Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (432) → Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: «Семь храмов Ганиной ямы, выросшие из крови семи Царственных Мучеников, – для меня это чудо Божие»

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: «Семь храмов Ганиной ямы, выросшие из крови семи Царственных Мучеников, – для меня это чудо Божие»

№15 (432) / 15 апреля ‘07

Архипастырь

Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 28февраля 2007 года

 - Здравствуйте,дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

И сегодня нашу встречу мы посвятим ответам на вопросы телезрителей. Но отвечатьна них будет не батюшка, а Владыка митрополит. У нас в гостях митрополит Черногорско-ПриморскийАмфилохий, иерарх Сербской Православной Церкви. Здравствуйте, Владыка!
 - Здравствуйте!
 - Благословите,пожалуйста, наших зрителей.
 - Бог благословитвсех зрителей православного телевидения. Желаю всем очищения души и тела и радостногопраздника Воскресения Христова!
 - Итак, первыйвопрос, который нам прислали: «Каково отношение Церкви к книгам Льва Толстого?»
 - Это вопросдостаточно серьезный. Все знают, что в начале XIX столетия Лев Толстой был в трудном положении в отношении к Церкви. Церковь его фактически отлучила. В этовремя жил и святой батюшка Иоанн Кронштадтский, который был человек огромной,как мы это все знаем, любви. Но и он тоже был очень, очень строг к учению ЛьваТолстого. Многие роптали и на Церковь, и на святого Иоанна Кронштадтского: почемуони такого великого гения и писателя критикуют, так относятся к нему? Ведь Толстойбыл религиозным человеком. Но такое отношение Русской Церкви к нему не случайно.
 Почему? Потомучто Лев Толстой, очень глубокий и великий писатель, оказавший глубокое влияниене только на Россию, но и на весь мир, в то же самое время в понимании личностиХриста Господа очень заблуждался. Его понимание образа Христа было как бы философским,моралистическим, под влиянием, кажется, и восточных религий. Лев Толстой не понял основную истину Евангелия, христианства, без которой христианство – не христианство. Это истина о Христе как Богочеловеке. Он – Бог совершенный, и Он же совершенный Человек. Эта истина очень ясна была старшему современникуТолстого Достоевскому. Достоевский глубже понял Таинство Христа Господа, чемТолстой. Толстой, и не только он, но многие другие, был под влиянием морализма– как современного европейского, так и, может быть, религиозного восточного.А эта истина – основание христианства: отношение подлинное между Богом и человеком,между Божественной природой, Божественной личностью и человеческой природой,личностью. Толстой тут не шел так глубоко – остался, так сказать, на поверхностиморализма протестантского типа, и как я сказал, восточного, буддийского. ПоэтомуЦерковь, защищая именно эту истину о Христе, была так строга к писателю. Но не из ненависти к Толстому, а именно из любви, заботясь о спасении его души.
 Все знают,что в конце жизни Толстой был в поиске. Он все-таки понял, хоть и очень-оченьтяжело, это решение Церкви. Это доказывает его приход перед смертью в Оптинупустынь, к старцу Амвросию. Там он хотел исповедаться. Но старец Амвросий, конечно,не хотел навязываться – как и Церковь никому не навязывается. И Толстой не попалк старцу Амвросию. Около двух часов он гулял перед его кельей, но не попал к старцу. Это грустная история – со Львом Толстым…
 - Владыка, у нас звонок от телезрителей: «Сегодня я была на поминках, и стол, конечно, былне постный. А день постный. Я спиртное не пила, но пришлось все равно съестьсуп, второе и пирог. Правильно ли я поступила, или нет, и что мне теперь делать?»
 - Хорошобыло бы, чтобы вы со своим духовником об этом поговорили, который следит за вашей духовной жизнью. Все-таки мы знаем, какой порядок по уставу церковномуна дни поста. Надо соблюдать пост, как Типикон прописывает. Но если случится,как у вас, потом надо и исправиться, побольше попоститься.
 - То есть надосходить к своему духовнику, исповедаться, наверное…
 - Да, сходитьк своему духовнику, исповедаться.
 - Татьяна Ивановнаиз Екатеринбурга спрашивает: «Муж татарин. Прожили вместе 33 года. Зарегистрированы,но не венчаны. Муж не знает, крещен он или нет. Как можно это узнать? И венчатьсяон тоже не против». Можно ли им венчаться?
 - Конечно,можно венчаться. Если муж не знает, крещеный или нет, тогда нужно найти какое-то свидетельство, что он крещен. А если нет, тогда можно, чтобы батюшка его крестил.Тогда говорится при Крещении: «Аще не крещен, крещается раб Божий имярек». ПослеКрещения, конечно, им надо венчаться. Венчание никогда не поздно. Венчание –благословение Божие. У меня так случалось, что я венчал людей и в 80 лет.
 - Они не говорили,что их привело в 80 лет венчаться?
 - Знаете,очень разные случаи бывают. Вот одного человека забрали немцы во время войныв Германию. Осталась жена дома. И он долго оставался за границей. Не хотел возвращатьсяв Югославию во время коммунизма. Так прошло 30 лет. Я познакомился с ним, когдаучился в Греции. Он мне рассказал, что он без венчания и не видел свою невесту30 лет. Они пожили, может быть, несколько месяцев вместе. Я ему сказал: «Вот,дорогой, ты должен». Он говорит: «Ну, как же? Старую клячу венчать?». – «А нет,для этой святыни ты молодой, тебе 20 лет. Ты должен». И когда пришла его жена,мы их обвенчали. В маленькой церквушке это было. Очень интересно. Он был такойтолстый, она была маленькая, очень симпатичная. Она еще живет, но он умер. Царствоему Небесное.
 - Но зато ониуспели повенчаться.
 - Они успелиповенчаться. И я видел, что у него была радость. Жена говорила: «Ну вот, славаБогу, что нас венчали». И она была очень радостна.
 - Замечательныйслучай.
 - Да.
 - У нас еще одинзвонок: «Я звоню из Владимира. Меня зовут Лидия. Владыка, 2 года назад у меняумер сын, в 21 год. В его смерти виновата я. Я не оказала ему помощь, когдаон лежал в бессознательном состоянии. И он у меня умер. Как мне теперь жить?»
 - Господьзнает, виноваты вы или не виноваты. В конце концов, это таинство Божией любви.И единственное, что вам надо делать, это молиться Господу об упокоении душисына. А также в посте, молитве и покаянии совершать свою жизнь на земле, с любовьюко всем. Если ощущаете в себе что-нибудь, если ваша совесть беспокоит вас, –найдите какую-нибудь возможность помочь ребенку, молодому человеку, будто своемусыну. Чтобы этим как-то искупить свою вину в его смерти. Но я все-таки уверен,что это говорит ваше страдание за сына и ваша любовь. Но Бог призвал его, такчто остается нам только молиться Богу.
 - Владыка, говорят,что самое страшное горе – это пережить смерть своих детей. Как в этом случаене впасть в уныние, в печаль, в какие-то совсем жуткие трагедии?
 - Да, я знаютакие случаи. Повсюду это. Особенно матери страдают: матери ребенка носили под своим сердцем. Вот эти именно биологические связи даже доводили до границы сумасшествия…
 - А как не дойтидо этой границы?
 - Во-первых,надо утверждать веру, что человек, который умер, все-таки жив. Наш Бог не естьБог мертвых, но Бог живых. Люди, которые умирают, – живут. Тело воскреснет,а душа живет. И отчаяние, уныние – все это никакой пользы не имеет. И частослучалось, что, скажем, умершие являлись своей матери и говорили: «Не тревожьменя»…
 - Своими страданиями?
 - Своей тоской,унынием, черными каким-то ощущениями. Это вредит и матери, и человеку, которыйумер. Надо со страхом Божиим, с верою, с любовью, с молитвою, принимать смерть.Это воля Божия.
 Наш местныйсвятой, мой предшественник в Черногории, святой Петр Цетиньский, по преданию,наблюдал, как купается в Скадарском озере молодой человек. И он сказал оченьстрашное слово: «Дай Бог, чтоб этот молодой человек утонул бы в этой воде, гдеон купается». И он там утонул. И все были в полном ужасе…
 - Они не ожидалитакого…
 - Не ожидали.Они говорят: «Что же это? Как это?». А святой Петр говорит: «Вы не знаете то,что я знаю. Если бы этот молодой человек остался жив, он стал бы разбойником.И, чтобы предупредить его будущее, такое ужасное, Бог его раньше взял к Себе,чтобы сохранить». А мы этого не понимаем.
 Об этом жепишет премудрый Соломон в Книге премудрости: Бог взял кого-то молодым, чтобызло не коснулось его души. Таинство жизни, таинство смерти – совместные таинства.И только человек, который имеет подлинную веру в Живого Бога, и веру, что Богесть Бог живых, а не мертвых, и что жизнь не кончится здесь, на Земле, – толькотот будет понимать все глубины нашей короткой жизни на Земле. Почему Бог кого-то молодого взимает к Себе, другого ожидает до глубокой старости, – это тайна,и тут надо смириться. Смерть дорогого сердцу существа может привести к отчаянию,но может именно открыть сердце для Божественной любви и понимания этого таинстважизни, смерти, жизни до смерти и жизни после смерти. Вот так. Поэтому Церковьпостоянно и говорит, что Бог – не Бог мертвых, но живых. А Церковь, как ещепророк Иеремия говорил, – земля живых. В Константинополе есть монастырь Хора,который так и называется – «Земля живых».
 Кто веритв Бога, в вечную жизнь и вечный смысл человеческой жизни, – не станет отчаиваться.Конечно, и Господь плакал, когда умер друг Его Лазарь. Не правда ли? Да? Но все-таки это были плач и тоска с надеждою. И мы исповедуем в Символе Веры, что «верим в воскресение мертвых и жизнь будущего века». Что значит вся наша вера,если Господь не воскрес? Какой смысл в ней вообще? Тогда, как говорил Иов Многострадальный:«Проклят человек, который родился на земле, если жизнь кончается этим короткимземным существованием».
 - Спасибо. У нас еще один звонок: «У меня такой вопрос. Сейчас идет пост. А у меня племянниксобрался жениться. И он меня тоже на свадьбу приглашает. Мне стоит идти или нет?»
 - Можно емупосоветовать, чтобы он свадьбу отложил. Если это можно, это было бы самое лучшее.Венчания не может быть. Разве что регистрация, как у вас в России говорят. Нучто же, это он может сделать. Но все-таки хорошо бы было уговорить племянника,чтобы он отложил свадьбу до окончания поста. Тогда будет благословение Божие.Но тут уже вы по своей совести смотрите. Если он все-таки останется при том,чтобы регистрироваться во время поста, вы можете присутствовать, но, конечно,не можете ни веселиться, ни кушать скоромное…
 - То есть пойтиможно, но вести себя там…
 - Пойти можно,но вести себя как положено христианину.
 - Владыка, ещеодин звонок: «Скажите, пожалуйста, я слышала, что Церковь не молится за людей,умерших от алкоголизма. Я хотела бы узнать, почему? Насколько я знаю, алкоголизм– это болезнь».
 - Я не знаю,как тут у вас в России, но у нас Церковь запрещает молиться о них на Литургии.В частной молитве мы молимся за всех и за вся. Но на Литургии нельзя молитьсяза некрещеных, за самоубийц. А алкоголизм – это медленное самоубийство. Но все-таки,если человек был крещен, то, я думаю, по снисхождению за него можно молиться.Таких примеров много.
 Есть оченьинтересное предание о священнике, который имел этот порок. Епископ хотел снятьсан с него за это. Пригласил его, сказал, что если он будет продолжать, то будетнаказан. И священник искал исправления, но было очень трудно освободиться от винопития. А епископу явились тогда многие умершие, прося, чтобы он не наказывалэтого батюшки. «Почему, как?». Они говорят: «Он единственный, кто за нас постоянномолится. Он заботится о нас».
 Все-такиэтот батюшка потом поправился и освободился от своего греха. Но его молитвабыл действующей. Так и в этом случае. Надо молиться за этих бедных людей. «МилостиБожией бездны многие», как говорит пророк. А если умерший крещеный, я думаю,что и священник может молиться по снисхождению за этого человека. Ему нужнымолитвы.
 - У нас следующийвопрос телезрителей: «Я хотела бы Вам задать такой вопрос: видели ли Вы старцаПаисия? Если видели, расскажите о нем хоть что-нибудь».
 - Я толькочто был в семинарии вместе с архиепископом Викентием, и семинаристы мне задавалитот же самый вопрос – о старце Паисии. Я имел благословение Божие встречатьсяс отцом Паисием много раз. Еще с 1967 года. Первый раз я его встретил в Катунакии.Это самая глубокая пустынь афонская. Но помню и другие встречи с этим Божиимчеловеком нашего времени. Слава Богу, что уже и на русский язык его труды переводят.
 Это был именносовременный святой. Человек огромной любви к Богу и людям. Человек огромноготерпения, сострадания, человек любви ко всему Божиему творению.
 Я рассказывалсеминаристам один случай, который мне рассказал старец. Я был у отца Паисияна Афоне в 1987 году. И он жаловался, говорил:  «Вотсмотри, Владыка Амфилохий: мы, люди, исполнили грехом этот мир, и поэтому Бог,как во время пророка Илии, закрыл небо. Уже шесть месяцев на Афоне нет дождя,так что все страдают. И люди, и земля страдает. Но мы, люди, страдаем, потомучто мы виноваты, что так случилось, это казнь Божия. Но почему эти бедные маленькиеживотные, почему они страдают без какой-нибудь вины?
 Вот смотри,несколько дней назад пришла змея ко мне. Видно, там больше ни капельки водынет, она пришла и у меня как бы просит: «Дай мне немножко воды».
 У него былаособая чаша от старца Тихона, русского монаха, афонского подвижника. И отецПаисий говорит: «Ты знаешь, эту мою чашу я наполнил водой и дал змее. Она, бедная,все выпила и потом встала, подняла голову, как бы благодаря. Вот она – животноебессловесное, но все-таки знает, что нужно быть благодарной. А мы, люди, ни Богу не благодарны, ни друг другу не благодарны…».
 А я ему сказал:«Отец Паисий, ну как же ты змее дал воду? Если бы я там был, я бы… как сказать,– голову разбил бы ей». Он говорит: «Ты – дикий черногорец. Ты только хочешьубивать! Как же убивать бедное животное? В чем оно виновато?» Вот только одинпример наших встреч.
 Такая у негобыла сострадательная любовь, которая всех обнимала. И она через его подвиг,его пример духовный, его дела продолжается и до этого момента. Я ощущаю, что отец Паисий нас и вас, которые спрашивали, благословляет, и он слышит наш разговортут, в Екатеринбурге. Дай Бог ему Царствие Небесное, и его молитвами дай Боги нам духовного укрепления и просвещения.
 - СпрашиваетИрина Борисовна из г. Заречный: «Как прощать убийц?». Ирина Борисовна говорит,что она против того, чтобы собирать и отдавать деньги в тюрьмы, лучше эти деньгидетям отдать. Вот такая у нее позиция. Как Вы считаете?
 - Я считаю,что и детям надо помогать, конечно. Но не надо забывать и этих бедных людей,которые в каком-то безумии, или кто знает как, сделали ужасное дело. Не надоих забывать, потому что все-таки Господь ожидает покаяния каждого человека.Этот человек, как очень часто бывает, ребенком не имел любви ни от кого. А сегодняброшенных в детстве, вы знаете, и в России – сотни тысяч, о которых никто не заботится, которые живут где-то – без милости, без любви. И дичает душа, становитсядикой. А кто виноват? Вот этот мальчик, который становится взрослым, потом делаетдела неподходящие? Может быть, эта любовь, помощь, которую мы ему оказываемв тюрьме, возобновит образ Божий в нем, освободит его от ненависти, и даст емуБог дух покаяния. А Бог, пока жив человек на земле, ожидает его покаяния, имеетнадежду. Бог, Его любовь – глубже нашей любви.
 - Нам звонят:«Скажите, как отношение у Вас к ИНН? Номеру ИНН, который сейчас нам навязывают…».
 - Это новоеявление – биометрические номера. Знаете, это одна из проблем сегодня перед всемиправославными. Насколько я знаю, в Греции были огромные демонстрации. Миллионылюдей были против этих номеров. И когда мы разговаривали с отцом Паисием, онтоже был очень, очень строго против этого. И Московская Патриархия нескольколет назад искала какой-то другой способ учитывать людей, не хотящих получатьэти номера. И, слава Богу, насколько я слышал, в России есть эта возможность.
 У нас в странета же проблема. И наш Синод, и Собор об этом имели суждение. И просили правительствоСербии освободить людей от этого биометрического номера, чипа, как его называют.Я не знаю пока, что с этим решилось. Я думаю, правы те, кто защищаются от этогопроникновения в глубины сердца человеческого. И я думаю, что Церковь должнаоб этом заботиться и сделать все, что возможно, чтобы люди не получали этихчипов.
 - А почему Церковьпротив? Можно объяснить, чем это плохо?
 - Многие,наверное, читали знаменитую книгу Оруэлла, где описано, как современные технологиидают полное господство над человеком, возможность манипуляции человеческой личностью.Это основная проблема современного человека. А Церковь настаивает на свободе.Господь нас приглашает в Царство Свое: «Кто хочет идти за Мною…». Существуетопасность манипуляций через современные технологии, опасность обезбожения человеческойличности, порабощения. Первый раз в истории дается человеку возможность черезтехнологию войти в тайны человеческой души и «дирижировать» человеческими судьбами.Так что Церковь, которая приглашает к истине и свободе, не принимает ничего,что приносит опасность порабощения, господства над человеческой личностью, уничтоженияобраза Божия. А образ Божий в человеке состоит в свободе и возможности стяжанияблагодатной свободы в Боге и вечности. Церковь защищает человеческое достоинство,человеческую свободу.
 - У нас естьвопрос от телезрителей: «Могли бы Вы рассказать немного, какие новости сейчасв Черногории?»
 - Спасибовам за этот вопрос. Вы, конечно, знаете, что с мая прошлого года Черногориястала независимым государством. Конечно, это следствие многих событий, особеннопосле революции. В Сербии и Черногории живет один народ – один язык, одна ЦерковьПравославная. Большинство православных были за то, чтобы остаться вместе с Сербией,но там есть меньшинства, которые использовали и остатки коммунизма, и измененияпоследних лет. И вот несколько процентов людей все изменили. Такова реальность,что же тут поделаешь…
 С другойстороны, тут есть и опасности, угрозы для Церкви, потому что вместе с черногорскимсепаратизмом есть движение так называемой автокефальной черногорской церкви.Автокефалисты связались с несчастным Денисенко на Украине и с другим современнымраскольником. Это угрожает глубинным столкновением внутри населения в Черногории.Черногория – малое государство, 620 тысяч человек всего. Екатеринбург в двараза больше. Малое государство, а трудности большие. Мы все-таки надеемся, что Бог поможет.
 Церковь возрождается.Владыка Викентий был у нас и видел все. Когда я в 1991 году стал митрополитомЧерногорским, я принял 16 приходов и приходских священников. Теперь, слава Богу,увеличилось число священников. У нас есть семинария. Еще одна епархия возобновиласьв Черногории. Церкви восстанавливаются, монастыри. Есть и монахи, монахини.Народ возвращается, многие некрещеные принимают Крещение. Так что церковнаяжизнь усиливается. И это очень важно для нас, ведь Церковь – единственная сила,которая может преодолеть все противоречия в обществе. И залечить раны глубокие,которые остались в душе народа. Это ее роль. И я надеюсь, что Бог поможет, что так и будет.
 - Еще вопрос:«Скажите, пожалуйста, как Вам нравится Екатеринбург? Как Вас встречали? Каковывпечатления о наших людях?»
 - Я прилетелсегодня утром вместе с Высокопреосвященнейшим Владыкой Викентием из Москвы.Несмотря на раннее утро, 5 утра, нас все-таки встречали цветами. Большие такиебукеты… Это показывает цветущую душу и Владыки, и екатеринбуржцев. Еще в свойпрошлый приезд я посетил с Владыкой многие церкви. Был в Храме-на-Крови, потомна Ганиной яме, потом в Верхотурье были, в других местах. Я очень рад, что меняБог удостоил встретить Владыку Викентия и встретиться с народом Божиим. В Екатеринбургесамое для меня трогательное – Царственные Страстотерпцы. И я всем рассказываюо доме, в котором были убиты Царственные Страстотерпцы, и что потом случилосьна Ганиной яме. Я был в изумлении, что из этой мученической крови, из этогострадания вырос такой чудесный храм в Екатеринбурге. И семь храмов, где сожглисемь Царственных Страстотерпцев. Семь храмов из их мученической крови. Для меняэто прямо чудо Божие. Это показывает, что Господь не оставляет праведников,что Бог не оставляет народа Своего, Церковь Свою. И что после таких испытанийи распятий Церкви и народа Божия приходит Воскресение, как это видно в Екатеринбурге.Я многим об этом рассказывал. Само событие убийства Царственных Страстотерпцев– это историческая грань мирового масштаба. Так же, как и провозглашение их святыми. И эти храмы на их крови – именно явления мирового масштаба.
У  нас тожепостроили маленькую часовню в честь Царственных Страстотерпцев около русскогомонастыря на побережье моря. В прошлом году было освящение, народ собрался.Кстати, должен сказать, что в Сербии (это Македония теперь), на Охриде былабашня, и на верху этой башни часовня. Владыка, святой Николай Охридский и Жичский,в 1930-х годах построил эту часовню в честь Царственных Страстотерпцев. Намногораньше, чем в России. К сожалению, наши коммунисты после войны уничтожили этубашню. Но это все-таки показывает и любовь нашего народа, и понимание того,что случилось. И что именно праведники побеждают, в конце концов. И Бог побеждает,и Он управляет судьбами народов и человечества. Потому я с радостью откликнулсяна приглашение Владыки Викентия и радуюсь, что возрождаются и город, и народ,и Церковь. Видно, что есть будущее и у этого города, и вообще у России.
 - Спасибо. У нас следующий вопрос телезрителя: «Я хочу задать вопрос моей девятилетней внучки.У них в школе факультативно читают Священное Писание. И вот она у меня спрашивает:«Я знаю, что Бог создал все и всех. А может ли Он Сам Себя создать?» Я не знаю,что ей ответить».
 - Знаете,этот вопрос остался с советских времен, с большевистских времен. Его придумалилюди, которые занимались борьбой против религии. Там был целый особый комитет.В России это хорошо знают. Это абсурдный вопрос. Можно создать что-то, чегоне существует, или переменить, что существует, дать ему новый какой-то вид,новый образ. Но Бог, Который вечен, – в Его природе быть несозданным. Поэтомунельзя ставить так вопрос. Если Он Несозданный, то как можно еще создать Несозданного?Бог благословит маленькую девочку, что у нее такие вопросы. Это показывает еебогоискательство, ее душа ищет Бога. Это очень полезно.
 - Телезрительницаприслала вот такой вопрос: «Когда ударят по щеке, говорят, что нужно подставитьдругую». Она согласна даже свой глаз отдать. А вот когда обижают ребенка, как поступать? Она готова на защиту ребенка идти буквально с топором.
 - Это оченьтрудный вопрос, конечно. Есть в Древнем Патерике такой рассказ. Какой-то монахпришел у старца спрашивать, как надо ему спасаться. Он сказал: «Если кто тебедает по щеке, ты подставь другую». Монах говорит: «Отец, я это не могу». «Еслине можешь так, ты претерпи этот удар». Он говорит: «Боюсь, что и это не могу».Старец говорит: «Если не можешь претерпеть, хотя бы не возвращай той же самоймерою». Он говорит: «Я боюсь, что и это для меня трудно». Тогда старец думает:«Первое он не может. Может быть, и другое не может. Но третье – не хочет. Дамему что-нибудь покушать, и пусть он идет домой».
 Интересныйрассказ. Эта заповедь Господа – конечно, масштаб вечный для человека. Это то,что Господь ждет от нас. Он уже Сам это выполнил. И не ждет того, чего Он не выполнил. И Его любовь к ближнему не только как к Себе Самому, но больше этойлюбви. А большей любви, чем свою жизнь жертвовать для другого, нет. Это Еголюбовь, и мера Его любви. Это и мера Его заповеди. Но мало таких людей в истории.
 Все-такиэто для нас указание единственного способа разрешения всех человеческих несчастий.Но, как и этому монаху, трудно нам его исполнять. Особенно когда это случайс ребенком, с невинным человеком. В Ветхом Завете есть какая-то логика, котораянам понятна… Я помню, когда я был студентом, меня спрашивали насчет Льва Толстого.Я был немного сторонником его учения о непротивлении злу. Он говорил, что не надо возвращать той же мерою. Но в квартире, где я жил с другими студентами,в Белграде, ночью я увидел двух студентов. Была зима, снег, ночь. И я услышалкакие-то крики со двора корпуса, где мы жили. Я посмотрел, а там один студентдругого бьет без милости. Этот кричит и говорит: «Брат родной, я не виноват.Прости меня, прости меня!». А тот его ногой в голову с такой ненавистью… ужасно.И снова его ногами. И я говорю честно, если бы у меня в эту минуту было ружье,я бы стрелял. Да, я стрелял бы, потому что другого способа нет защитить невинногочеловека, который страдает, освободить его от этого безумия.
 Поэтому и Церковь оправдывает оборонительную войну, самооборону оправдывает, защиту народасвоего, защиту святыни, детей своих. Это благословлял и святой Сергий Радонежский.На войну благословлял. Наш святой Петр Цетиньский, мой предшественник (он в 1830 году упокоился), сражался с турками. Он просил турецкого Махмуда-пашу:«Паша, прошу тебя, не делай зло моему народу и моему государству. Мы не имеемничего против тебя». И потом сказал, когда паша этого не захотел услышать и уже приготовили войско: «Ну вот, если правда, Махмуд-паша, на твоей стороне,пусть первая пуля меня убьет. Но если правда на нашей стороне, тогда пусть Богмежду нами будет судья». Не говорит: «Тогда ты чтобы погиб», но: «Пусть Богмежду нами будет судья».
 И что жебыло? Было около 4 тысяч черногорцев, сербов, которые сражались против 30 тысячтурок. Это был 1796 год. И в конце концов, что случилось? Принес голову Махмуд-пашиБушатлии какой-то молодой человек. Это как Давид, пастух, который сражался с Голиафом. Вот, то же самое. Принесли срубленную голову паши Бушатлии святомуПетру, и он сказал: «Вот паша, Бог между нами, Он был судья». И дал благословение,чтобы мы сохраняли этот череп Махмуд-паши Бушатлии. Если приедете на Цетинукогда-то, я вам покажу с одной стороны мощи святого Петра Цетиньского, святогочеловека, а с другой стороны, в библиотеке, – череп Махмуд-паши Бушатлии.
 Святой Петрсказал: этот череп надо сохранять. Почему он это сказал, мы не знаем. Но мыуважаем его благословение до сих пор. И он сказал: «Проклят каждый, который бы уничтожил этот череп. Пускай он остается свидетельством правды Божией». Оченьсерьезная, конечно, это проблема – и война, и защита невинных. Господь не сказал,чтобы не бороться против зла. Но бороться надо правильным способом, которыйсогласен правде Божией.
 - Спасибо Вамза интереснейшую беседу. Владыка, благословите, пожалуйста, наших зрителей.
 - Благословениевсем зрителям православного телевидения. С праздником Воскресения Христова!Храни вас Господь!

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН

Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий: «Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь»

(Окончание.

 
Пасха Христова

Господь все еще доверяет людям!

 Событие,потрясающее всю суть человеческую, – схождение Благодатного Огня. С каким душевнымтрепетом каждый год ожидают тысячи людей, стоящих у Гроба Господня, и миллионыхристиан, собравшиеся в храмах Божиих, этого величайшего чуда.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс