Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (431) → Ответы архиепископа Викентия и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№14 (431) / 8 апреля ‘07

Архипастырь

В этой теме:

Архипастырь
Новая книга!

(Продолжение.

Началов №№ 11–12)

 - Ольга из Первоуральсказадает вопрос: «Много читаю в книгах и в газетах, что мало становится святостии благодати в Церкви. Что такое благодать, и чувствуют ли ее священники и простыелюди?»
 МитрополитАмфилохий:
 - Ну, этоне нам судить, сколько благодати есть и кто ее ощущает. Это только Господь видити Господь знает. Может быть, там, где нам кажется, что мало благодати, – там именно она действует. Когда-то всему миру казалось, что мало благодати в России,что там в разгаре ужасная революция, и в постреволюционное время убиты миллионыневинных людей. Там богоборчество, подобного которому никогда в истории не существовало.Там «умножение греха», но, как говорил святой апостол Павел, «умножением грехаумножается благодать Божия».
 Посмотримздесь, в Екатеринбурге… Для меня всегда потрясающее чудо – побывать в Екатеринбургеи видеть место, где стоял ипатьевский дом, где совершилось злодейство в историческихмасштабах. Злодейства такого типа редко совершались в истории. Понимаешь: люди,вражда есть – убили друг друга. Но убить Царя, убить невинных детей, на кускисечь, сжечь кислотой – это вне человеческого здравого смысла. Это что-то сатанинское,это триумф демонического зла, триумф расчеловечения человека. С одной стороны,смотришь, это тут случилось. А с другой стороны, сегодня из этого ужаса вырослакрасота преображения мучеников в Царственных Страстотерпцев. Их дела отраженыв этом чудесном храме, который возник на месте убийства. Пойдешь на Ганину яму,смотришь на семь храмов, которые находятся в лесной глуши, вдыхаешь, как пахнетземля, – пахнет небесною красотою, мученичеством, каким-то новым достоинствомземли, леса, человека, Страстотерпцев Царственных. Смотришь на все это и понимаешь:там, где умножился грех, благодать Божия умножается…
 Есть ли благодатьу священника? Господь знает. Благодать у каждого крещеного человека присутствует,но от нас зависит, сколько мы умножаем, открываем эту благодать, чтобы она свидетельствовалао себе. Она есть, но всем нам: и епископам, и священникам, и мирянам – надоподвиг. Благодать есть, но надо, чтобы она действовала в нашем сердце, нашемуме, наших деяниях. И если она действует, тогда мы и видим присутствие Божие.
 Я вам расскажуслучай с нашим Владыкой Николаем Жичским и Охридским. Я очень рад, что в последниевремена многие его сочинения, его письма переведены на русский язык. Он былв фашистском лагере Дахау во время второй мировой войны вместе с нашим патриархомГавриилом Дожичем. Софья Зернова, из знаменитой русской семьи Зерновых (ее братНиколай был потом профессором Оксфордского университета), имела приют во Франции,жила после революции вместе с семьей в Белграде, и там познакомилась с ВладыкойНиколаем, была его духовной дочерью. Когда Владыка Николай вышел из Дахау, онивстретились где-то в Европе. Она его спрашивала: «Владыка святый, как же там было, в Дахау?». Он говорит: «Сестра Софья, несколько минут, которые я прожилв Дахау, для меня важнее всей моей жизни! Я отдал бы всю жизнь для этих несколькихминут!» «Как?» – говорит она. «Ну вот я сижу там в тюрьме, в этой комнате, келиив Дахау, и молюсь Господу: «Господи, я прах и пепел. Возьми душу мою». И Богвзял меня, и показал мне такую красоту Царствия Небесного, что я сказал: «Господи,я не готов. Возврати меня назад». И снова молился: «Господи, я прах и пепел.Возьми душу мою». И снова Бог меня взял. Сколько длился этот промежуток времени,я и не знаю. Но снова Бог мне показал такую красоту и свет Царствия Небесного,что я снова сказал: «Господи, я не готов. Возвращай меня». И третий раз я тожесказал: «Господи, я прах и пепел. Возьми душу мою». И третий раз Бог мне показал,что глаз не может видеть, ухо не может слышать, ни на сердце человеку не можетприйти. Вот эти минуты, которыми я жил в Дахау». А Дахау – это ад современнойЕвропы, был и остался им. Но в этом аде такой свет благодати Божией! Именноо нем пишет великий святитель Церкви Христовой святой Григорий Палама, архиепископСолунский, которого мы завтра прославляем. Ему посвящена неделя вторая поста.Фаворский свет, вечный. Вот, в аде Дахау Владыка Николай видел Бога. И спрашиваетего офицер СС: «Как ты можешь верить в Бога? Ты же ученый человек. Как это можно– верить в Бога?» Владыка говорит: «Ну, нет, я не верю в Бога». «И слава Богу»,– говорит офицер, что есть церковный, великодостойный, который в Бога не верит.А Владыка Николай говорит: «Я не верю в Бога. Когда был младше, мальчиком, я верил. А сегодня не верю – я знаю Бога, я видел Бога».
 Вот, естьблагодать или нет благодати? Есть благодать! Слава Богу. Много наших слабостейчеловеческих, но жив Господь Бог, и жива будет душа наша, и жива Церковь Христова.Все живет в распятии православного русского народа. С одной стороны, огромнаяволна зла, ненависти, расчеловечивания человека, но с другой стороны – тысячи,сотни тысяч душ, которые жертвовались для имени Христова, – епископы, священники,монахи, монахини, верующие, Страстотерпцы Царь и Царица, их дети. Была там благодатьили не было? Из крови мучеников рождается новая семья для христиан. Благодатьжива, и наша сестра Ольга пусть не сомневается, что благодать есть. Только намнадо работать, чтобы благодать более действовала в нас.
 - Спасибо, Владыка.Вопрос Владыке Викентию: «Строятся храмы. Где надо и где не надо. А я атеист,но Бог у меня в душе есть. Зачем мне храм?». Владыка, ответьте, пожалуйста,на вопрос о строительстве храма «Большой Златоуст», а потом попросим Владыкумитрополита Амфилохия.
 АрхиепископВикентий:
 - Я уже говорил,что в нашем городе очень мало храмов. Хотя визуально кажется – много, на самомделе очень мало. У нас 25 типовых храмов сейчас. И еще около 25–30 размещаютсяв приспособленных помещениях, то есть в подвалах, при больницах, при учебныхзаведениях и т. д. При домах-интернатах для престарелых еще есть. Вот такиехрамы. Но они маловместимые. И если сосчитать одновременно во всех храмах, скольков них вмещается, получается около 5–6 тысяч людей. В городе у нас почти полторамиллиона жителей. Пять тысяч и полтора миллиона – есть разница. И я уверен,что в нашем городе не пять только тысяч желающих посетить храмы. Даже в нашейпрограмме были такие звонки от зрителей: «Владыка, почему так мало храмов? Придешьв храм в воскресный, праздничный день – невозможно там стоять – так душно, тесно».И, конечно, люди, видя эту тесноту, уходят и не приходят в церковь. Приходятв будние дни. Так – зайдут, уйдут.
 Вот такаяситуация. И это ошибка – думать, что строится храмов слишком много. Неправильно.У нас город богат, слава Богу, людьми, богат хорошими людьми, верующими, желающимипосетить храмы. Но, к сожалению, из-за нехватки храмов они не приходят в церковь.И если мы построим еще столько же, сколько сейчас есть, то тоже будет мало,потому что желающих очень много.
 И еще хотелпривести цифру: до революции у нас было в городе 150 тысяч жителей. Храмов было40. Если разделить на число жителей, то на полторы тысячи человек один храмбыл. И то маловато было тогда. Тоже еще хотели строить. Сейчас у нас полторамиллиона – и 25 храмов типовых, остальные приспособленные, часовни.
 С другойстороны, сейчас мы говорим о деградации нации, ее безнравственности, но видим,что никто не возражает против строительства ночных клубов. В нашем городе их более 400. Есть и другие заведения, которые особой нравственностью не дышат.Когда-то люди думали о высокой нравственности, поэтому строили храмы, чтобыкак можно больше людей туда поместить, чтобы они могли укрепить себя духовно,нравственно, не поддаваться искушениям этой жизни. Сейчас на искушения дажеи строят специальные дома, чтобы больше человек развлекался, удовлетворял и возбуждал свои страсти. Конечно, в такой ситуации с безнравственностью оченьсложно бороться.
 И еще. Мыхотим дать возможность людям приобрести нравственность, хотим проповедоватьее, говорить о ней в школах, детских учреждениях и храмах Божиих, источникахтой силы Божественной, которая укрепляет нашу волю на стояние в добре и в противостояниезлу. Это сложно делать, когда такое непонимание и сопротивление: дать людямэту силу стояния в добре. Что касается утверждения «у меня Бог в душе», – у каждого есть в душе Бог, если человек живет по Божиим заповедям. Если человекживет именно с Богом в душе, то не может укрыться благодать Божия. Она раноили поздно должна выйти наружу. Потому что, как город на верху горы не можетукрыться от взора всех людей, так и человек, который имеет Бога в своем сердце,не может скрыть Его. Он должен выйти наружу, а проявление Бога в сердце человекаименно в том, чтобы выполнять волю Божию. А воля Божия есть то, что стоит показатьнаружу. Господь говорит: «Сыне, даждь мне твое сердце». Дай Богу.
 А как мыпроявляем дела Божии? Сделанным ближнему добром, через выражение внешними своимидействиями. Выражаешь любовь к Богу как? Идешь в церковь, то есть выполняешьволю Божию, ибо Господь призывает нас идти в дом Божий. А святой псалмопевецДавид говорит, что желал бы постоянно находиться в дому Господнем и посещатьхрам Божий, прославлять имя Божие, потому что там особая благодать, особая силаи особое духовное наслаждение. Когда у человека есть Бог в душе, он не можетстоять пассивно и считать, что у него все нормально. Нормально, когда человекразвивает религиозное чувство – это связь человека с Богом. А связь с Богомчеловек получает именно в церкви, в храме Божием, в делании добра, в исполнениизаповедей Божиих.
 И тогда,хочет человек или не хочет, он проявляет любовь к Богу, которая призывает насжить церковной жизнью. Ведь церковь – не просто красивое здание, хорошее архитектурноесооружение. Это место встречи человека с Богом. Церковь – вместилище невместимогоБога. Церковь – место особого присутствия благодати Божией. Церковь – источникБожественной силы, которая необходима человеку для укрепления своих телесных,душевных сил. И в то же время Церковь – лечебница для души от страстей, грехов.В таинстве Покаяния, в таинствах церковных мы соединяемся с Богом и живем с Ним. Церковь есть училище благочестия, место, где мы учимся жить правильно,по-Божиему, по Божественным заповедям. И даются силы, чтобы человек, выходяиз храма, мог применить эту силу Божию, исполнить заповеди Божии на деле – по отношению к ближним, к окружающему миру и т.д.
 Много такихлюдей, к сожалению, с советского времени, которые говорят: «У меня Бог в душе».Это осталось со времен, когда из страха сказать: «Я верующий, я христианин,я религиозный человек» люди заточали в глубину сердца свое религиозное чувство.Сейчас нужно раскрепоститься, раскрыться, открыть свою душу и проявлять религиозныечувства.
 - Владыка, спасибо.
 Владыка митрополит,вторую часть этого вопроса я хотел бы задать Вам. Почему человек, называющийсебя атеистом, не может просто пройти мимо строящегося храма? Почему именноему надо позвонить, написать, сказать: «Да вот строят где надо и где не надо»?Он задает этот вопрос с таким душевным негодованием! Его же не тянут в Церковьсилком. Никто не ловит, на пороге не стоит. Ну, прошел мимо стройки. Город от этого только приобретет – как минимум, красивое здание. Почему это вызываеттакое негодование?
 МитрополитАмфилохий:
 - Скажу,почему. Это показывает, что все-таки в душе человека есть что-то живое; если бы он был пассивный, нейтральный, – не видел бы ничего. Значит, этот храм егокасается. И это показывает, что храмы должны существовать. Мы поем в Церквипророческие слова: «Возлюбих благолепие дома Твоего». Что же дом? Как Владыкасказал, душа человеческая – это дом Божий, это храм Божий. Наше тело приглашеностать храмом Духа Святого. «Дай мне сердце твое». «Сын Человеческий не имеет,где главу приклонить». Птицы имеют свои гнезда, лисицы имеют свои норы, а СынЧеловеческий, Бог ищет место Своего отдыха. А вот человеческое сердце. Конечно,дом Божий – человек: и тело, и душа. Но дом Божий – Вселенная.  ХрамБожий, который Бог воздвиг. Вся Вселенная поведает славу Божию. Поэтому тот,кто отрицает храм, должен отрицать и Вселенную, потому что она тоже храм. И каждое творение, самое маленькое животное – храм Божий. Потому что там силаБожия, действие Божие, жизнь, которую Бог подарил всему живому. Все это исполненоБожией красоты, жизни, благословения Божия.
Храм, который мы строим, это внутренняя, так сказать, потребность, нужда человека:бесконечный храм, который представляет из себя Вселенная, иметь тут, рядом.И все красоты Вселенной собрать: и сердце, и душу, и постройку храма. Чтобымы повсюду встречались с Богом. Конечно, если наше сердце чисто, Бог там пребывает.Но чтобы сердце было чисто, надо и ум очистить. Чтобы узнать, что Вселенная– храм Божий, что каждое творение, человек – храм Божий, что через каждое творениемы встречаемся с Богом и Его красотою. Во-первых, – именно в храме. Все встречинаши получают чистоту, полноту, и мы тут встречаемся с Христом Господом. ЕгоТело, Его Кровь, которой полна Чаша на Литургии, Его присутствие в нашей человеческойжизни, в истории, через Его воплощение, – нам даются в храме. Храм – свидетельствои дорога, путь, который нам открывает красоту Вселенной, красоту человеческойдуши, красоту и мудрость Божию. «Премудрость создала себе дом», как говоритпремудрый Соломон. Возлюбить красоту дома Божия – значит, в храме учиться, воспитываться,питаться красотой Божией, встретиться с Богом, учиться мудрости и приготовлятьсядля полной встречи с Живым Богом.
 Поэтому не надо отказываться от храма. Как сказал Владыка, почти никто не спрашивает, почемустолько увеселительных заведений. Таких построений в мире миллионы, они существуютдля проституции, для создания наркопритонов… Но никто не спрашивает, почемутакие «храмы»? А это храмы. Это храмы развращения, это демонический храм, сатанинскийхрам. Он «не мешает» никому, но «мешает» храм, в котором мы созерцаем красотуЛица Божия, учимся таинству жизни, таинствам Вселенной, человеческого сердцакак храма Божия. Тут преображается наше сердце…
 И я, смотря,что в нашем мире бывает, вижу: единственным местом, которого не коснулась человеческаяразвращенность, остался храм.
 Почему безбожникиуничтожили сотни тысяч церквей на Святой Руси? Почему? Почему именно храмы уничтожали?Потому что храм был живой свидетель Божия присутствия в жизни человеческой.Тому, кто Бога отрицал, – мешал храм. Поэтому тот, кто ищет Бога, красоту, смыслсвоей жизни, смысл Вселенной, смысл каждого творения, – будет радоваться и реставрациидревнего храма, и созиданию нового храма. Это радость.
 А знаете,город без храма в истории человечества не существовал. Первое, что человек создал,–самый примитивный, маленький храм. Нет племени в истории человеческого рода,самого примитивного, которое не имеет в центре своей жизни храм. Это ориентиржизни. Мне говорил один греческий писатель: «Идя в какое-то место узнать, какиелюди там живут, я прежде всего иду в их храм и на их кладбище. По тому, как они относятся к храму и к кладбищу, видно, как они относятся друг к другу, какиеони люди – хорошие, добрые, глупые, люди безобразия или люди настоящие».
 Так что радуетсяЗемля Русская, что возобновляется. Что было бы без Христа Спасителя теперь?Все таинства Неба и земли тут собраны. Все красоты, которые Вселенная имеет,– в храме Христа Спасителя, тут можно касаться Его. Какая красота!
 И надо радоватьсяхраму и строительству храмов, а не заботиться, почему так «много». Никогда храмовмного не было в истории. Уничтожение храма идет параллельно с уничтожением человека.Возобновление храма это возобновление человека, человечества, подлинного образачеловеческого.
 Я радуюсьв Екатеринбурге. Я прошу Бога и губернатора Эдуарда Эргартовича Росселя, чтобеще помог построить храм там, где стоит на паперти Ленин, как прислужник будущегохрама.
 Какая у васкрасота! И храм святой Екатерины построите, и другие храмы. Ганина яма… Обойдитевесь мир – не найдете такой жемчужины, которая есть сегодня на Ганиной яме.Какая красота! Какое художество! И чудо Божие, и чудо человеческое, таинствопреображения человеческой страждущей крови в красоту. Вот какая красота. СлаваБогу!
 - Спаси Господи,Владыка. Спаси Господи, Владыка Викентий. Благословите наших телезрителей, радиослушателей.
 АрхиепископВикентий:
 - Спаси Господи,дорогие наши телезрители, радиослушатели, что вы так активно участвовали в нашейпередаче, задавали вопросы. Мы по мере своих сил постарались дать на них ответы.
 Интерес к жизни духовной, слава Богу, не иссякает. Наоборот, больше людей интересуютсяВерой Православной, церковной и духовной жизнью. Особенно в дни Великого поста– как его проводить спасительным и полезным для нас, для души и тела. Я желаювсем нам помощи Божией в несении этого подвига поста и молитвы. Чтобы действительномы созидали в себе храм Божий, и чтобы дух благодати Божией, то семя, котороемы получили в таинстве Крещения, произрастало все больше и больше добрыми качестваминашей души. Помоги всем нам Господь.

Беседовал Илья ЮКОВ

Расшифровка аудиозаписи и фото – Денис ДЕНИСОВ

 
Архипастырь

Новая книга!

 «Архипастырь».Ответы архиепископа Викентия на вопросы зрителей телеканала «Союз», читателей«Православной газеты», слушателей радиоканала «Воскресение».

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий: «Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь»

 – За окнамиВашей резиденции – хмурая ранняя весна. Какие чувства у Вас обычно вызываютслякоть, промозглый неуют в природе? – Каждоевремя года несет в себе особое очарование.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс