Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (418) → Протоиерей Артемий Владимиров: «Рождественской ночи люди ждали столько, сколько существует мир»

Протоиерей Артемий Владимиров: «Рождественской ночи люди ждали столько, сколько существует мир»

№1 (418) / 1 января ‘07

Образование и воспитание

Беседа в эфире Православной телекомпании «Союз»

 - Здравствуйте,дорогие телезрители!
 7 января весь православныймир отмечает Рождество Христово, великий праздник, установленный Церковью в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Об этом великом событии в истории человечества мы пригласили поговорить преподавателя Свято-Тихоновскогогуманитарного университета, члена Союза писателей России, настоятеля храма ВсехСвятых, что в Красном Селе города Москвы, протоиерея Артемия Владимирова.

 - Да,действительно, эта ночь отличается от всех иных. Может быть, потому, что ееждали люди столько времени, сколько существует мир. Многие наши взрослые телезрители,которые учились в школе несколько прилежнее, чем молодежь, знают, например,книгу «Мифы Древней Греции». Какое отношение эти мифы имеют к нынешнему, библейскому,подлинному событию? Мифы отражают не что иное, как предощущение, чаяния древнегоязычества, мысли которого тоже обращались к Богу. И греки, и римляне гадательствовали,придумывали, каким будет воплощение божества, если боги сойдут на землю?
 По счастью,наша вера основана не на мифах. Она не имеет ничего общего с человеческими домыслами,но основана на том, что Бог Сам открыл о Себе и что запечатлено в Откровении,священных книгах Ветхого и Нового Заветов.
 Итак, Богстал плотью. Вечный, вездесущий, праведный и святой Творец неба и земли являетсяздесь, на земле, рождаясь от Девы Марии как Младенец, и полагается в ясли –кормушку для скота, – о чем ангелы возвестили первым свидетелям Христова Рождества.
 - Батюшка, простите,можно сразу же задать вопрос? А для чего нужно было Богу явиться в человеческомобличии?
 - Дело в том, что положение в этом мире всего человеческого рода было шатко и трагично.Ведь, начиная еще с Адама, который преступил Божию заповедь и потерял единствос Богом, все его потомки оказались словно выброшенными за борт. Человек, рождаясьв этот мир, уже носил и носит в себе семя греха. Человек оказался плененным.Сначала страстям, гневу, злобе, похоти, гордости. Плененным и тому падшему ангелу,имя которого я не хочу сегодня называть ближе к вечеру. Плененным самой смертью.Человеческая природа тяжко страдала и мучалась, будучи не в силах высвободитьсяиз-под гнета проклятья, которое заключено в наших собственных грехах, болезнях.Бог становится человеком, чтобы Свое создание, образно выражаясь, взять на рукии вознести в обители света.
 «Христостерпел и нам велел», – так говорит русский народ. Спаситель берет на Себя то,что мы заслужили, каждый, своими собственными грехами. Своей Кровью омываетнашу совесть и пролагает путь к вечности, побеждая Воскресением смерть. ХристосСпаситель пришел в этот мир, дабы сразиться с тем тираном, который держал в плену каждого из нас. Я разумею силы тьмы, которые гнездятся в человеческомсердце. Вот почему, едва лишь Бог явился во плоти, как природа облегченно вздохнула.
 И сейчасо людях грешных, беззаконных говорят: «И как его земля носит?» Говорят, что из-за человеческих грехов поле перестает рождать культурные злаки, плоды на деревьях уже не столь сладкие. Меняется даже климат. Сами видите, какие пертурбацииво Вселенной: там – землетрясение, здесь – наводнение, тайфун. Что это? Не что иное, как отражение нравственного непорядка в видимом мире. «Не то, что мнитевы, природа – не слепок, не бездушный лик».
 Итак, Христосприходит в этот мир, созданный Им космос, однако поврежденный человеческим грехом,дабы все возродить, реставрировать, и, прежде всего, влить силу благодати в испорченное, падшее человеческое сердце. Предание свидетельствует, что когдаХристос родился, а время было зимнее, может быть, не такое суровое, как на Урале,однако, виноградники расцвели в окрестностях Вифлеема. А в Риме, этом вечномгороде, треснуло основание главного языческого храма, и в Тигр пролился поток,в знак того, что произошел некий невидимый катаклизм и Вселенная освятиласьявлением Божества.
 - Действительно ли Иисус родился в один и тот же день, когда был создан Адам?
 - СвятоеПредание эту параллель проводит. Хотя, что касается библейской хронологии, никогдаЦерковь не возводит в степень непререкаемого догмата ту или иную веху земнойистории. Но Христа действительно называют новым Адамом. Ибо, как первый человекбыл создан чистым, святым и безгрешным, так и всемогущий Бог усвоил себе чистуюприроду, восприняв плоть и кровь от Марии Девы.
 - Почему Бог,будучи уже Богом, уже рожденным Богом, был рожден практически в хлеву? О чемэто свидетельствует? Было ли это умышленно, говорит ли это о чем-то?
 - Конечно,в жизни Христа Спасителя нет случайностей. Оставаясь Младенцем, Он, в то жевремя, и Всемогущий, Всесвятой Бог. Так что пеленами повивается Тот, Кто силоюСвоею содержит Вселенную. Господь является взору изумленных пастухов, в хлеву,в воловьей кормушке. Для чего и почему? Видимо, для того и потому, чтобы всембыло явлено Его непостижимое смирение. Он, Творец неба и земли, который долженпринять от всего Своего творения честь и славу, избирает долю никем не замечаемого,бедного человека, который в течение всей жизни шествует в жертвенной любви,не ища ни почестей, ни отдыха, служит до последней капли крови возлюбленномуИм человечеству, указуя нам пример. Сегодня, посмотрите, все заинтересованытолько жилищным строительством. Все ищут возможности комфортабельно устроитьсвой быт, и таким образом отгородиться от скорбей и нужд этого мира. А они лишьвозрастают с течением времени. Христос свидетельствует о том, что живительными созидающим началом нашего бытия является любовь, а любовь всегда предполагаетслужение, а служение — жертву, то есть самоотдачу. Вот почему, читая Евангелие,мы начинаем понимать, что такое хорошо и что такое плохо. И начинаем постигать,что красота человеческой жизни вовсе не в том, чтобы жить в забаррикадированномособняке, наглухо отгородившись от воплей и скорбей несчастных, но в том, чтобы,даже если Бог почтил кого из наших телезрителей избытком земных благ, совершатьперераспределение любви. Как Бог, бесконечно богатый, щедро нас, здесь на Уралетак понятно, наделяет самоцветами, чистотой воздуха, обилием таежных богатств.(Но тайга – это, наверное, немножко восточнее). И мы всем пользуемся – и воздухом,и солнцем, и теплом, и морозцем, – понимая, что источник этого блага дан намсвыше. Так, очевидно, каждый из нас призван жить по завету замечательного грузинскогопоэта Шота Руставели, который говорил: «Что ты отдал – то твое, а что ты спрятал– то пропало».
 - Хорошо, а как тогда быть? Что тогда, отказаться от квартиры, отказаться от хороших условий?Что тогда современному человеку сейчас делать, – тому, который сидит перед телевизороми у которого, допустим, действительно стоит жилищная проблема? С чего начать?
 - Мы не говоримо таком аскетическом отказе от красоты земного бытия. Это удел немногих подвижникови пустынников, а они бывали и есть, и удаленные от мира монастыри, где трудятсяи молятся за весь мир юные подвижники. Но говорим о сердце. Христос пришел для того, чтобы каменное сердце сделать мягким как воск. Для современного человекаумение чувствовать чужую боль – это уже достижение. Терпение, которое необходимонам, для того, чтобы выслушать пожилого человека, – это уже редкость. Так вотХристос Спаситель и дарует через таинство Крещения жизнь в лоне Церкви каждомуиз нас. Инъекцию, добровольно воспринятую, инъекцию любви. Так, чтобы сердцебыло живое, дабы оно научилось радоваться чужой радости, научилось приноситьрадость ближним, как вот ваша передача приносит эту радость тысячам телезрителей.Это уже немалый подвиг.
 - Батюшка, а вот 7 января, памятуя и празднуя Рождество Христово, кроме поздравлений, о чемстоило бы задуматься? На что должно натолкнуть рождение Младенца Христа? То,что Он родился в яслях, по дороге?
 - Скольколюбви, столько и мыслей, затаенных чаяний, дум и желаний, но, Господь Бог имеетдоступ к сердцу каждого из нас. И каждому Он открывает свои тайны. Зрелые люди,которые, может быть, обустроили свою жизнь, но не имеют детей, могут подуматьо том, как осчастливить одного из семисот тысяч сирот, которые без роду — без племени скитаются в наших городах. Человек молодой, ощущающий кипение жизненныхсил, но, полагающий смысл своей жизни в чувственных удовольствиях, которые,по существу, называются растлением, развратом, взирая на чистый лик БогомладенцаХриста, может почувствовать, что вкушаемое им удовольствие суть тлен и грязь.Я говорю не о супружестве, а говорю о том духе растления, который сегодня распространяетсяпо земле. И, взирая в чистый лик Спасителя, иной призадумается и поймет, что начаток гармонии, мира, радости и блаженства заключается в том, чтобы очиститьсвою душу от грязи, от тления. Выковать в ней или стяжать начатки правды, чистоты,целомудрия, с тем, чтоб можно было родной жене смотреть в глаза.
 - Ребенку что,можно подсказать, чтобы он о чем-то задумался?
 - Если у ребенка в ушах компьютерные бируши и он в вечной погоне за мышкой, которая гонитего в лабиринты интернета, его можно только окунуть в крещенскую воду 19 января,и только это ему поможет. И туда же отправить и компьютер. Если же дитя вменяемои вы не потеряли с ним общего языка, то, конечно же, думаю, главное достижениесвященников, педагогов, воспитателей, работников телевидения было бы в том,чтобы научить ребеночка, отрока, почаще переводить свой взор с земных игрушекна лик Спасителя. Действительно ведь, начало всякой беды заключается в забвениио Том, Кто нас видит, слышит и любит, и запрещает нам. Вот так, пальчиком, Господьзапрещает с иконы детям совершать что-либо запретное. Если ребенок, даже оставшисьодин, время от времени обращает свой взор на икону Богородицы, и внутри себяпомолится: «Господи, помилуй. Господи, благослови. Господи, не остави. Господи,помоги», – то память о вездесущем Боге даст ему ощущение защиты, покоя, мира,убережет его от многих бед и напастей. Раньше это называлось страх Божий. Но страх не в примитивном, современном смысле боязни разбойников, воров, налетчиков,а как чувство благоговения перед Отцом Небесным, оскорбить любовь которого страшнодаже единым движением худой мысли.
 - О детстве Иисусапрактически ничего не известно. Наверное, были бы какие-то примеры из Его детскойжизни полезны и для современных детей, но, к сожалению, почему-то их нет. Как Вы относитесь к этому?
 - О детствеИисуса, – позвольте не согласиться, – известно очень многое. И это многое выраженов немногих словах. Сказано о том, что Спаситель Иисус Христос пребывал в послушанииу названного Своего отца Иосифа, и у Матери Своей Марии. В послушании, а этодействительно многообъемлющее понятие. Не все, между прочим, запечатлено в Писании,но нечто донесено Преданием. Предание в Церкви – это то, во что верили все христиане,везде и всегда. Предание свидетельствует, что Богоотрок Иисус Христос никогдане сидел сложа руки. Он был воплощенное послушание, оставаясь Богом. Как мальчик,Он ловил каждое слово Иосифа, который был плотником. Иисус Христос освятил плотницкоезанятие. Оно, в некотором смысле, почитается Божественным. Ибо, скажем, по Преданию,Владимирская икона Богородицы, написана на доске, которая некогда служила столомтрапезы для Святого Семейства. И, возможно, сработана святым Иосифом, а можетбыть и Господом Иисусом Христом.
О детстве Спасителя сказано, что Он возрастал в любви у Бога и у человеков.Это значит, что Он ни с кем не ссорился, что Он проявлял, по-человечески говоря,совершенную учтивость, такт, был доброжелателен, но, прежде всего, скромен,немногословен, что Он находился более у ног своих родителей, никогда не огорчалих, подобно современным малышам, которые уйдут куда-нибудь во двор, и ищи –пропало. Впрочем, в отрочестве Христа мы помним, как Он по возвращении родителейиз Иерусалима не оказался в таборе возвращавшихся в родной город, и только тридня спустя Дева Мария и святой Иосиф нашли Его в храме. Они были поражены, увидев,как маленький мальчик в окружении седовласых мэтров от Закона, книжников и фарисеев,задает им вопросы, относящиеся к Ветхому Завету, Закону Моисея, и Сам отвечаетна их вопросы, ставя в тупик и приводя в изумление тех, кто, так сказать, могбыть назван академиком по внешней начитанности.
 Христос явилвоистину Божественную мудрость, которая мало-помалу все более в Нем приоткрывалась.И когда Дева Мария, наконец найдя Христа в храме, спрашивала: «Что ты сделалс нами, чадо! Ведь мы с болезнью в сердце искали тебя два дня», Господь ответилнечто, что осталось непонятным до поры до времени Деве Марии: «Зачем вы искалиМеня? Неужели вы не знаете, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит ОтцуМоему?» Так Он именовал Божий храм, впервые засвидетельствовав Свое Богосыновство.
 - Я не раз слышалаот детей, когда им приводишь в пример то, что Иисус слушался Своих родителей:«Ну, конечно, Ему легко было. Он был Бог».
 - Спасительбыл Бог, и есть Бог, но Он же и истинный Человек. А нам тоже должно быть легко,потому что Христос прошел все стадии человеческого возраста, чтобы каждому из нас даровать то, чего нам не хватает. Отцу – отеческую силу и мудрость, матери– любовь, теплосердечие, отроку – смышленость, послушливость, юноше – целомудрие,девице – скромность или целеустремленность. Главное крещеному человеку – припадатьк материнской груди Церкви, питаться Таинствами. Прежде всего, причащаться СвятыхТаин. И, таким образом, Сам Христос, Богомладенец (возвратимся к тому, с чегоначали) обретется уже не воловьей кормушке, а в нашем сердце. Пребывая там,Он будет исполнять и озарять внутренний мир каждого Своего ученика любовью,чистотою, смирением, счастьем!
 - Получается,что до прихода Иисуса Христа люди жили без Бога?
 - Большинствонародов находились во тьме и сени смертной. Имели иллюзорные, ложные представленияо божестве. Я упоминал уже греков, которые создали себе своеобразный пантеон,и под именем божеств Зевса, Гермеса, Афродиты обожествили собственные человеческиестрасти: сладострастие, жестокосердие, гордыню. В этом смысле история Израилястоит особняком. Ибо Бог открылся некогда Аврааму и, произведя из него народ,вверил ему ведение о едином, истинном Боге, и свидетельствовал о том, что в конце времен Бог станет человеком. Примечательно, что и в языческом мире былиоткровения о грядущем воплощении, Рождестве Христовом. Об этом очень интереснопророчествовали сивиллы — древние римские жрицы, весталки, которые сохранялидевство, и которым Бог приоткрывал тайну, что некогда Он явится на земле, родившисьот Девы. Но, конечно, мы правы: когда всемогущий, невидимый Бог стал Человеком,то отныне, как говорят апостолы, можно уже сказать: «Мы видели Его, и осязалиЕго, и ели и пили с Ним». И это есть истина, полнота, все собою наполняющая.
 «ВидевшийМеня, видит и Отца», – открывает нам Богомладенец Христос. И поэтому те, ктоне чужд сегодня радости Рождественской ночи, те, кто покланяются Христу Богомладенцу,– через Него имеют доступ к Отцу Небесному и входят в живое общение с всемогущимБогом.
 - И все равно,я хотела бы уточнить. На протяжении тысяч лет отношений с истинным Богом у людейне было?
 - Было, но это отношение может быть разной степени наполненности. Скажем, вы сирота. У вас есть отец. Вы верите, что рано или поздно произойдет эта встреча. Вы ждете,готовитесь к ней. Проходят годы, но она никак не осуществится. И, наконец, пришелчас, когда вы услышали, кажется давно любимый и знакомый вам, голос, вы увиделиглаза, которые снились вам во сне, вы почувствовали крепкие объятия своего родителя,и таким образом, счастье, к которому вы готовились, переживается вами как нечтоосуществившееся. Дарована полнота. Полнота Богопознания. Это и принесла намРождественская ночь.
 - Чему можетнаучить разница между принявшими Христианство и не принявшими Христианство?
 - Для этогодостаточно поприсутствовать в храме, когда там совершается таинство Крещения,и прислушаться к тому, какие молитвы произносит священник. А разница кардинальная.Дело в том, что Бог, как мы выяснили, возрождает человеческую личность. Он возвращаетей крылья. Господь Бог очищает душу от присутствия в ней злой силы, просвещаетвнутренний мир, дарует нам все необходимые силы, которые нам нужны, дабы велениясовести становились реальностью. Ведь все мы, крещеные и некрещеные, различаемдобро и зло, но каждый из нас по опыту знает, как часто лучшие наши намеренияостаются намерениями, ибо мы не находим в себе сил осуществить добро, диктуемоесовестью. Необходим эликсир силы Божией, который и нисходит на нас в час нашеготроекратного погружения в купели. Достаточно сказать, что перед самим таинствомКрещения священник, нарекший имя христианину (оно уже выбрано часто родителями),совершает еще заклинательные молитвы и дуновением уст крестообразно отгоняет,очищает внутренний мир человека от тайно искушающей нас злой, нечистой силы.
Сейчас многие знают, что такое экзорцизм. Но, увлекаясь более художественнымиэмпиритивами, и знать не знают, что каждый батюшка отгоняет именем Святой Троицынечистого духа от младенца и возрастного крещающегося, затем спрашивая с негообеты верности Богу. Чего стоит повеление священника после вопроса: «Отрекаешься ли от сатаны и служения ему?», – «Да, отрекаюсь», – «Дуни и плюни в него». Когдачеловек в Крещении совершает символическое плюновение, подобно тому, как ГеоргийПобедоносец копьем поражает гадину прямо в третий глаз, так и христианин делаетвызов мировой тьме, освобождаясь от зависимости нечистой силе.
 Вот почемуРоссию не всегда любит мировое сообщество. Потому что у нас каждый второй –крещеный. Он Божий, он освободился от лукавого духа. А там, к сожалению, повсюду«толерантность», однополые браки, трансформация пола, осатанелость. И, соответственно,Россия остается белой лебедью, а, стало быть, привлекает внимание многих и многихнаших экономических партнеров. Ну, это мы уже с вами перешли в область общественно-политическую…
 - Но, тем не менее, у меня родился вопрос. Как раз ведь на Западе очень много верующих людей.Там повсеместно церкви, там Рождество празднуется гораздо шире, чем Новый год,в отличие от России.
 - Если вымне позволите, я сделаю еще маленькое возражение. Знаете ли вы, что на Западезаконодательно уже давным-давно никто не имеет право написать на вывеске галантереиили бакалеи словосочетание «Noel du Christ» — Рождество Христово, «Nativityof Christ»? Это невозможно. Только «Рождество». А чье, маленькие дети в школахне знают, потому что имя Иисуса Христа запрещено там для произнесения.
 Знаете ливы, что американский президент еще в начале XXI столетия во время иноугурациипроизносил особую молитву, в которой упоминал нечто из Библии. Сегодня это уженевозможно, потому что Христос вытеснен из глаз этого мира. Европа в своей виртуальнойобщей конституции отказалась уже от христианских корней, признав свою зависимостьот «new age» – новой эры Водолея-дуралея. Но, я думаю, что мы об этом еще поговоримпоподробнее, потому что время эфира стремительно ускользает.
 - Спасибо Вамбольшое за интереснейшую беседу! Благословите, пожалуйста, наших зрителей.
 - Бог да благословит вас, дорогие друзья. Мы просим ваших молитв. И, надеюсь, как-нибудьеще иль раз, иль два встретимся до Страшного Суда.
 - И еще, батюшка,поздравьте, пожалуйста, с наступающим Рождеством.
 - Поздравляювас, дорогие друзья, еще раз с радостным Христовым Рождеством! Желаю вам, вашимродственникам и друзьям ощутить в полной мере эту ни с чем не сравнимую благодатьи радость!

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН

Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 

В других номерах:

Наш приход

На въезде в уральский поселок Калья установлен металлический Поклонный крест

Екатеринбург, 16 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». На въезде в северный уральский поселок Калья установлен металлический Поклонный крест.

 
Образование и воспитание

Вера и знания

 В наши дниидет много дискуссий по поводу преподавания предмета «Основы православной культуры»в школе. Некоторые чиновники из Министерства образования России хотели бы продолжитьборьбу с тысячелетней культурой и намерены внести в Государственную Думу рядпредложений по поправкам к федеральным законам, позволяющим ограничить инициативуна введение в учебных заведениях основ православной культуры, – такую информациюопубликовала газета «Коммерсант-Власть».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс