? Потомучто они, когда Христос страдал, восходил на Голгофу, проявили малодушие, слабость,разбежались. А женщины сохранили Христу верность до конца, шли за Ним на Голгофу,присутствовали при Его распятии, как и ученик Христов Иоанн Богослов, – этиженщины первыми узнали от ангела, что Христос Воскрес. Верность делает нас причастнымиистине Воскресения Христова. Поэтому нам важно встретить Воскресшего ХристаСпасителя, прославлять Его, а не просто следить за стрелками часов, следитьза тем, чтобы сердце наше всегда, при всех обстоятельствах нашей жизни сохраняловерность Господу и в малом, и в великом. Мы помним, как Христос сказал, что верный в малом верен и во многом.
- Спасибо, Владыка!Вернемся к разговору о Томской епархии. Возрождение епархии – не только возрождениестарых и строительство новых храмов. Это в первую очередь возрождение духовнойжизни, жизни приходской. Это люди, которые приходят в храмы и потом несут духовноебогатство из храмов, в мир, в жизнь. Мы сейчас наблюдаем очень благодатное явление– в праздники храмы полны людьми. Даже места порой не хватает. Как в вашей Томскойепархии? Что это за прихожане? Что это за люди? Быть может, вам тоже уже не хватает храмов?
- Да, если20 лет назад пяти храмов хватало на всю обширную Томскую епархию, то в настоящеевремя уже и 80 храмов недостаточно. В большие праздники храмы полны людьми.И радуется сердце, когда мы видим возрождение духовной жизни во всех ее проявлениях.Эта радость иногда соседствует с грустью о том, что процесс духовной жизни в нашей стране далеко не однозначен. Весть о Христе, о спасении теперь возвещаетсявезде, во всех храмах, во всех монастырях, сейчас огромное количество духовнойлитературы издается, но вместе с этим мы видим вокруг себя много порока и разврата,оказывающих большое воздействие на наших сограждан, в том числе на молодежь,которая этим увлекается, повреждает от этого свою духовную жизнь. Поэтому задачавсех верующих людей не только свое сердце сберечь от этого тлетворного влияния,но и постараться, насколько это возможно, уберечь от соблазна, от греха нашихближних. Прежде всего, наших детей, внуков, приводя их ко Христу, в храм, в воскресные школы, чтобы сердце их оказалось защищенным от зла.
Мне вспоминаютсяслова преподобного Иоанна Лествичника в его знаменитой книге «Лествица, возводящаяна Небо», которую можно рассматривать как энциклопедию духовной жизни. ИоаннЛествичник пишет о том, что духовная жизнь человека похожа лестницу, по котороймы ступенька за ступенькой поднимаемся все выше и выше к Богу. Он пишет, что человек, который пребывает в вере, в Боге, подобен капельке ртути. «Когда ртуть,– пишет он, – попадает в какое-то инородное вещество, например, в мусор или в песок, то никогда не смешивается с этим, но сохраняет свою чистоту и целостность.Так и душа человека, пребывающая в благодати духа святого». Если мы хотим самисохранить себя от тлетворного влияния века сего погибельного, если хотим сохранитьот этого наших детей, внуков, нужно их воспитывать в духе Христовом, в духеБожием. Тогда мы действительно станем свидетелями подлинного возрождения духовнойжизни.
- Еще вопростелезрителя: «Владыка, объясните, пожалуйста, про молитву «Отче наш». Чтобымолитвой молиться, нужно ее понимать. Объясняют же ее все по-разному».
- Спасибоза ваш вопрос. Молитва Господня, а именно так именуется молитва «Отче наш»,является самой главной, самой важной молитвой. Потому что Сам Господь наш ИисусХристос на просьбу учеников: «Господи, научи нас молиться» сказал: «Молитесьтак…». И, по сути дела, процитировал им слова этой молитвы. Эта молитва настольковажна, что даже проверить, является ли человек православным и насколько он являетсядуховным, можно по этой молитве. Наши предки, благочестивые русские люди, дажеупотребляли пословицу: «Кто не знает «Отче наш», – сразу видно, что не наш».
В чем жеособая важность и значимость этой молитвы? Первые слова молитвы «Отче наш» ужеговорят о многом. Это значит, что мы именуем Бога нашим Отцом. А значит, мывсе дети нашего Небесного Отца. Это значит, что храм Божий, который являетсядомом Божиим, – и наш дом, наш отчий, родной дом, которого мы не должны избегать.В этой молитве, указывают святые отцы, мы называем Бога не просто «моим Отцом»,а «нашим Отцом». А если Бог наш Отец, то мы все, дети Отца, братья и сестры.А братьев и сестер связует одно общее – взаимная любовь друг к другу. В этомотношении вспоминаются слова знаменитого подвижника VII века преподобного АввыДорофея, который говорил, что Бог находится как бы в центре круга, а верующиелюди – на радиусах. И чем они больше приближаются к центру, к Богу, тем становятсяближе и друг к другу. Поэтому процесс нашей устремленности к Богу и взаимнойлюбви, которая нас связывает друг с другом, – процесс взаимно обусловленный.А что касается тех слов, о которых вы спросили, «иже еси на Небесех», это славянскоевыражение. Мы говорим: «Господи, иже еси», то есть «Тот, Который есть на Небесах».Мы обращаемся к Отцу нашему Небесному. Но вместе с тем мы помним и знаем, что Господь не заключается небесами физическими, куда мы часто обращаем свои взоры.Господь пребывает везде. Господь пребывает прежде всего с людьми, которые открытык Нему, и прежде всего Господь пребывает в чистом сердце человека. Поэтому,когда в 1961 году первый космонавт наш Юрий Гагарин полетел в космос, советскиегазеты в тот же день вышли примерно под такими заголовками «Небо без Бога»:первый человек оказался в космосе, Бога там нет. На это же время один благочестивыйчеловек, верующий православный профессор сказал, что навряд ли тот, кто Богане нашел на земле, найдет Его и на небесах. Действительно, Господь обретаетсяв чистом человеческом сердце. Сам Господь об этом сказал: «Блаженны чистые сердцем,потому что они увидят Бога» – вот путь к Богу: чтобы увидеть Бога, нужен намне космический корабль, не самолет, а чистое сердце. «В душу злохудожную не войдет премудрость», – сказано в Библии: в душе, которая заражена грехом, нетместа для Бога, для святыни. И поэтому – чтобы нам приблизиться к Богу, чтобыБог был действительно нашим Отцом, с Которым мы всегда пребываем, а Он пребываетв нас – нужно приготовить Ему место для пребывания, сделать так, чтобы Небо,о котором мы говорим: «Отче наш, который на Небесах», – это Небо, эти Небесаоказались в нашем сердце. Это важно, это очень значимо. Когда я беседую с паствой,встречаюсь со студентами, я им напоминаю одну мудрость, которую часто мы, наверное,слушали из уст наших родителей, когда были детьми. Нам всем читали сказку известногосказочника Андерсена, которая называется «Огниво». Там рассказывается о солдате,который возвращался с войны и вдруг попал в подземелье, заходил там то в одну,то в другую комнату. В одной комнате он нашел сундук с медными монетами. Онэтими медяками набил свой ранец, карманы, пошел в следующую комнату, там увиделсундук с серебром. А серебро было уже некуда поместить, и он вынужден был вытряхнутьмедяки, чтобы заполнить все емкости серебром. Но когда он зашел в третью комнату,нашел там сундук с золотом. Чтобы заполнить ранец и карманы золотом, он долженбыл расстаться с серебром. Так и мы, если мы хотим, чтобы подлинное духовноезлато, подлинная духовная ценность пребывала в нашем сердце, чтобы Господь там пребывал: мы должны вытряхнуть оттуда все мелочное, все тленное – все, что наммешает принять Бога.
А последниеслова этой молитвы призывают нас к всепрощению. Мы, обращаясь к Отцу нашемуНебесному, говорим: «Прости нам, остави нам долги наши, так же, как и мы прощаемдолжникам нашим», или «оставляем должником нашим» – так это по-славянски. То есть мы просим Бога: «Господи, прости нас, точно так же, как мы прощаем нашихближних». Эти слова молитвы Господней заставляют нас о многом задуматься. А если мы не прощаем, мы жестоки, взыскательны по отношению к нашим ближним, то эти слова являются, по сути, осуждением нас. Мы говорим: «Господи, как мы не прощаем, как мы жестоки, так и ты с такой же жестокостью подойди к нам». И Господьв Евангелии так и говорит: «Какой мерой меряете, такой и вам отмерится». Еслимы хотим, чтобы Господь являл нам Свои милость, любовь, снисхождение, – надолюбить наших ближних, прощать их, покрывать любовью их немощи и недостатки.
Когда к одномуподвижнику подошел ученик и сказал: «Я вижу брата, который преткнулся. Пойти ли мне и строго выговорить этому брату, или поступить как-то по-иному?», старецему сказал: «Если ты сделаешь брату замечание, то будешь Пимен. А если не сделаешьему замечание, но помолишься за него Богу и покроешь его своей любовью, то будешьАвва Пимен». Святые отцы показали, что милость намного выше, чем человеческийсуд, немощный и ограниченный. В этом смысл молитвы Господней, молитвы «Отченаш».
- Еще вопросот телезрительницы: «Раба Божия Валентина. Владыка, я только прихожу к вере.Мне 30 лет. Месяц назад я впервые была на Исповеди. Я к этому таинству готовиласьпочти год. В тот день было очень много людей. Когда я стала исповедоваться,расплакалась и не смогла все грехи раскрыть. Батюшка сказал, что как-то не вовремяя пришла, не в то время. Надо было разговаривать отдельно. Сказал, чтобы я приходилараз в месяц исповедоваться. На днях я опять пришла. Батюшка другой был на Исповеди.Я подошла, кратко рассказала свою ситуацию. Только хотела начать каяться, батюшкаспрашивает: «Ты в Бога веришь?» Да, говорю, конечно. «Веришь, что он грехи прощает?».Да. «А причащаться будешь?» Я даже не знаю, что ответить. Он говорит: «ЦелуйКрест, Евангелие. Иди с Богом». Я осталась в душевном смятении. Причащатьсяя не решилась. Я и так недостойна. Грехи на мне остались.
Владыка, подскажите,пожалуйста, в чем я неправа. Как у меня такая ситуация возникла? Как вообщемне найти духовника, чтобы исповедоваться?»
- Спасибоза вопрос. Найти духовника очень непросто. Порой это дело всей жизни. Нужно,чтобы ваше сердце лежало к тому или другому духовнику, доверило ему самое сокровенное.То, что вы такие первые имели опыты Покаяния и Исповеди, – уже неплохо. Потомучто это ваш первый шаг навстречу к Богу, и даже пусть вы не смогли пока сказатьвсе, что накипело у вас на душе, все, что там находится. Но вы этот шаг навстречук Богу уже сделали. А покаяние – дело всей жизни. Если бы даже у вас было времясо священником провести в Исповеди полчаса или час, вряд ли душа ваша смогла бы даже за это время раскрыться всецело перед Богом.
Мне вспоминаетсяслучай: я был еще молодым иеромонахом, служил в Троице-Сергиевой Лавре и по делам поехал в Москву. Ехал в электричке, и передо мной на лавочке сидели двеженщины – возвращались с дачи; одна была дачница с опытом, около 20 лет онаобрабатывала земельный участок, а другая дачница –начинающая. И начинающая жалуется,что вся ее дача заросла бурьяном, лопухами, травой. Говорит: «Приезжать могутолько на выходные. Прополю все, на следующие выходные приезжаю – снова всезаросло. Не знаю, что делать». Другая говорит: «А у меня на даче ни одной лишнейтравинки. Растет только то, что я сажаю». «В чем секрет?», – спрашивает начинающая.Та ей говорит: «Секрета никакого нет. Просто 20 лет у меня эта дача, и 20 леткаждое лето я практически не поднимаюсь с колен. Ползаю по грядкам, выбираювсе травинки, все корешки». Мне тогда подумалось, что точно так же строитсянаша духовная жизнь: так же и мы покаянием всю нашу жизнь из души исторгаем– корешок за корешком – греховные навыки, плевелы, страсти, которые у нас есть.
Конечно,первая Исповедь – это очень важно и значимо. Поэтому, чтобы вам облегчить этуглубокую, полную Исповедь, чтобы ваш ум не рассеивался на второстепенные дела,может быть, стоит вам вооружиться ручкой, листом бумаги, компактно записать,сделать такую подсказочку, шпаргалочку, и с ней пойти на Исповедь. Тогда вашепокаяние можно будет построить более организованно, более глубоко. Что касаетсяПричастия Святых Христовых Таин, то если вы воздохнули ко Господу, если вы искреннеимеете раскаяние в грехах и немощах, которые есть, то, конечно же, такая дажевынужденная, не по вашей вине совершаемая поспешная Исповедь не должна бытьпрепятствием. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христианин, если бы Господьсподобил тебя прожить на земле тысячу лет, и все это тысячелетие ты бы провелв подготовке к Причащению Святых Христовых Таин, то все равно был бы недостоин».Поэтому мы приступаем к Чаше Жизни не по нашему достоинству, а только по милостиБожией.
Что такоеПокаяние? Это не только возможность рассказать о тех или других обстоятельствахнашей жизни, грехах наших или немощах. Слово «покаяние» (а греки упоминают здесьслово «метанойя») значит «изменение, перемена» – когда человек шел в одном направлении,и потом вдруг понял: «Конец этой дороги – пропасть ада»; он разворачиваетсяи идет уже в другом направлении, все дальше и дальше от пропасти. Вот что значит«покаяние», «метанойя»: если вы осознали, что поступки, которые вы совершалираньше, греховные навыки, которые в вашем сердце появились, ведут вас к погибели,если вы возненавидели грех, возжелали идти другим путем, который ведет к Богу,– уже покаяние совершилось. Будут у вас и другие Исповеди. Главное не формальноэто выполнить, а чтобы действительно в нашем сердце было осознание греховностии раскаяние в грехах. Поэтому потихонечку беритесь за это дело и очищайте своесердце.
- Владыка, времянашего эфира подходит к концу. Замечательны слова Михаила Ломоносова, что могуществоРоссии будет прирастать Сибирью. К сожалению, ситуация наша пока такова, что населенные пункты с лица Сибири исчезают, и не только в Сибири – население страныстремительно сокращается. Но путь возрождения духовной жизни – это путь решенияи демографических проблем, о которых сегодня говорят, и могущества России, котораябудет прирастать Сибирью и другими регионами…
- Если мыповернемся своим лицом к Богу, Господь повернется к нам. Будем мы тогда благословенны.
- Спаси Вас Господи,Владыка! Благословите наших телезрителей.
- Господьблагословит. Христос Воскресе!
Беседовала Полина МИТРОФАНОВА
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
11 июля Перенесениемощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Прпп. Сергияи Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Сщмч. Василия диакона (1918);прмц. Севастианы (1938); сщмч. Григория диакона (1940).
В Сысерти состояласьпрезентация книги «Лики и тайны «земли туманной». Данный сборник создавалсядолго – в течение десяти лет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.