Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (411) → Послание архиепископа Кирилла Сан-Францисского и Западно-Американского в преддверии очередного заседания Архиерейского Синода РПЦЗ (Л)

Послание архиепископа Кирилла Сан-Францисского и Западно-Американского в преддверии очередного заседания Архиерейского Синода РПЦЗ (Л)

№42 (411) / 8 ноября ‘06

Церковь и общество

Не бойся, малое стадо!
(Лк. 12, 32)

 Во Имя Отца,и Сына, и Святаго Духа!

 Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади ДесницаТвоя.
 С детствавслушиваясь в эти умилительнейшие слова, даже невозможно было предположить,что Господь Бог неисповедимыми Своими путями направит и меня, грешного, на непростуюстезю архипастырского служения Ему Единому, Царю, Богу, Создателю, Судии и Спасителюнашему.
 Твой виноградники виноград, Господи, Твоя овцы и Твоя Десница, насаждающая, ограждающая и утвержадющаявсех нас!
Не нам, не нам, но Имени Твоему слава!
 Вопросы и решения, столь волнующе обуревающие нашу Церковь и наше служение, неразлучносвязаны с самим присутствием нашей земной Церкви в общечеловеческой среде, причемв условиях, в которых мы практически лишены всех возможностей прямого влиянияна эту среду и на эту эпоху. Именно поэтому они и вызывают у нас столько сомнений,затруднений и болезненных реакций. Это можно и нужно понять — к этому необходимоотнестись спокойно.
 Но разобратьсяво всех тонкостях необходимо, причем необходимо именно взвесить весь конткестнашего существования на свете, а не просто руководствуясь понятием, котороепо-английски очень удачно выражается фразой wishful thinking – т.е. тем менталитетом,в котором желание, а не реальность является отцом мысли и руководителем в постановленияхи поступках.
 Именно поэтомусчитаю своим долгом выразить свое несогласие со многими доводами, выдвигаемымипротивниками восстановления канонического единства русского Православия.
 Эти доводыможно суммировать так: напрасно Московская Патриархия упорствует в контактесо Всемирным Советом Церквей, это нам неприемлемо. И наконец: во избежание потеридаже одной души из наших зарубежных пасомых, следует повременить и не торопитьсяс заключением формального Акта преодоления раскола между Зарубежной Церковьюи Московской Патриархией.
 Начнем с вопроса участия Московской Патриархии во Всемирном Совете Церквей. В первуюочередь хочу отметить тот факт, что поведение Московской Патриархии в ВСЦ сталосовсем иным. На своем Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Московская Патриархияосудила так называемую «теорию ветвей». Некоторые пункты этого соборного определенияпо отношению к инославным фактически повторяют анафему экуменизму АрхиерейскогоСобора Русской Зарубежной Церкви 1983 г. Это подтверждается в совместных документахнаших церковных комиссий, одобренных обоими Священными Синодами двух частейРусской Православной Церкви. Кроме того, в этих документах было осуждено участиеправославных в совместных молитвах с еретиками. Итак, Московская Патриархиявыполнила все наши требования относительно экуменизма, а в членстве его в ВСЦ,как это правильно отметил Преосвященнейший Иларион в своем заявлении, «не нарушаютсядогматы и канонические правила Святой Церкви».
 Будучи всемифибрами своей души человеком привязанным к концепциям и понятиям позапрошлоговека, девятнадцатого, честно и без обиняков скажу вам: я враг экуменизма. Мненеприемлемо смешивание понятий, торговля ценностями, компромиссы… Но при этомвсем невозможно закрывать свои глаза на действительность. Мало нас, братие!
 Утешительнозвучат для нас слова Спасителя нашего: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32).
 Но мало нас!
 И Сам Спасительв Евангелии неоднократно провозглашает этот факт: Много званных, но мало избранных(Мф. 20, 16; 22, 14). Не все девы удостоились войти в Царствие Жениха… (Мф. 25).Даже не все апостолы устояли… Церковь Христова открыта для всех, для всякого– но пародоксально и то, что не всякий Ее обретает.
 Словами почившегоне-задолго до Воздвижения (†2006 г.) приснопамятного Митрополита Виталия, Православие– это аристократизм духа…
 Мало насне только в православном мире, даже если включить в него не только МосковскуюПатриархию, но канонические православные приходы в бывшей Малороссии – нынешнейУкраине – в Крыму, в Болгарии, Сербии, Румынии, Святой Земле и даже в нашейдуховной крестной матери, Греции – даже если всех новостильников православныхвзять, Американскую Автокефальную Церковь, всех… Всех православных вместе собрать,мы не наберем четырехсот миллионов душ крещеных! Но ведь это всего лишь пятьпроцентов населения земли… Пять процентов!
 Это – элементарнаядействительность и именно в ее свете необходимо взвешивать, что такое ВсемирныйСовет Церквей, как к нему относиться.
 ВсемирныйСовет Церквей – общество, учрежденное не Христом, а людьми. Причем людьми, apriori не являющимися верными чадами Единой Церкви Христовой.
 Его названиеобманчиво, ибо совет этот – не всемирный: он охватывает только избранные частиразвитых стран, да еще только тех, кто может себе позволить роскошь уделениявремени его совещаниям, изданиям, программам.
 Совет лион? Называть себя ведь может кто угодно, как угодно. Собирается совет, т.е.какая-то часть заинтересованных в словоблудии его представителей.
 Способен ли Совет Церквей выносить какие-либо акты канонического для нас значения? Совершенноочевидно, что нет!
 Дает ли Советценные или полезные советы – кому бы то ни было?
 Имеют лиих постановления прямое отношение к жизни нашей Церкви, к ее Уставу, календарю,канонам, практике? К нашей церковной жизни?
 Конечно и однозначно нет.
 В чем жемое личное порицание Всемирного Совета Церквей? Мне кажется, со стороны, что они напрасно тратят время, силы и средства на пустое разглагольствование. Могли бы вместо этого вникнуть в Святое Евангелие и прийти к православию…
 Но как имбыть православными, если нас общей сложностью, православных-то, даже если сосчитатьвсех младенцев крещеных и людей далеких от Церкви, меньше пяти процентов от населения Земли? Разве в наших силах изменить этот факт? Господь Бог явно не дал нам это – хотя Он дал нам, и мы знаем, веруем, крепко держимся этой Истины– и Святейшую Евхаристию, и Святейшее Евангелие, и Благодать Святаго Духа, и Затупничество Заступницы Усерднейшей, Богоматери Пречистой, Пресвятой Девы Марии…И великий сонм угодников и святых, праведников и молитвенников наших!
 Где же нашаЦерковь? Может ли угрожать Ей ересью экуменизма беспомощная (по сути дела) организацияпсевдо-Совета, псевдо-Церквей земли?
 Церковь наша,НА НЕБЕСИ У ГОСПОДА, и там Она – ОДНА ЕДИНСТВЕННАЯ, и там Христос – Царь и БогЕе. Там нет распрей, там нет прений, нет разглагольствования и пустословия,но одно только вечное блаженство. Более того, там нет заседаний, постановлений,обсуждений, Актов, каких бы то ни было – ибо все это: суета сует.
 А мы, здесь,на земле, в плену грехов наших, маемся в преддверии к Вечному Царствию Божиюи стремимся удостоиться Его – того Царствия, о котором почти никто из так называемогоВсемирного Совета Церквей не имеет малейшего представления… Или только самоесмутное. Настолько они далеки от нашей веры, нашей канонической Церкви, нашегоСвященного Предания, нашего постоянного дивного и чудодейственного Общения с Самим Христом Господом, через Причащение Пречистых и Животворящих Таинств…
 Двадцать-тридцатьлет тому назад, когда вся наша жизнь протекала в постоянном ожидании смертoноснойядерной войны, когда молясь о страждущей стране Российской, мы представлялисебе явственно плен тоталитаризма, богоборчества в самых свирепых формах физическогои психологического воздействия на наших единокровных братьев и сестер по плотии наследию, мы – пастыри и церковные деятели Русской Православной Церкви Заграницей– ужаснулись этому понятию: экуменизм! Мы придали экуменизму именно этим нашимвниманием огромный вес и значение, отождествляя его и с коммунизмом, и с иконоборчеством,и со многими другими страшными заблуждениями…
 Мы признаемза еретиков, и анафематствуем, отлучая от Святой Церкви и Ее Таинств, допускающихмысль что где-либо вне канонического Православия можно приобщиться Святых Таини получить полностью Благодать Святаго Духа, почивающую согласно установленномусвятыми Апостолами священноначалию на определенных, только православных, священнослужителях.
 Является ли сам факт присутствия православного священнослужителя где бы то ни было в любом официальном учреждении светского назначения – уточняю, в учреждении, например,в библиотеке, в госпитале, или в лаборатории, где в этот момент, возможно, совершаютсябогоборческие операции — изменой против Православного вероучения, канонов Церкви?В чем? В том ли, что он, будучи одним из четырех-пяти процентов истинных православныххристиан на земле, окружен лицами, не разделяющими с ним наших учений и СвятыхТаинств?
 Все же ведьмы, повсеместно и ежечасно, находимся в окружении, как мы уже сказали, девяностапяти или более процентов неправославных.
 Архиерейскоюсвоею властью мы благославляем на брак наших верующих, когда те вступают в бракс некоторыми инославными. Нередко в результате к нам приходят и присоединяютсяиз тех семей лица родившиеся вне Православия. У нас достаточно таких случаев,когда путем общения с православными чуждые доселе Христу души все же обреталиЦерковь истинную, Святые Ея Таинства.
 Иногда переходятв Православие даже уже в преклонном возрасте. Значит, и этих овец заблудшихГосподь все-таки обрел.
Православные дети во всем мире посещают частные или государственные школы, в которых иногда читаются молитвы. Посещаются, в контексте учебной программы,храмы или даже капища нехристианские. Как быть этим детям и их родителям? Отдельныенаши семьи по разному пытались отделиться от этих явлений, но совершенно ясно,что не все имеют такую возможность. И не всегда путем отделения от окружениявыращиваются самые духовно здравые христиане, о чем тоже мы все знаем.
 Как бытьучителям православным в неправославной среде, когда начальство требует школьныхпостановок с явно экуменическим и даже враждебным к Христианству содержанием?
 Как бытьправославным родителям, от которых ежегодно школы уже требуют обязательных пожертвований– на программы, где нередко преподается не только дарвинизм, но прямое богохульствои мерзости?
 Прискорбнаядействительность, а не предположение, что пока мы все еще негодуем против самогоналичия страшной ереси экуменизма, мы – монашествующие, уже в зрелом возрасте,не нуждающиеся в каждодневной борьбе со столь порочной средой — оторваны и ограждаемсебя от той среды, в которую окунуты с головы до ног наши прислужники, их сестры,их родители, даже самые малые наши частички Церкви Христовой, еще не пролепетавшиени одной внятной молитвы…
 Мир неописуемоизменился, на наших глазах, молниеносно…
 И невозможнонам, которым Господь Бог определил жить в такое время, отрываться от реальности.
 Невозможнозабыть, что основная наша цель служения Христу всегда во-первых заключаетсяв проповеди Его Истины всем нас окружающим, что мы и делаем, когда, присутствуяв этой среде, мы не закрываемся от нее, не отвергаем ее, обрекая на погибельради того, чтобы самим сохранить чувство собственного духовного превосходства.
 Именно сохранитьчувство собственного уникально чистого исключительно зарубежного православиястремятся те, кто возражают не только против контакта со Всемирным Советом Церквей,но даже и против канонического общения с Московской Патриархией, своими же православнымирусскими людьми.
 Их мысльокончательно сводится к фарисейскому заблуждению: Мы лучше, чем они, и не должныни с кем общаться. А знак того, что они хуже нас, очевиден в том, что у нихбывает на светском уровне контакт с инославными, с грешниками и мерзкими…
 Как будтов наших храмах никогда не бывает у нас, уникально чистых, контакта с грешникамии мерзкими! Ведь на любые похороны и венчания в наши храмы приходят всякие,беседуют с духовенством, возможно, по-своему даже молятся… И мы не запрещаемим прийти. Мы видим в этом часть проповеди Христовой.
 Абсурд такогофарисейского требования не общаться даже с православными, не признавать очевидное– единство веры и Церкви русской — поражает уже в одном том, что Сам ведь Христосне гнушался ни грешников, ни книжников, ни мытарей, ни самарян, ни римлян, ни фарисеев, ни даже самого Иуды, но встречался и общался с ними до самого конца,обращая тех, кого можно было обратить.
 Христос не преподал нам примера отлучения кого бы то ни было – даже Иуды – от общения с Христом, т.е. с Истиной, с Истинным Богом вочеловечившимся, пока события самине поставили перед каждым окончательный выбор: распинать Христа или пребыватьпри Христе на самой Голгофе.
 Невозможнона один миг забыть, что крестный путь Христов был не под силу многим, даже самимапостолам. У подножия Креста Господня остались только Сама Матерь Божия, Иоанн,Мария Магдалина, жены мироносицы. Проявили мужество Иосиф Аримафейский, Никодим…Где были остальные?
 Но ведь послеСвятого Воскресения ХРИСТОС И ИМ ЯВИЛСЯ! И Фому простил, и Петра восстановилв сане апостольском.
Совершенно очевидно, что Сам Господь Иисус Христос преподносит нам явственныйпример. После крестных Своих страданий, Христос, как и до них, никого не исключает.Хотя, неизбежно, особое место в Евангельской Истине, в вечности, в ЦарствииНебесном принадлежит тем, кто сопровождали Христа до конца, не страшась ничего…
 Пася стадоХристово, мы вынуждены находиться в миру, где эти самые овцы Христовы могутнайти себе пропитание. Там мы и должны их остерегать, от волков и хищников,и болезней. Но мы не можем отгородить их от мира, ни покинуть, а следовательномы должны сами, с Божией помощью, отдавать себе отчет в том, как тяжело житьэтому малому стаду в наше время.
 Наши миряневынуждены постоянно иметь дело по своим жизненным обстоятельствам с категорическианти-православным элементом. Мы же протестуем против самого наличия этого элемента.В России совсем недавно детей в школе калечили за ношение нательного крестика.До сих пор совершаются преступниками зверства против верующих. Идет борьба оченьответственная за право учить детей в школах основам Православия. Как быть темеще немногочисленным православным деятелям, на которых возложена Господом задачавернуть ВЕСЬ русский народ, а не часть его, в лоно Церкви? Ведь во всей огромнойРоссии официально существует чуть меньше тринадцати тысяч православных общин,это при ста пятидесяти миллионах населения. И только сейчас, к примеру, началипредпринимать шаги по возвращению должности полковых священников, ради борьбыс садизмом и пороками в военной среде. Как нескольким десяткам тысяч русскихсвященнослужителей такое огромное количество невоцерковленных душ пасти? И младенцевкрестить, и умирающих напутствовать, и молодежь наставлять, и воинов воспитывать,и приходы окормлять, и монастыри воздвигать?
 Перед нимитакой тяжкий путь, в условиях бедности, огромных растояний, тяжелого климата,не говоря о неустроенности во многих еще местах самого общества, отсутствиякорректности отношений, недостаточного уважения законов чиновниками и сильнымивременщиками, да и просто отсутствия здоровой психики в народе, потерпевшемтакие тяжкие страдания на протяжении 85 примерно лет большевистской власти.
 Можем лимы взвалить на себя их подвиг? Нет.
 Когда нашисобственные прихожане вынуждены ради выживания своей семьи присутствовать, например,на свадьбе буддистов, или даже пожертвовать деньги на United Way, или на КрасныйКрест (фонды, оплачивающие аборты), или иные чисто экуменические и нередко дажеантиправославные фонды (Boy Scouts, Girl Scouts, или Belief Net, Christian Coalition– организации баптистов-евангелистов, агрессивно распространяющих экуменизми все то, что принято в США называть interfaith dialogue…) – то нашим прихожанамэто прощается… Потому что нам понятно, нам ближе по опыту, почему они вынужденыне оскорбить свое начальство, посетить буддистскую свадьбу, пожертвовать на общество, подрывающее нравственность наших же детей (как Planned Parenthood).Или купить товары фирмы, которая хвалится тем, что она распространяет неприемлемыенам учения, например, поддерживает так называемые семьи, борющиеся за праваоднополых пар регистрировать браки. Наша, например, епархия, где обретаютсямощи Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, расположена в самом центреборьбы за эти права. У нас многие предприятия, в которых вынуждены сотрудничатьнаши же прихожане, официально фиксировали свою полную поддержку такой антиправославнойполитики, собирают на нее средства и требуют от своих подчиненных лояльностиэтому неприемлемому для нас, верующих, понятию.
Как же нам быть?
 Мы можемрекомендовать своим прихожанам принимать заказы или рабочие места только в православныхили подлинно христианских фирмах? Наше зарубежье создало такие возможности для своих подрастающих поколений?
Мы можем поставить условие, чтобы ни в одном православном доме не работал телевизор,не принимались светские публикации? Не можем. Значит, мы должны совершенно по-иномуподходить к вопросу воспитания здоровой христианской души, чем путем запретаконтакта с окружением.
 Что именнонеприемлемо и подлежит запрету? Естественно, мы, православные, Святые Таинствараспространяем только на православных. Это – само собой. А остальное? Находитьсяза столом с иноверными? Находиться в одном помещении с иноверными? Это не тольконе запрещено нам, об этом сам Апостол Павел писал подробные поучения, как подобаетхристианину себя держать в присутствии и обществе язычников (1 Кор.10, 25–33)…Потому, что в этой ситуации ничего нового нет.
 Это тот жеведь Апостол Павел, которого мы так чтим, но о котором было столько прений,когда он обратился из гонителя Савла в апостола Христова Павла… И даже самиапостолы, например, тот же апостол Петр, отнеслись к его обращению сперва точнотак же враждебно и с подозрением, как ныне некоторые из наших пасомых относятсяк нашему сближению с Московской Патриархией.
 Поэтому,в том, что касается Всемирного Совета Церквей, позвольте высказать иную мысль:
 Врагов у Христа много. Они не заседают только в так-называемом Всемирном Совете Церквей.Эти враги, к примеру, владеют средствами вещания. Они преподают в учебных заведениях.Враги Христовы ставят условия при трудоустройстве. Нам не дал Господь Бог техвозможностей, чтобы мы смогли то малое стадо, которому Христос завещал не бояться,уберечь от всякого контакта, присутствия и даже открытого богохульства враговХристовых.
 Мы можемтолько научить их молиться и поститься, бороться со злом, противостоять лживнутренне, не отступать от догматов Церкви, не поддаваться клевете на Христа– но мы не можем не только изъять своих православных из среды внехристианскогообщества, мы обязаны за них и ради них, ради пастырского нашего служения, не закрывать глаза на прискорбную действительность.
 Контакт не означает одобрение. Контакт иногда происходит и вопреки воле (1 Кор. 9, 17),вовсе не вовлекая человека в симпатию какую бы то ни было с собеседником, коллегой,начальством. Мы понимаем это в своих епархиях: мы должны распространить этопонимание и на других.
 Приличествует ли нам, ограждая себя самих крестным знамением, своеобразно изолироваться герметическиот соприкосновений с иноверными, обличая их всех в необратимой ереси экуменизма?
 Не из буддизма ли пришел к Православию тот же праведный отец Серафим (Роуз)? Не из римо-католическихи англо-католических ли кругов мы приняли уже достаточно серьезное количествонынешних наших достойных православных пастырей?
 Вводит лиВсемирный Совет Церквей наших пасомых в заблуждение? Не более, чем это уже делаюттелевидение и начальная школа.
 Что же намделать?
 Святой преподобныйСерафим Саровский, призывая нас, каждого, постоянно пребывать в молитве, и подаваянам тем самым пример молитвенного подвига, указал нам и лучший способ борьбыс экуменизмом. И мы, пастыри, и пасомые наши, призваны сейчас, как никогда,молиться постоянно, крепко, сосредоточенно и со вниманием, невзирая на то, гдемы, с кем мы, кто чем занят и о чем идет речь… Наше верное оружие, указанноеСамим Спасителем: молитва и пост (Мк. 9, 29). Ими побеждаются все козни дьявольские.
 Пост и молитва,уверен, помогут нашим заблуждающимся прихожанам разобраться и в своих печальныхдомыслах относительно мнимых опасностей канонического общения с Московской Патриархией.
 Прискорбноконстатировать тот факт, что такие домыслы свидетельствуют о самом фундаментальномнепонимании евангельской проповеди Христа, Его учения, Христовых заповедей.Ведь и первая, и вторая заповеди Христовы призывают нас именно к бесстрашномусближению с единоверными, с ближними, а не к продлению либо затягиванию разделения(Мк. 12).
 Постясь,молясь согласно уставу и примеру наших учителей, начиная с Самого Христа, мыможем смело подходить и общаться с кем-либо, в любых обстоятельствах, которыесочтет нужным перед нами или вокруг нас возвести Господь – Творец и ВседержительВсемогущий. И яд можем пить, говорит Христос, и не коснется он нас… (Мк. 16,18, Лк. 10, 19) Будем же, как заповедал нам Спаситель, мудрыми аки змии и целымияко голуби (Мт. 10, 16)…
 Не отступаяни в чем, ни в малейшей капле или степени от наших святых учениий и канонов,согласимся, что живем мы – в другом совершенно мире, чем наши святые апостолыи святые отцы… В мире, в котором все заблуждения и все вымыслы, и все пороки,и все лжеучения перемешались полностью, так что невозможно никак отгородитьсяот них, спастись от присутствия еретиков и иноверных. Нет уже пустынь, в которыеможно удалиться от окружения…
 Не могу согласитьсяс предложением повременить с подписанием Акта о каноническом общении, именноглядя на все те пороки, которые разбушевались в окружающем и нас, и паству нашу,мире.
 Сейчас не время перебирать заново политические и исторические больные вопросы двадцатоговека. Это время отжито, эти вопросы исчерпаны. Не запрещено ими заниматься,но польза-то какая? Сколько можно поколений посвятить осуждению Декларации митрополитаСергия, уже отвергнутой окончательно, причем много раз? В 2000 г. на ЮбилейномАрхиерейском Соборе Московская Патриархия осудила СУТЬ «сергианства». В совместных же документах церковных комиссий Московская Патриархия отказывается от курса,избранного митрополитом Сергием (Страгородским) в 1927 г., назвав «Декларацию»трагедией и соблазном, послужившим разделению в Русской Православной Церкви.Кто виноват в том, если наша паства не удосуживается читать то, что издаетсяи подчас раздается по приходам, не только Московской Патриархией, но и намисамими?
 Сколько следуетпродолжать возмущаться существованием псевдо-Всемирного псевдо-Совета псевдо-Церквей?Мы там бываем? Нет. Он без нас закрылся? Нет. Нам удастся его закрыть? Нет.
 Все вредно,что в окружающем мире. И в то же самое время, всякая ложь, всякий тлен и всепороки и лжеучения разбиваются вдребезги перед Всемогуществом Божиим… Ни дарвинизм,ни извращения, ни богохульство, ни тем паче экуменизм каких-то еретиков, ни заблуждения, вроде так называемой теории многих ветвей Древа Истины, не могутпреодолеть, ни в чем-либо запятнать Истины Христовой. Даже не заслуживают ониот нас столько лет такого внимания…
 Разве можетПравославие находится в опасности, если оно есть Сам Дух Божий?!
 Что гораздоболее существенно, это бороться с пороком в нашей православной среде, добиваться,чтобы молодежь не приступала к Святой Чаше с проколотыми губами, носами, языками,чтобы не безобразились гнусными татуировками, чтобы не вступали в развратныесвязи, не соблазняли своих православных сверстников, не пользовались и не распространяли бы наркотики, и не делали аборты…
 Важнее боротьсяс тем самым экуменизмом, когда православная девочка выходит замуж за индусаили язычника, или атеиста, – но для этого борьба должна начинаться раньше, онадолжна охватывать всю ее семью, от самого ее рождения… И то же самое можно сказатьо наших юношах, бесповоротно женящихся на язычницах, а не только на инославных…Это борьба посложнее, чем высказываться отрицательно о клириках других конфессий,или об их поступках.
 Церковь Христовапризвана не откладывать эту борьбу, а значит и не медлить с заключением окончательныхАктов молитвенного общения с Московской Патриархией.
 Мы, архиереиправославные, принесли особую присягу Христу. Мы приняли на себя бремя архипастырское,знаменем которого является святой Омофор. Мы облеклись в святую Панагию – образне только Причистыя Девы со Спасителем, но образ, олицетворяющий в своем смыслеСвятую Семью, т.е. христианское понятие о том, что и Сам Господь Бог освятилСвоим примером подвиг семейной общины. Христос и Матерь Божия – первая домашняяцерковь православная.
 Мы же, архиереиправославные, пася семьи стада Христова, учим их: Елицы во Христа крестистеся,во Христа облекостеся! (Гал. 3, 27).
 Каждый истинныйхристианин, сознательно крестившийся во Христа и посвящающийся до конца сознательно,каждодневно и ежечасно, Христу – облекается во Христа. Облекшись во Христа,можем ли мы медлить в уврачевании страшных ран на Церковном теле? Можем ли мыпродолжать отказываться от общения с другими хотя бы православными, под предлогом,что они бывают там, где мы отказываемся бывать, или что кто-то из их предковили предшественников, возможно, когда-то, в чем-то, согрешил перед Богом?
 Как встретилХристос толпу, готовившуюся побить камнями женщину, взятую в любодеянии? Как ответил Христос кровоточащей, жаждущей исцеления и дерзнувшей прикоснуться,вопреки всем нравам и законам того времени? Каким великим чудом воздал Христоссотнику-язычнику, ищущему исцеления для своего домочадца – даже не переступаячерез порог дома просящего, ради одной веры и великого смирения его (Мт. 8)?Какими словами приветствовал Христос Закхея-мытаря? Ради чьих слез воскресилХристос Лазаря Четверодневного? Чем воздал даже изнуренный страданиями Христосразбойнику благоразумному?
 Мы, архиереиправославные, облекшиеся во Христа, в полном смысле слова, должны, во-первых,стремиться раздать все эти дивные, трепетные и столь целительные, умилительныеучения, богослужения, предания и подробности нашей православной, истинной Церквивсем тем, кто уже часть стада Христова, или близок к нему.
 Суд Божий– над всеми нами. Господь Бог осудит и воздаст всем тем, по заслугам и проступкамих, кто нам препятствует на пути архипастырского и пастырского служения.
 Наш долг– сохранить малое стадо сие. Но сохранить – не означает остановиться на однойточке, пока не уговорим самых слабых, угасающих членов этого стада. Сохранитьстадо – означает помочь стаду сохранить себя, тем естественным путем укрепленияправославной семьи, которым всякое стадо всегда естественно приумножается.
 А для этоговсе мы, православные епископы, согласно канонам и законам Единой, Соборной и Апостольской Церкви, должны предстать перед этим стадом не враждующей между собой разобщенной организацией какой-то, но подлинно во Христа облекшимися преемникамисвятых апостолов и святых отцов. Без распрей, без упреков, без задних мыслей– и без искусственных, неоправданных границ и препятствий к общению молитвенному,к общению евхаристическому, к общению братскому.
 Тогда и стадобудет цело – и его Хозяин воздаст нам за труд наш.
 Труд этотнаш в том, что мы взяли на себя долг вести, беречь, врачевать, назидать малоенаше стадо – а не возводить между его частями стены, препятствия.
 Больные,разумеется, нуждаются в ином подходе, чем здоровые. Но и больным, и здоровымдобрый врач, добрый пастырь говорит одно и то же: путь один, Он же есть ХристосБог. Лечение едино: молитва и пост, Святые Таинства, наставляющие всякого и всякую в благочестии.
 И мы – единымежду собой в служении Ему. Нас объединяет церковный кризис – кризис не в вопросеединения – ибо мы уже едины! – но кризис в общем упадке и общей безнравственностичеловеческой среды.
 Конечно,врагам Христовым – именно Его врагам! – не желательно видеть укрепление и расцветХристова стада… Враги человеку – домашние его, говорит Господь, возвещая, ещераз, что не все Ему последуют (Мф. 10, 34–36). И именно от врагов Христовых,а не от каких-либо приемлемых для нас источников, исходят все эти волнующиенападения, клевета, бесчинства.
 В этом необходимополностью отдать себе отчет. Не по слабости и не по немощи возникают противнас критики в наших же епархиях, но потому-то ведь, что стадо Христово в запущенномсостоянии, в него вкрались и поселились враги, чума, паразиты, грязь. И от нихГосподь Иисус Христос Всепобеждающий поможет нам надлежаще избавиться.
 Мы выполнимобещанное, повторяя от чистого сердца возглас, произносимый епископом за каждойБожественной литургией: Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей,и утверди, егоже насади Десница Твоя.
 И да будемвовеки Совершенни во Единем (Ио. 15, 14, также 17, 21, 23), как заповедал намнаш Создатель, наш Спаситель, Господь и Бог, Царь и Судия наш Иисус Христос.Аминь.

КИРИЛЛ, архиепископ Сан-Францисский
и Западно-Американский
7/20 октября 2006 г.

 
Архипастырь

В Димитриевскую родительскую субботу архиепископ Викентий совершил богослужение в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского в России особыми молитвами вспоминают всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани. В Димитриевскую родительскую субботу богослужение в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

 
Церковь и общество

Епископ Архангельский Тихон посетил Центральный морской полигон Минобороны РФ

 52-я годовщинаобразования Центрального морского полигона Министерства обороны Российской Федерации,расположенного неподалеку от Северодвинска, была отмечена посещением епископаАрхангельского и Холмогорского Тихона. Визит владыки на полигон состоялся по приглашению контр-адмирала Виталия Федорина.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс