Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (429) → Ответы архиепископа Викентия и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№12 (429) / 22 марта ‘07

Архипастырь

(Окончание.

Начало в № 11)

 - У нас звонокот телезрителя из Молдавии: «Это Ваши земляки из Молдавии, Владыка. Хочу Вамвыразить огромную благодарность за православное телевидение. Нам очень приятнопочти ежедневно смотреть на нашего Архипастыря, земляка, который такие огромныетруды приносит на благо Православия, на благо единства Православной Церкви.Желаю Вам приятного поста, и дай Бог, чтоб с радостью особой и великой встретилиХристово Воскресение!»
 АрхиепископВикентий:
 - Спаси ГосподиВас.
 - Спаси Господи,Владыка. Благословите всю Молдавию.
 - Бог благословит.
 - Поступил вопросот телезрителя: «Когда Америка бомбила Сербию некоторые утверждали, что Россияпредала Сербию. Хотелось бы услышать мнение нашего Владыки и Владыки Амфилохия.Неужели мы предали братский народ?».
 МитрополитАмфилохий:
 - Конечно,русский православный народ никогда не предавал своих братьев. Мы вспоминаем,и это важно вспомнить здесь, в Екатеринбурге, что Царь Страстотерпец НиколайII в 1914 году, когда Австро-Венгрия и Германия поставили ультиматум Сербиии Черногории, поддержал Сербию и Черногорию. Он вступил в войну ради защитыСербии и Черногории. Многие говорят, что это принесло трагедию, которая случиласьвпоследствии в России, во время октябрьской революции. Останься Царь и русскоецарство вне этого сражения европейского, – история пошла бы по какому-то другомуруслу. Но во всяком случае Россия показала пример жертвенности для своих братьев.
 Я встречалсясо многими русскими во время бомбардировки и после нее, и понял, как глубокосострадание русского православного народа страждущему нашему народу в Сербиии Черногории, Боснии, в Косово. Народ русский всегда сострадал и помогал нам;может быть, политики – не всегда, но это уже другой вопрос.
 Мы все-такинадеемся сегодня на справедливое разрешение самого серьезного вопроса – вопросаавтономии Косово и Метохии. Ахтисаари, представитель Объединенных Наций, поддерживаетнезависимость Косово, и в этом большая опасность. Мы надеемся, Бога молим, чтобыРоссия, Президент Путин в эту минуту сказали свое слово в Совете безопасностиООН. Сказать только: «Нет». И этого хватит, это «нет» будет спасением нашегонарода, спасением Православия на Балканах и залогом подлинного, уравновешенногорешения этой проблемы, от которой зависит не только судьба нашего народа, но и будущее Европы. Дай Бог, так и будет.
 - Спасибо, Владыка.
 АрхиепископВикентий:
 - Что касаетсянарода России, то народ православный очень переживал в те тяжелые, страшныедни, когда шла жестокая бомбардировка, и издевательство над народом, когда на самолетах писались слова «Христос Воскресе», или на бомбах – Пасхальный «подарок».Очень неприятно было слышать, видеть эти издевательства. Но народ очень переживал,молился. Святейший Патриарх Алексий тоже показал свою любовь к сербскому народуи в те годы, по-моему, дважды был в Сербии…
 МитрополитАмфилохий:
 - Три раза…
 АрхиепископВикентий:
 - Наш Патриархслужил вместе с сербским народом. Молился Богу, чтобы Господь умирил народы…
 МитрополитАмфилохий:
 - Был в Косово,был в Боснии. Я помню, мы были вместе – вертолетом от Белграда до Сараево, военнойграницы. С одной стороны мусульмане, с другой – сербы. Я помню такую картину:Святейший Патриарх Алексий в белом клобуке входит внутрь огромного американскоготанка. Он с нашим Патриархом идет в зону, где не только пулеметы стреляли, но еще и бомбы падали. Это для меня осталось незабываемо.
 Он был в Белграде в храме святого Саввы в самые трудные времена. Очень часто писал письмадля общественности, письма поддержки, сострадания. Вот в этом выражался и выражаетсядух русского народа.
 - Спасибо,Владыка, у нас есть телефонный звонок: «Как в настоящее время рассматриваетсявопрос о финансировании православных школ в России из государственного бюджета?
 И второй, еслиможно: «Как развиваются православные школы в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском?Спасибо».
 АрхиепископВикентий:
 - Финансированиеправославных школ это, конечно, вопрос нашего государства. Он решается, но покаутешительного ответа еще нет. Но надеемся, что все решится. Вы знаете, былиу нас недавно Рождественские чтения в Москве, в Кремлевском Дворце. Вот ужеXV чтения, и на этих Чтениях и Святейший наш Патриарх, который говорил, как и многие выступающие, о преподавании в школах «Основ православной культуры»,чтобы люди могли получить навыки нравственной жизни, очень важные для укреплениянашего государства. Потому что те проблемы, которые мы имеем сейчас, – и наркомания,и ВИЧ-инфекция, венерические заболевания и СПИД, брошеные дети – проблемы безнравственности.Это следствие того, что в школе нет такого направления, как нравственное воспитаниедетей. Я думаю, уже все поняли: очень важно и очень нужно – воспитание детей.Просто необходимо сейчас разработать механизм, как это вести в школах на должномуровне. И я думаю, что государство тоже заинтересовано, чтобы в нашем обществебыли люди воспитанные, люди нравственные, духовные, и чтобы меньше проблем было.Государство сейчас вкладывает огромные средства в борьбу с последствиями нашихгрехов и безнравственности общества. И в детские дома, и в детские учреждения,и в лечение людей от СПИДа, от наркомании и т.д. Это огромные средства. Я думаю,сейчас нужно немножко подумать, остановиться, и вкладывать средства в нравственность,в духовность. Тогда мы высвободим средства содержать людей, которые нуждаютсяв помощи, попавших в беду от своей безнравственной жизни. И это все поняли,сейчас все знают и все понимают. Тут нужна сила воли, чтобы те, от кого этозависит, могли принять твердое решение, помочь нашему обществу выйти из этогонравственного кризиса, который, к сожалению, ведет к самоуничтожению нации.К этому, я думаю, мы придем. Нужно молиться, и нужна активность со стороны родителей.Потому что родители должны тоже иметь попечение о своих детях и просить у директорашколы преподавать в школах «Основы православной культуры». По нашему закону,по требованию родителей директор школы обязан дать возможность преподавать нравственностьи духовность Православния. Мы знаем, что в учебный процесс сейчас должны включатьсяв том числе и родители. Программы в школах должны быть в какой-то степени апробированы,одобрены родителями. Если родители имеют такой вес в учебном процессе, они должныбыть активнее, не бояться и не думать, что кто-то что-то сделает их сыну или дочери за то, что родители так усердно требуют в школах преподавания «Основправославной культуры».
 У нас, к сожалению, еще не стерся ложный страх со времен советского периода. Страх «как бы не повредили моему сыну, моей дочери мои пожелания». Надо настойчиво добиваться,чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры» и не преподавалось«половое воспитание» или что-то другое, деструктивно действующее на психику,на нравственное воспитание молодого поколения. Я знаю, что многие желают этого,но как-то побаиваются. Этот страх уже опасен для блага нашего общества, потомучто нет твердости, нет решимости родителей, а дети воспитываются в очень тяжелыхнравственных обстоятельствах, когда в школах утверждаются приоритеты безнравственности,бесчинства, когда понятие о целомудрии осмеивается и т.д. И считается даже доблестью,если мальчики, девочки познали друг друга и живут плотской жизнью в юном возрасте.А те, кто хотят целомудрия, – они, бедные, находятся в очень трудном положении,их высмеивают, они не знают, как себя вести.
Надо переломить это, чтобы целомудрие и нравственность были приоритетом и доблестью,честью молодого человека.
 - Спасибо, Владыка.И вновь в нашу студию дозвонился телезритель: «У меня вопрос к Владыке Амфилохию.Даже три вопроса. Первый: каковы сейчас отношения Сербской Православной Церквис инославными, в частности, с католиками, мусульманами? Второй: продолжает лиАмерика вмешиваться во внутренние дела Сербии, и, в частности, в дела ПравославнойЦеркви? И, наконец, третий вопрос: были ли гонения на Православную Церковь в Сербии во времена правления коммунистов? Спаси Господи».
 Митрополит Амфилохий:

 - Мы живемстолетиями вместе с католиками и мусульманами, так что исторический опыт наснаучил, как найти какое-то равновесие в отношениях и взаимоуважение. Конечно,были и трудности, особенно когда войны бывали, катастрофы, «домашние» и международные.Как это было во время первой мировой войны, во время второй мировой войны, и,к сожалению, в наше время, после 1991 года. Церковь, конечно, всегда стараетсясохранить чистоту своей Веры Православной, и жизнь согласно веры. Мы знаем,нам передали Отцы Церкви, что это благо вечное и ответственность сохраненияПравославия – основная наша ответственность как христиан и как поместной Церкви.
 С другойстороны, именно Церковь нас учит уважать каждого человека, потому что из кровиодного человека – кровь всех земных людей и народов. В этом отношении Церковьнас учит, что мы все братья по природе человеческой. Каждый человек содержитв себе образ Божий, по образу Божиему создан. И, конечно, если мы Бога почитаеми уважаем, Ему поклоняемся, тогда должны уважать и достоинство каждого Его образа,каждого человека на этой земле.
 Второй вопрос– вмешивается ли Америка во внутренние дела Сербии и Черногории. Конечно, вмешивается.Вы можете сегодня приехать в Белград и там увидеть главную улицу князя МилошаОбреновича, на которой стоят до сих пор огромные, центральные здания столицыСербии, которые бомбардированы американцами. Это прямо позор и что-то непонятноедля здравомыслящего человека – двадцатое столетие христианские европейские народыпровожали бомбардировкой одного грешного народа, все-таки христианского народа.Это факт, грустный и значительный факт, который ищет ответа: что же это случилосьс христианством, с христианской культурой, со здравым смыслом, если таким образомлюди счита- ют возможным разре- шать проблемы, которые существуют в каком-нибудьрегионе мира. Без объявления войны начать бомбардировать, бомбардировке датьимя «Милосердный ангел»? Что же это? Это мало сказать фарисейство, это лицемерие,это какой-то сатанинский дух в поведении. И это вмешательство продолжается.Конечно, это всегда имеет оправдание: вот, там был Милошевич. Я говорил американцам,с которыми встречался: «Если вы считаете, что виноват Милошевич, вы знаете,где находится его дом на Дедине. Возьмите одну бомбу и бомбардируйте Милошевича.Почему вы уничтожаете мосты, школы, убиваете людей, детей. Почему так?».
 Вот и непонятно.Вмешательство продолжается. И, к сожалению, плод всего этого – положение, в котором сегодня находится Косово и Метохия. Там уничтожены 170 церквей и монастырей,которые сохранились во времена пятисотлетнего Оттоманского ига. Они уничтоженыименно во время присутствия Евросоюза, американских войск, Кейфора в Косово.Почти 50 тысяч военных там было, которые пришли защищать, а не дать повод для уничтожения. Все разрушили и приготовляются провозгласить «независимость» этогоместа, которое принадлежит сербскому народу. Всю историю там центр его духовности,Церкви, государства, культуры. Там 1300 храмов и монастырей. Каждые 200–300метров там находишь новый храм или останки храма, который разрушен. Там мощинаших архиепископов, патриархов Печской Патриархии, там мощи святого короляСтефана, великомученика Дечанского, монастырь в Дечанах, «Богородица Левишка»…Это шедевры мировой христианской культуры. Это все в опасности уничтожения в наше время, в начале XXI столетия. Поэтому я и сказал: дай Бог сил президентуПутину сказать «нет» независимости. Потому что это будет причиной новых несчастийна пространствах Европы. Во-первых, это попрание международного права, всехдеклараций от 1948 года, которые защищают независимость существующих государств,признанных в мировом масштабе. Косово – органичная часть Сербии как государства.Так было веками, и так признано в 1913 году, 1918 году, 1941 году, 1945 году,1999 году.
 Что же сегодня?Если такое попрание прав государства, тогда и раздробление государства. Завтрабудет Баския в Испании, Корсика во Франции, будет Нагорный Карабах, будет Закавказье,Абхазия – вспомнили только некоторые. Будет то же в Америке. Я у одного послаамериканского спрашиваю: «А почему вы строите стену длиной 800 км на границес Мексикой?». Почему строят? Чтобы мексиканцы не могли входить в Америку, и чтобы эта часть Америки завтра не пожелала стать «независимым» государством…
 И третийвопрос: о положении Сербской Церкви в советское время.
 Вы знаете,как это было у вас, но все-таки Россия приняла первый удар 1917 года. И это– мученичество, как было в первые три века христианства – мученичество и страданияЦеркви. Я сказал бы, это мученичество и страдание, гонение Церкви началось с 1917 года. Но, конечно, и второй удар, может быть, третий, мы его получили –продолжение этого атеистического понимания жизни, которое принято было у наси стало идеологическим принципом. Оно оставило трагические последствия у нас.В конце концов, все, что у нас совершалось последние 15 лет – гражданская война,разложение государства – это на самом деле последствия духовного и нравственногоуклонения от ценностей, которыми народ жил веками. Без духовных и нравственныхоснований нет счастья народам и государствам. И то, что сегодня происходит в Косово, – тоже следствия большей части этих постреволюционных событий. Интересно,что во главе террористического движения в Косово и Метохии, фракции албанцевбыли марксисты, ленинисты мао-цзедунского направления. Вот что интересно. Мывидим последствия, но все надеемся. Возобновляется и духовная и церковная жизнь.В этом и роль Церкви: помочь возобновлению духа и нравственности. И через возобновлениеи возрождение народа помочь подлинным братским отношениям между людьми и народамии у нас, и у вас, и повсюду в мире.
 - Спасибо, Владыка!Спасибо Вам за ваши ответы. Благословите наших телезрителей и радиослушателейна окончание Великого поста.
 Митрополит Амфилохий:

 - Бог благословит.И дай Бог нам и покаяния, и преображения духовного, чтобы наш пост был постоми тела и души. И чтобы мы приготовили себя стать храмом Божиим и храмом силывоскресшего Христа и Его света вечного, бессмертного, который Господь нам даровал,– и нас, смертных, преходящих, ничтожных, сделал храмами славы Своей и Своеговечного Царствия Небесного.

(Продолжениеследует)

Беседовал Илья ЮКОВ

Расшифровка аудиозаписи и фото – Денис ДЕНИСОВ

 
Церковный календарь

Дни памяти Святых

 21 марта Прп. Феофилактаисп., еп. Никомидийского (842–845). Сщмч. Иоанна пресвитера (1923). Мч. Владимира(1942).

 
90 лет со дня явления иконы Пресвятой Богородицы «Державная»

Патриаршее слово в день 90-летия обретения Державной иконы Божией Матери

Собратья архипастыри! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Я сердечноблагодарю отца настоятеля за слова приветствия и поздравления с 90-летием явленияДержавной иконы Божией Матери.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс