Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Первый вопрос,Владыка, сегодня такой: «Наша передача проходит в канун одного из самых радостных,великого двунадесятого праздника Рождества Христова. Расскажите, пожалуйста,об истории этого дня и традиции его празднования».
- Историяэтого праздника, конечно, идет в глубь времен. Еще со времени грехопадения человекаГосподь обещал нашим прародителям, что Он пошлет Спасителя, который спасет людейот греха, проклятия и смерти. И долгое время люди ждали этого события и готовилиськ нему. Многие пророки предсказывали о месте рождения, о времени рождения ХристаСпасителя. И весь Ветхий Завет – это история подготовки человечества к принятиюв мир Христа Спасителя.
И вот пришлотакое время, когда Господь исполнил свое обещание, свое обетование, совершилосьэто долгожданное событие, когда Господь проявил особую любовь к человеку, к человечеству в целом, особое человеколюбие и, конечно, большое снисхождениек немощам нашим. Потому что человечество было во вражде с Богом, оно, долгоевремя находясь вдали от Бога и уклоняясь от исполнения заповедей Божиих, темсамым еще дальше удалилось от Него. И Господь, конечно, видя плачевное состояниечеловека, хотел прийти на помощь, подать руку помощи. И это совершилось. Конечно,для нас большая радость, что Господь так милостивно, так человеколюбно отнессяк роду человеческому и примирил его с Богом. И это есть праздник примирения,праздник любви, и притом жертвенной любви, истинной любви, Божественной.
Проявлениютакой любви и нас с вами Господь учит. Это целый жизненный подвиг, к которомудолжен стремиться человек, чтобы, подражая Христу Богу, мы стяжали в своем сердцелюбовь Божественную, любовь, которую Господь проявил к нам, Свое человеколюбиеи снисхождение. Проявлена этим и та любовь, которая спасла род человеческийот гибели. Потому что мы знаем: человек после грехопадения лишен райских обителей,лишен непосредственного общения с Богом. Господь восстановил это общение, разрушилпреграду между Богом и человеком. Поэтому для нас, конечно, это событие имеетогромное значение. Невозможно человеческим языком выразить благодарность Богуза милосердие и человеколюбие; когда люди были во грехе, да и в наше время мынаходимся во грехе, мы далеки от Бога, – но Он не перестает любить нас и ждетнашего обращения к Нему.
И каждыйгод, когда мы празднуем Рождество Христово, наши сердца исполняются великоголикования, великой радости и утешения, потому что мы вспоминаем то событие,когда Господь Бог сошел с Небес, воплотился от пречистой Девы Марии, когда Онпоказал Себя в образе человека.
С первыхдней Своей жизни на земле в человеческом теле Он показал нам путь ко спасению.Путь через смирение, через послушание воле Божией, через терпение различныхневзгод, которые случаются в этой жизни. Господь показал нам путь, которым должныидти все мы, чтобы восстановить нашу падшую природу.
Мы в предрождественскиедни слышим в храмах Божиих такие слова: «Христос раждается, прежде падший воскреситеобраз». Для нас это большая радость, что Господь пришел нам помочь, чтобы мымогли бы возродить, преобразить, воскресить наш падший образ. И благодатью Христовой,искупительным подвигом Христа Спасителя мы можем сейчас трудиться, чтобы воскреситьнаш падший образ и восстановить, возродить, исцелить его. И такой подвиг борьбыс грехом, подвиг победы с Божией помощью над своим личным грехом это есть как раз подвиг восстановления, возрождения и воскресения нашего падшего образа.И мы радуемся в эти рождественские дни, что имеем такую большую помощь от Бога,что мы не оставлены сами себе. Мы с Богом, и Господь с нами, и кто желает, тотобретает величайшую помощь Божию в несении своего жизненного креста для того,чтобы восстановить свой падший образ. В эти предрождественские дни мы совершаемРождественский пост и стараемся выполнять подвиг поста в точности, как повелелнам Господь, совершать подвиг отречения от своей воли, от своих греховных привычек,от пищи мясной и молочной. Все это вкупе – показатель того, что мы проявляемлюбовь и послушание воле Божией, мы показываем, что мы действительно дети Божии,что мы действительно желаем быть послушными воле Божией, чтобы с помощью Божиейвосстановить свой падший образ.
Душа нашаисполняется великого ликования в эти Рождественские дни, потому что великаяблагодать Божия посылается нам. Особенно те, кто постом и молитвой готовилсяк этому, очистил свою душу – в чистом сердце нашем Господь посещает нас Своейблагодатью и дарует нам особую радость, особое утешение, чтобы тем самым предвкушатьрадость вечную, радость блаженную, предвкушать ту радость, которую мы будемиспытывать в Царстве Божием.
- Владыка, спасибо.А у меня еще такой вопрос есть: «Не так давно, после перерыва в советское время,день 7 января стал вновь выходным днем. Если быть точным, то в 1990 году этопроизошло. Праздники зимние январские продолжаются, люди не идут на работу,сидят дома. А как встречать непосредственно сам этот день? Это надо сесть за праздничный стол, собрать родственников или как-то иначе, по-другому?»
- Ну это,конечно, тоже можно. Так традиционно и было. Но прежде чем сесть за стол, нужно,конечно, потрудиться, этот праздник почувствовать в своем сердце. Потрудитьсяпостом, который мы уже прошли почти что. Завтра у нас сочельник, такой строгийдень постный, когда некоторые имеют возможность вкушать пищу только один разв день и притом очень скромную – одно сочиво, то есть вареную пшеницу с медомили с грецкими орехами. Вот таким строгим постом и критическим осуждением себя,видением себя, своих грехов, своих недостатков и покаянием в своих греховныхделах, исповедаться пред духовником в храме Божием и с чистым сердцем, очищеннымпокаянием, прийти в церковь завтра вечером. Послезавтра в ночное время у насбогослужение будет совершаться, и днем, конечно, будет, и утром Литургии будут.
Таким образомнадо сначала душу свою напитать, дать ей, чтоб она поторжествовала, чтобы онавкушала эту пищу жизни вечной от Бога, чтобы душа потрапезничала этим вечнымпиром духовным.
А потом уже,конечно, можно будет прийти домой, разговляться, сесть за стол и поздравитьвсех родственников, близких, домашних с этим торжеством, этой радостью.
Конечно,и в трапезе любви должна соблюдаться мера во всем, чтобы не преувеличить, чтобыиз радости духовной переходя в радость телесную, плотскую, не «перегнуть палку».Чтобы не потерять то, что приобрел за время поста, в Рождественскую ночь, –мирскими забавами, увлечениями и радостями земными, телесными и греховными.
- Звонок из городаОбнинска: «Жду ребенка и не очень хорошо себя чувствую. Как мне соблюдать строгийпост? Последний пост мы всей семьей – и муж, и ребенок – очень строго соблюдали.А сейчас врач не рекомендует, говорит, что это на данный момент вредно. Что бы Вы мне могли посоветовать?»
- Строгопоститься не надо, можно исполнить пост, чтобы в то же время он был полезендля вашего здоровья. Ведь этим постом Рождественским можно кушать рыбу, а рыбаочень полезна для здоровья и вашего, и вашего ребенка, который развивается еще.Поэтому, если вы будете нормально питаться, питаться так, чтобы насытить свойорганизм необходимыми витаминами (и фрукты, и овощи, сейчас же все это есть,и еще рыбные продукты), то, я думаю, вы можете и пост соблюсти, и здоровье своесохранить. Не нужно истощать свои силы телесные чрезмерным воздержанием в пище.Ведь пост не только в том, чтобы не дать необходимую норму пищи для человека,больше внимания надо уделить духовной составляющей поста – воздержанию от скверныхмыслей, молитве и покаянию, делам милосердия. А кушать можно спокойненько –и один раз, и второй раз, и третий раз в день. Если есть чувство голода, то нужно утолить его, чтобы дать возможность вашему ребенку правильно развиваться.
- Владыка, я знаю, что в этот пост нельзя употреблять молочные продукты. А доктор говорит,что это необходимо.
- Если у вас есть какие-то болезни, что действительно необходимо молочными продуктамиподдержать ваше здоровье и исцелить недуг, используя молочное как лекарство,то вы могли бы, конечно, употреблять, только желательно, чтобы не в среду и в пятницу, а в другие дни.
- Спасибо большое!Мы сейчас не очень далеко находимся от города Володск, и мы несколько раз ездилина службу в Пафнутиево-Боровский монастырь. Я первый раз столкнулась с тем,что женщины должны в монастыре находиться слева, а мужчины справа, и к Крестусначала подходят мужчины, а потом женщины. Раньше я этого не знала. Это стариннаятрадиция?
- Да, этонаши древние традиции. В Церкви такое правило, что с правой стороны стоят мужчины,а с левой – женщины. Есть такая традиция. Так и ко Причастию сначала подходятмужчины, а потом женщины. И ко Кресту – то же самое.
- Сергей из Пермиприслал такой вопрос: «Хочу принять монашеский постриг, но опасаюсь, что не всем это дано. Есть ли у нас прозорливые старцы, чтобы поговорить с ними на тему: «Можно ли мне принять монашество?»
- Во-первых,чтобы принять монашество, нужно жить в монастыре. Человек, который пришел в монастырь, полностью предаст себя послушанию воле настоятеля монастыря. Игуменсам определяет, достоин этот человек или не достоин принять монашество. Не надоискать старцев. Если человек хочет спастись и жить такой жизнью подвижническойпод руководством духовника, в монастыре, по уставу монастырскому, – там ужене он решает. Он решает только прийти в монастырь или нет. А дальше по послушаниюон принимает иночество или не допускается к иночеству, или допускается к монашеству,к монашескому чину и т.д.
Это все делаетсяв монастырях очень разумно и с пониманием, – видя человека со стороны, игуменсам определяет, способен ли человек принять монашество, способен ли он житьмонашеской жизнью или нет. Поэтому не надо голову себе ломать, здесь все простоделается. В монастырь можно прийти, а сейчас монастырей, слава Богу, много,в каждой епархии есть монастыри. И там определят, благословят, увидят и решат.Есть такое правило по уставу, что перед тем как принять монашество, собираетсясовет старцев, старческий совет монастыря, и там решают, нужно или не нужно,полезно ли человеку или не полезно и т.д.
Если человекпринял решение пойти в монастырь, то он должен предаться послушанию, а послушание– это как раз отречение от своей воли, что очень важно для христианина, темболее для монаха.
- У нас естьзвонок из Краснодарского края: «Мы учились с мужем в институте. Я вышла замужза мусульманина. Сейчас у нас трое детей, три девочки. Мы с детьми ходим в храм,общаемся с батюшкой. Муж говорит, что я неправильно делаю, что я должна житьи молиться по-мусульмански, что я нарушаю закон, когда муж – глава семьи. И у нас такие маленькие раздоры бывают. Как мне быть в такой ситуации?»
- Конечно,вы правильно поступаете, и не нужно смущаться в этом. Вы имеете православныекорни и должны жить по вере своих отцов, которые дали вам это сокровище, этотбисер Христа, веры Христовой. Почему и называется вера Православной – правая,правильная, вера. И не надо сомневаться в том, что вы делаете. Да, действительно,муж – глава семьи, но у нас такая была традиция, что когда вступали в такиебраки, то вторая половина, если он был другой веры, обязательно принимал Православие.Так в России было принято. Перед тем, как вступить в брак, принимали такое решение:«Я – человек православный, родители православные. Я хотел, чтобы мы были обаправославными, если мы желаем закрепить свою жизнь вместе через таинство Венчания».Вот такая была традиция в России. Поэтому, конечно, хорошо, что ваш муж не препятствуетвашей вере, тому что вы ходите с детьми в церковь, беседуете с батюшкой. Можетбыть, со временем муж станет тоже христианином, и будет полнота радости в вашейсемье. Поэтому не смущайтесь, молитесь, и все Господь уладит.
- «В Евангелииот Матфея, глава 19, подходит некто ко Христу и спрашивает Его: «Учитель благий»,а Христос ему отвечает: «Никто не благ, как только один Бог». Вам не кажется,что тут некоторое несоответствие? Ведь Христос и есть Бог».
- Дело в том, что этот человек, который подошел к Нему, он Христа Спасителя принималне за Бога, а за простого человека. Поэтому Господь Иисус Христос и поправилего, сказал, что никто не благ, кроме одного Бога. Поэтому так нужно пониматьэто место: Христос Спаситель всегда старался людей возвысить к Богу и оторватьот земного, больше возвысить к истинам Божественным.
К сожалению, видите, было такое, что многие считали Иисуса Христа простым человеком.Но Господь через сказанное пытается этого человека вразумить: действительно,Господь Бог един совершенный, един праведный, и един благий, а все люди, живущиена земле, имеют какую-то греховную испорченность, и не нужно человека обоготворять.Человек есть человек, а почести надо воздавать единому Богу.
- «Скажите, какоеколичество раз душа приходит на землю?»
- Что выимеете в виду?
- Сколько разв жизни она пребывает на земле?
- Она пребываетна земле один раз. Есть такая теория переселения душ. Это неправильно. Господьсотворил человека, как я уже говорил в нашей беседе, для вечности, для вечнойжизни, и у человека одна душа, и она никогда не перевоплощается в разные предметыи разные существа. Она является одна навсегда, вечная она. И она переселяетсяиз этого мира в иной мир после разлуки со своим телом, но потом, при второмпришествии (Господь открыл нам такую тайну), душа соединится с нашим телом,уже преображенным, способным для жизни вечной, и вместе они будут вечно житьв Царстве Божием. Если сподобится, если достигнет, если заслужит человек такоеблаговоление Божие.
- Такой вопроск нам поступил накануне: «Я болею. За мной ухаживает соседка, но она мусульманка.Я часто даю ей денег и прошу поставить за меня свечку в храме, и она это делает.Правильно ли я поступаю?»
- Правильнопоступает, конечно. Хорошо, что человек дает возможность другому увидеть красотуПравославия, увидеть нашу церковную жизнь. Может быть, со временем соседка приобщитсяк вере Христовой.
- Раб Божий Дионисийзадает вопрос: «Я учусь в медицинской академии. Мы изучаем многие моменты на телах усопших. Грех ли это?»
- Конечно,лучше всего упражняться в лечении человека на телах усопших, чем упражнятьсяна телах живых людей и причинять им много зла и много неприятностей. Это упражнение,– если, конечно, человек к этому относится серьезно, относится благоговейнок факту смерти и понимает, что он делает это не с целью живодерства, не с цельюкакого-то ожесточения, а с целью приобрести навыки в медицинском искусстве,– не есть грех. А если человек к человеческому телу относится очень небрежительно,очень непочтительно, неуважительно, – это уже само по себе грех. Все зависитот намерения, с каким человек подходит к своему делу.
- Галина из Самарызадает вопрос: «Моя мать и сестра живут на Украине. Видимся один раз в год и постоянно ссоримся из-за каких-то мелочей. На протяжении долгих лет душа болит.Я за них молюсь, помогаю, чем могу. Как вести себя в данной ситуации?»
- Надо, конечно,постараться смириться перед своей матерью, и почитать ее. И даже если она что-то неприятное говорит, или неприятно себя ведет, то нужно терпеть и не доводитьдо ссоры, нужно смиряться. Через смирение можно будет и достигнуть единства,достигнуть того, чтобы примириться и жить мирно между собою, обрести мир в душе.
Сами замечаете,что из-за каких-то пустяков происходит ссора, и это только обеим приносит неприятноесостояние души, терзание совести и т.д. Нужно себя заставить смириться перед всеми этими ситуациями, которые встречаются, может быть, с какими-то неприятнымиощущениями. Нужно терпеливо переносить и не доводить до ссор.
- Георгий из Москвы оставил такой вопрос: «Какие есть особенности в духовной жизни воинов?»
- Воин –такой же человек, как все люди. У него есть обязанности как защитника нашегоОтечества, поэтому настоящий воин готов пожертвовать собой ради людей, радисвоего Отечества. То есть воин готов в любое время умереть за свое Отечество,за людей, проявить высокую добродетель любви к ближнему. Господь говорит в СвятомЕвангелии, что нет больше той любви, кто бы душу отдал за други своя. Вот большаяособенность воинов – готовность пожертвовать собой ради ближнего своего.
С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
Екатеринбург, 22 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с 17 по 21 января 2007 года в Екатеринбурге пройдет православная выставка-ярмарка «Русь крещеная, святая…" Екатеринбургская епархия, «Уральские Выставки-2000», приглашают принять участие в выставке-ярмарке, которая состоится при поддержке правительства Свердловской области в выставочном комплексе Центра Международной Торговли Екатеринбурга (ЦМТЕ), по адресу: ул.
Екатеринбург, 28 декабря, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии». Уважаемые господа, дорогие братья и сестры! Наше сегодняшнеесобрания призвано рассмотреть тему, как никогда важную для будущего России.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.